Звездное небо, наблюдаемое в Краснодарском крае во время метеорного потока Персеиды

Где и когда наблюдать самый яркий звездопад лета 2021?

194
(обновлено 12:49 14.07.2021)
Самый яркий звездопад лета 2021 года жители Земли смогут наблюдать с 17 июля по 24 августа, когда метеорный поток Персеиды прольется на нашу планету

Персеиды входят в тройку самых крупных звездопадов – это один из самых древних метеорных потоков, который впервые упоминается в древнекитайских летописях в 36 году нашей эры.

Sputnik Грузия рассказывает, как образуются Персеиды и когда наблюдать самый яркий звездопад лета.

Когда наблюдать самый яркий звездопад лета

Образуются Персеиды, когда Земля, вращаясь вокруг Солнца, проходит каждый год через огромный шлейф пыли и обломков кометы Свифта-Туттля, достигающий в длину многих миллиардов километров.

Метеорный поток Персеиды. Млечный путь
© photo: Sputnik / Vitaly Timkiv
Метеорный поток Персеиды. Млечный путь

Апогей самого яркого звездопада в 2021 году приходится на 12-13 число, но наблюдать за падающими звездами и загадать желание можно и в другие дни.

Средняя частота за час будет достигать 100 метеоров – это, по мнению астрономов, довольно-таки выдающийся показатель.

Наблюдать самый яркий звездопад лета и полюбоваться этим романтическим явлением при благоприятных погодных условиях смогут жители всего Северного полушария, в том числе России и Грузии.

Падающие звезды лучше всего будут видны после полуночи и до восхода, а насладиться самым ярким звездопадом лета можно будет и невооруженным глазом.

Метеорный поток Персеиды. Млечный путь
© photo: Sputnik / Vitaly Timkiv
Метеорный поток Персеиды. Млечный путь

Название метеорного потока произошло от созвездия Персея, откуда он берет свое начало. И чтобы не пропустить самый яркий звездопад лета, в первую очередь, нужно найти созвездие Персея и сконцентрироваться на наблюдении.

Для максимального наслаждения подарком космоса, нужно выбирать места на возвышенности, не огороженные высотными конструкциями и деревьями. Но лучше всего звездопад наблюдать вдали от городов с их ярким освещением.

Метеорный поток Персеиды. Млечный путь
© photo: Sputnik / Alexey Mal'gavko
Метеорный поток Персеиды. Млечный путь

Наблюдая за звездопадом можно погадать и на будущее. Долгий след после падения звезды будет положительным ответом на мысленно заданный вопрос, а быстрое угасание – отрицательным.

Материал подготовлен на основе открытых источников

194

Молельня в православном соборе

Какого числа Успенский пост, Медовый, Яблочный и Ореховый Спас 2021

99
(обновлено 13:30 02.08.2021)
Последний месяц лета богат на церковные события

Православные в августе соблюдают Успенский пост, который готовит христиан к празднику Успения Пресвятой Богородицы и отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – древние праздники, приуроченные ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

Все три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый, в которых тесно переплелись народные и христианские традиции, связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Sputnik Грузия поинтересовался какого числа начинается Успенский пост и когда отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы в 2021 году.

Какого числа Успенский пост

Успенский – один из многодневных постов, установленных православной церковью. Христиане соблюдают Успенский пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечает 28 августа.

По церковному календарю Успенский пост ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 числа – это единственный пост, посвященный Божьей Матери.

Успение Пресвятой Богородицы в православном церковном календаре – один из двенадцати главных праздников.

Икона Богородицы
© photo: Sputnik / Vitaly An'kov
Икона Богородицы

Божья Матерь – самое почитаемое и священное лицо после Спасителя. По всему миру в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигнуты многочисленные монастыри и храмы.

В Грузии, которая считается страной-уделом Божьей Матери, праздник называют Мариамоба. Успение Пресвятой Богородицы в Грузии – один из самых почитаемых праздников. Праздничное богослужение проходит во всех действующих церквях страны. По календарю этот день в Грузии нерабочий.

Какого числа Медовый Спас

Медовый Спас, связанный с началом сбора меда на пасеках, ежегодно отмечают 14 августа. Мед, собранный в этот день, считался целебным, но в пищу его употребляли только после освящения в церкви.

По церковному календарю 14 августа празднуют Изнесение (Происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня – в церквях проводят малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала Медовому Спасу второе название – Мокрый или Спас на воде.

На выставке Медовый Спас на ВВЦ
© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников
На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

Еще одно название Медовому Спасу – Маковей – дал обычай освящать в этот день целебные травы и мак. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

В Медовый Спас начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов – Успенский. Успенский пост завершает собой церковный год, символизируя новолетие, поэтому мясные и рыбные блюда в Медовый Спас не употребляют, а сдоба делается из постного теста.

