Города мира. Париж

В Париже покажут фильмы Михаила Кобахидзе

148
(обновлено 18:30 18.06.2019)
Гости и жители французской столицы смогут познакомиться с шедеврами грузинского кинематографа

ТБИЛИСИ, 18 июн — Sputnik. Фильмы известного грузинского кинорежиссера, сценариста, актера и композитора Михаила Кобахидзе 19 июня покажут во Французской синематеке, сообщают организаторы.

В Риме познакомятся с грузинским кино>>

Французская синематека – это крупнейший в мире архив фильмов и любых документов, реквизитов, связанных с кинематографом, который был открыт в 1936 году.

Юбилейный кинопоказ в Париже будет посвящен 80-летию грузинского режиссера. Там ценители кинематографа смогут посмотреть такие знаменитые фильмы грузинского профессионала, как "Свадьба", "Зонтик", "Музыканты" и другие.

В рамках ретроспективы, будет показан и новый документальный фильм, снятый режиссером Лашей Отхзурия о Михаиле Кобахидзе. Главным героем фильма является Кобахидзе, который рассказывает зрителям о своем творчестве.

Документальная кинолента "Потерянные 8 ½" рассказывает о шести киноновеллах выдающегося режиссера, которые Кобахидзе снимал на протяжении своей жизни. Картина под названием "Потерянные 8½" снята при поддержке Грузинского киноцентра.

Грузинский маэстро

Михаил Германович Кобахидзе родился в Тбилиси в 1939 году. С 1959 по 1965 год учился во ВГИКе на актерском и режиссерском факультете, который закончил в 1965 году (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Снимать начал на втором курсе учебы во ВГИКе.

С 1961 года сотрудничал со студией "Грузия-фильм", специализируясь на короткометражных и мультипликационных фильмах, за один из которых, "Зонтик", удостоился награды "Серебряный дракон" и приза ФИПРЕССИ на Краковском кинофестивале документального и короткометражного кино в 1967 году. В общей сложности Кобахидзе снял как режиссер в Грузии пять черно-белых короткометражных фильмов. С 1996 года проживает в Париже (Франция).

Кроме работы над фильмами Кобахидзе написал сценарии к мультфильмам: "Любознательный", "Две новеллы. Оптимист", "В пещере", "Трубка", "На море", "Последняя капля", "Тайна", "Урожай", "Зеленая ветвь" и "Святой лис".

В 1996 году на Международном кинофестивале в Венеции состоялась ретроспектива фильмов Михаила Кобахидзе.

148
Теги:
Париж, грузинское кино, Франция
Темы:
Грузинское кино (145)

Ленни Кравиц в Грузию не приедет

94
(обновлено 13:14 08.07.2020)
Легендарный музыкант должен был дать концерт на тбилисском стадионе имени Михаила Месхи, в рамках своего мирового турне Here To Love

ТБИЛИСИ, 8 июл — Sputnik. Концерт всемирно известного американского певца Ленни Кравица (Lenny Kravitz) в Грузии, который из-за пандемии коронавируса был перенесен на 2021 год, не состоится. Об этом говорится на официальной странице портала по продаже билетов tkt.ge в Facebook. 

Как отмечается, решение отменить мировое турне Here To Love, в рамках которого Кравиц должен был выступить в Тбилиси, принадлежит самому исполнителю. Это решение он принял из-за масштабов пандемии в мире.

"Хочу сказать, что я с нетерпением ждал встречи с вами, но к этому моменту самое важное - это здоровье ваше и членов моего бэнда", - цитирует певца сайт. 

Тем, кто успел приобрести билеты на концерт, деньги автоматически будут возвращены в период с 15 июля на протяжении трех рабочих дней, отмечают в tkt.ge.

Первое выступление легендарного музыканта в Грузии должно было состояться на стадионе Михаила Месхи 31 мая 2020 года. Позже из-за эпидемии коронавируса его перенесли на 29 мая 2021 года. 

Примечательно, что европейская часть тура должна была начаться именно со столицы Грузии. На концерте музыкант должен был исполнить как песни из последнего альбома, так и мировые хиты из своей 30-летней музыкальной карьеры.

