Мцхетоба-Светицховлоба 2019 - как отмечали праздник

Какой сегодня церковный праздник: 17 ноября 2020

(обновлено 23:32 16.11.2020)
По православному церковному календарю 17 ноября отмечают день памяти Святых Никандра, Ермея, Иоанникия, Иоанна, Стефана, Исаи и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Священномученики

По церковному календарю 17 ноября поминают священномучеников Никандра, епископа Мирского и пресвитера Ермея, пострадавших за веру в I веке.

Святые Никандр и Ермей - ученики апостола Тита, рукоположенные им в священный сан.

Епископ Мирский и пресвитер, неустанно проповедуя слово Божье, многих язычников обратили в истинную веру. За это Святых схватили и доставил к градоначальнику Ливанию.

Когда все усилия Ливания склонить Святых к отречению оказались тщетными, он приказал Святых жестоко пытать. Под конец головы и сердца священномучеников пронзили гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.

Иоанникий Великий

По церковному календарю 17 ноября поминают преподобного Иоанникия Великого.

Родился будущий Святой в бедной семье в Вифинии, в селе Марикати в 752 году. Не имея возможности учиться, мальчик с детства пас домашний скот - единственное достояние семьи. Душу юноши заполняла любовь к Богу. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уединялся и молился целый день, и ни зверь, ни вор, к его стаду не приближались.

В то время многочисленные послы по приказу императора Льва IV (775-780) собирали на военную службу лучших юношей по городам и селениям страны. Иоанникий, принятый в императорское войско, добрым нравом заслужил любовь сотоварищей, но был страшен врагам как храбрый воин.

Шесть лет прослужил в императорском войске Иоанникий, отрекся от мира, намереваясь сразу уйти в пустыню, но по совету опытных монахов прожил два года в монастыре, где научился грамоте, привыкая к монашескому уставу и правилам.

Затем преподобный удалился в пустыню, где в глубоком уединении прожил три года в молитвах и пении псалмов. Монашеский постриг отшельник принял лишь через 12 лет подвижнической жизни.

Достигнув глубокой старости, Святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители, где пробыл в затворе до своей кончины, проведя в подвигах 70 лет. Преподобный скончался в 846 году, в 94 года.

Иоанн, Стефан и Исаия

По церковному календарю 17 ноября поминают праведных Иоанна, Стефана и Исаию.

Сведения о жизни, подвигах и смерти Святых Иоанна, Стефана и Исаии не сохранились. Существует предположение, что праведники жили в Иерусалиме, где охраняли Гроб Господень.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
© photo: Sputnik / Vitaly Belousov
Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Вероятно, именно за преданное служение Гробу Спасителя Грузинская православная церковь постановила этим праведникам день особого поминовения в церковном календаре.

По церковному календарю 17 ноября именины отмечают Евгения, Александр, Григорий, Илья, Иван, Никандр, Николай, Порфирий, Степан, Симон и Федора.

Религиозный праздник
Календарь религиозных праздников (666)

Звездопад Геминиды в декабре 2020: где, когда и как наблюдать метеоры

(обновлено 15:15 30.11.2020)
Один из самых красивых звездопадов – метеорный поток-гигант Геминиды, подарит землянам незабываемое зрелище в декабре

Наблюдать эффектное космическое шоу жители Земли смогут 13-14 декабря – на пике звездопад Геминиды подарит более 100 ярких метеоров в час.

Где, когда и как наблюдать метеоры

Геминиды – ежегодный зимний звездопад, он превосходит по количеству "падающих звезд" все остальные метеорные потоки, в том числе и августовские Персеиды.

Наблюдать отдельные метеоры можно с 4 декабря. На пике активности можно увидеть более 100 ярких и красивых метеоров в час. Их сравнительно низкая скорость делает их особенно яркими.

В безоблачную погоду наблюдать звездопад Геминиды можно из любой точки Земли, но жителей Северного полушария ожидает более красочное зрелище.

Звездопад своего пика достигнет в ночь с 13 на 14 декабря, но шансы загадать желание на падающую звезду сохраняются у жителей Земли до 18 декабря.

