Врачи смотрят на снимки с помощью портативного рентгена

Как можно омолодить мозг? Ученые сделали шокирующее открытие

(обновлено 15:42 13.01.2020)

ТБИЛИСИ, 13 янв – Sputnik. Невероятно, но факт: ученые предложили метод, благодаря которому путем воздействия на стволовые клетки головного мозга можно увеличить количество нейронов, замедлить процессы старения мозга и частично вернуть ему утраченные умственные функции. Результаты важного исследования публикует журнал Nature Communications.

Как известно, с годами сильно снижается функциональная пластичность мозга, ухудшаются когнитивные способности и память, а также способность ориентироваться в пространстве. По мнению врачей, это происходит из-за ослабления нейрогенеза - новообразования новых нейронов, генерируемых стволовыми клетками мозга.

Так вот в Германии ученые во главе с профессором Федерико Калегари (Federico Calegari) из Центра регенеративной терапии Технического университета Дрездена решили выяснить, поможет ли увеличение количества стволовых клеток в мозге восстановить умственные функции, такие как обучение, память и способность к навигации.

В ходе эксперимента с помощью специальных инъекций авторы стимулировали нервные стволовые клетки гиппокампа мышей, дабы увеличить их активность. Это привело к увеличению числа новообразованных нейронов и, как следствие, к заметной компенсации возрастного снижения нейрогенеза у старых мышей и улучшения когнитивных функций как у старых, так и у молодых.

В рамках исследования ученые наблюдали, что новые нейроны не просто в течение длительного времени сохраняли жизнеспособность, но и образовывали связи с соседними клетками в мозге животных.

Почему преждевременно стареет мозг? Ученые назвали причину >>>

К примеру, у старых мышей при этом восстанавливалась утраченная способность ориентироваться в пространстве с помощью построения карт окружающей среды - так, как это делают молодые особи, а не с помощью стратегии запоминания ориентиров и выработки привычки, характерной для пожилых.

"У молодых особей область мозга, называемая гиппокампом, имеет решающее значение для запоминания мест и событий, а также отвечает за создание карт новых сред. Пожилые особи используют другие структуры, которые больше связаны с развитием привычек. Было очень интересно увидеть, что добавление большего количества нейронов в гиппокамп старых мышей позволило им использовать стратегии, типичные для молодых животных. Речь шла не только о том, насколько быстро они учились, но, скорее, о том, насколько отличался сам процесс обучения", - цитирует издание слова первого автора исследования Габриэль Бердуго-Вега (Gabriel Berdugo-Vega).

При этом благотворно действовало стимулирование стволовых клеток и на мозг молодых мышей. На протяжении жизни у них дольше сохранялась память, а возрастные когнитивные нарушения были отсрочены.

"У людей также есть стволовые клеток в головном мозге, и известно, что эти стволовые клетки значительно сокращаются в течение жизни. Выявление причин, лежащих в основе когнитивного дефицита при старении, и их устранение имеют решающее значение для быстро стареющего общества", - говорит профессор Калегари.

Медики уверены, что их исследование демонстрирует, что возрастные нарушения можно остановить путем восстановления нейрогенного потенциала мозга, таким образом омолаживая его.

В России задумались об отказе от участия в работе МКС

(обновлено 15:57 26.11.2020)
Вместо этого предлагается запустить национальный проект в виде Российской орбитальной служебной станции

ТБИЛИСИ, 26 ноя — Sputnik. Оператор российского сегмента МКС РКК "Энергия" предложил отказаться от дальнейшего участия в программе, так как все больше элементов станции выходит из строя. Об этом пишет РИА Новости.

Всего в программе МКС участвуют 15 членов, из которых пять – основные: Россия, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство. Строить станцию начали в 1998 году, а первая постоянная экспедиция заработала с 2000-го. Ее планировали использовать до 2015 года, но затем дважды срок работы продлевали: до 2020-го и 2024-го. Теперь стороны обсуждают возможность эксплуатации МКС до 2028-2030 годов.

"Уже сейчас есть ряд элементов, которые серьезно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации. Многие из них не подлежат замене. После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС", — заявил на Совете РАН по космосу первый заместитель гендиректора "Энергии" Владимир Соловьев.

По данным корпорации, будущие траты России на работу Международной космической станции оценивают в 10-15 миллиардов рублей (предположительно, в год) и они "слишком велики".

Во время заседания Соловьев также представил облик новой Российской орбитальной служебной станции (РОСС) с открытой архитектурой и неограниченным сроком эксплуатации "за счет заменяемости модулей". Согласно планам, она будет состоять из трех-семи модулей, в которых смогут разместиться от двух до четырех человек. Для снижения расходов на содержание станции ее хотят сделать автономной. Начать выводить РОСС предлагают после 2024 года — точные сроки неизвестны.

В "Роскосмосе", в свою очередь, сообщили, что приступить к переговорам с партнерами по МКС о судьбе станции собираются в следующем году.