Какого числа Яблочный Спас

Второй Спас, который в народе называют Яблочный, отмечают 19 августа – в этот день православные празднуют Преображение Господне. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета – существует поверье, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Участницы празднования Преображения Господня в селе Красновидово в Камско-Устьинском районе
© photo: Sputnik / Maksim Bogodvid
Участницы празднования Преображения Господня в селе Красновидово в Камско-Устьинском районе

Второй Спас называют Яблочный, так как обычно в это время начинается сбор урожая в садах. По традиции в Яблочный Спас в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая для освящения.

В Яблочный Спас люди считают, что привычные для всех фрукты обретают магическую силу, а блюдо из яблок обязательно должно присутствовать на столе в каждом доме. В праздник обычно молятся за детей.

Какого числа Ореховый Спас

Ореховый Спас отмечают 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.

К Ореховому Спасу вызревают орехи. Их начинают активно собирать и употреблять в пищу, однако первый сбор принято также освящать в церкви.

Несмотря на то, что многие называют третий Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. В этот день заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая.

Верующие держат в руках горящие свечи во время молитвы
© Sputnik / STRINGER
Верующие держат в руках горящие свечи во время молитвы

Ореховый Спас называют также Спас на холстах, или Холщовый Спас. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло именно 29 августа.

Материал подготовлен на основе открытых источников

99
Темы:
Календарь религиозных праздников
Люди у иконы Божьей Матери в храме Самеба

Какой сегодня церковный праздник: 2 августа 2021

2697
(обновлено 22:47 01.08.2021)
По православному церковному календарю 2 августа отмечают день памяти cвятого Илии – одного из величайших пророков и первого девственника Ветхого Завета

Sputnik Грузия рассказывает о cвятом Илии и о том, почему он упоминается в церковном календаре 2 августа.

Ветхозаветный пророк

По церковному календарю 2 августа поминают cвятого Илию – одного из величайших ветхозаветных пророков.

Родился будущий пророк в Фесвии Галаадской (большая область к северу от Мертвого моря) за 900 лет до Рождества Христова. Предание повествует, что когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: "младенца приветствовали мужи благообразные, пеленали его огнем и питали пламенем".

С малых лет он посвятил себя Богу – жил в пустыне, проводил время в молитве и посте. Пророческое служение Илии пришлось на правление самого нечестивого израильского царя Ахава, жена которого, Иезавель, убедила принять его языческую религию.

Израильских пророков в это время преследовали и убивали, а народ, подобно своему правителю, отошел от веры предков. Чтобы вразумить царя и израильский народ, пророк поразил землю трехлетней засухой.

На третий год засухи пророк предложил устроить состязание с языческими жрецами, чтобы выяснить, чей бог истинный. Для этого на горе Кармил соорудили два жертвенника – один от жрецов, другой от пророка. Истинным признавался бог того, на чей жертвенник спадет огонь с неба.

Естественно, на жертвенник Илии по молитве пророка Господь ниспослал с неба огонь, и народ, собравшийся на горе, вновь признал Его единым Богом.

Икона Преображение Господне
© photo: Sputnik / S. Zimnyuk
Икона "Преображение Господне"

За святую жизнь и пламенную ревность во славу Божью пророк был взят на Небо живым. Илия появляется и в Новом Завете – во время Преображения Господня он явился на горе Фавор вместе с пророком Моисеем, чтобы беседовать с Христом.

Великий пророк, по преданию Церкви, снова явится на Земле. Он будет предтечею второго пришествия Христа и примет телесную смерть во время проповеди.

Именины

По церковному календарю 2 августа именины отмечают Афанасий и Илья.

Материал подготовлен на основе открытых источников

2697
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников

Америку озарило: Китай не такой, как о нем думали

0
(обновлено 15:24 02.08.2021)
Автор РИА Новости Дмитрий Косырев считает, что на американские власти нашло сразу два озарения

Первое из двух озарений, о которых речь, имело место неполных шесть лет назад — по поводу годовщины окончания Второй мировой (то есть 3 сентября 2015 года), когда в Пекине прошел грандиозный парад. Прямо скажем, до этого события не только американцы, а и весь мир в целом как-то подрастерял память о том, что в числе великих держав-победителей в той войне был также Китай, пишет автор РИА Новости.

И что он в той войне потерял от 20 до 35 миллионов человек (в основном от голода и прочих бедствий). И что война пошла бы куда хуже как для СССР, так и для США, если бы Китай не боролся с японскими натиском и оккупацией до последнего клочка территории на своем юго-западе — в итоге выстоял, оттянув на себя миллионные японские армии, которые могли бы очень навредить и нам, и американцам.

Но эти факты истории, повторим, начали возвращаться к публике еще шесть лет назад, ежегодными волнами перед актуальными августовско-сентябрьскими датами. Куда интереснее то, что для одного умного американского политолога — Раны Миттера — это стало отправной точкой к написанию книги о том, что же за страна этот Китай сегодня, исходя из его изменившегося восприятия той самой победы в войне. Книга ("Хорошая война. Как Вторая мировая создала новый национализм") — событие уже этого года, активно обсуждается. И будет обсуждаться до того сильно воображаемого момента, когда Америка и Запад признают очевидное по части того, что такое сегодняшний Китай.

