Ученые нашли в Солнечной системе шестую карликовую планету

© photo: AFP 2020 / P. VERNAZZA / EUROPEAN SOUTHERN OBSERVATORYАстероид Гигея
Астероид Гигея - Sputnik Грузия
Официально новый статус планеты утвердит Международный астрономический союз в Южной Корее в 2021 году

ТБИЛИСИ, 31 окт — Sputnik. Ученые обнаружили в Солнечной системе шестую карликовую планету — астрономы установили, что космическое тело из главного пояса астероидов Гигея (Hygiea), оказывается, соответствует всем параметрам, для того чтобы считаться карликовой планетой.

Соответствующие результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Astronomy.

Открытие было сделано международным коллективом ученых с Очень Большого Телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO). Полученные таким образом новые изображение астероида Гигея дают основания перевести ее из астероидов в карликовые планеты.

Как известно, чтобы считаться карликовой планетой, небесное тело должно обладать четырьмя основными характеристиками. Три из них Гигея имела и раньше: она вращается по орбите вокруг Солнца; не является ничьим спутником; не может, в отличие от планет, расчистить район своей орбиты от других объектов.

Что касается четвертого требования — иметь массу, достаточную для того, чтобы под воздействием собственной гравитации принять приблизительно сферическую форму — тут были некоторые сомнения.

Так вот новое исследование ученых подтвердило сферическую форму Гигеи и позволило оценить ее размеры. Как считают астрономы, потенциально этот астероид даже может отобрать у Цереры статус самой маленькой карликовой планеты в Солнечной системе. Дело в том, что диаметр Гигеи немного превышает 430 километров, в то время как поперечник Цереры составляет 950 километров. Самая крупная карликовая планета из пяти признанных официально — Плутон имеет диаметр около 2400 километров.

Закат солнца - Sputnik Грузия
"Никуда не спрятаться" - грузинский астроном о магнитных бурях

"Благодаря уникальным возможностям приемника SPHERE на VLT, одного из наиболее мощных в мире устройств для построения изображений, мы смогли непосредственно определить форму Гигеи, которая оказалась примерно сферической, — приводятся в пресс-релизе Европейской южной обсерватории слова ведущего исследователя Пьера Вернацца (Pierre Vernazza) из Астрофизической лаборатории в Марселе (Франция). — Благодаря полученным изображениям Гигея может быть переквалифицирована в карликовую планету, на сегодняшний день самую маленькую в Солнечной системе".

Однако новый статус Гигеи как карликовой планеты еще должен быть официально подтвержден мировым научным сообществом. Его утвердит Международный астрономический союз, который соберется в 2021 году в корейском Пусане. Если статус Гигеи будет подтвержден, она станет самой маленькой карликовой планетой.

В данное время карликовыми планетами признаются пять объектов Солнечной системы — Плутон, Эрида, Макемаке, Хаумеа и Церера. Еще несколько десятков объектов, как и Гигея, являются кандидатами в карликовые планеты.