Наблюдать падающие звезды можно невооруженным глазом. Смотреть нужно не на сам радиант, откуда, как кажется, вылетают метеоры, а от этой точки немного в сторону.

Звездопад наблюдать лучше вдали от городских огней. Нужно пристально смотреть вверх, пока глаза привыкнут к темноте.

Оденьтесь потеплее, чтобы не простудиться и обозревая весь небосвод, наслаждайтесь небесным шоу.

Звездопад Геминиды

Метеорные потоки, обычно называют в честь созвездий, где расположен радиант – Геминиды назвали в честь созвездия Близнецы (Gemini). Радиант Геминид расположен вблизи яркой звезды Кастор.

Метеорный поток в созвездии Близнецы был открыт в конце XX века. Прародителем Геминид, в отличие от большинства других метеорных потоков, является не комета, а объект, открытый в 1983 году с помощью инфракрасного космического телескопа и названный 3200 Фаэтон. У него нет ни хвоста, ни комы, поэтому астрономы считают его промежуточным объектом – нечто среднее между кометами и астероидами.

Очень вытянутая орбита Фаэтона позволяет ему в процессе своего движения вокруг Солнца пересекать орбиты всех четырех планет земной группы от Меркурия до Марса, при этом подходит к Светилу ближе любого другого известного астероида, благодаря чему и был назван в честь героя греческого мифа о Фаэтоне – сыне бога Солнца Гелиоса.

Исследования метеорного потока показали, что его метеорные частицы имеют возраст около 1000 лет. То есть, если объект был кометой, то за 1000 лет он совершил много оборотов вокруг Солнца, в результате чего весь лед из его ядра испарился, и хвоста у кометы не стало, а от ядра остался только каменный остов.

Мцхетоба-Светицховлоба 2019 - как отмечали праздник. Верующие зажигают свечи у храма

Какой сегодня церковный праздник: 30 ноября 2020

(обновлено 21:51 29.11.2020)
По православному церковному календарю 30 ноября 2020 отмечают день памяти Святых Григория, Лазаря, Никона, Гоброна и других

Григорий Неокесарийский

По церковному календарю 30 ноября поминают святителя Григория Неокесарийского, жившего в III веке.

Родился будущий Святой в городе Неокесарии (Малая Азия). Учился Григорий у знаменитого учителя – пресвитера Оригена в Александрии. Вернувшись на родину, он удалился в пустыню, где достигал высокого духовного совершенства постом и молитвой.

Епископ Федим из города Амасии (Каппадокия) решил поставить Святого Григория епископом в Неокесарии. Перед хиротонией он молился, прося Господа открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице.

Во время молитвы Григорию явилась Божья Матерь с Иоанном Богословом, научившие его, как достойно исповедовать тайну Пресвятой Троицы. На этом Божественном Откровении основано учение о Святой Троице, развитое впоследствии отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Скончался святитель примерно в 266-270 году.

Лазарь иконописец

По церковному календарю 30 ноября поминают преподобного Лазаря, иконописца, пострадавшего при императоре-иконоборце Феофиле (829-842).

Жил будущий Святой в Константинополе. Преподобный Лазарь-пресвитер вел строгую подвижническую жизнь и писал иконы. За это его схватили при императоре-иконоборце Феофиле и после жестоких пыток бросили в темницу. От казни Святого спасла императрица Феодора.

Преподобный скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда по церковным делам был отправлен с посольством к папе Бенедикту III (855-858).

Игумен Радонежский

По церковному календарю 30 ноября поминают преподобного Никона, игумена Радонежского.

Родился будущий Святой в городе Юрьеве-Польском, недалеко от обители преподобного Сергея Радонежского. Узнав еще в юности, что поблизости живет великий подвижник, Никон захотел его видеть.

Оставив дом и родителей, он отправился к преподобному Сергию, который, рассмотрев в юноше чистоту и силу духа, не стал спешить с постригом, а отправил его в Серпухов, в обитель к преподобному Афанасию Высоцкому.

Никон, пройдя испытания, принял постриг, а через несколько лет стал священником. Через годы Никону разрешили вновь увидеться с преподобным Сергием, который стал сам его учить и наставлять в духовной жизни.

Горельеф с храма Христа Спасителя. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар.