Празднование Мариамоба в храме Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 21 октября 2020

(обновлено 23:30 20.10.2020)
По православному церковному календарю 21 октября отмечают день памяти Святых Пелагии, Таисии и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пелагия Антиохийская

По церковному календарю 21 октября поминают преподобную Пелагию, обращенную в истинную веру Святым Нонном, епископом Эдесским.

До крещения преподобная возглавляла танцовщиц Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Как-то роскошно одетая Пелагия проезжала мимо церкви, у дверей которой епископ Нонн проповедовал.

Верующие отвернулись от грешницы, а святитель долго смотрел ей вслед. Епископ, пораженный внешней красотой женщины и провидя в ней духовное величие, долго молился в своей келье Господу о Пелагии.

На следующий день Пелагия вошла в храм, когда Святой Нонн поучал о будущем Суде и воздаянии. Проповедь так подействовала на женщину, что пораженная Божьим страхом и обливаясь слезами покаяния, она просила епископа крестить ее. Святитель, видя искреннее и полное раскаяние грешницы, крестил ее.

Ночью новокрещенной явился Диавол и уговаривал ее вернуться к прежней жизни. Он исчез, как-только Святая прочитала молитву и осенила себя крестным знамением.

Преподобная, отнесла все свои драгоценности епископу, который велел раздать их бедным со словами: "Пусть будет умно расточено собранное худо".

Затем надев власяницу, преподобная удалилась на Елеонскую гору в Иерусалиме, где под мужским именем Пелагий до самой смерти (457) жила в затворе и достигла великих духовных дарований.

Святая дева

По церковному календарю 21 октября поминают Святую Пелагию, жившую в Антиохии в III веке, во время правления Нумериана (283–284).

Происходила дева из знатного рода. Она была наделена редкой красотой, которую превзойти старалась красотой души. Узнав, что Пелагия – христианка, правитель города отправил отряд воинов взять пятнадцатилетнюю красавицу под стражу. Выйдя навстречу воинам, девушка попросила немного времени на сборы.

Наслышанная о том, что грубые воины попытаются посягнуть на ее невинность, девушка слезно стала молиться и просить Господа, чтобы Он избавил ее от подобного позора.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Монахини после божественной литургии

Господь, услышав молитву девы, дал уверение ее совести в том, что лучше добровольно умереть, чем позволить осквернить себя. И девушка, исполнившись уверенности, бросилась с высоты своего дома.

Таисия Египитская

По церковному календарю 21 октября поминают Святую Таисию Египетскую.

Родилась будущая Святая в Египте в конце III века. Таисия, воспитанная матерью - женщиной дурного поведения, с юных лет стала вести развратную жизнь. Блудница своей редкой красотой прельщала юношей и мужей, увлекая на греховный путь и разоряя.

Слух о блуднице дошел до Пафнутия Великого, сумевшего привести к покаянию многих грешников. Старец, одевшись в светские одежды, пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком укромном месте, где бы их не только люди не увидели, но и Сам Господь!

Таисия была язычницей, однако элементарное представление о Боге имела. Поэтому, улыбнувшись, ответила старцу, что его просьбу исполнить невозможно, так как Бог видит все.

Тогда преподобный представил женщине всю тяжесть ее грехов и то, какой страшный ответ она должна будет дать Богу за обольщенных ею людей. Грешницу потрясли слова старца и она, раскаявшись, решила изменить жизнь в корне.

Женщина сожгла сокровища, нажитые грехом, на людской площади, всенародно осудив свой прежний образ жизни, и ушла монастырь, где три года провела в затворе, горько оплакивая совершенные грехи.

Преподобная скончалась примерно в 340 году. Видение о том, что Господь простил грехи Таисии и удостоил ее Царства Небесного, было монаху Павлу, прозванному Простой. А преподобный Пафнутий, узнав об этом очень обрадовался, что ему спасти удалось погибшую было душу.

По церковному календарю 21 октября именины отмечают Елизавета, Мария, Надежда, Пелагея, Татьяна, Таисия, Амвросий, Василий, Виктор, Варлаам, Владимир, Дмитрий, Иван, Исидор, Иона, Николай, Никодим, Павел, Петр, Пахом, Серафим и Трифон.

Религиозный праздник
Календарь религиозных праздников (666)

Звездопад Геминиды в декабре 2020: где, когда и как наблюдать метеоры

(обновлено 15:15 30.11.2020)
Один из самых красивых звездопадов – метеорный поток-гигант Геминиды, подарит землянам незабываемое зрелище в декабре

Наблюдать эффектное космическое шоу жители Земли смогут 13-14 декабря – на пике звездопад Геминиды подарит более 100 ярких метеоров в час.

Где, когда и как наблюдать метеоры

Геминиды – ежегодный зимний звездопад, он превосходит по количеству "падающих звезд" все остальные метеорные потоки, в том числе и августовские Персеиды.

