Верхняя Вифлеемская церковь

Какой сегодня церковный праздник: 4 июля 2019

250
(обновлено 09:14 04.07.2019)
По православному церковному календарю, 4 июля 2019 отмечают день памяти Святых Иулиана, Терентия, Арчила и Луарсаба

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Иулиан Тарсийский

По церковному календарю, 4 июля поминают мученика Иулиана Тарсийского, пострадавшего во время правления Диоклетиана (284–305).

Родился будущий Святой в семье сенатора-язычника и христианки в провинции Киликия (Малая Азия). Мать после смерти мужа переселилась с Иулианом в город Таре и, покрестив сына, воспитала его в христианском благочестии.

Преследование христиан началось, когда Иулиану исполнилось 18 лет - юношу схватили и в течение года водили по всей провинции, подвергая жестоким пыткам. Мать, следовавшая повсюду за сыном, просила Господа укрепить его в подвиге.

Когда все ухищрения палачей заставить юношу отречься от веры оказались тщетными, его зашили в мешок, наполненный ядовитыми змеями и песком, и бросили в море. Это произошло в 305 году.

Епископ Иконийский

По церковному календарю, 4 июля поминают священномученика Терентия, епископа Иконийского, ученика первоверховного апостола Павла.

Терентий – апостол из числа 70-ти, был вторым епископом в Иконии. О нем апостол Павел упоминает в послании к Римлянам.

Святитель многих язычников обратил ко Христу. Он принял мученическую смерть за Спасителя в I веке - его пронзили заостренным деревом.

Арчил II

По церковному календарю, 4 июля поминают царя Иверийского Арчила II, пострадавшего за веру - прямого потомка благоверного царя Мириана.

Грузия в царствование Арчила II, принадлежащего к династии Хосроидов, подверглась опустошительному нашествию халифа Мурвана-Кру (Глухого), которого грузинский народ прозвал так за его неумолимую жестокость.

Положение было безвыходным, грузины со слезами просили заступничества Пресвятой Богородицы и чудесным образом победили противника, значительно превосходившего силами, в сражении при реках Абаша и Цхенисцхали.

После победы Арчил II занялся восстановлением грузинского царства. Но вскоре Грузия подверглась новому нашествию арабов - неожиданному вторжению Джиджум-Асима.

Чтобы избавить страну от нового разгрома, царь явился в стан арабов, чтобы испросить мира и признать вассальную зависимость Грузии. Джиджум-Асим принял гостя милостиво, обещая свое покровительство, если он примет мусульманство.

Когда ни обещания, ни уговоры, ни пытки не смогли заставить царя отречься, ему отрубили голову. Произошло это в 744 году.

Луарсаб II

По церковному календарю, 4 июля поминают грузинского царя Луарсаба II, правившего в Картли в начале XVII века. Грузия в это время была зависима от Персидского Царства.

На престол Луарсаб взошел совсем юношей – его отец царь Георгий X был отравлен по приказу шаха Аббаса. Персидский шах, надеясь, что сможет манипулировать молодым правителем, хотел превратить грузинскую землю в своеобразный буфер между воинственной Османской империей и ними.

Турки захватили юг Грузии в 1609 году и вторглись на восток. Луарсаб, чудом избежавший плена, собрал армию и с 14 тысячами воинов обратил в бегство 60 тысяч османов.

Эта победа встревожила персидского шаха - испугавшись усиления Луарсаба, он попытался на него натравить других грузинских князей, но замысел провалился.

Когда шах с огромным войском вторгся в Грузию, Луарсаб заключил союз с царем Кахети Теймуразом, и они вместе выступили против Аббаса. Но в результате предательства Луарсаб попал в плен и семь лет провел в оковах, мужественно отказываясь сменить веру.

Его казнили в 1622 году – по преданию, над телом мученика засиял луч неземного света.

Именины

По церковному календарю, 4 июля именины отмечают Анастасия, Василиса, Алексий, Антоний, Георгий, Иона, Иоанн, Иулий, Максим, Николай, Никита, Павел, Терентий и Феодор.

