Храм Баграта

Какой сегодня церковный праздник: 4 мая 2021

3748
(обновлено 09:01 04.05.2021)
По православному церковному календарю 4 мая 2021 года отмечают день памяти преподобного священномученика Ианнуария, а также мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата, пострадавших при императоре Диоклетиане

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Епископ Ианнуарий и другие с ним пострадавшие

По церковному календарю 4 мая поминают преподобного священномученика Ианнуария и с ним Прокула, Соссия, Фавста, Дисидерия, Евтихия и Акутиона, принявших мученическую смерть за Христа во время гонения императора Диоклетиана (284-305).

Епископ Ианнуарий во время гонений, объявленных Диоклетианом на христиан, руководил христианской общиной области Кампания в Средней Италии.

Епископа за твердое исповедание христианской веры судили и бросили в раскаленную печь, но он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу правителя старика подвергли публичной пытке. В толпе находились служители храма – чтец Дисидерий и диакон Фавст.

Язычники догадавшись, что перед ними христиане, бросили их в тюрьму к Ианнуарию. Ранее арестованные диаконы Соссий и Прокул и два мирянина Евтихий и Акутион находились там же.

Идеальная страна для экстравертов: 10 небанальных фактов о Грузии >>>

Всех мучеников на следующее утро вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери их не тронули. Наместник Тимофей объявил, что христиане – колдуны, оттого и происходят чудеса. Внезапно он ослеп и в страхе стал просить о помощи.

Владыка помолился об исцелении своего мучителя и тот прозрел. Несмотря на это Тимофей приказал казнить христиан. Произошло это примерно в 305 году.

Исакий, Аполлос и Кодрат

По церковному календарю 4 мая поминают мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата, пострадавших при императоре Диоклетиана (284-305).

Язычники Исакий, Аполлос и Кодрат служили при дворе Диоклетиана. Они были среди зрителей во время страданий великомученика Георгия (память 6 мая). Мужество Святого Георгия, которого назвали Победоносцем за духовную победу над палачами, его вера и чудеса пробудили в них веру во Христа. Исакий, Аполлос и Кодрат всенародно объявив себя христианами, упрекали императора за его жестокость. Их приговорили к смерти. Мученика Кодрата усекли мечом, а Аполлоса и Исакия уморили голодом. Произошло это примерно в 303-м.

Феодор и другие с ним пострадавшие

По церковному календарю 4 мая поминают мучеников Феодора, мать его Филиппию, Диоскора, Сократа и Дионисия, пострадавших при императоре Антонине Пие (138-161) в Пергии Памфилийской в середине II века.

Жил Феодор в городе Пергия (территория современной Турции). По приказу императора однажды проводился в городе набор в войско, и среди молодых юношей, которых привели к военачальнику, был и Феодор.

В знак верности Риму при вступлении в армию требовалось принести жертву языческим богам. Феодор сделать это отказался, и разъяренный военачальник приказал юношу положить на раскаленный лист железа. Но внезапно из расколовшейся скалы хлынула вода, погасив пламя и остудив металл.

Языческий жрец Диоскор, ставший свидетелем этого чуда, уверовал в Христа и был казнен. Воины Сократ и Дионисий, свидетели пыток Феодора, также уверовали в Спасителя и разделили его участь.

К юношам в темницу пришла мать Феодора – Филиппия. Военачальник предложил ей, уговорив сына принести жертву идолам, спасти ему жизнь. Но Филиппия благословила сына на подвиг, а военачальник в гневе приказал всех казнить.

Именины

По церковному календарю 4 мая именины отмечают Алексей, Александр, Денис, Иван, Кондратий, Николай, Федор, Януарий и Яков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

3748
Темы:
Календарь религиозных праздников (722)

Горящие свечи в храме Светицховели

Какой сегодня церковный праздник: 17 мая 2021

3922
(обновлено 22:23 16.05.2021)
По православному церковному календарю 17 мая 2021 отмечают день памяти мученицы Пелагии, а также священномучеников Еразма, Альвиана, Сильвана и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пелагия Тарсийская

По церковному календарю 17 мая поминают мученицу Пелагию Тарсийскую, пострадавшую при императоре Диоклетиане (284-305).

Родилась будущая святая в знатной языческой семье в Малой Азии в III веке. Услышав как-то христианскую проповедь, она уверовала в Спасителя и решила свою жизнь посвятить служению Господу.

Многие хотели жениться на прекрасной Пелагии, в том числе и наследник римского императора. Но дева, решив служить Господу, отказывала всем претендентам. Приняв Святое Крещение, она обратила в истинную веру и многих своих слуг.

