ЗА РУБЕЖОМ : уступят ли США ООН в Ираке?

Подписаться
Год назад, 1 мая, президент США Джордж Буш объявил об официальном окончании боевых действий в Ираке. В Ираке началась новая эра - надежд и нестабильности, разоблачений и потерь, возрождения и разочарования.

Год назад, 1 мая, президент США Джордж Буш объявил об официальном окончании боевых действий в Ираке. В Ираке началась новая эра - надежд и нестабильности, разоблачений и потерь, возрождения и разочарования.

Непростым этот год был и для международного сообщества. Неоднократно подвергалась сомнению репутация ООН. Сначала Вашингтон и Лондон проигнорировали эту международную организацию и развязали войну в Ираке.

Затем уже сами иракцы, избавившись от страха перед режимом Саддама Хусейна, стали задаваться вопросом – почему столько лет ООН ничего не сделала для того, чтобы помешать чудовищным преступлениям иракского диктатора. Последним ударом по этой международной организации стал скандал вокруг гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие». Обвинения в коррупции, незаконных сделках, нарушении резолюций Совбеза были выдвинуты против многих фирм, работавших по этой программе в Ираке, и против чиновников ООН.
Однако, как отметил заместитель министра иностранных дел РФ Юрий Федотов, «все публикации на эту тему пришлись на обострение ситуации в Ираке». Отметим, что это произошло в тот момент, когда США осознали, что без посреднической роли ООН в политическом урегулировании в Ираке им все-таки не обойтись. И сейчас речь идет о том, сколько полномочий готов уступить Вашингтон этой международной организации.

С одной стороны президент США Джордж Буш признает, что политическое урегулирование в Ираке будет идти по плану, разработанному специальным представителем ООН Лакдхаром Брахими. Этот план, по словам Буша, «приемлем для большинства иракского народа». Но получится ли у Брахими осуществить свою мечту и добиться того, чтобы переходное правительство, которое планируется сформировать до 30 мая 2004 года, не стало марионеткой в руках США – неясно.

И Брахими, и госсекретарь США Колин Пауэлл отмечают, что функции временного правительства будут ограничены. Оно не сможет самостоятельно вырабатывать законы – это прерогатива постоянного органа, который будет создан только в 2005 году. Но если Брахими надеется, что надзор над ситуацией в Ираке перейдет в руки ООН, то Пауэлл высказался за то, чтобы иракцы отдали часть своего суверенитета руководству многонациональных сил, которые, очевидно, будут по-прежнему возглавлять США. Вряд ли это можно назвать окончанием оккупации, даже де-юре, не говоря уже о де-факто. И это вряд ли устроит иракцев.

Главный аргумент тех, кто согласен на затягивание перехода реальной власти к иракцам, состоит в том, что нельзя создавать вакуум власти. Но последние месяцы показали, что вакуум существует и сегодня - коалиционная администрация не контролирует обстановку в стране. Число жертв растет с каждым днем. Апрель был самым тяжелым для войск коалиции за весь год. Боевые потери США, приходящиеся только на один этот месяц, составляют почти четверть от общего числа погибших с начала вторжения в Ирак в марте 2003 года.

Множится число и погибших среди иностранцев, приехавших в Ирак по бизнес-контрактам и частным делам (около 30 за март-апрель 2004 года). Число жертв среди гражданского населения Ирака точно неизвестно. Цифра колеблется между 8 и 10 тысячами за год. Однако практически каждый день поступают данные о погибших, как в результате действий коалиций, так и в результате терактов и внутрииракских столкновений.

Иракцы, видимо, уже понимают, что после 30 июня – официальной даты окончания оккупации - ситуация кардинально не изменится, но все равно надеются, что могут самостоятельно решать некоторые вопросы, в том числе и касающиеся проблем безопасности. Конечно, им будет нужна помощь извне, но не тотальный диктат. Помощником же и посредником в Ираке после 30 июня должна стать ООН, а не США, к которым теперь прочно пристал ярлык не «освободителей», как это было раньше, а «оккупантов». Кроме того, только ООН может придать легитимность тем политическим процессам, которые будут иметь место в Ираке после 30 июня.

Не случайно о необходимости новых резолюций по Ираку говорят в дипломатических кругах уже несколько месяцев, но пока на свет не появилось даже проекта документа, по которому могло бы идти согласование. Известны только отдельные моменты, которые те или иные политические деятели хотели бы видеть в резолюции.

Так госсекретарь США Колин Пауэлл надеется, что резолюция позволит расширить состав многонациональных сил, признает временное правительство, будет способствовать тому, чтобы как можно больше членов международного сообщества оказывали финансовую, а по возможности и военную поддержку Ираку. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что резолюция СБ ООН должна закрепить передачу иракцам суверенитета. Таро Накаяма, специальный посланник премьер-министра Японии, выступает за то, чтобы резолюция отметила руководящую роль ООН в формировании нового иракского правительства.

По мнению Москвы резолюция должна закрепить результаты международной конференции, которую необходимо  провести под эгидой ООН по примеру афганской с участием представителей всех политических групп Ирака. Конференция могла бы утвердить состав переходного правительства и найти решение всех острых проблем иракского урегулирования. Но, как отметил в недавнем интервью СМИ госсекретарь Пауэлл, США сомневаются - нужна ли конференция для того, чтобы одобрить переходное правительство Ирака.

Впрочем, он признал, что дискуссия на предмет проведения конференции и соответственно текста резолюции СБ ООН продолжается. Осведомленные российские источники РИА «Новости» не исключают, что будет принято две резолюции по Ираку.

В первой может содержаться призыв провести под эгидой ООН международную конференцию. Резолюция также подтвердит расширение роли ООН в политических процессах в Ираке, включая вопросы подготовки выборов и разработки конституции.

Параллельно с работой по подготовке конференции могут начаться консультации по содержанию более детальной резолюции. Возможно, что именно она признает состав и полномочия временного иракского правительства, установит дату всеобщих выборов, подтвердит суверенитет и территориальную целостность Ирака, а также определит мандат ООН и многонациональных сил в этой стране.

Это может быть сделано на основании просьбы переходного правительства. Кроме того, полагают российские источники, она должна прояснить вопрос об иракском ОМУ. Принятие этой резолюции может состояться уже после проведение международной конференции.

Но пока все это скорее пожелания, чем действительные проекты документа. В любом случае будет ли принята одна или больше резолюций по Ираку, все они подразумевают усиление роли ООН в этой стране. И сейчас решается вопрос – готовы ли пойти на это США. А если да, то в какой степени. В Вашингтоне нет единого мнения на этот счет и, безусловно, противники уступок стремятся опорочить ООН и те страны, которые выступают за расширение ее полномочий в Ираке. -0-

Лента новостей
0