Опасность землетрясений: ученые предупредили об извержении крупнейшего вулкана на Земле

© AP Photo / RICHARD VOGELУченый работает в гавайской обсерватории Мауна-Лоа
Ученый работает в гавайской обсерватории Мауна-Лоа - Sputnik Грузия, 1920, 26.05.2021
Судьба самого большого вулкана на Земле зависит от землетрясений, говорят ученые, потому что сдвиг земной коры может разрушить породу над магмой

ТБИЛИСИ, 26 мая — Sputnik. Международная группа ученых провела масштабное исследование движения грунта вблизи крупного вулкана Мауна-Лоа на Гавайях и выяснила, что под щитовым вулканом происходит накопление магмы, что способно вызвать землетрясение и бедственное извержение.

Вид на горы в регионе Мцхета Тианети со смотровой площадки у монастыря Джвари - Sputnik Грузия, 1920, 25.05.2021
Землетрясение произошло на севере Грузии: толчки ощущались в Тбилиси

В своем исследования ученые использовали данные спутниковых геодезических радаров и GPS-станций. Посредством этой сверхточной аппаратуры им удалось смоделировать, как изменяется приток магмы с течением времени и где происходят даже небольшие разломы.

В итоге эксперты обнаружили, что в период с 2014 по 2020 год в целом приблизительно около 0,11 кубического километра магмы вторглись в дайкообразное магматическое тело (это тела крупного образования, возникшие при застывании магмы в трещинах земной коры), расположенное к югу от кальдеры на глубине 2,5-3 километров.

Так вот выяснилось, что, к примеру, в 2015 году у магма было следующее движение: она начала расширяться на юг, но к 2017 году центр деформации возвратился в прежнее положение. Таких изменений магматического тела никогда раньше не наблюдалось.

"Приток новой магмы начался в 2014 году, что открыло пространство в рифтовой зоне для проникновения магмы. Движения вдоль горизонтальных разломов являются существенными признаками длительного роста вулканов. Будет ли вулкан извергаться в ближайшем будущем? Если приток магмы продолжится, это, вероятно, случится. Но совсем не обязательно", – пишут исследователи.

Ученые уверены: дальнейшая судьба вулкана будет зависеть от землетрясений. Как объясняют специалисты, землетрясение может создать дополнительное давление, способствующее разрушению пород над магмой.

Мауна-Лоа – действующий щитовой вулкан на острове Гавайи, его высота достигает 4 169 метров. Ученые называют его самым большим вулканом на Земле. К примеру, во время извержения 1950 года лава всего три часа достигла побережья города Коны. При этом за три дня до извержения 1950 года случилось землетрясение магнитудой 6,3, а более чем через год – землетрясение магнитудой 6,9. Поэтому ученые предполагают, что землетрясение, возможно, повлияет на следующее извержение гавайского вулкана.