Материал подготовлен на основе открытых источников

250
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников (626)

Патриаршее служение в Прощеное воскресенье

Какой сегодня церковный праздник: 29 мая 2020

718
(обновлено 00:14 29.05.2020)
По православному церковному календарю, 29 мая 2020 отмечают день памяти священномученика Александра и преподобного Феодора

По церковному календарю, 29 мая поминают также мучеников Вита, Модеста и Крискентию.

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Епископ Иерусалимский

По церковному календарю, 29 мая поминают священномученика Александра, епископа Иерусалимского - ученика великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского.

Александра избрали епископом Флавии Каппадокийской в начале III века. Святителя при Септимии Севере (193 - 211) заключили в темницу, где он провел три года. После освобождения Александр отправился на поклонение святым местам в Иерусалим, где по откровению свыше, был избран в 212-м соправителем пожилого Патриарха Наркисса, что было чрезвычайно редко в практике древней Церкви.

Иерусалимской Церковью в этом сане он управлял 38 лет, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку творений христианских писателей. Скончался святитель в темнице во время гонений императора Декия (249—251).

Вит, Модест и Крискентия

По церковному календарю, 29 мая поминают мучеников Вита, Модеста и Крискентию, пострадавших при императоре Диоклетиане (284–305).

Будущий Святой был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Несмотря на это, мальчик, с юных лет, постоянно молился Спасителю, а получив от Господа дар чудотворения, стал исцелять больных и обращать многих язычников в христианскую веру.

Когда император издал указ о гонении христиан, правитель Валериан призвав Гиласа, посоветовал заставить сына отречься. Но усилия отца оказались тщетными, и юноша предстал перед судом правителя. Когда Валериан, отдавая приказ пытать Вита, протянул руку – она отсохла и Святой исцелил правителя.

Валериан, прекратив суд, вновь велел Гиласу заставить сына отречься. Когда ни хитрость, ни угрозы не смогли сломить веру юноши, отец решил убить сына. Чтобы спасти мальчика, воспитатель Модест и кормилица Крискентия, увели его тайно из родительского дома и скрывались с ним в итальянской области Лукании.

Вит не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство, и вскоре вместе с Модестом предстал перед Диоклетианом. Император, сына которого юноша исцелил, предлагал ему почести и богатства, если он отречется, но Вит был непреклонен.

Пытки мучеников сопровождались многими чудесами. Крискентия, выйдя из толпы и укорив Диоклетиана за жестокость, исповедала себя христианкой. Ее также подвергли пыткам. Произошло это в 303-м.

Феодор Освященный

По церковному календарю, 29 мая поминают преподобного Феодора, названого "освященным" оттого, что первым был рукоположен в сан священника из своего монастыря.

Родился будущий Святой в обеспеченной христианской семье в Египте. Стремление к монашеской жизни он проявил в раннем возрасте. Однажды, во время празднования в доме родителей дня Богоявления, будущий подвижник, отказавшись есть изысканную пищу, грустил о том, что, принимая земные радости, лишается благ будущей жизни.

Он тайно ушел из дома в 14 лет и поселился в одной из обителей Египта. Узнав о преподобном Пахомии Великом, мальчик захотел с ним познакомиться. А Пахомий, предупрежденный Господом о явлении юноши, принял его с любовью. С этого дня Феодор находился у своего духовного отца в полном послушании.

Со временем Пахомий поручил ученику возглавить монастырь, а сам удалился в далекую обитель. Феодор, горячо любивший своего наставника, ухаживал за ним до его кончины. Освященный, впоследствии возглавлял и другие монастыри в пустыне. В трудах и молитве он дожил до глубокой старости – преподобный умер в 368-м.

Именины

По церковному календарю 29 мая именины отмечают Муза, Аркадий, Александр, Георгий, Ефрем, Лаврентий, Касьян, Модест, Петр, Николай и Федор.