Наблюдать отдельные метеоры можно с 4 декабря. На пике активности можно увидеть более 100 ярких и красивых метеоров в час. Их сравнительно низкая скорость делает их особенно яркими.

В безоблачную погоду наблюдать звездопад Геминиды можно из любой точки Земли, но жителей Северного полушария ожидает более красочное зрелище.

Звездопад своего пика достигнет в ночь с 13 на 14 декабря, но шансы загадать желание на падающую звезду сохраняются у жителей Земли до 18 декабря.

Наблюдать падающие звезды можно невооруженным глазом. Смотреть нужно не на сам радиант, откуда, как кажется, вылетают метеоры, а от этой точки немного в сторону.

Звездопад наблюдать лучше вдали от городских огней. Нужно пристально смотреть вверх, пока глаза привыкнут к темноте.

Оденьтесь потеплее, чтобы не простудиться и обозревая весь небосвод, наслаждайтесь небесным шоу.

Звездопад Геминиды

Метеорные потоки, обычно называют в честь созвездий, где расположен радиант – Геминиды назвали в честь созвездия Близнецы (Gemini). Радиант Геминид расположен вблизи яркой звезды Кастор.

Метеорный поток в созвездии Близнецы был открыт в конце XX века. Прародителем Геминид, в отличие от большинства других метеорных потоков, является не комета, а объект, открытый в 1983 году с помощью инфракрасного космического телескопа и названный 3200 Фаэтон. У него нет ни хвоста, ни комы, поэтому астрономы считают его промежуточным объектом – нечто среднее между кометами и астероидами.

Очень вытянутая орбита Фаэтона позволяет ему в процессе своего движения вокруг Солнца пересекать орбиты всех четырех планет земной группы от Меркурия до Марса, при этом подходит к Светилу ближе любого другого известного астероида, благодаря чему и был назван в честь героя греческого мифа о Фаэтоне – сыне бога Солнца Гелиоса.

Исследования метеорного потока показали, что его метеорные частицы имеют возраст около 1000 лет. То есть, если объект был кометой, то за 1000 лет он совершил много оборотов вокруг Солнца, в результате чего весь лед из его ядра испарился, и хвоста у кометы не стало, а от ядра остался только каменный остов.

Мцхетоба-Светицховлоба 2019 - как отмечали праздник. Верующие зажигают свечи у храма

Какой сегодня церковный праздник: 30 ноября 2020

(обновлено 21:51 29.11.2020)
По православному церковному календарю 30 ноября 2020 отмечают день памяти Святых Григория, Лазаря, Никона, Гоброна и других

Григорий Неокесарийский

По церковному календарю 30 ноября поминают святителя Григория Неокесарийского, жившего в III веке.

Родился будущий Святой в городе Неокесарии (Малая Азия). Учился Григорий у знаменитого учителя – пресвитера Оригена в Александрии. Вернувшись на родину, он удалился в пустыню, где достигал высокого духовного совершенства постом и молитвой.

Епископ Федим из города Амасии (Каппадокия) решил поставить Святого Григория епископом в Неокесарии. Перед хиротонией он молился, прося Господа открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице.

Во время молитвы Григорию явилась Божья Матерь с Иоанном Богословом, научившие его, как достойно исповедовать тайну Пресвятой Троицы. На этом Божественном Откровении основано учение о Святой Троице, развитое впоследствии отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Нисским и Григорием Богословом.

Скончался святитель примерно в 266-270 году.

Лазарь иконописец

По церковному календарю 30 ноября поминают преподобного Лазаря, иконописца, пострадавшего при императоре-иконоборце Феофиле (829-842).

Жил будущий Святой в Константинополе. Преподобный Лазарь-пресвитер вел строгую подвижническую жизнь и писал иконы. За это его схватили при императоре-иконоборце Феофиле и после жестоких пыток бросили в темницу. От казни Святого спасла императрица Феодора.

Преподобный скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда по церковным делам был отправлен с посольством к папе Бенедикту III (855-858).

Игумен Радонежский

По церковному календарю 30 ноября поминают преподобного Никона, игумена Радонежского.

Родился будущий Святой в городе Юрьеве-Польском, недалеко от обители преподобного Сергея Радонежского. Узнав еще в юности, что поблизости живет великий подвижник, Никон захотел его видеть.

Оставив дом и родителей, он отправился к преподобному Сергию, который, рассмотрев в юноше чистоту и силу духа, не стал спешить с постригом, а отправил его в Серпухов, в обитель к преподобному Афанасию Высоцкому.

Никон, пройдя испытания, принял постриг, а через несколько лет стал священником. Через годы Никону разрешили вновь увидеться с преподобным Сергием, который стал сам его учить и наставлять в духовной жизни.

Горельеф с храма Христа Спасителя. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар.