Медицинский работник демонстрирует работу передвижной лаборатории по диагностике и профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19

Российские ученые нашли потенциальный способ победить любой коронавирус

(обновлено 18:48 14.09.2020)
Исследователи надеются, что открытые ими биомолекулы в будущем можно будет использовать для создания новых препаратов и методов лечения коронавирусных инфекций

ТБИЛИСИ, 14 сен — Sputnik. Исследователи из НИУ "Высшая школа экономики" изучили роль молекул микроРНК человека во взаимодействии с коронавирусами и, возможно, нашли способ борьбы с ними, говорится в исследовании, опубликованном в журнале PeerJ.

МикроРНК – это небольшие РНК, отвечающие за регулирование патогенеза и репликации вирусов. Они могут взаимодействовать с различными вирусами через несколько возможных механизмов, включая прямое связывание вирусной РНК.

Всего коронавирусов, поражающих человеческий организм, существует семь типов. Четыре из них – HCoV-OC43, HCoV-NL63, HCoV-HKU1 и HCoV-229E – широко распространены и проявляются в виде обычной простуды. Три других – MERS-CoV, SARS-CoV и SARS-CoV-2 – вызывают опасную для жизни атипичную пневмонию и другие осложнения.

Попадая внутрь здоровой клетки, вирус начинает активно взаимодействовать с внутриклеточными биомолекулами, среди которых есть и микроРНК. Потенциально они способны и подавлять репликацию вирусов. Связываясь с вирусной РНК, они разрушают ее, поэтому мощная атака микроРНК может остановить распространение вируса. При слабом взаимодействии они просто замедлят репликацию.

Последний сценарий идет только на пользу патогену, так как помогает избежать быстрого иммунного ответа в клетке. Некоторые вирусы даже целенаправленно накапливают сайты связывания с микроРНК хозяина. Это становится их преимуществом: вирусы с большим количеством сайтов связывания лучше выживают и размножаются, что приводит к их эволюционному преобладанию.

Ученые биологического и биотехнологического факультетов НИУ ВШЭ во главе со Степаном Нерсисяном и Александром Тоневицким выявили четыре семейства микроРНК человека, у которых есть сайты связывания со всеми семью типами коронавируса.

Проанализировав взаимодействия вируса с микроРНК в легких мышей, инфицированных SARS-CoV, исследователи обнаружили, что инфекция приводит к восьмикратному увеличению экспрессии молекулы hsa-miR-21-3p. Эта же микроРНК обладает большим потенциалом подавления всех коронавирусов человека.

Ученые задались вопросом, почему вирус в процессе мутации не устранил в своей РНК сайты связывания с этой молекулой, которая при иммунном ответе нацелена на его уничтожение.

"Напротив, мы видим, что вирус накапливает их в своем геноме в процессе эволюции. Наши исследования показывают, что такие сайты присутствуют во всех коронавирусах человека и не претерпевают значительных мутаций. Мы предполагаем, что таким образом вирус использует эту микроРНК для замедления своей репликации на ранних стадиях заражения, чтобы задержать активный иммунный ответ", – приводятся в пресс-релизе университета слова Степана Нерсисяна.

На следующем этапе ученые планируют экспериментально проверить свои предположения, а также определить, способно ли искусственное введение или удаление микроРНК предотвратить размножение вируса.

Ученые, Коронавирус COVID-2019
Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире (1285)

Вид на зараженную коронавирусом клетку под микроскопом

Ученые назвали болезнь, которая дает иммунитет к коронавирусу

(обновлено 13:32 22.09.2020)
По мнению экспертов, если их версия подтвердится, то люди смогут получать определенный уровень иммунитета к COVID-19 благодаря прививке от этой болезни

ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. Ученые считают, что у людей, которые переболели лихорадкой денге, может вырабатываться определенный иммунитет к коронавирусу нового типа. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на еще неопубликованное исследование профессора Университета Дьюка Мигеля Николелиса.

Лихорадка денге – это острое вирусное заболевание. Протекает с лихорадкой, интоксикацией, сыпью и увеличением лимфатических узлов.

