Пасхальный стол

Пасха 2020: история, традиции и обычаи православного праздника

8512
(обновлено 20:27 31.03.2020)
Один из главных христианских праздников - Пасха или Светлое Воскресение Христово, в 2020 году православный мир празднует Пасху 19 апреля

Праздник Воскресения Христова, по-грузински – Ахдгома, в Грузии отмечается с особой торжественностью.

История

Слово "Пасха" означает "прохождение, избавление" от еврейского "песах". Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об избавлении евреев от гнета египетских фараонов.

В тот исторический день ангел-губитель прошел мимо их домов, потому что косяки дверей и окон, по повелению Господа, были окроплены кровью жертвенного ягненка.

Песах стал пророческим предзнаменованием воскресения Христа, своей смертью искупившего человечество от грехов и через воскресение даровавшего прощение и вечную жизнь.

Пасха — первый среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его праздновали ученики Иисуса с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим.

В православии празднику Пасхи придают особое значение. Его еще называют "торжество из торжеств". Пост, предшествующий православной Пасхе, гораздо строже, чем у католиков, особенно последняя страстная неделя сорокадневного поста. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

В страстную неделю Великого поста православным верующим нельзя развлекаться и бездельничать, есть мясо и рыбу, пить вино и много чего другого. Зато уже пасхальный стол не имеет никаких запретов.

Предметы церковной утвари и пасхальные сувениры, изготовленные из воска
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Предметы церковной утвари и пасхальные сувениры, изготовленные из воска

Переходящий праздник

Светлое Воскресение Христово является основным переходящим праздником церковного календаря. Дата его каждый год исчисляется по лунно-солнечному календарю, принятому у евреев.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днем радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала — в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии (юлианскому календарю). Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Разница в календарях происходит потому, что в православном богослужении используется Юлианский календарь, который был введен Юлием Цезарем.

Православная церковь Кашвети (церковь Святого Георгия) на проспекте Шота Руставели в Тбилиси
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Православная церковь Кашвети (церковь Святого Георгия) на проспекте Шота Руставели в Тбилиси

Пасха

В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается богослужение. В Грузии многие верующие в ночь на воскресенье приходят в церковь и остаются в ней до конца пасхального утра.

На Пасху грузины приветствуют друг друга словами "Кристе Агсдга!" (Христос Воскрес!), а в ответ – "Чешмаритад Агсдга!" (Воистину Воскрес).

В этот день двери всех домов открыты для гостей, хотя Воскресение Христово принято встречать в кругу семьи. В первый понедельник, сразу после Пасхи, в Грузии принято поминать родителей и навещать могилы усопших родственников.

Празднуют в Грузии и всю последующую неделю после Пасхи, которую называют Светлая седмица. А самый благоприятный день в году — Красная горка, следующее воскресенье после Пасхи.

Символы Пасхи

Неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасхальный кулич и творожная пасха, которые всегда занимают самое почетное место на пасхальном столе. Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо.

Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа, пролитой на кресте, в то время как само яйцо было символом возрождения. Позднее их стали красить в другие цвета, применяя природные или пищевые красители.

В Грузии издавна красят яйца корнями лекарственного растения Марены красильной (Rubia tinctorum), которые в простонародье называют "эндро".

Традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в глубокую древность — первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию со словами — "Христос Воскресе!" В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко.

Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же, как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет. Согласно этой легенде, красный цвет яйца – это символ крови, пролитой на кресте Иисусом.

Кулич олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы "ХВ". Она символизирует Гроб господень и, замещая пасхального агнца, напоминает, что время ветхозаветных жертвоприношений прошло.

Пасхальный кулич и крашеные яйца
© photo: Sputnik / Владимир Федоренко
Пасхальный кулич и крашеные яйца

В других христианских странах Западной Европы символом Пасхи считается Пасхальный Кролик. Он олицетворяет процветание, плодородие и изображается на праздничных тарелках, салфетках, занавесках. В виде кролика выпекают различные сладости.

