Мозг

Ученые выяснили, почему стареет мозг

(обновлено 17:18 10.03.2021)
Исследователи разобрались, что приводит к снижению когнитивных функций и развитию некоторых нейродегенеративных заболеваний, таких как рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера

ТБИЛИСИ, 10 мар — Sputnik. Основная причина того, что наш мозг с возрастом стареет и развиваются различные нейродегенеративные заболевания, — это потеря миелина — вещества, образующего оболочку нервных волокон, пишет РИА Новости.

Ученые провели по этому вопросу масштабное исследование и определили ген, отвечающий за выработку миелина, что, по их мнению, позволит в будущем создать лекарство для омоложения мозга. Результаты опубликованы в журнале Aging Cell.

Выяснилось, что миелин действует как защитная и электроизолирующая оболочка вокруг "проводов" мозга — нервных волокон, называемых аксонами, которые обеспечивают связь между мозговыми клетками. Нарушение миелиновой оболочки негативно сказывается на эффективности и быстродействии нейронных процессов, что приводит к снижению когнитивных функций и развитию некоторых нейродегенеративных заболеваний, таких как рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.

Нейробиологи из Великобритании, Германии и Италии обнаружили, что клетки, которые управляют восстановлением миелина, становятся менее эффективными с возрастом, и выявили ключевой ген, ухудшение экспрессии которого с возрастом снижает способность клеток заменять потерянный миелин.

"Все знакомы с серым веществом мозга, но очень немногие знают о белом веществе, которое состоит из изолированных "электрических проводов", соединяющих различные части нашего мозга, — приводятся в пресс-релизе Портсмутского университета слова руководителя исследования профессора Артура Батта (Arthur Butt) из Школы фармацевтики и биомедицинских наук. — Ключевая особенность стареющего мозга — прогрессирующая потеря белого вещества и миелина, что приводит к разрушительным последствиям для функции мозга и когнитивному снижению".

Клетки мозга, вырабатывающие миелин, называемые олигодендроцитами, на протяжении всей жизни должны заменяться стволовыми клетками — предшественниками олигодендроцитов. Однако с возрастом этот процесс замедляется. Причина этого до сих пор была неизвестна.

Сравнивая геномы молодых и старых мышей, авторы определили, какие процессы нарушаются с возрастом. Это позволило им выяснить причины, по которым пополнение олигодендроцитов и вырабатываемого ими миелина снижается в стареющем мозге.

Авторы отмечают, что их исследование — только начало большой работы по поиску путей "омоложения" клеток — предшественников олигодендроцитов для эффективного восполнения утраченного белого вещества.

Пандемия коронавируса - научные исследования крови и анализы

Новая мутация коронавируса позволяет избегать клеточного иммунитета

(обновлено 21:07 30.07.2021)
Если вирус достаточно долго задержится в одном организме, он может накопить мутации, которые помогут ему обходить иммунный ответ, сообщили ученые

ТБИЛИСИ, 30 июл — Sputnik. Исследователи из России выявили мутации коронавируса, которые позволяют преодолевать клеточный иммунитет, сообщила пресс-служба Сколтеха.

"Исследователи Сколтеха и их коллеги изучили самый продолжительный на сегодня случай заболевания COVID-19 у пациентки с ослабленным иммунитетом, которая болела 318 дней. Исследование позволило выявить мутации, которые помогают коронавирусу SARS-CoV-2 избегать клеточного иммунитета. Препринт статьи опубликован на портале Research Square", - говорится в сообщении.

Согласно нему, исследование проводили специалисты нескольких российских научно-исследовательских институтов и лечебных учреждений.

Как отметили в Сколтехе, коронавирус непрерывно мутирует. Если вирус достаточно долго задержится в одном организме, он может накопить мутации, которые помогут ему обходить иммунный ответ. Это делает подобных пациентов с ослабленным иммунитетом невольными "горячими точками" быстрой эволюции вируса.

"Всего вирус приобрел 40 мутаций, изменяясь гораздо быстрее, чем это обычно происходит при распространении в популяции. Такая быстрая эволюция указывает на то, что вирус адаптировался к существованию в организме человека, закрепляя мутации, которые помогали ему лучше выживать или быстрее размножаться", - уточняется в сообщении.

Результаты, полученные учёными, указывают на то, что уклонение от Т-клеток – недооцененный и потенциально мощный двигатель эволюции SARS-CoV-2 в пациентах с ослабленным иммунитетом.

Россия, Коронавирус COVID-2019, Пандемия
Сотрудники на линии розлива инъекционных препаратов шприц-доза вакцины ЭпиВакКорона

Нанотела против коронавируса: в Германии разработали новый препарат

(обновлено 20:10 29.07.2021)
Эффект разработанного в Геттингене препарата состоит в том, что это, по сути, нанотела, задача которых блокировать вирус и не допустить его развитие в организме

ТБИЛИСИ, 29 июл — Sputnik. Разработано средство, которое эффективно блокирует коронавирус и его различные варианты. Препарат создан учеными Геттингенского университета в Германии на основе нанотел. Об этом сообщается в статье, опубликованной в The EMBO Journal.