Россия, МКС
Пандемия коронавируса COVID - 19 Больница для инфицированных в Германии

Австралийские ученые выяснили, где и почему может возникнуть новая пандемия

(обновлено 00:01 26.11.2020)
Развитые страны хоть и не так широко представлены в зоне наибольшего риска из-за лучшей инфраструктуры здравоохранения, но и они требуют пристального внимания, отметили специалисты

ТБИЛИСИ, 25 ноя – Sputnik. Группа исследователей из Сиднейского университета решила выяснить, где взаимодействие людей с дикой природой чревато пагубными последствиями для человечества, которые могут привести к следующей пандемии, если не будут приняты превентивные меры. Об этом говорится на сайте учебного заведения.

Для этого ученые проанализировали экологические, социальные и экономические факторы, которые могут повлиять на распространение заболеваний, в том числе центральное воздушное сообщение.

Так, почти половина самых связанных между собой городов мира находится в зонах с высокой степенью антропогенного воздействия на дикую природу. Более того, от 14% до 20% этих городов имеют плохую инфраструктуру здравоохранения. Это означает, что если появится некая новая инфекция, ее, скорее всего, сначала даже не смогут зарегистрировать.

В зоне наибольшего риска оказались регионы Африки к югу от Сахары, Южная Азия и Юго-Восточная Азия, а также западное побережье Латинской Америки.

Руководитель группы исследователей, доктор Майкл Уолш отметил, что страны с высоким уровнем дохода хоть и не так широко представлены в зоне наибольшего риска из-за лучшей инфраструктуры здравоохранения, они тем не менее требуют пристального внимания из-за чрезвычайно сильного давления на дикую природу.

"С помощью полученных данных люди смогут разрабатывать системы, включающие улучшение инфраструктуры здравоохранения, безопасное животноводство, сохранение среды обитания диких животных, а также контроль перемещений через крупные транспортные узлы для предотвращения следующей пандемии", - подчеркнул он.

Ученые
Эпидемия коронавируса - участники митинга оппозиции в масках 14 ноября 2020 года

Финансирование партий: кто столько будет получать в 2021 году

(обновлено 21:54 26.11.2020)
Согласно результатам парламентских выборов, право на финансирование получают 14 партий, но четыре из них в ЦИК пока не обращались

ТБИЛИСИ, 26 ноя – Sputnik. Правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" в 2021 году получит финансирование из госбюджета в размере более 5,1 миллиона лари, согласно предварительным данным итогов пропорциональных выборов парламента.

Далее самую крупную сумму получит бывшая правящая партия "Единое национально движение" - примерно 2,3 миллиона.

Что касается остальных партий, которые входят в состав избирательного блока "Единое национальное движение – Сила в единстве", то сумма будет распределяться следующим образом:

"Движение государство для народа" - 240 тысяч лари,

"Прогресс и свобода" - 12 тысяч лари,

"Республиканская партия Грузии" - 204 тысячи лари,

"Европейские демократы" - 360 тысяч лари.

На третьем месте по объему финансирования оппозиционная парламентская партия "Европейская Грузия", которая может получить более 1,1 миллиона лари. На четвертом месте также оппозиционная парламентская партия "Альянс патриотов Грузии" - более 1 миллиона лари.

Финансирование партиям полагается согласно закону "О политических объединениях граждан Грузии" и зависят от числа полученных голосов, числа женщин в пропорциональных списках, а также окончательного числа мандатов.

Что касается остальных партий, которые преодолели избирательный барьер, то финансирование будет распределено следующим образом:

"Георгий Вашадзе - Стратегия Агмашенебели" - 939 925 лари,

"Закон и справедливость" - 104 436 лари,

"Лело" - 803 560 лари,

"Гирчи" - 777 990 лари,

"Алеко Элисашвили - Граждане" - 497 406 лари,

"Лейбористская партия Грузии" - 289 710 лари.

Текущий курс: 1 доллар — 3,31 лари.

К этому времени десять политических партий уже направили согласие в Центральную избирательную комиссию для получения бюджетного финансирования, среди них партии, которые отказываются входить в парламент и находятся в режиме бойкота.

Соответствующее письменное согласие в ЦИК направили партии, входящие в блок "Единое национальное движение – Сила в единстве": "Единое национальное движение", "Движение государство для народа", "Прогресс и свобода", "Республиканская партия Грузии" и "Европейские демократы".

Также согласие в ЦИК направили две партии, входящие в блок "Георгий Вашадзе – Стратегия Агмашенебели". Это политическая партия "Георгий Вашадзе – Стратегия Агмашенебели" и "Закон и справедливость". К избирательной администрации обратилась и оппозиционная парламентская партия "Европейская Грузия" и "Альянс патриотов Грузии".

Политические партии должны были до 25 ноября представить в Центральную избирательную комиссию письмо с согласием на получение финансирования. Однако, несмотря на это, согласно законодательству, сейчас ЦИК обязан письменно предупредить те партии, которые пока не дали свое согласие, после чего у партий будет еще три дня, чтобы обратиться к избирательной администрации о получении финансирования.

Согласно результатам парламентских выборов, право на финансирование получают 14 партий. На данный момент к ЦИК не обращались "Лейбористская партия", "Граждане", "Гирчи" и "Лело".

Протесты в Грузии 2020: оппозиция не признает результаты парламентских выборов