В Армении обязательно подают к столу рыбу, являющуюся символом древних христиан. Также блюдом пасхального стола считается плов с сухофруктами. В этом блюде рис символизирует всех людей, а изюм — тех, кто уверовал в чудесное воскрешение.

Пасхальное застолье

Праздник Воскресения Христова всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью и изобилием блюд. Различные мясные и рыбные блюда, сдобренные грузинскими специями, а также множество салатов и соусов не смогут никого оставить равнодушными. Не говоря уже о хачапури, лобиани и других различных выпечках.

Но особое место на красиво сервированном столе занимают пасхальные яйца, размещенные на проросшей зеленой пшенице, символизирующей новую жизнь, воскресение, вечность. Люди выращивают пшеницу на плоских тарелках за две недели до Пасхи.

На Пасху в Грузии пьют исключительно виноградное красное вино, которое символизирует кровь Христову.

Традиционная писанка
© Flickr / Alan Light
Традиционная писанка

Пасхальные традиции

В горных районах Грузии Пасха Христова празднуется по-особенному. Свои традиции существуют во многих поселениях.

Например, в селе Сно — на родине Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго, проходят соревнования по стрельбе из лука. Причем в качестве мишеней выступают крашенные куриные яйца.

В селе Шухути в Западной Грузии до сих пор играют в "лело бурты" — старинную игру с мячом. Соревнования напоминает регби: игрокам разрешено владеть мячом любым способом. Мяч изготавливают сами жители, его вес составляет около 16 килограмм. Все жители делятся на две команды, становятся по разным берегам местной реки. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку и оставит его на другом берегу.

На юге Грузии после ночного богослужения в церкви прихожане расходятся по домам, а утром женщины пекут в тандыре (печь) особый пасхальный хлеб, который является главным блюдом на праздничном столе в этот день. Мужчины в это время занимаются приготовлением мяса. На праздничном столе вместе с хлебом и жареным мясом обязательно присутствуют местное вино и сыр.

В Кахети (Восточная Грузии) имеет свои традиции. К примеру, красная пятница здесь является единственным днем в году, когда существует строгий запрет на распитие вина. Праздник Пасхи на востоке страны отмечается широко и весело: в течение всей праздничной недели верующие ходят друг к другу в гости, устраивали гуляния с песнями и развлечениями. А главное блюдо на столе — жареный на гриле барашек.

Существует традиция "чокаться яйцами" на Пасху. Победителя, который остается с неразбитым яйцом, как полагают, ждет удача.

Светлое Христово воскресение. Православная Пасха
© photo: Sputnik / Maria Tsimintia
Светлое Христово воскресение. Православная Пасха
8512
Темы:
Пасха 2020: традиции и обычаи праздника (58)

Церковь св. Иоанна Богослова

Какой сегодня церковный праздник: 10 июля 2020

277
(обновлено 23:26 09.07.2020)
По православному церковному календарю 10 июля 2020 отмечают день памяти Святых Иоанны, Сампсона, Севира и Георгия

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Иоанна мироносица

По церковному календарю 10 июля поминают Святую Иоанну мироносицу, которая была в числе женщин, следовавших за Христом.

Женщины, которые видели в Иисусе Учителя, хотели быть рядом, слушать его и служить по мере сил. Они занимались бытовыми вопросами, помогая Спасителю и его ученикам.

Они принадлежали к разным сословиям - среди них были и родственницы апостолов, и отвергнутые иудейским обществом грешницы, которым Иисус подарил надежду на искупление грехов покаянием.

Иоанна – супруга Хузы, управляющего дворца царя Ирода, знатная придворная дама в недавнем прошлом, не выделялась среди всех. Есть версия, что будущая мироносица, уверовав, последовала за Спасителем после того, как Он исцелил ее сына.

