Сегодня стартовали Единые Национальные Экзамены, и начинаются они, традиционно, с грузинского языка. Многие этого дня ждали с нетерпением, другие жутко волновались, а третьим – все равно, лишь бы поскорее сдать экзамен и покончить с этим. Ведь это только малая ступенька большого пути.
Так рано я не вставала давно. На часах 7:30, город пока не полностью проснулся. Людей на улицах мало, но, подойдя к одному из экзаменационных центров, который находится в 133 государственной школе, я увидела целую толпу. Это мальчишки, девчонки – абитуриенты, а также их родители.
Накануне я вспоминала, что недавно тоже была на месте этих абитуриентов и волновалась не меньше. Это было пять лет назад. И я ужаснулась тому, как летит время. Ведь в памяти настолько еще свежи воспоминания. Но потом осознала, что в этот день мне не придется волноваться, как ребятам, и мое лицо расплылось в довольной улыбке.
Придя на место, я заметила, что возле школы мобилизованы экипаж пожарной охраны и машина скорой помощи. Еще биотуалеты. Как говорится, все условия учтены.
Кругом большой гул, кто-то стоит с тетрадкой, повторяя пройденный материал, некоторые непринужденно общаются друг с другом. Есть и те, кто пришел с родителями и даже с бабушками и дедушками. Ну и последняя категория абитуриентов – это те, кто пришел один. Я решила подойти к такой девушке, потому что меня удивило, с каким спокойным лицом она стояла.
"Нет, я не волнуюсь, - говорит девушка по имени Нино. - Я уже прошла это в прошлом году, сейчас сдаю во второй раз, так что для меня это, скажем так, уже пройденный этап".
Хотя, по ее словам, в этом году мешающим фактором (скорее, в эмоциональном плане) является коронавирус. До регистрации ребят проверяют на наличие медицинской маски, а если таковой нет, то она им выдается. Все стоят в очереди, учитывая правила социальной дистанции. Их ждет обязательный термоскрининг, а потом стандартные процедуры, которые проводились и в прошлые годы – сдача телефонов и других ненужных для экзамена вещей.
"Ты взяла ручку? Кажется, в сумке была… О, у тебя их три! Давай, возьми все, вдруг не будут писать", - говорит девушка с тревогой в голосе своей подруге, которая собирается на экзамен.
"Да что ты паникуешь! Все будет хорошо, не дави на меня", - говорит абитуриентка. Видимо, это ситуация, когда провожающие нервничают еще больше, чем сами абитуриенты. Подобные разговоры звучат часто, но проявление эмоций - это хорошо. Хуже, когда три человека, к примеру, сын и родители, стоят в мертвой тишине, каждый думая о своем.
Чтобы поддержать членов семьи, некоторые приходят буквально все вместе, не оставляя дома никого. Я заметила, что одна девушка пришла с грудничком, он спал у нее на руках, пока она ждала кого-то. Еще одна семья в полном составе: бабушка, мама, тетя и собачка. Как они мне признались, они уже знают, что к чему, ведь для них Анна – шестой абитуриент в семье.
"Мы все очень переживаем, конечно, - говорит тетя "потерпевшей". - Да и она сама волновалась, прежде чем зайти. Знаете, все эти обстоятельства с коронавирусом тоже очень действуют. Они даже помешали ученикам, ведь пока все перешли на дистанционное обучение, потеряли много времени. Нам приходится волноваться о тех вещах, о которых не задумывались в прошлом году. Например, я очень боялась, что от волнения у нее поднимется температура, однако все обошлось. Она у нас очень умная девочка, мы все верим в нее".
Зурабишвили: будущее страны в руках абитуриентов >>>
Несмотря на то, что регистрация началась не ровно в 8 часов (как полагалось), к началу экзамена в 9 часов на улице не было ни одного абитуриента. Все без опозданий прошли регистрацию и сидят в классах.