Новая разработка в тысячу раз превосходят ранее созданные аналоги. Поскольку нанотела можно производить с небольшими затратами и в больших количествах, это средство в случае успешных клинических испытаний будет способно удовлетворить мировой спрос на терапевтические препараты против COVID-19.

Нанотела представляют собой уменьшенную версию антител — молекул, которые прикрепляются к вирусам и другим инфекционным агентам и нейтрализуют их. Мини-антитела, или VHH, направлены против S-белка коронавируса, который участвует в прикреплении вируса к рецепторам на поверхности заражаемой клетки и последующем проникновении его внутрь. Нанотела блокируют рецептор-связывающий домен коронавируса, предотвращая заражение.

Для создания нанотел ученые иммунизировали трех альпак, чтобы они произвели мини-антитела к S-белку. Затем исследователи взяли образцы крови и выделили около миллиарда различных антител. Для отбора 45 самых эффективных молекул были использованы бактериофаги, которые несли на своей поверхности рецептор-связывающий домен коронавируса. После этого нанотела были проверены на эффективность нейтрализации SARS-CoV-2 и предотвращении репликации вируса в клетках.

Германия, Коронавирус COVID-2019
Храм Джвари

Какой сегодня церковный праздник: 1 августа 2021

(обновлено 18:27 31.07.2021)
По православному церковному календарю, 1 августа отмечают день памяти Святых Макрины, Дия и Серафима

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Макрина

По церковному календарю, 1 августа поминают преподобную Макрину, сестру святителей Василия Великого и Григория Нисского.

Родилась будущая Святая в Каппадокии (современная Турция) в начале IV века. Макрина в семье была старшей среди десяти детей – ее воспитанием и образованием руководила мать - Емилия. Она учила дочь грамоте по Священным книгам и псалмам Давида.

Когда дева выросла, ее обручили с благочестивым юношей. Жених вскоре скончался, а Макрина, не пожелавшая изменить его памяти, решила хранить целомудрие. Оставшись в доме родителей, она следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер, а после смерти отца стала для семьи главной опорой.

Каппадокия, Турция

Со временем, они вместе с матерью постриглись в монахини. Все, кто знал деву, относился к ней с глубоким уважением - в течение всей жизни праведнице были присущи строгость к себе и воздержание.

Макрина за благочестивую жизнь удостоилась дара чудотворений. Монахини ее обители после смерти Святой рассказали ее брату - святителю Григорию Нисскому, как Макрина исцелила полуслепую девочку, поцеловав ее глаза.

Дий

По церковному календарю, 1 августа поминают преподобного Дия, праведника и целителя.

Родился будущий Святой в благочестивой христианской семье в Антиохии Сирийской в конце IV века. Путь постничества и молитвы он избрал с юности. Однажды Дию явился Господь и повелел отправиться в Константинополь, чтобы служить там Ему и людям.

По преданию, придя в уединенное место и помолившись, Дий воткнул свой жезл в землю и попросил Господа дать сухому посоху жизнь, если Спасителю угодно видеть его здесь. Дав корни, посох начал расти и превратился со временем в огромный дуб.

Окрестные жители приходили к праведнику за советом и наставлением, а также просили исцелить душевные и телесные недуги. Святой лечил болезни молитвой, а все пожертвования раздавал странникам, нищим и больным.

Когда до императора Феодосия Младшего дошла молва об отшельнике, он пришел к Святому вместе с Константинопольским Патриархом Аттиком за благословением. На месте подвигов Дия, по желанию императора, построили монастырь.

Святому незадолго до смерти в алтаре церкви явился светлый муж в священнической одежде и сообщил о дне кончины. Дий, возблагодарив Господа за извещение, тихо скончался. Произошло это примерно в 430-м.

Серафим Саровский

По церковному календарю, 1 августа отмечают день обретения мощей преподобного Серафима Саровского - одного из самых любимых Святых русского народа.

Прославление преподобного Серафима состоялось в 1903-м - через 70 лет после его кончины.

В день рождения Святого, 19 июля по старому стилю, его мощи с великим торжеством были открыты и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многочисленными исцелениями больных, прибывших в Саров в большом количестве.

Духовный путь преподобного отмечен большой скромностью. Саровский подвижник, избранный Господом с детства, восходил к духовному совершенству без колебаний и сомнений.

Подвиги, превосходящие далеко естественные человеческие возможности, к примеру молитва в течение тысячи дней и ночей на камне, входят в жизнь Святого гармонично и просто.

Серафима Саровского, по церковному календарю, поминают и 15 января.

По церковному календарю, 1 августа именины отмечают Варлаам, Дмитрий, Григорий, Митрофан, Роман, Степан, Серафим и Тихон.

религия