Ранее она спрятала голову Иоанна Крестителя, казненного во дворце Ирода. Мироносица погребла главу пророка на Елеонской горе, где и произошло ее первое обретение через 300 лет.

Иоанна также пошла к Гробу Господню вместе с другими женами-мироносицами, чтобы отдать последние почести Учителю и стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Христа.

Икона Жены-мироносицы у гроба господня
© photo: Sputnik / S. Zimnokh
Икона "Жены-мироносицы у гроба господня"

Сампсон Странноприимец

По церковному календарю 10 июля поминают преподобного Сампсона Странноприимца.

Родился будущий Святой в знатной и богатой семье в Риме. Получив хорошее образование и изучив врачебное искусство, он бесплатно лечил, преимущественно нищих и убогих.

Сампсон, после смерти родителей раздав все имущество и отпустив рабов на свободу, отправился в пустыню, где вел аскетическую жизнь. Затем Божий промысел привел его в Константинополь, где, поселившись в небольшом доме, он принимал странников, больных и нищих, помогая всем чем мог.

Византийский император Юстиниан Первый, тяжело заболев, увидел во сне человека, который мог его исцелить. Им оказался преподобный Сампсон, исцеливший его одним прикосновением руки. Император в благодарность, по просьбе Сампсона, построил странноприимный дом и больницу, где преподобный свое служение совершал до глубокой старости.

Севир пресвитер

По церковному календарю 10 июля поминают преподобного Севира пресвитера, служившего в церкви Пресвятой Богородицы в селении Интероклея (Средняя Италия) в VI веке.

Будущий Святой был добродетельным и вел благочестивую жизнь. Однажды его позвали для напутствия умирающего. Севир, обрезавший грозди винограда, велел посланникам возвращаться, сказав, что тотчас их догонит, но немного задержался в саду.

Больной к его приходу умер, и пресвитер начал горько плакать, считая себя виновным в смерти человека без покаяния. В слезах он упал перед умершим, горько каясь и называя себя убийцей.

Внезапно покойник ожил. Он рассказал всем присутствующим, что когда демоны хотели завладеть его душой, один из ангелов сказал: "Возвратите его, потому что о нем плачет пресвитер Севир, и ради его слез Господь даровал ему этого человека".

Возблагодарив Господа, пресвитер исповедал и причастил воскресшего, который прожил еще семь дней, пребывая в постоянной молитве.

Георгий Иверский

По церковному календарю 10 июля поминают преподобного Георгия Святогорца, Мтацминдели – грузинского монаха, настоятеля Иверского монастыря.

Родился будущий Святой в семье знатных владетелей в Грузии в 1009 году (по некоторым данным в 1014-м). С юных лет он воспитывался в монастырях, а прекрасное разностороннее образование получил в Константинополе.

Вернувшись в Грузию, он принял монашество, а затем отправился в Палестину, на поклонение Святым местам.

Великую схиму принял в 30-летнем возрасте и отправился на Святую гору Афон, где работал над переводом богослужебных книг и творений Святых отцов. Грузинская православная церковь поныне признает для церковного употребления канонической и допустимой редакцию Священного Писания, принадлежащую перу Георгия Иверского.

За великие подвиги, мудрость и смирение его избрали настоятелем Иверского монастыря. Для подтверждения права грузин на Иверскую обитель преподобный посетил Константинополь, где получил жалованную грамоту от императора Константина IX Мономаха (1042-1055).

Преподобный, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027-1072), провел в Грузии пять лет, где помогал благоустроению церковной жизни, учил народ и внедрял свои переводческие труды.

Предвидя свою кончину, он отправился на Святую гору, но не дойдя до Афона, мирно скончался в 1066 году, накануне праздника первоверховных апостолов.

Именины

По церковному календарю 10 июля именины отмечают Амвросий, Иоанна, Георгий, Мартин, Самсон и Серапион.