Если до этого возле школы было шумно, то теперь воцарилась относительная тишина: остались только болельщики - родные и друзья абитуриентов.
Самое ужасное, наверное, это ожидание, томительное и бесконечное. У абитуриентов для написания экзамена по грузинскому языку есть более трех часов. Некоторые "выжимают из себя все", сидя до последнего, но есть и те, кто выходит раньше положенного.
Вот на горизонте появился парень, который выходит из школы. Самое интересное, что если до того, как кто-то выйдет из экзаменационного центра, все стоят врассыпную, то как только выходит абитуриент, все шумно встречают его. Люди спрашивают, как юноша справился с тестом, трудно ли было, и не важно, что видят друг друга впервые.
"Ну что?! Как все прошло? Сложно было? А какое эссе? Там мальчик с тобой не сидел светленький?" - спрашивает одна женщина, а вышедший парень еще даже не выдохнул после экзамена. Его зовут Авто.
"В принципе, я доволен экзаменом, вроде, было легко. Я даже не ожидал, что так напишу. Сидеть в классе было терпимо, в процессе экзамена на нас не было масок, а кондиционер был выключен. Сначала нас всех спросили, хотим ли мы, чтобы кондиционер включили. Но мы отказались. Лучше без кондиционера, чем в маске", - говорит Авто.
И, действительно, многие признались, что маски мешают, отвлекают, сдавливают переносицу, с ними душно, их постоянно надо поправлять. Все остальные условия "коронавирусных экзаменов" куда ни шло: дистанцию можно соблюдать без проблем, измерить температуру - пожалуйста, дезинфекция рук - мы только за, "а то от переживаний ладошки вспотели".
Ведь переживаний для абитуриентов предостаточно и без пандемии - позади непростой семестр "вынужденной удаленки", а впереди - высокая конкуренция. В этом году во вступительных экзаменах принимают участие более 55 тысяч абитуриентов и студентов.
Следующий экзамен 12 июля. Абитуриенты будут сдавать историю. Так что молодежь мудро запасается энергией, кислородом и в бой. Терпения, ребята, и удачи!
ТБИЛИСИ, 18 апр — Sputnik. Коронавирус достигнет своего пика в Грузии в следующие две недели, заявил глава Национального центра по контролю заболеваний Амиран Гамкрелидзе.
По словам Гамкрелидзе, эпидемиологическая ситуация в Грузии ухудшается.
"Ежедневный положительный показатель впервые превысил 4%, но по данным за 14 дней он все еще составляет 2,9%. Ухудшаются и другие показатели, увеличился индекс воспроизводства, увеличилась нагрузка в сфере здравоохранения, а количество активных случаев составляет 10 478", - сказал Амиран Гамкрелидзе.
Как отметил главный эпидемиолог Грузии, довольно низок и показатель ношения масок в стране, он не превышает 50%.
"Сейчас самое главное - очень спокойно и скромно завершить празднование Пасхи. Рекомендации следует строго соблюдать как в дни до Пасхи, так и в последующие", - сказал Амиран Гамкрелидзе.
На вопрос, какие дополнительные ограничения будут введены, если эпидемиологическая ситуация в Грузии ухудшится и 14-дневный показатель превысит 4%, Гамкрелидзе ответил, что этот вопрос обсуждается на заседаниях Межведомственного координационного совета.
В настоящее время зарегистрировано 10 478 активных случаев заражения, из них 2 982 человека проходят лечение в больницах, 439 находятся в ковид-гостиницах, 7057 человек проходят лечение на дому.
С начала пандемии в Грузии выявлено 295 358 случаев заражения, выздоровели 280 915 пациентов, скончались 3 939.
Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.
"Очень легко любить весь мир, но очень трудно любить одного человека".
