РОССИЯ : книгоиздатели ориентируются на массового читателя - напоминание о том, что Россия была страной великой литературы

4
(обновлено 16:47 15.05.2015)

Книги традиционно пользуются высоким престижем в России, и в любом магазине Москвы, расположенном в центре, полно покупателей.

Сформированная столетними традициями жажда чтения всегда находилась под контролем в Советском Союзе, и сегодня ситуация практически не изменилась, если не считать того, что роль цензора взял на себя рубль.

Несколько крупнейших монополистов, таких как издательство АСТ или Эксмо, практически контролируют 70% рынка современной литературы. Они формируют и рынок вкусов, ссылаясь на диктат покупателя. Редкие попытки литературных кругов и элитных критиков перехватить инициативу у монополистов и подчинить книжный рынок своим экспертным оценкам пока безрезультатны.

Что, в общем, обычно для любой страны, за исключением того, что в большинстве "других" экономик находится место и действительно сильным литераторам. В России в этом пока уверенности нет.

Вот как, например, выглядит список лидеров продаж в ведущем книжном магазине столицы, гиганте  «Московский дом книги на Арбате».

Александра Маринина - «Соавторы».
Паоло Коэльо - «11 минут».
Джоан Роулинг - «Гарри Поттер и Орден Феникса».
Татьяна Устинова - «Олигарх с Большой Медведицы».
Дарья Донцова - «Синий мопс счастья».

Говорить всерьез об этой литературе с точки зрения художественности невозможно.

Вот вкратце сюжет книги Марининой, которая занимает первую строчку. Это 25-й роман о некой Насте Каменской, женщине милиционере, которая 25-й раз раскрывает запутанное убийство. На этот раз в убийстве молодой женщины, голый труп которой – в позе любви - соблазнительно украшает обложку,  виновны… сразу три соавтора популярных романов, то есть писатели, которые оказываются воплощением всяческих пороков.

Это обвинение стало бы событием литературы, если бы не было написано затертым газетным языком.

Заметим, что книжка эта сознательно издается в твердой обложке как престижная классика и сбивает с толку читателя, хотя перед нами самое обыкновенное чтиво для покетбуков, которые после прочтения выбрасываются в мусорный бак.

Сформировать в этом мощном поле миллионных поделок новое серьезное имя, из тех, что прославят российскую литературу, почти невозможно. Кроме того, молодой писатель серьезной прозы должен учитывать, что это маленькое поле по-прежнему занято двумя-тремя знаменитыми авторами, которые частично утоляют жажду читателей по первоклассным текстам. Это все те же Владимир Сорокин, Виктор Пелевин и Эдуард Лимонов.

Но Сорокин давно молчит, он занят мощным проектом – сочиняет либретто оперы «Дети Розенталя» о клонированных композиторах для Большого Театра, музыку к которому пишет авангардный композитор Владимир Десятников.

Пелевин после пятилетней паузы издал роман «Числа», который стал относительной неудачей и разочаровал его горячих поклонников. Герой романа, бизнесмен, который пытался построить жизнь с учетом хороших и плохих чисел, не сумел очаровать публику, но жюри премии «Национальный бестселлер» только что все же присудило Пелевину эту премию. Вот только не за новый роман, а за один из прежних.

Пожалуй, в мире российской прозы сегодня лидирует глава карликовой национал-большевистской партии и яркий стилист Лимонов, который недавно вышел из тюрьмы, где отбывал два с половиной года за хранение оружия. В тюрьме Лимонов сочинил 7 (!) книг, которые сейчас выброшены на рынок массовыми тиражами. Самая интересная из них это «Книга мертвых», о друзьях писателя, которых уже не стало.

Из менее известных имен стоит назвать двух писателей – Афанасия Мамедова, книга которого «Фрау Шрам» стала событием в узком кругу ценителей, и Александра Мелихова с его романом «Чума». Первый роман рассказывает о судьбе двух городов - Москвы и столицы нынешнего Азербайджана Баку в роковые 90-е годы, когда советский социализм превратился в дикий капитализм. А второй – мрачная история превращения гениального мальчика из хорошей семьи в наркомана, которого в финале убивает несчастный отец.

Но шансов стать бестселлерами у этих ярких книг все-таки мало, слишком ослепителен рекламный фон книг, рассчитанных на немедленный успех.

Есть интересные работы, находящиеся как бы на грани литературы, балансирующие между высоким стилем и издевательством над массовой продукцией.

Известный либеральный политик Константин Боровой издал в серии «Как стать богатым» книгу интервью «Двенадцать топ». Героини этой книги - самые яркие топ-менеджеры России, женщины с миллионными состояниями, которые рассказывают – и довольно откровенно, - о том,  как они разбогатели. И это по-своему сильно.

Молодой современный сказочник Дмитрий Емец продолжает сочинять серию пародий на бестселлеры Джоан Роулинг, где главный герой - волшебница Таня Гроттер. Только что вышла в свет его очередная сказка «Таня Гроттер и ботинки кентавра».

Даже такой серьезный драматург и писатель, как легендарная в России Людмила Петрушевская, обратилась к рецептам изготовления массовой литературы. Ее последняя книга «Номер один, или в садах других возможностей» рассказывает о малых народах Севера, которые променяли свою нефть на водку и сифилис.

Но серьезная проблема вставлена автором в голливудский сюжет, где жадные пришельцы вырывают красный каменный глаз у древнего таежного идола, где антропологическая катастрофа вызывает из мертвой земли зомби и будит гнев шаманов.

На этом фоне лишь благородная акция издательства «Слово» - издать, наконец, полное собрание сочинений, 11 томов, поэзии, прозы  и переписки великого Бориса Пастернака - напоминает о том, что Россия была страной великой литературы. --0--

4
Загрузка...