Когда дева попыталась рассказать о Христе своей матери, та, разозлившись, хотела насильно выдать ее за наследника престола. Но влюбленный молодой человек, зная, что христианку осудят на смерть, покончил с собой.

Мать Пелагии, испугавшись смерти наследника, привела дочь на суд к правителю. Император пораженный красотой девы, предложил ей стать его женой. Но непокорная христианка выбрала смерть – ее сожгли в медной печи, отлитой в форме вола. Произошло это в 290 году.

Еразм

По церковному календарю 17 мая поминают священномученика Еразма, епископа Формийского и с ним 20 тысяч мучеников, пострадавших за веру при Диоклетиане (284-305) и Максимиане (284-305).

С юных лет будущий святой служил усердно Господу, а в зрелые годы стал епископом города Формии (Италия). Когда начались гонения христиан, святитель, оставив епархию, скрывался семь лет в Ливанских горах.

Уединенное место Еразм покинул после того, как ему явился ангел и сказал, что он победит своих врагов, только мужественно подвизавшись.

Вскоре святителя арестовали и подвергнув жестоким пыткам, бросили в темницу, заковав в цепи, но ангел, сняв с него путы, вывел его на свободу. Священномученик отправился в Ликию, где проповедовал христово учение. Там он воскресил сына одного знатного человека. После этого чуда 10 тысяч человек крестились в Ликии.

В очередной раз преподобного схватили по приказу Максимиана – язычники, угрожая распятием, требовали, чтобы он отрекся. Священномученика насильно повели в языческое капище, но при его входе все идолы, находившиеся там, упали и разбились, а огонь, вышедший из капища, подпалил многих язычников.

Святитель, оставшись на свободе, крестил многих, а затем отправился в город Сирмий, где его снова схватили. Святого бросили в раскаленную печь, но он остался невредимым. Чудо настолько потрясло присутствовавших, что император, испугавшись народного возмущения, просто удалился.

Ангел, освободив Еразма от оков, привел его в город Формию, где он скончался в 303-м.

Альвиан

По церковному календарю 17 мая поминают священномученика Альвиана, епископа города Анеи (Асийская область), пострадавшего за веру при Диоклетиане (284-305) и Максимиане (284-305).

Когда начались гонения христиан, святителю Альвиану приказали под страхом смерти принести жертву идолам, но святой смело исповедуя себя христианином, отказался служить языческим идолам.

Альвиана вместе с его учеником подвергли жестоким пыткам – мучеников приговорили к смерти и бросили в раскаленную печь. Произошло это в 304 году.

Сильван

По церковному календарю 17 мая поминают священномученика Сильвана, епископа Газского, пострадавшего за веру в IV веке.

Родился будущий святой в окрестности города Газы. В мире он был воином, но желая служить Господу, принял священство и был рукоположен во епископа Газского. Многих язычников он обратил к истинной вере.

Во время гонения христиан при Диоклетиане (284-305) Святого пытали, а потом приговорили к тяжелым работам на медных рудниках. Подорвав здоровье работой на рудниках, священномученик оставался бодр духом, продолжая неустанно проповедовать, тем самым вызвал ненависть язычников, отрубивших ему голову.

Вместе с Сильваном были казнены еще 40 мучеников, уверовавших по слову епископа. Произошло это в 311-м.

Именины

По церковному календарю 17 мая именины отмечают Пелагея, Мария, Антон, Афанасий, Иван, Валериан, Кирилл, Климент, Леонтий, Лазарь, Никита, Николай и Никифор.

Материал подготовлен на основе открытых источников 

3922
Темы:
Календарь религиозных праздников (722)
Пандемия COVID-19. Верующие евреи за молитвой в масках из-за коронавируса. Бней-Брак, Израиль

Как празднуют еврейский праздник Шавуот 2021: традиции и обычаи

647
(обновлено 08:37 16.05.2021)
Шавуот – еврейский праздник дарования Торы, один из трех иудейских торжеств, связанных с паломничеством

Шавуот по еврейскому календарю празднуют шестого числа месяца сиван, через 50 дней после Песаха — Исхода евреев из Египта, поэтому праздник также называют Пятидесятницей.

Праздник Шавуот в 2021-м выпадает на 17 мая, но, как и все еврейские торжества, его начинают праздновать накануне с заходом солнца.

Из материала Sputnik Грузия вы узнаете, как празднуют Шавуот, а также о традициях и обычаях еврейского праздника.