Ленни Кравиц (Lenny Kravitz) - знаменитый исполнитель, автор песен, мультиинструменталист, продюсер и аранжировщик. Его неповторимый ретро-стиль объединяет такие направления, как соул, фанк, регги, психоделия, фолк и баллады. На его творчество сильно повлияли такие музыкальные звезды, как Принс, Дэвид Боуи, Стиви Уандер и Пол Маккартни.

Кравиц как поет, так и зачастую сам играет все партии гитар, баса, клавишных, барабанов и перкуссии. Четыре года подряд музыкант получал награду Грэмми в номинации "Лучшее мужское вокальное рок-исполнение" - с 1998 по 2002 годы. В рейтинге VH1's 100 Greatest Artists of Hard Rock он стоит на 93 месте.

За свою карьеру Ленни Кравиц продал около 20 миллионов своих записей по всему миру. Дочь Ленни Зои Кравиц пошла по стопам отца и помимо съемок в кино также играет на гитаре и поет.

94

"Медведи летают": грузин, придумавший "Олимпийского Мишку" - история гения

4638
(обновлено 13:53 06.07.2020)
Тех, кто помнит XXII Олимпийские игры 1980 года в Москве, с каждым годом становится все меньше. Но трогательный символ московской Олимпиады-80 и тот культовый момент "прощания с Мишкой" знают даже те, кто тогда еще не родился

Однако мало кто знает, что идея создать и запустить в небо медведя с воздушными шарами пришла в голову одному легендарному грузину - народному артисту СССР Иосифу Туманишвили (Туманов).

© photo: Sputnik / O. Ivanov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Иосиф Михайлович был известным театральным режиссером, педагогом, опытным постановщиком концертов и представлений. В его крови жило чувство праздника и уникальный талант мастерски передавать его людям. Так произошло и на Олимпиаде в Москве, которую Туманишвили превратил в событие века.

© photo: Sputnik / A. Vorotynsky
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Он родился в Грузии, работал со Станиславским, верил, что зрителю нужно дарить не только драму, но восторг и сильные эмоции. Он был, как сегодняшняя молодежь сказала бы, массовиком-затейником "уровня Бог". Все, к чему он прикасался, приобретало особый смысл и красоту.

Грузия. Начало

А началось все с Грузии и солнечного Тбилиси. Тогда, в далеком 1909 году, этот город назывался Тифлис, и здесь Иосиф робко постучался в мир актерской карьеры. Это случилось в 1923 году.

© photo: Sputnik / Vasily Malishev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Успешно окончив драматические курсы под руководством выдающегося режиссера и педагога Юрия Завадского, Туманишвили сначала стал актером Театра-студии его имени, где сыграл ряд ведущих ролей. А вскоре и главным режиссером Московского рабочего художественного театра, а позже и Нового театра. Актерства грузину стало мало и ему захотелось управлять процессом.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Вскоре в очередь с предложением стать их режиссером к Иосифу Туманишвили выстроилось множество театров. В тридцатых годах он выбрал Оперный театр им. Станиславского, в сороковых - стал худруком Московского театра оперетты, в пятидесятых - главным режиссером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, а в 60-х — Кремлевского дворца съездов и Большого театра одновременно.

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

И каждый раз на сцене из-под его руки рождались настоящие шедевры, прекрасные и удивительно тонкие представления высочайшего класса. На его счету даже постановки опер Мусоргского "Хованщина" и "Борис Годунов" на всемирно известной сцене Миланского театра "Ла Скала". Стоит ли говорить, что Иосиф Туманишвили был награжден за свой талант множеством орденов и медалей. 

К слову, в Грузии на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета Иосиф Михайлович блестяще поставил две грузинские оперы - "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953) и "Невесту севера" Торадзе (1958).

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Солист Большого Владислав Пьявко долго не мог забыть реакцию зрителей аргентинского Театра Колон на "Бориса Годунова" в постановке Туманишвили: "Только открывалась каждая картина, и сразу начинались бешеные аплодисменты. Когда мы выходили на поклоны, то сверху, представляете, лил дождь из розовых лепестков. Это все Туманишвили".

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Иосифу Михайловичу доверяли постановки самых важных и ответственных событий. Он являлся художественным руководителем и постановщиком концертов многих национальных декад в Москве, в том числе Декады грузинского искусства в 1958 году. А с годами грузинский режиссер снискал славу тонкого педагога и обучил в ГИТИСе целую плеяду даровитых артистов. 

