Ровер Perseverance после посадки на Марс

Сенсация! Ученые выяснили, какие растения могут расти на Марсе

(обновлено 00:58 17.03.2021)
Есть ли жизнь на Марсе, нету ли жизни на Марсе - ученые могут спорить об этом бесконечно. Эксперименты дают возможность предположить, что ничего не исключено

ТБИЛИСИ, 15 мар - Sputnik. Пилотируемые миссии на Марс станут реальностью в следующем десятилетии и человек ступит на его поверхность, считают в Международной координационной группе по исследованию космического пространства, объединяющей более 20 национальных космических агентств.

А пока ученые все продолжают спорить, есть ли жизнь на Марсе. Как показывают недавние эксперименты, марсианский грунт вполне пригоден для некоторых земных организмов.

В середине февраля немецкие ученые сообщили, что им удалось вырастить сине-зеленые бактерии рода Anabaena в условиях, приближенных к марсианским. В специальном биореакторе поддерживали низкое давление газовой смеси из азота (96%) и углекислого газа (четыре процента). Микроорганизмы, помещенные в почву, имитирующую ту, что на Красной планете, не только выжили в этой атмосфере, но и начали размножаться, сообщает РИА Новости.

До этого, в  2014 году ученые Вагенингенского университета (Нидерланды) посадили семена 14 видов растений в грунт, напоминающий марсианский. Его приготовили из привезенных с Гавайев вулканических пород. Спустя 50 дней в большинстве горшков появились ростки, а в некоторых — цветки и даже плоды.

Это были шпинат, помидоры, горох, рожь, редис, киноа, кресс-салат, руккола, зеленый лук и лук-порей. Причем никакой разницы между "марсианскими" и обычными сельхозкультурами не заметили.

Тем не менее пробовать "марсианский" урожай исследователи не рискнули. Помимо фосфора и столь необходимого растениям азота, в почве содержались тяжелые металлы — свинец, мышьяк, ртуть и железо. Обычно они накапливаются в съедобной части растений и делают их ядовитыми.

Параллельно экспериментировали в Международном центре картофеля (CIP) в Перу — совместно со специалистами аэрокосмического агентства NASA. Правда, задачу усложнили — к реголиту добавили "марсианскую" атмосферу.

На специальную платформу поместили камеру с реголитом — его роль играл грунт из пустыни Пампа де ла Хойя, одного из самых засушливых мест на Земле. Создали практически марсианские условия — температура, давление, углекислый газ.

Затем в грунт — о его химическом составе ничего не сообщалось — поместили клубни картофеля. Несколько недель почву поливали особым раствором с питательными веществами. Картофель пророс и зацвел. Авторы исследования утверждали, что были даже клубни, однако можно ли их употреблять в пищу, не уточнили.

Как бы то ни было, эксперимент показал, что при правильном подходе на Марсе можно вырастить картофель.

Ученые, Марс, Космос
Тайны космоса и новые открытия (13)

ООН предупредила о большом количестве астероидов, угрожающих Земле

(обновлено 08:25 28.07.2021)
В 2020 году всемирная сеть астрономических обсерваторий, расположенная более чем в 40 странах, собрала почти 39,5 миллиона записей о наблюдениях астероидов и комет

ТБИЛИСИ, 28 июл — Sputnik. Человечество знает только о 40% крупных и пересекающих орбиту Земли астероидов и комет, притом что на сегодняшний день известно о более чем 25 тысячах таких объектах, говорится в отчете, опубликованном на сайте Научно-технического подкомитета Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Об этом пишет РИА Новости.

"По оценкам, идентифицировано лишь около 40 процентов значительных по размеру объектов, сближающихся с Землей", – говорится в отчете.

В документе отмечается, что в 2020 году всемирная сеть астрономических обсерваторий, расположенная более чем в 40 странах, собрала почти 39,5 миллиона записей о наблюдениях астероидов и комет. По состоянию на 17 апреля 2021 года ученые знали о 25 647 объектах, сближающихся с Землей. При этом в 2020 году найдено 2 959 таких объектов – рекордное число.

Ранее научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов сообщил РИА Новости, что специалисты знают лишь о каждом десятом космическом теле размером более 100 метров, а тел порядка 50 метров, каким был Тунгусский метеорит, известен лишь один процент. При этом такие малые тела, как упавшее в Челябинске, вообще не поддаются предварительному обнаружению на дальней дистанции.

Ампулы с вакциной Гам-КОВИД-Вак Спутник V

Минздрав России одобрил совместное испытание вакцин AstraZeneca и "Спутник Лайт"

(обновлено 15:04 27.07.2021)
В исследованиях примут участие 150 пациентов, завершить их планируется 2 марта 2022 года

ТБИЛИСИ, 27 июл - Sputnik. Министерство здравоохранения России одобрило проведение совместного исследования вакцин против коронавируса AstraZeneca и "Спутник Лайт", передает РИА Новости.

В мае 2021 года Минздрав РФ отклонил исследование этой комбинации по причине отсутствия в заявлении на проведение клинического исследования ряда документов и данных, необходимых для оценки этических и клинических аспектов исследования.

"Простое слепое рандомизированное исследование фазы I/II для определения безопасности и иммуногенности комбинации препаратов AZD1222 и rAd26-S, вводимых по схеме "гетерологичный прайм-буст", для профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19 у взрослых", – указано в реестре разрешений на проведение клинических исследований.

В тестах примут участие 150 пациентов. Завершить их планируется 2 марта 2022 года.

Центр Гамалеи, AstraZeneca, РФПИ и компания "Р-Фарм" 21 декабря 2020 года подписали меморандум о взаимодействии. Документ предполагает сотрудничество в разработке и проведении клинических исследований для оценки комбинированного применения одного из компонентов вакцины "Спутник V" и одного из компонентов вакцины AZD1222, разработанной AstraZeneca совместно с Оксфордским университетом.

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

Энергетика. Подстанция Марнеули-500

Две новые электроподстанции построит в Грузии греческая компания

(обновлено 08:22 28.07.2021)
Реализация проекта позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию в Аджарии и Гурии, а также увеличить экспортный потенциал страны

ТБИЛИСИ, 28 июл — Sputnik. Греческая компания Mytilineos S.A. (Metka) подписала с компанией "Государственная электросистема Грузии" контракт на строительство новых подстанций в Грузии стоимостью 36 миллиона евро, говорится в сообщении грузинской компании.

Согласно документу, в рамках проекта компания Mytilineos S.A. построит две новые подстанции в Озургети и Ладжанури, а также расширит подстанцию Ахалцихе-500.

По данным "Государственной электросистемы Грузии", реализация проекта позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию в Аджарии и Гурии, а также увеличить экспортный потенциал страны и развить инфраструктуру, которая будет способствовать интеграции новых гидроэлектростанций в систему передач. Строительство новых подстанций в Озургети, Лаянури и расширение Ахалцихе-500 начнется поэтапно, и будет завершено в 2023-2024 году.

Строительство осуществляется в рамках Программы расширения сети электропередачи Грузии (ENIP). После завершения программы к концу 2026 года, в Грузии будут построены и расширены пять подстанций, а общая протяженность линий электропередач составит около 500 км.

Программа ENIP включает финансирование от Немецкого банка реконструкции и развития (KfW), софинансирование от Европейского банка реконструкции и развития (EBRD) и грант от Европейской инвестиционной платформы добрососедства (EU NIP). Предполагаемый общий объем инвестиций программы составляет 325 миллионов евро.

Государственная электросистема Грузии, энергетика, Грузия