Праздник дарования Торы

По библейскому преданию, евреи прожили в Египте 430 лет. Исход еврейского народа из Египта, по традиционной точке зрения, произошел в XV веке до нашей эры. Хотя, по вычислениям египтологов, Исход произошел примерно в 1250-м до Рождества Христова.

В третий месяц по выходу из Египта, евреи подошли к горе Синай, где Бог даровал своему народу основу Торы — десять заповедей, и расположились станом против горы.

Именно в этот день Моисей, который провел 40 дней на горе Синай, получил скрижали Завета с десятью заповедями, которые устанавливают морально-нравственные правила поведения. Соответственно, главное событие еврейского праздника – это слушание десяти заповедей.

Моисей получил также устные заповеди – часть из них он записал (свиток Пятикнижия — Письменная Тора), а вторую — Устную Тору, записали через 15 столетий, после разрушения Второго Храма.

Устная Тора — это многотомное произведение Талмуд и много других книг, объединенных общим названием Мидраш.

Народ Израиля, получив Тору, поклялся перед Богом, что всегда будет выполнять все заповеди и никогда от них не отступит.

В еврейский праздник, по традиции, к Стене плача в Иерусалиме приходят десятки тысяч верующих, чтобы отблагодарить Бога за полученные заповеди.

В Торе Шавуот назван "Праздником жатвы" и "Днем первых плодов", так как еврейский праздник посвящен также сбору урожая, поскольку в это время начинается жатва пшеницы и созревают самые первые плоды.

Евреи в праздник приносили в храм два каравая хлеба, испеченных из первой пшеницы, или другие "первинки" нового урожая, созревшие в саду и в поле. В храм разрешали приносить ячмень, пшеницу, виноград, инжир, гранат, финики и маслины.

Все заповеди Шавуот были связаны с Храмом, соответственно после его разрушения их выполнение стало невозможным.

В отличие от остальных праздников, Шавуот мало упоминается в еврейских законах – никакого особого трактата в Талмуде о нем нет. Шавуот также мало отражен и в еврейском художественном творчестве.

В Израиле Шавуот празднуют только один день, так как праздник попадает на сезон полевых работ, а за пределами страны в диаспорах — два дня.

Как празднуют Шавуот

По традиции, Шавуот, как и все еврейские праздники, начинают праздновать накануне вечером. В синагоге читают праздничную вечернюю молитву – Маарив, а в доме зажигают свечи. После службы возвращаются домой и празднуют наступление Шавуота.

В праздничную ночь по традиции евреи изучают Тору – это традиция символизирует ту далекую тревожную бессонную ночь около горы Синай, которая предшествовала ее принятию.

После утренней молитвы в синагоге читают десять заповедей – евреи их слушают стоя, как бы заново переживая тот благоговейный трепет, который испытали впервые их далекие предки у горы Синай. Это традиция подтверждать Завет еврейского народа с Богом, поэтому все евреи должны в эти минуты быть в синагоге и, как три тысячи лет тому назад, слушать слова десяти заповедей вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет.

Утром в Шавуот в синагогах читают Книгу Рут (Руфь) — знаменитой праведницы, по рождению моавитянки, которая является прабабушкой царя Давида. После смерти мужа-еврея она осталась со свекровью и приняла иудаизм.

Книгу Рут в праздник читают потому, что принятие иудаизма Рут было подобно принятию Торы еврейским народом. Рут евреи считают самым милосердным человеком со времен Авраама, которая была необходима еврейскому народу, чтобы преодолеть духовное заболевание, поразившее целое поколение. Считается также, что в день дарования Торы родился и умер ее правнук — царь Давид.

В Шавуот, по традиции, маленьких детей начинают обучать Торе. Чтобы "подсластить" первый урок, посвященный еврейскому алфавиту, по обычаю пекут сладкое печенье в форме букв. Печенье обмакивают в мед и предлагают юным ученикам съесть ту или иную "букву", предварительно ее прочитав.

Традиции и обычаи

В канун Шавуота, по традиции, совершают очистительное погружение в ритуальный бассейн - микву, так как перед паломническим праздником каждый еврей должен очиститься.

В микву по обычаю погружаются еще раз в праздник утром – это традиция напоминает об очищении, совершенном Израилем в "дни отделения", которые предшествовали получению Торы в состоянии абсолютной чистоты.

В Шавуот запрещена любая работа – зажигать огонь в праздник не положено. Еду, по традиции, разрешено готовить только на сам день праздника, используя огонь, зажженный до наступления Шавуот.

Обычно евреи оставляют горящей горелку, так как зажигать от живого огня, который нужен не только на кухне, но и для зажигания праздничных свечей, дозволяется.