Ф. М. Достоевский
Телевизор в гостиной показывал какую-то нудную мелодраму. Нино, утопавшая в кожаных подушках дивана, с помощью пульта листала длинный перечень каналов. "И это не то, и там примитив, и вот это тоже неинтересно", – устало морщилась немолодая дама. Наконец, нашла более или менее приличное ток-шоу и стала наблюдать за переливанием из пустого в порожнее. К ней подбежала беленькая собачонка, встала на задние лапки и лизнула руку хозяйке.
Нино машинально погладила свою любимицу Кимико, но фамильный перстень на пальце, который уже начал терять природную гибкость, задел собачке ушко. Животное заскулило.
– Ой, прости, прости, мое счастье! Ты, наверное, гулять уже хочешь? – Нино приподнялась на диване и позвала брата. – Заза, пойди погуляй с Кимико, у меня что-то нет настроения.
В комнату заглянул Заза, седой представительный мужчина, даже в спортивном костюме выглядевший так, будто собрался на пресс-конференцию. Бросил быстрый взгляд на сестру, оценив степень депрессивности ее настроения.
– Пойду, конечно. Но тебе надо расслабиться. Не стоит так грузить себя. На обратном пути захвачу в аптеке твоих таблеток. Может, тебе сходить куда-нибудь, развеяться? Например, к Лали. Она сколько раз приглашала, а тебе все лень. Или к этой твоей, – он слегка поморщился, – вертихвостке Хатуне.
"Что муженек ни сделает, все хорошо" - непридуманная история из Грузии >>>
– Ээээ, не любишь ты ее, Заза. Надень на Кимико жилетик. Кажется, холодно на улице.
– К сожалению, да. Хатуна – это явно не мое. Но в некоторых дозах такие люди нужны. У них особая энергетика. Про Кимико можно было и не говорить. Сам вижу.
– А любить надо всех, – словно сама себе сказала Нино, разглядывая верхушки деревьев за окном.
Заза оставил эту сентенцию без комментариев, подозвал Кимико и увел в прихожую надевать ошейник.
Нино опять потянулась за пультом. Поймала себя на мысли: "Кто знает, сколько мне осталось, а я еще ищу способ убить время. Странно устроен человек". Потом крикнула брату:
– Закрой сам дверь, чтобы мне не вставать.
– Так и сделаю, – донеслось из прихожей, и Нино услышала звук закрывающегося замка.
Она снова стала перебирать длинный список каналов.
Все-таки с братом ей повезло. Не дал Бог ни мужа, ни детей, зато есть у нее любимая работа в студии и каменная стена, за которой можно спрятаться от жизненных бурь, – Заза. Родители, Царство им Небесное, правильно их воспитали: дали обоим прекрасное образование, с детства внушили помогать и уступать друг другу. Жаль только, не научили быть более снисходительными к людям, подыскивая вторую половинку.
Заза стал архитектором, прекрасно зарабатывал, но семьи так и не создал. Слишком разборчиво относился к потенциальным невестам. У Эки внешность не дотягивает до должного уровня, у Теи генетика отягощенная, у Марики ноги кривые... После 45 и вовсе раздумал жениться – привык к холостяцкой жизни. Сидит весь вечер у компьютера или раз в квартал к друзьям, таким же волкам-одиночкам, сходит пива выпить. Вот и вся жизнь день за днем.
Нино с детства увлекалась танцами, объездила много стран, имела поклонников. Но как-то ни на ком не смогла остановиться. Все откладывала замужество на потом. Зато создала собственную студию. Благо, в Грузии народные танцы всегда в тренде и любящие родители не жалеют денег для развития пластики своих маленьких принцесс и принцев. Ведь потом на любом застолье будет чем гордиться, когда их чада станцуют что-нибудь зажигательное под аплодисменты участников праздника.
Не успела Нино оглянуться, как все поезда претендентов на руку и сердце ушли в прошлое, не оставив следа, и теперь она жила в свое удовольствие. Много времени посвящала студии, не пропускала концерты и спектакли, иногда ходила в церковь пообщаться со своим духовником отцом Шалвой.
Духовника она выбирала придирчиво и в итоге остановилась на немолодом, очень начитанном семейном священнике с современными взглядами. Больше всего при выборе духовника Нино боялась наткнуться на фанатика, который запрещал бы ношение брюк вне церкви, требовал бросить любимые сигареты, без которых жизнь теряла свою полноту и прелесть, и удлинял бы молитвенное правило. При этом Нино считала, что совсем без духовника тоже как-то "не комильфо". У всех есть, а у нее нет. Непорядок. Приличная, адекватная женщина ее возраста должна ходить в церковь, иначе как-то не по-людски получается. Не грузинский формат.
Осознав, что впереди только одинокая старость с братом, Нино предприняла попытку повернуть течение жизни в новое русло – удочерить девочку. Ей хотелось именно девочку, не мальчика. Потому что с девочкой проще, да и нервов меньше. Куклы, бантики, юбочки, врожденное желание женщины заботиться... Заза был категорически против, но, как известно, если женщина чего-то захочет, ее пять пар быков с места не сдвинут и она-таки своего добьется.
Быть таким наивным – преступление, или Где знакомиться в Сети? >>>
После продолжительных баталий Заза позорно сдался и сам пошел улаживать дела. Он задействовал очень влиятельных людей благодаря дружеским и родственным связям. В итоге повел Нино на смотрины в детский дом на заранее облюбованную девочку пяти лет по имени Кетеван.
Возраст девочки обсуждался детально, взвешивались все плюсы и минусы. Усыновлять грудничка – особая морока. Не тот уже возраст у "мамы" на все эти младенческие памперсы, болячки и укачивания. А к пяти годам – уже сложившаяся личность.
Кетеван с первого взгляда понравилась усыновителям. Ангельская внешность, речь развита, нарушений развития не видно и, самое главное, всей душой хочет найти маму.
Позже забрали девочку домой. Пару-тройку дней Кетеван вела себя на новом месте очень скромно. Спрашивала, можно ли взять то или другое. Потом раскрылась со всех сторон, да в такой пестрой гамме, что у мамы с непривычки зарябило в глазах.
Хотя Нино все подготовила к появлению дочки – и комнату в розовом цвете, и батарею кукол, и настольные игры, – но очень скоро у Кетеван стали возникать новые и новые желания.
– Мама, купи мне, пожалуйста, вон ту жвачку. И еще вот такой ободок.
Жвачка с ободком, конечно же, покупались, но радость от приобретения исчезала еще быстрее, чем мама с дочкой успевали дойти до дома.
Кетеван на редкость быстро для ребенка из закрытой системы образования уяснила, где какие магазины находятся и что в них продают. Тащила мать обычно в самый дорогой из них и мастерски раскручивала на покупки.
Нино попыталась противостоять этой покупательской лихорадке, но ее робкие проявления строгости каждый раз заканчивались слезами несчастного ребенка:
– Ааа, ты меня не любишь. Тебе жалко! Вот для родной дочки ты бы купилааа...
Нино пыталась объяснять принцип целесообразности покупок, но девочка лишь надувалась и уходила плакать в свою комнату.
В воспитательный процесс вмешался и Заза, напомнив ребенку сказку о неблагодарной царевне, но не прошло и это.
С течением времени у Кети обнаружился целый набор нехороших привычек: она грызла ногти, поедала козявок, развязано и громко смеялась, от чего Нино всякий раз вздрагивала. Много было и всякого другого, что, по мнению Нино, никак не совмещалось с пребыванием в культурном обществе.
Спустя месяц Нино вынуждена была расписаться в своей полной педагогической несостоятельности. Дочка представляла собой разболтанное, непокорное существо, которое к тому же не хотело меняться в лучшую сторону.