Дело в том, что великая азиатская держава — победитель оказалась "забытым союзником" не только по зловредности Запада, но и из-за сложного отношения к той победе первого поколения лидеров Китайской Народной Республики. Напомним, что Вторая мировая для этой страны велась на три фронта, с японцами воевали и коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, и националисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши. Одновременно они продолжали войну друг с другом. Но членом коалиции держав-победителей все-таки был генералиссимус, он и его правительство и участвовали в середине сороковых в создании того мирового порядка, который Запад активно ломает сейчас.

А в 1945 году Мао, получив от СССР оружие разгромленной нами в августе того же года Квантунской армии, продолжил гражданскую войну до полной победы в 1949-м. Так что понятна застенчивость ранней китайской пропаганды и при разговорах о том, кто взял на себя основную тяжесть войны с Японией, и при дискуссиях об устройстве мира. Как и застенчивость пропаганды советской, которая выписывала сложные восьмерки до ссоры с Мао и после нее.

Но, повторим, в юбилейном 2015 году Пекин однозначно заявил, что принимает военно-геополитическое наследство генералиссимуса. И все последовавшие годы Рана Миттер разбирался в вопросе, как это произошло и что означает разворот от полунемоты к очень ясной сегодняшней китайской позиции.

Выводы автора вот какие. Первое: для Пекина наследие войны позволяет сказать, что страна участвовала в формировании нынешнего миропорядка в 1940-е (в частности, создавала ООН) и возвращается к такой же роли сегодня. И второе: к новому восприятию Второй мировой Пекин пришел через тотальный внутренний идеологический переворот, трансформацию режима. И вот это, второе, и есть самое важное для сегодняшнего мира. Потому что помогает понять масштабы перемен, происходивших в одной из двух нынешних сверхдержав. Если раньше там воспринимали себя как продолжателей одной из сторон гражданской войны, то сейчас Пекин видит себя как наследник всей китайской цивилизации, с Чан Кайши и не только.

Миттер внимательно прослеживает то, как пекинские историки и идеологи начали пересматривать отношение ко Второй мировой буквально сразу по мере начала реформ в 80-х годах. Это было своего рода шествие на цыпочках — хотя таковое шло еще в экономике, партийной идеологии и во всем прочем.

То, что Китай до 1976 года (смерть Мао Цзэдуна) и после — это два очень разных Китая, видно простым глазом. При Мао то была страна, для которой во главе угла были "противоречия между классами", мировая революция и провоцирование таковой — в общем, хорошо нам знакомая левизна. Сегодня мы видим страну очевидно капиталистическую, пусть и с декоративным сохранением традиционной левой идеологии, но идеи национальные и державные в ней явно преобладают.

Здесь видны параллели с историей СССР. Есть такой термин — "сталинский переворот", который занял все 1930-е годы. Исходная точка того процесса чем-то похожа на маоистский Китай: курс на мировую революцию вместо того, чтобы строить социализм (или что угодно) только в своей стране; безумства в области культуры в широком смысле, когда все прежнее историческое и иное наследие старались отбросить, заменив ее культурой полностью новой и "пролетарской". Список книг, изымавшихся тогда из библиотек, впечатляет — занимал десятки страниц, туда попал даже Шекспир, не говоря о "дворянских" авторах России. И — совсем иная страна в конце 30-х, которая вернула себе Пушкина (к столетию смерти поэта), а затем и наследие героев наших войн и прочие достижения всей российской истории.

Но, как и в Китае начиная с 1980-х, происходило это через удивительные извивы идеологии, которая пыталась сделать вид, что на самом деле ничего необычного не происходит, никакой смены концепций, а только их уточнение и избавление от "перегибов".

По поводу СССР очень сложно говорить о транзите от левого социалистического государства к национальной державе хотя бы потому, что по части экономики эти перемены шли, наоборот, скорее от ограниченного капитализма 1920-х годов к тотальному бюрократическому социализму. В Китае похожий процесс в идеологии происходил параллельно с возвращением к рынку. Правда, и мир 1930-х годов мало похож на мир 1980-90-х, в том числе потому, что у китайских реформаторов перед глазами был печальный опыт развала советской экономики.

Но для многих американцев и прочих книга Миттера — озарение, потому что при Дональде Трампе идеологи республиканцев и прочих консерваторов предприняли удивительную и самоубийственную акцию: попытались изобразить Китай как тоталитарную коммунистическую державу, в которой ничего не менялось — ну, или держава эта в последнее время якобы вернулась к Мао. И кто-то даже поверил. Хотя в целом идиотизм этого упражнения был очевиден не только для китаеведов, так же как очевидна была обреченность идеи отрицать, что происходит столкновение двух национализмов, китайского и американского.

Но как-то так получается в нашем мире, что отношение народов и государств ко Второй мировой и ее наследию ставит все на свои места.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

0