Материал подготовлен на основе открытых источников

277
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников
Свечи в церкви. Пасхальная служба в храме 13 святых ассирийских отцов в селе Канда

Какой сегодня церковный праздник: 9 июля 2020

720
(обновлено 23:48 08.07.2020)
По православному церковному календарю 9 июля 2020 отмечают день памяти Святых Давида и Иоанна. По церковному календарю 9 июля также чествуют Тихвинскую икону Божьей Матери

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминается в церковном календаре.

Давид Солунский

По церковному календарю 9 июля поминают преподобного Давида Солунского, жившего во второй половине V – в первой половине VI веков.

Свою деятельность преподобный начал в обители Святых мучеников Феодора и Меркурия. Впоследствии, построив себе шалаш под миндальным деревом близ города Солуни (Фессалоники), он прожил в нем 70 лет, соблюдая строгий пост и постоянно пребывая в молитве.

Подвижник за благочестивую жизнь, получив дар чудотворений от Господа, исцелил многих, а всех приходивших наставлял и давал полезные советы. Достигнув совершенного отречения, он был как бы ангел во плоти - брал в руки горящие угли, без всякого для себя вреда, для совершения каждения. Преподобный скончался примерно в 540 году.

Епископ Готфский

По церковному календарю 9 июля поминают преподобного Иоанна, епископа Готфского, жившего в VIII веке.

Родился будущий святитель благодаря усердной молитве своих родителей. Приняв постриг в юности, он три года путешествовал по Иерусалиму и, обойдя все Святые места, вернулся на родину.

Император Константин иконоборец (741-775) изгнал в то время Готфского епископа, и местные христиане стали просить Святого Иоанна возглавить их епархию.

Принять епископский сан в Константинополе, где поклонение Святым иконам запрещалось, Иоанн не мог. Поэтому он отправился в Иверию (Грузию), давшую отпор иконоборцам, где и был рукоположен.

Кафедру святитель возглавил в сложный период противостояния двух народов - готов и хазар, которые жили в Северном Причерноморье. Ему часто приходилось скрываться от преследования врагов. Скончался святитель в 790-м.

Тихвинская икона

По церковному календарю 9 июля чествуют Тихвинскую икону Божьей Матери - по церковному преданию, это один из образов Богородицы, написанных евангелистом Лукой во время Ее земной жизни.

Праздник установлен в память о ее чудесном явлении и одолении врагов предстательством Пресвятой Богородицы.

Икона Божьей Матери была перенесена в Константинополь из Иерусалима в V веке, где для нее построили Влахернский храм. Образ исчез из храма в 1383 году, за 70 лет до взятия Константинополя турками и явилась близ города Тихвина.

Икона Тихвинской Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре в городе Тихвине
© photo: Sputnik / Александр Юрьев
Икона Тихвинской Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре в городе Тихвине

На месте явления образа возвели храм в честь Успения Богородицы и устроили мужскую обитель, обнесенную каменной стеной. Шведские войска, захватив Новгород в 1613-1614 году, монастырь этот уничтожить не пытались. Однажды иноки увидев, что приближается шведское войско, решили бежать из обители вместе с чудотворной иконой, но сдвинуть ее с места не могли.

Чудо остановило монахов, и они, оставшись в монастыре и надеясь на защиту Божьей Матери, успешно отразили атаки мощного противника, несмотря на немногочисленность.

Святой образ, после закрытия Успенского монастыря в 1920 году поместили в местный краеведческий музей. Затем его вывезли в Чикаго, где он на протяжении десятилетий хранился в Свято-Троицком соборе.

Торжественное возвращение образа в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь произошло в 2004-м.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
© photo: Sputnik / Alexander Yuriev
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Именины

По церковному календарю 9 июля именины отмечают Георгий, Дионисий, Давид, Иоанн, Павел, Тихон и Ферапонт.

Материал подготовлен на основе открытых источников

720
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников