Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом

Коварный COVID-19: ученые нашли второй путь попадания коронавируса в клетки

(обновлено 14:39 21.10.2020)
Тайна проникновения в организм человека опасного вируса, который уже десять месяцев сотрясает мир, сильно волнует ученых со всего мира

ТБИЛИСИ, 21 окт — Sputnik. Необычайная агрессивность коронавируса нового типа по сравнению с его предшественниками давно уже тревожит ученых. Оказалось, что для проникновения в клетки вирус использует еще один рецептор на их поверхности.

Это нейропилин-1 и он в большом количестве присутствует в дыхательных путях, кровеносных сосудах и нейронах. Результаты исследований опубликованы сразу в журнале Science.

Биологи говорят, что коронавирус SARS-CoV-2, также как и родственный ему SARS-CoV, способен заразить клетки через рецептор ACE2. Меду тем, вспышка атипичной пневмонии в 2003 году, вызванная вирусом SARS-CoV, имела значительно меньшее распространение, чем COVID-19.

По мнению ученых, связано это с тем, что инфекция была ограничена преимущественно нижними дыхательными путями. Именно этот сделало вирус менее передаваемым. SARS-CoV-2, напротив, инфицирует верхние дыхательные пути, подключая слизистую носа и глотки, и, как результат, мгновенно распространяется за счет активного вирусного выделения, к примеру, во время чихания или кашля.

Выясняя, что делает SARS-CoV-2 настолько коварным и заразным, ученые в двух независимых исследованиях обнаружили, что спайковый белок вируса на поверхности клеток человека помимо ACE2 связывается с другим рецептором – нейропилином-1. Авторы считают, что это облегчает его проникновение.

Началось все с того, что изучая последовательность белка шипа SARS-CoV-2, исследователи нашли в нем уникальный очаг расщепления, который отсутствует у других коронавирусов. Они предположили, что это позволяет новому коронавирусу создавать дополнительные сайты связывания рецепторов на поверхности клеток.

Авторы также выявили у вируса небольшую последовательность аминокислот, аналогичную последовательности в человеческих белках, которая взаимодействует с нейропилином-1.

Причем оба коллектива ученых описали и экспериментально подтвердили возможность создания противовирусного лечения, основанного на ингибировании нейропилина-1. Отключив в лабораторном тесте нейропилин-1 в клетках человека, они снизили способность SARS-CoV-2 заражать клетки в культуре.

Еще одно любопытное наблюдение – результаты одного из экспериментов также позволили объяснить причину потери обоняния при COVID-19. Ученые под руководством нейробиолога Микаэля Симонса (Mikael Simons) из Технического университета Мюнхена при вскрытии шести умерших от COVID-19 пациентов обнаружили у пяти из них инфекцию обонятельного эпителия. Причем инфицированные клетки показывали высокую экспрессию нейропилина-1.

К слову, аналогичной причиной объясняют авторы и поражения мозга при новой коронавирусной инфекции. Дело в том, что когда биологи вводили в носоглотку животным наночастицы, имеющие сродство к нейропилину-1, они скоро, буквально за несколько часов, доходили до нейронов и капиллярных сосудов головного мозга, в отличие от контрольных частиц, которые не связывались с этим рецептором.

Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире (1512)

Прощай, легенда: Мир скорбит по Диего Марадоне - фото

(обновлено 22:00 27.11.2020)
  • Аргентина оплакивает своего соотечественника - величайшего футболиста Диего Марадону
  • Аргентинцы собрались у больницы, где находится тело покойного Марадоны
  • Фанаты легенды аргентинского футбола отдают дать уважения Диего Марадоне
  • Марадона стал путеводной звездой для мальчишек, увлеченных футболом, по всему миру
  • Португалец Андре Виллаш-Боаш предложил Международной федерации футбола (ФИФА) вывести из обращения 10-й номер на форме игроков в память о великом маленьком аргентинце
  • Аргентинский футбол, да и мировой футбол никогда не забудет матч против Англии с голом рукой, после которого Марадону стали называть рука Бога
  • Аргентинцы вспоминают, что Марадона был обычный человек, открытый для всех. И при этом он заражал любовью к футболу миллионы сердец по всему миру
  • Диего Марадона принес победу Аргентины в финале чемпионата мира по футболу 1986 года. За свою карьеру в составе сборной Аргентины Марадона сыграл 91 матч, в которых забил 34 гола
  •  В Неаполе футболист провел лучшие годы карьеры, тысячи людей вышли проститься с ним
  • В Неаполе Марадона является символом противостояния угнетенных бедных клубов юга Италии с севером
  • Стадион Бейра Риу в цветах аргентинского флага в знак скорби по Диего Марадоне в Бразилии
  • Болельщик у траурного венка во время скорби по Диего Марадоне в Мексике
Величайший футболист ХХ века Диего Марадона ушел из жизни 25 ноября. В Аргентине объявлен трехдневный траур. Смотрите в фотоленте Sputnik, как прощается мир с легендой

В день смерти экс-капитана сборной Аргентины, чемпиона мира 1986 года прошли масштабные акции в его честь в Буэнос-Айресе и других городах страны.

В ноябре легендарный футболист перенес операцию на мозге в связи с кровоизлиянием, но две недели назад его выписали из больницы. Накануне, когда он находился в своем доме в пригороде Буэнос-Айреса, у него случился сердечный приступ.

Прощание с телом легендарного футболиста проходит во дворце президента Аргентины в центре Буэнос-Айреса: фанаты поют песни в честь своего кумира, плачут, запускают фейерверки. Происходящее мало напоминает скорбь, это скорее чествование знаменитого футболиста.

© REUTERS / Matias Baglietto