Нельзя в праздник пользоваться спичками, поэтому курильщики, по обычаю, или склоняются над горелкой, или прикуривают друг у друга. Кстати, электрический свет также нужно включить накануне праздника.

В Шавуот по обычаю нельзя брать в руки любые деньги или пользоваться любыми видами транспорта.

Праздничное застолье

В Шавуот, как и в другие праздники, по традиции, проводят два праздничных застолья – вечером и утром. Каждое из них начинают Кидушем, то есть произносят слова благодарности Всевышнему над бокалом вина.

В праздник, по обычаю, едят молочные и мучные блюда — сыр, сметану, творог, блинчики с творогом, торты, пироги, вареники, коврижки с медом, пирожки или блины с сыром.

Эта традиция восходит к событиям, произошедшим у горы Синай — вернувшись в лагерь в день дарования Десяти заповедей, евреи из-за данных им законов кошерности не смогли воспользоваться своей кухонной утварью. Поэтому в тот далекий день им пришлось довольствоваться молочными блюдами, овощами и фруктами.

В Шавуот многие едят пироги, которые пекут на меду — эта традиция напоминает иудеям о том, что Тора как молоко и мед для тех, кто ее учит.

Мясную трапезу по еврейской традиции устраивают попозже отдельно. Чтобы выполнить заповедь "Радуйся в свои праздники", хотя бы две трапезы в праздники должны быть мясными.

Мясо является признаком праздничного застолья, но законы кошерности строжайше запрещают смешивать молочные блюда с мясными и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы.

Между приемом мясных и молочных блюд нужно выполнить определенные действия. Молочную трапезу по обычаю завершают чтением молитвы после еды - Биркат амазон, затем делают часовой перерыв и только после этого стелят новую скатерть и подают мясные блюда.

В праздник по традиции синагоги и дома украшают свежими цветами и зеленью, которая напоминает об обычае приносить первые плоды на благословение в Иерусалимский Храм, а также символизирует надежду на щедрый урожай.

Материал подготовлен на основе открытых источников

647
Бессоница. Игрушечный мишка перед экраном ноутбука

Сколько жителей России готовы отказаться от Интернета исследование

0
(обновлено 08:27 17.05.2021)
Одинаково интересной реальную и виртуальную жизнь считают 34% россиян, и лишь 4% граждан считают, что виртуальная реальность предпочтительнее офлайна

ТБИЛИСИ, 17 мая — Sputnik. Почти половина россиян готовы полностью отказаться от Интернета или частично ограничить его использование, говорится в исследовании банка "Открытие".

"Частично отказаться от Интернета готовы 31% россиян. О полной готовности порвать с виртуальной реальностью и о наличии такого опыта в своей жизни заявили 12% опрошенных", – цитирует данные исследования РИА Новости.

При этом 58% респондентов не готовы отказаться от Интернета и считают его обязательной частью своей жизни. Наиболее высок этот процент в Сибири (63%), Приволжье и Московском регионе (по 61%), наименее – в Южном федеральном округе (45%).

Реальная жизнь для 62% россиян интереснее – виртуальная не сможет заменить ее, отмечают авторы исследования. При этом если на Северном Кавказе так думают 70%, на Урале – 69%, то на Дальнем Востоке меньше половины – 48%. Одинаково интересной реальную и виртуальную жизнь считают 34% россиян, и лишь 4% граждан считают, что виртуальная реальность предпочтительнее офлайна.

"Главными недостатками Всемирной паутины граждане считают отсутствие контроля за информацией и проверки ее достоверности (61%), обилие опасного контента для здоровья и воспитания детей (55%), агрессию и нетерпимость в социальных сетях (41%)", – выяснили аналитики.

Кроме того, 39% опрошенных убеждены, что Интернет отнимает слишком много времени, а 35% граждан считают, что он отвлекает от реальной жизни.

В то же время большинство россиян считает Интернет полезным. Тремя самыми важными функциями Интернета россияне назвали возможность поиска информации (93%), заказ товаров и услуг (65%), а также оплату товаров, услуг и денежные переводы (64%).

Просмотр кино и видео занял в рейтинге четвертое место (61%), а общение в соцсетях оказалось лишь на пятом (59%). Среди важных функций Интернета россияне также отмечали просмотр спортивных трансляций (18%) и игровой контент (17%).

Банк проводил исследование 8-13 мая по репрезентативной выборке среди 1 000 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.

0
Теги:
Исследование, Интернет, Россия
Темы:
Новости из России