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Что касается кино, то Туманишвили снял только один художественный фильм о своем соотечественнике, поэте Давиде Гурамишвили, и больше не брался за кино, потому что отчаянно бредил масштабным театром.

"Всегда все говорили, что он режиссер — массовик-затейник, как великий Мейерхольд, который ставил огромные действа. Это действительно так. Он очень много делал. Под его чутким руководством играла вся сцена", – говорил Пьявко.

С добрейшим утром: замечательный Миша Туманишвили - история Маленького принца >>>

К сожалению, одной из последних, крупных и самых запоминающихся работ режиссера стала постановка торжественных церемоний открытия и закрытия московских Олимпийских игр 1980 года. Через год после масштабного мероприятия Иосифа Туманишвили не стало.

"Медведи не летают"

Церемония открытия XXII Олимпийских игр состоялась 19 июля 1980 года на стадионе имени Ленина в Лужниках. В праздничном открытии Олимпиады-80 приняли участие более 16 тысяч человек, среди них были профессиональные танцоры, атлеты, студенты и артисты самодеятельности.

© photo: Sputnik / Valery Shustrov
Открытие Олимпиады-80

Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые игры, проведенные в социалистической стране. Поэтому все должно было пройти как по маслу, без заминок, одним словом – идеально. Кто же, как не Туманишвили, был способен на это. 

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Торжественная церемония закрытия XXII Олимпийских игр в Москве

"Через очень многие трудности пришлось пройти отцу, преодолеть сопротивление. Например, заявление первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина о том, что медведи не летают, – рассказывал сын режиссера Михаил Туманишвили. – Реакция на трибунах в то время вообще ожидалась очень враждебная, потому что это был 1980 год, а в 1979 году мы вошли в Афганистан, и весь мир тогда ощетинился против нас. Он сделал так, что люди плакали и вдруг полюбили эту страну".

© photo: Sputnik / Vladimir Akimov
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (третий справа) на церемонии открытия XXII Олимпийских Игр в Москве

Интересно, что первоначально главным режиссером Игр предложили стать Игорю Моисееву, но тот отказался, когда ему сказали, что он должен будет напрямую общаться с Леонидом Брежневым.

Сейчас, спустя 40 лет, очевидно, что придуманный Иосифом Туманишвили Мишка - совершенно гениальное изобретение, которое заставило прослезиться тысячи глаз. А ведь если не упорство, безумное рвение и видение Иосифом Туманишвили прекрасного на расстоянии, Мишка мог вообще не улететь в свой "сказочный лес", а уползти в берлогу, как это свойственно медведям.

Дело в том, что этот чудный полет мог вовсе не состояться, потому что чиновники в один голос твердили: "Медведи летать не умеют!", но постановщик церемоний Олимпиады-80 сказал, что умеют. И доказал это. 

Как?!

Сейчас все возможно, а тогда в 80-е область робототехники не была настолько развита, чтобы можно было позволить легко управлять с земли восьмиметровым медведем.

© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники)

По воспоминаниям современников, в ответ на заданную Иосифом Туманишвили непростую задачу, инженер-испытатель Трусов выдвинул оригинальную версию. Он предложил запустить в небо человека, наряженного в костюм медведя, с привязанными к нему гелиевыми шарами.

© photo: Sputnik / Boris Babanov
Олимпийский Мишка

Кстати, сам Трусов и вызвался испытать свой аппарат. И сначала все шло хорошо, но неожиданный порыв ветра унес человека-медведя вверх. Ходили разные слухи. Говорили, что Трусов скрылся в небесах, погиб или, приземлившись, бежал за границу. Ясно было одно - его вариант провалился.

Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.
© photo: Sputnik / А. Князев
Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.

Вторым управлять Мишкой вызвался изобретатель Юрий Мальцев. Он предложил манипулировать куклой-талисманом с помощью гелиевых шаров. Придумал он это так: в задней лапе находилась кабинка для пилота, где и происходило все таинство. Но во время испытания вновь помешал ветер, и Мишку сдуло к чаше с олимпийским огнем. Пилот погиб. При разборе трагического полета на ум пришла идея привязать шары только к ушам и лапам - для равновесия.