"Оставьте буйволов и жирафов в покое" - очень транспортная история из Тбилиси >>>
Заза некоторое время молча наблюдал за попытками сестры наладить контакт с ребенком, потом завел сестру ночью на кухню и объявил:
– Все! Я больше не намерен это терпеть в своем доме. Ты вся на нервах, ребенок не игрушка, но и мы не железные. Все оказалось хуже, чем мы думали. Я перепроверил медицинскую карту – тут, видимо, тяжелая генетика. Я тебя предупреждал. Еще неизвестно, что Кети будет вытворять в пубертатный период.
Нино вяло возражала, хотя внутренне была согласна с братом. Твердый орешек явно пришелся ей не по зубам.
На другой день произошло событие, которое резко накренило чашу весов не в пользу приемыша. У Нино пропала из сумочки сотня лари. Для нее вроде и небольшие деньги, но, согласитесь, неприятен сам факт. Сказала Зазе о пропаже.
Тот провел краткое расследование, вызвал на ковер девочку и спросил прямо:
– Это ты взяла деньги?
Кети расплакалась и твердила, что она ни при чем. Заза обратил внимание на доказательства очевидного факта: пока Кети не было, ничего не пропадало, а тут она появилась, и вот, извольте радоваться, деньги утекли в неизвестном направлении.
Он оделся и вышел из дома, не сочтя нужным что-либо объяснять. Пошел решать вопрос по-мужски, одним махом, окончательно и бесповоротно. Где был и что делал, сестре не сказал. Просто через несколько дней после инцидента Заза забрал Кетеван погулять в парк, а вернулся поздно вечером один.
Бросив на стол официальные бумаги, он так объяснил Нино свой поступок:
– Кети сюда больше не вернется. Все вернулось на исходные позиции. Я просто избавил тебя от принятия решения и тяжелого расставания. Нервы надо беречь. Мы с тобой не рассчитали свои силы.
Нино попыталась возмутиться столь резкому повороту дела, но со временем успокоилась. Он был прав.
В прихожей открылась дверь. Потом раздался властный голос Зазы:
– Кимико, иди, я вытру твои лапки! Ты же знаешь, с такими лапами в дом заходить нельзя...
Слышалось ворчание недовольной Кимико, которая, скрипя зубами, терпела необходимую процедуру. Потом собака забежала в комнату и бросилась ласкаться к хозяйке. Лизнула свесившуюся с дивана руку Нино.
Заза заглянул в комнату и удовлетворенно отметил:
– Все-таки насколько проще общаться с животными. Никаких подводных камней... Нино, я купил тебе таблетки, – он бросил на журнальный столик белую коробочку. – Ты пропьешь свой курс и забудешь об этом неудачном эксперименте.
ТБИЛИСИ, 18 апр – Sputnik. Россия выйдет из проекта Международной космической станции (МКС) через четыре года, заявил вице-премьер Юрий Борисов в эфире телеканала "Россия 1" в программе "Москва. Кремль. Путин".
Модули МКС выработали ресурс, станция будет работать до 2024 года, а перспективы международного сотрудничества подлежат определению в ходе переговоров, заявили РИА Новости в пресс-службе "Роскосмоса".
"У нас есть согласованный с партнерами по МКС срок работы на станции – 2024 год. После этого срока решение будет приниматься исходя из технического состояния модулей станции, которые в основном выработали свой срок службы, а также наших планов по развертыванию национальной орбитальной служебной станции нового поколения. Когда мы примем решение, тогда начнем переговоры с нашими партнерами об условиях и формах взаимодействия после 2024 года", - сказали в пресс-службе.
Также уточняется, что РФ будет работать над своей национальной станцией. Глава РАН Александр Сергеев на заседании президиума академии заявил, что ожидает начала финансирования проекта после 2025 года.
В проекте МКС участвуют 15 членов, из которых пять – основные: Россия, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство. Строительство станции началось в 1998 году, а первая постоянная экспедиция заработала с 2000 года.