Материал подготовлен на основе открытых источников

718
Темы:
Календарь религиозных праздников (626)
Молящиеся в горах Синая

Еврейский праздник Шавуот 2020: традиции, история праздника

9514
(обновлено 23:26 28.05.2020)
Шавуот – праздник дарования Торы, который празднуют шестого числа месяца сиван — в 2020-м праздник выпадает на 29 мая, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

По преданию в этот день на горе Синай Моисей получил скрижали Завета с десятью заповедями, поэтому главным событием праздника является слушание Десяти Заповедей.

В этот день из синагог выносят свиток Торы и читают молитвы. Десятки тысяч верующих приходят к Стене плача в Иерусалиме, чтобы отблагодарить Бога за полученные заповеди.

Шавуот по-еврейски означает "недели", поскольку от Песаха его отделяют семь недель. Другое название праздника — Пятидесятница, также напрямую связано со временем его празднования. Шавуот один из трех главных иудейских храмовых праздников.

Когда иудеям даровали Тору

По библейскому преданию, евреи прожили в Египте 430 лет, а Исход их, по вычислениям египтологов, совершился около 1250 года до Рождества Христова. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV веке до нашей эры.

Иудеи в третий месяц по выходу из Египта подошли к горе Синай, где Бог даровал своему народу десять заповедей, основу Торы, и расположились против горы станом.

Туристы и верующие на горе Моисея
© photo: Sputnik / Олег Ласточкин
Туристы и верующие на горе Моисея
По преданию, в этот день Моисей, который провел 40 дней на горе Синай, получил скрижали Завета с десятью заповедями, устанавливающие морально-нравственные правила поведения.

Кроме того, он еще получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия Письменная Тора), а часть — Устная Тора, была записана только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма.

Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.

Получив Тору, народ Израиля дал клятву Богу, что всегда будет выполнять все заповеди и не отступит от них.

День первых плодов

Как и многие другие религиозные праздники Израиля, Шавуот отмечается не только в честь определенного исторического события. Он считается праздником сбора урожая, поскольку в это время начинают созревать самые первые плоды и начинается жатва пшеницы. В Торе Шавуот назван "Праздником жатвы" и "Днем первых плодов".

Раньше в этот день было принято приносить в храм два каравая хлеба, испеченных из первой пшеницы, или другие созревшие в саду и в поле "первинки" нового урожая (бикурим). Было разрешено приносить только пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики.

Все заповеди Шавуот – хлебное приношение, бикурим и так далее были связаны с Храмом. Соответственно, после разрушения Храма выполнение этих заповедей стало невозможно.

Шавуот, в отличие от остальных праздников, мало упоминается в еврейских законах и в еврейском художественном творчестве. В Талмуде нет никакого особого трактата о празднике Шавуот.

Так как праздник попадает на сезон полевых работ, то в Израиле он продолжается всего один день, а за пределами страны, в диаспорах — 2 дня.

Шавуот является одним из трех иудейских праздников, связанных с паломничеством, наряду с Песах (Исход иудеев из Египта) и Суккот, который установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную.

Подготовка к празднику

В канун Шавуота принято совершать очистительное погружение в микву (ритуальный бассейн), поскольку каждый еврей должен очиститься перед паломническим праздником. Существует обычай погружаться в микву еще раз утром в праздник в память об очищении, совершенном Израилем в "дни отделения", предшествовавшие получению Торы в состоянии абсолютной чистоты.

Как и все праздники, Шавуот начинается вечером. В доме зажигают свечи. В синагоге читают праздничную вечернюю молитву Маарив.

После торжественного богослужения в синагоге устраивают дома праздничный стол.

По традиции, всю праздничную ночь человек должен не спать, а провести за изучением Торы. Так как Тора путь к самосовершенствованию. Обычай этот символизирует ту далекую тревожную бессонную ночь около горы Синай, что предшествовала принятию Торы.

Главное событие праздника

В синагоге сразу же после утренней молитвы читают Десять заповедей, которые слушают стоя, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. Это традиция подтверждать Завет еврейского народа с Богом.