© photo: Sputnik / Alexander Grashenkov
Медвежонок Миша символ XXII Летних Олимпийских игр

В итоге тренировки прошли успешно. И на церемонии закрытия аэростат "Олимпийский Мишка" вел себя, как хотел его создатель - Туманишвили. В нужный момент он красиво выплыл, взлетел на заданную высоту, вызвал ликование и радость, а потом, поменяв траекторию полета, по прямой стал двигаться в сторону Воробьевых гор. Как и куда он приземлился, тоже загадка.

"Вишенка на торте"

Осталось одно теплое воспоминание о работе с Иосифом Михайловичем и у исполнителя Льва Лещенко, спевшего в дуэте с Татьяной Анциферовой прощальную песню московской Олимпиады "До свидания, Москва".

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Фрагмент танцевальной сюиты "Дружба народов" на торжественной церемонии открытия Игр XXII Олимпиады.

Туманишвили, любивший все контролировать, всегда особенно трепетно относился к музыкальному оформлению, считал его "вишенкой на торте". Эту песню "ласкового Миши" композитору Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову заказали именно Туманишвили и главный дирижер этих церемоний Одиссей Димитриади (он тоже из Тбилиси, кстати).

© photo: Sputnik / Vol'demar Maask
Церемония открытия парусной регаты, входящей в программу XXII Олимпийских игр

Лещенко вспоминал, что, приехав на студию "Мосфильм" для записи песни, встретил там Иосифа Михайловича, который сказал ему: "Там будет грустная история, расставание. Вы спокойно ее спойте".

Интересно, что на самом деле это был не дуэт: Лев Лещенко и Татьяна Анциферова записывались по отдельности. Это уже потом звукорежиссер свел эти две версии воедино. "И так здорово песня легла на это действие! Все получилось очень трогательно, - признавался артист. - Но, откровенно говоря, в тот момент какого-то большого потрясения я не испытал. Потом уже пришло осознание, что я был участником яркого события".

© photo: Sputnik / Vasily Malyshev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Таким же ярким был творческий путь Иосифа Туманишвили. Он стал искусным создателем масштабного театра, грандиозных постановок. Режиссер обладал изумляющей способностью увидеть целое без деталей – в этом заключался его главный талант, поэтому его работы трогали сердца и оставляли сильное впечатление.

4638

Пропаганда против новостей: почему западные СМИ теряют свои позиции

0
(обновлено 14:46 08.07.2020)
МИА "Россия сегодня" представило исследование "Осьминог 2.0. Коронавирус в России", посвященное образу страны в мировых СМИ. В фокус внимания исследователей попали топовые медиа не только "Большой семерки", но и Китая, где произошла первая вспышка заболевания

Пополнение оказалось весьма удачным, поскольку статистика по китайским медиа обеспечила довольно неожиданный фон для транслируемой западными изданиями картины мира.

В целом "Осьминог 2.0" не преподнес особых сюрпризов: COVID-19 был использован западными СМИ как еще один информационный повод для продолжения антироссийской пропаганды.

Безоговорочным лидером тут стали американцы - 58% публикаций по теме в пяти самых значимых (по охвату аудитории) американских СМИ имели негативную тональность. У следующих за ними германских медиа этот показатель составил 44%, у канадцев - 41%, а у британцев - 38%.

В то же время у оставшихся трех государств "семерки" доля негатива в отношении России по этой теме заметно ниже: у Японии - 33%, у Италии - 28%, а у Франции и вовсе впечатляющий 21%.

Правда, с позитивом у них у всех обстоит не очень - от одного до пяти процентов. Исключением является разве что Италия, где аж девять процентов упоминаний России и коронавируса имели положительную интонацию. Легко предположить, что именно помощь, оказанная нами итальянцам в борьбе с эпидемией (с отправкой медицинских ресурсов и врачей) обеспечила в их СМИ более высокую долю благоприятных публикаций.

Однако в этих цифрах любопытнее, пожалуй, иной аспект: они наглядно проявляют самые актуальные геополитические тренды текущего момента. С одной стороны, англосаксы (что из Старого Света, что заокеанские) остаются на острие антироссийской атаки, являясь ее движущей силой. Но с другой - они явно теряют поддержку даже ближайших союзников, которые стараются выдерживать более нейтральный подход и не усердствовать в русофобии, что вполне логично: времена-то изменились и на дворе давно не 2014 год.