Так вот американский ученый выяснил, что в тех регионах, где в последние годы зарегистрировали вспышки лихорадки денге, распространение COVID-19 идет менее быстрыми темпами.

"Это поразительное открытие поднимает интригующую возможность иммунологической перекрестной реактивности между серотипами флавивируса Денге и SARS-CoV-2", – пояснил он.

По словам Николелиса, если его версия подтвердится, то люди смогут получать определенный уровень иммунитета к COVID-19 благодаря прививке от лихорадки денге.

Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире (1285)
Человек в защитной маске на теннисном турнире Italian Open во время пандемии коронавируса COVID 19

ВОЗ одобрила третью фазу испытаний лекарства из трав от COVID-19

(обновлено 15:35 21.09.2020)
Фаза III клинических испытаний имеет решающее значение для полной оценки безопасности и эффективности нового медицинского продукта

ТБИЛИСИ, 21 сен — Sputnik. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) одобрила протокол для третьей фазы клинических испытаний африканских лекарственных средств растительного происхождения в качестве потенциального метода лечения COVID-19. Об этом сообщается на официальном сайте организации.

Вопрос об использовании традиционных лекарств для борьбы с новой коронавирусной инфекцией поднялся после того, как президент Мадагаскара Андри Радзуэлина предложил протестировать традиционный напиток на основе полыни, обладающий доказанной эффективностью против малярии. В настоящее время этот напиток широко используется на Мадагаскаре, а также в ряде других африканских стран под именем COVID-Organics, или CVO.

"Начало COVID-19, как и вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке, подчеркнуло необходимость укрепления систем здравоохранения и ускорения программ исследований и разработок, в том числе в области народной медицины. Если традиционный продукт медицины окажется безопасным, эффективным и гарантированного качества, ВОЗ будет рекомендовать его для крупномасштабного местного производства" – приводятся в пресс-релизе ВОЗ слова директора отдела всеобщего охвата услугами здравоохранения Регионального бюро ВОЗ в Африке Проспера Тумусииме (Prosper Tumusiime).

Таким образом, ВОЗ одобрила протокол испытаний, устав и техническое задание на создание комиссии по мониторингу данных и безопасности для клинических испытаний.

Решение ВОЗ связано с тем, что в мае этого года организация объявила, что будет рассматривать "традиционные методы лечения" новой коронавирусной инфекции в соответствии с единой для всех лекарств процедурой испытаний.

На основе периодической оценки данных отдельных этапов исследования комиссия примет решение о его продолжении, изменении или прекращении.

Всемирная организация здравоохранения
Вакцинация против гриппа

Вакцина от гриппа появится в Грузии в начале октября

(обновлено 17:52 22.09.2020)
В связи с началом сезона распространения респираторных заболеваний грузинские медики заговорили о важности вакцинации против гриппа

ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. В начале октября Грузия будет иметь в распоряжении 135 тысяч доз четырехкомпонентной вакцины от гриппа, заявил руководитель Национального центра по контролю заболеваний и общественного здоровья Грузии Амиран Гамкрелидзе.

"В этом году мы купили 135 тысяч, которые, по моей информации, должны быть завезены в первой неделе октября. Во всяком случае, первая партия. И начнется вакцинация... Кроме того, вакцину завозит частный сектор, и желающие могут добровольно привиться", - сказал Гамкрелидзе.

При этом Центр по контролю заболеваний работает над приобретением дополнительного количества вакцины.

Что касается самой вакцины, то она французского производства. По словам Гамкрелидзе, она рассчитана для риск-групп, которые ежегодно определяет комитет иммунизации при Минздраве. В риск-группу входят, в первую очередь, беременные, пожилые, дети и лица с хроническими заболеваниями.

Популяризация вакцинации против гриппа среди населения Грузии началась в 2014-2015 годах. В 2018 году страна приобрела 40 тысяч вакцин, но большое количество препарата не удалось освоить. В прошлом году в стране приобрели уже 100 тысяч, из которых неиспользованными осталась лишь малая часть.