В этот момент важен сам факт присутствия и участия в происходящем, а не понимание священного языка и смысла заповедей. Поэтому все евреи — мужчины, женщины и дети (включая младенцев) должны быть в эти минуты в синагоге и, как три тысячи лет тому назад, слышать слова Десяти Заповедей, вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет.

В Шавуот утром в синагогах читают также Книгу Рут (Руфь), знаменитой праведницы, по рождению моавитянки, которая вышла замуж за еврея, а после его смерти осталась со свекровью и приняла иудаизм. Рут является прабабушкой царя Давида.

Книгу Рут читают в праздник потому, что принятие иудаизма Рут (гиюр) было подобно принятию Торы еврейским народом. Кроме того, считается, что ее правнук царь Давид родился и умер в день дарования Торы. Евреи считают, что Рут, самый милосердный человек со времен Авраама, была необходима еврейскому народу для того, чтобы преодолеть духовное заболевание, поразившее целое поколение.

В Шавуот принято начинать обучение Торе маленьких детей. Первый урок посвящается еврейскому алфавиту. Чтобы "подсластить" это нелегкое учение, обычно пекут сладкое печенье в форме еврейских букв, обмакивают его в мед и предлагают юным ученикам съесть ту или иную "букву", предварительно прочитав ее.

Что можно и что нельзя

В Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь — еду разрешено готовить только на сам день праздника, пользуясь при этом огнем, зажженным до начала праздника.

Для этого, обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника, так как от живого огня зажигать дозволяется, который необходим не только на кухне, но и для зажигания праздничных свечей.

Даже курильщики склоняются над горелкой либо прикуривают друг у друга, так как в этот день нельзя брать в руки спички. А электрический свет нужно включить накануне праздника.

В праздник также запрещается брать в руки деньги – монеты и банкноты, а также пользоваться любыми видами транспорта.

Когда и как трапезничают

В Шавуот, как и в другие праздники, есть две праздничные трапезы вечерняя и утренняя, каждая из которых начинается Кидушем (произнесения над бокалом вина слов благодарности Всевышнему).

В праздник принято есть молочную и мучную пищу — сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня Вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи не могли воспользоваться своей кухонной утварью из за данных им законов кошерности.

В посуде приготовляли запрещенную пищу, и, следовательно, готовить в ней было нельзя. В тот день им пришлось довольствоваться молочной пищей, фруктами и овощами.

Многие едят в Шавуот пироги, испеченные на меду. Эта традиция напоминает о том, что Тора как молоко и мед для тех, кто ее учит ("Мед и молоко под языком твоим").

Отдельную мясную трапезу устраивают позже, так как еврейская традиция считает, что в праздники хотя бы две трапезы должны быть мясными, чтобы выполнить заповедь "Радуйся в свои праздники".

Мясо является признаком праздничной трапезы, но законы кошерности строжайше запрещают смешивать мясные блюда с молочными (и вообще любые мясные и молочные ингредиенты в одном блюде или в одной посуде, или даже в разной посуде, но во время одной трапезы).

Поэтому эти две трапезы разделены, и между ними должны быть исполнены определенные действия. Сначала необходимо завершить молочную трапезу чтением Биркат амазон (молитва после еды), затем сделать часовой перерыв, и только после этого постелить новую скатерть и поставить на стол мясные блюда.

В диаспорах, где Шавуот длится два дня, во второй день после чтения Торы те, у кого нет кого то из родителей, читают поминальную молитву Изкор за души умерших родственников и принимают обещание сделать пожертвование в их заслугу.

По традиции, в этот день дом и синагоги украшают зеленью и свежими цветами. Эта зелень напоминает о давней практике принесения первых плодов на благословение в Иерусалимский Храм. Она также символизирует надежды на щедрый урожай.

Для евреев этот праздник очень важен, дети приобщаются к традициям своего народа. У многих малышей в руках и на головах венки, если в этот день нужно идти в школу или детский сад. К этому дню могут быть приурочены выставки фруктов и поделок, которые дети сделали на уроках.

Материал подготовлен на основе открытых источников

9514