Одновременно цифры вскрывают, в насколько сложном - в первую очередь для самой себя - положении находится Германия. Активная антироссийская позиция ведущих немецких СМИ явно противоречит государственно-политической линии, где Берлин не только продвигает и защищает совместные проекты с Москвой, но и последовательно избавляется от полуоккупационной зависимости от США. Однако в медиасфере очевидно сохраняется жесткая подчиненность и безоговорочная лояльность ключевых изданий не национальным интересам, а вашингтонскому сюзерену.

Что касается конкретных тем, которые использовались в антироссийско-ковидной пропаганде, то они не отличались оригинальностью, так или иначе сводясь к двум давно и хорошо знакомым лейтмотивам: Россия в очередной раз гибнет, как никогда раньше, но и она же представляет собой огромную угрозу всему миру.

В частности, это вылилось в критику и общей ситуации в стране, и состояния отечественной системы здравоохранения, и действий российских властей в борьбе с COVID-19 - с предсказаниями, что ситуация вновь держится на волоске и может рухнуть в любой момент. Что же касается угрозы остальной планете, то в данном случае ничего нового также придумано не было: главные обвинения - в проведении Москвой кампаний по дезинформации о пандемии, вплоть до утверждений, что Россия коварно внушает человечеству представления о бесполезности мытья рук.

Разумеется, в китайских СМИ картина освещения проблемы отличается разительно, и дело даже не в 20% позитивных публикациях о России в контексте борьбы с коронавирусом и отсутствии негативных. Главной особенностью является само количество статей на данную тему. За рассмотренный период - с марта по июнь - в топ-5 медиаресурсов Китая было опубликовано более 1 200 статей о российском противостоянии эпидемии. Для сравнения: за тот же отрезок времени минимальное число текстов оказалось у Канады - 238 штук, а показатели остальных шести стран колеблются между 371 (Италия) и 470 (Япония). Кстати, американцы со своими 428 статьями на пятом месте в общем списке.

Получается, что за три месяца китайские СМИ опубликовали по теме "Коронавирус в России" почти в три раза больше материалов, чем вроде как самые мощные на планете американские медиа. Причем стоит напомнить, что у китайцев 80% из них носили нейтрально-информационный характер, то есть речь по преимуществу просто о новостных сообщениях.

Было бы ошибкой списывать подобную колоссальную разницу на особое внимание и интерес Китая к российским делам. Представляется, что все куда проще и банальнее: дело в более напряженной работе и более высокой эффективности ведущих китайских СМИ, которые перерабатывают и пропускают через себя гораздо больший информационный поток, чем их западные коллеги-конкуренты.

Фактически это подтверждает западные страхи об утрате информационного лидерства. Конечно, для преподнесения аудитории они раздуваются до анекдотичных форм, но по существу имеют под собой основания.

Некогда Запад создал средства массовой информации в современном их понимании, став безоговорочным лидером и образцом для подражания для всех остальных. Свобода слова и распространения информации превратились в одни из главных его козырей в борьбе против идеологических и геополитических противников - и были успешно использованы.

Но прямо сейчас мы наблюдаем нарастающий кризис этой еще не так давно казавшейся незыблемой системы.

Чем дальше, тем сложнее западным СМИ конкурировать с медиа "несвободного мира", будь то Китай или Россия. Можно сколько угодно смеяться над разгоняемой американскими и европейскими политиками паникой о "медиащупальцах Кремля", но RT и Sputnik и впрямь все чаще получают в социальных сетях больший отклик, нежели самые известные и влиятельные новостные ресурсы Европы. Более 1 200 сообщений китайских СМИ против менее 450 - у американских всего по одной-единственной теме, причем достаточно узкой и не самой горячей для этих государств, отражают ровно тот же процесс.

Западные СМИ все хуже (в сравнении с подросшими конкурентами) справляются с выполнением своей главной функции - аккумулирования и донесения до аудитории максимально обширной и разнообразной новостной информации. Это касается и содержания, и подачи материала.

Да, Запад пока продолжает удерживать за собой ярлык "самой свободной, честной и профессиональной прессы". Но ведь тут ситуация, как с платьем короля из сказки, - однажды это просто перестанет работать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

0
Теги:
СМИ, Коронавирус COVID-2019, Германия, Россия, Франция, Канада, США, Италия