Как можно омолодить мозг? Ученые сделали шокирующее открытие

© photo: Sputnik / Varvara Gertye / Перейти в фотобанкВрачи смотрят на снимки с помощью портативного рентгена
Врачи смотрят на снимки с помощью портативного рентгена - Sputnik Грузия

ТБИЛИСИ, 13 янв – Sputnik. Невероятно, но факт: ученые предложили метод, благодаря которому путем воздействия на стволовые клетки головного мозга можно увеличить количество нейронов, замедлить процессы старения мозга и частично вернуть ему утраченные умственные функции. Результаты важного исследования публикует журнал Nature Communications.

Нона Гаприндашвили - Sputnik Грузия
Пресс-центр Sputnik Грузия
Нона Гаприндашвили: я буду играть в шахматы, пока не отключится мозг

Как известно, с годами сильно снижается функциональная пластичность мозга, ухудшаются когнитивные способности и память, а также способность ориентироваться в пространстве. По мнению врачей, это происходит из-за ослабления нейрогенеза - новообразования новых нейронов, генерируемых стволовыми клетками мозга.

Так вот в Германии ученые во главе с профессором Федерико Калегари (Federico Calegari) из Центра регенеративной терапии Технического университета Дрездена решили выяснить, поможет ли увеличение количества стволовых клеток в мозге восстановить умственные функции, такие как обучение, память и способность к навигации.

В ходе эксперимента с помощью специальных инъекций авторы стимулировали нервные стволовые клетки гиппокампа мышей, дабы увеличить их активность. Это привело к увеличению числа новообразованных нейронов и, как следствие, к заметной компенсации возрастного снижения нейрогенеза у старых мышей и улучшения когнитивных функций как у старых, так и у молодых.

В рамках исследования ученые наблюдали, что новые нейроны не просто в течение длительного времени сохраняли жизнеспособность, но и образовывали связи с соседними клетками в мозге животных.

Почему преждевременно стареет мозг? Ученые назвали причину >>>

К примеру, у старых мышей при этом восстанавливалась утраченная способность ориентироваться в пространстве с помощью построения карт окружающей среды - так, как это делают молодые особи, а не с помощью стратегии запоминания ориентиров и выработки привычки, характерной для пожилых.

Йога - Sputnik Грузия
Ученые рассказали, как занятия йогой влияют на мозг

"У молодых особей область мозга, называемая гиппокампом, имеет решающее значение для запоминания мест и событий, а также отвечает за создание карт новых сред. Пожилые особи используют другие структуры, которые больше связаны с развитием привычек. Было очень интересно увидеть, что добавление большего количества нейронов в гиппокамп старых мышей позволило им использовать стратегии, типичные для молодых животных. Речь шла не только о том, насколько быстро они учились, но, скорее, о том, насколько отличался сам процесс обучения", - цитирует издание слова первого автора исследования Габриэль Бердуго-Вега (Gabriel Berdugo-Vega).

При этом благотворно действовало стимулирование стволовых клеток и на мозг молодых мышей. На протяжении жизни у них дольше сохранялась память, а возрастные когнитивные нарушения были отсрочены.

"У людей также есть стволовые клеток в головном мозге, и известно, что эти стволовые клетки значительно сокращаются в течение жизни. Выявление причин, лежащих в основе когнитивного дефицита при старении, и их устранение имеют решающее значение для быстро стареющего общества", - говорит профессор Калегари.

Медики уверены, что их исследование демонстрирует, что возрастные нарушения можно остановить путем восстановления нейрогенного потенциала мозга, таким образом омолаживая его.