Эпидемия коронавируса - люди в масках

Грузия в режиме ожидания почему страна до сих пор без вакцины от COVID-19?

1264
(обновлено 21:32 05.03.2021)
Грузия в феврале ожидала первую партию вакцины от COVID-19. Ее особенно ждали медики, которых должны были привить первыми. Но вакцины все еще нет, хотя власти уверяют, что часть вакцины прибудет в конце марта, а другая - в мае. В вопросе разбиралась колумнист Sputnik

Население в Грузии разделилось на две группы: одна часть с нетерпением ждет появления вакцины от коронавируса, а другая - антиваксеры - уверена, что вакцина бесполезна. При этом обе категории одинаково выражают недовольство и винят правительство в том, что в борьбе с пандемией оно работает безответственно и неэффективно. 

Почему нет вакцины?

В конце февраля Грузия не получила обещанную первую партию вакцины Pfizer – каких-то 29 тысяч доз. Ими должны были вакцинироваться те медработники, которые имеют непосредственный контакт с инфицированными пациентами.

Как уверяют в правительстве, страна всячески подготовилась к получению данной вакцины – доставила 50 тысяч специальных шприцев, мобилизовала специальные холодильники, подготовила девять медицинских учреждений, переподготовила персонал. Однако вакцины в стране до сих пор нет.

В ответ глава Национального центра по контролю заболеваний и общественного здоровья заявил, что на рынке серьезный дефицит и в буквальном смысле "идет третья мировая война вакцин".

Тем временем Грузия, по словам властей, продолжает сотрудничать с платформой COVAX, которая должна помочь в получении вакцины. Страна также ведет переговоры непосредственно с компаниями-производителями Pfizer, AstraZeneca, Moderna и рядом других производителей. Но кроме обещаний пока ничего не получила.

В планах Грузии было вакцинировать до мая 200 тысяч человек, а с июня начать массовую вакцинацию. Однако насколько стране удастся реализовать задуманное, остается неизвестным. До конца мая страна должна получить от 180 тысяч до 300 тысяч доз вакцины компании AstraZeneca. Хотя в этом многие эксперты серьезно сомневаются.

Скандал и обвинения

Вопрос с вакцинацией перешел в настоящий скандал после того, как в одном из грузинских СМИ со ссылкой на платформу COVAX была обнародована информация о том, что причиной непоставки вакцины компании Pfizer в Грузию в феврале стало несоответствие страны установленным критериям.

Данную версию категорически опровергли в Минздраве Грузии и заявили, что дополнительные требования Pfizer к Грузии никак не связаны с технической готовностью страны получить вакцину, они связаны с финансовой перестраховкой. В Минздраве страны не исключили, что во время перевода текста платформы COVAX была допущена какая-то ошибка. Ведомство связалось с COVAX и попросило разъяснить заявление, появившееся в грузинском агентстве.

После ответа представителей COVAX, глава Минздрава Екатерина Тикарадзе выступила с резким заявлением и отметила, что Грузия может подать в суд на платформу за распространение информации о том, что якобы страна не была готова принять первую партию вакцины Pfizer по техническим причинам. Речь идет "репутационных рисках", заявила министр, добавив, что во всей переписке, начатой с платформой с сентября, не было никаких указаний о том, что Грузия в чем-то ошиблась. Тикарадзе отметила, что платформа один раз уже оказалась в подобной ситуации, когда Босния подала на нее жалобу.

Грузия, по заявлению властей, уже перечислила COVAX-платформе 575 тысяч долларов. В центре по контролю заболеваний Грузии уверяют, что первая партия вакцины с COVAX-платформы поступит в этом месяце и вакцинация начнется. Предположительно, это будет вакцина AstraZeneca.

Novavax и Грузия

В свою очередь COVAX на фоне разразившегося скандала поспешила с предложением новой вакцины Novavax. Грузинский Минздрав практически сразу же выразил заинтересованность этим препаратом, и вскоре глава тбилисской инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе заявил, что до июня Грузия получит один миллион доз данной компании. По сведениям Церцвадзе, вакцина Novavax предполагает две прививки на человека, так же как AstraZeneca и Pfizer.

Нет китайской вакцине!

Между тем замглавы Наццентра по контролю заболеваний и общественного здоровья Грузии Паата Имнадзе считает, что Грузии стоило начать процесс вакцинации от коронавируса китайской вакциной.

Два месяца назад грузинские эпидемиологи заявили о готовности завезти в Грузию китайскую вакцину, однако в стране поднялся ажиотаж, после чего министр здравоохранения исключила вероятность ввоза китайской вакцины.

Ажиотаж вокруг этой темы не утихает по сей день. Гражданские активисты и эксперты сферы здравоохранения проводят акции протеста с требованием завезти вакцину, но только не китайскую, заявляя, что "грузины не подопытные кролики".

Грузия могла сама производить вакцину

Грузинский политолог и публицист, главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили считает, что Грузия в ближайшем будущем вакцину, скорее всего, не получит. При этом, по его словам, у Грузии был шанс не только получить российскую вакцину "Cпутник V", но и производить ее самой.

"Россия была готова предоставить технологию по производству вакцины странам, имеющим такие возможности. Учитывая научно-техническую базу Грузии, Институт бактериофага, выпускающий лекарства и другие средства, Грузия вполне могла освоить технологию производства "Спутник V" и обеспечить не только себя, но и поставлять в соседние страны. Однако этому серьезно начали противодействовать определенные силы", - заявил Арно Хидирбегишвили.

Политолог считает, что когда дело касается выживания нации, политические мотивы должны отойти на второй план. Ведь многие страны, которые сильно отличаются от России политическим курсом, уже приобрели "Спутник V", доказавшую свою эффективность, утверждает эксперт.

Почему в Грузию не может поступить российская вакцина?

Политолог Арчил Сихарулидзе утверждает, что страна ошиблась, когда полностью понадеялась на платформу COVAX, считая ее партнером Европейского союза номер один. Тем временем COVAX, по его словам, просто-напросто не выполнила свои обязанности и передала вакцины другим странам, а Грузия оказалась у "разбитого корыта".

"Это произошло из-за того, что некоторые наши неадекватные прозападные коллеги вместо того, чтобы продвигать идею вакцинации любыми способами, продвигали геополитические измерения. И в итоге вышло, что не могут получить вакцину от COVAX и не могут купить "Спутник V", - сказал Сихарулидзе в интервью Sputnik Грузия.

По словам Сихарулидзе, на сегодняшний день результат таков - богатые страны уже вакцинируются, часть Евросоюза ждет до сих пор, а Грузия грозится подать жалобу на платформу. По мнению политолога, это классический пример того, что страна должна развивать новые идеи, что-то создавать сама, "а не смотреть в рот Западу".

"Сейчас они планируют купить какой-то корейский, китайский и индийский мусор вместо того, чтобы купить российский "Спутник V", который доказал свою состоятельность на научном уровне. Но, поскольку наши псевдопрозападные люди столько грязи вылили на вакцину "Спутник", на это вакцинационный рынок, что не могут вновь начать рассматривать вопрос "Спутника", - отметил Сихарулидзе.

Вопрос приобретения "Спутника", по словам политолога, рассматривают даже в Германии. "А наша политэлита настолько глупа, что неспособна приобрести "Спутник". Мы, как попрошайки, вынуждены ждать COVAX", - сказал Сихарулидзе.

Недоверие к "Спутнику" Сихарулидзе объясняет тем, что на Западе были определенные круги людей, которые, стремясь занять свое место на рынке, хотели дискредитировать "Спутник V".

"А когда Ланцет опубликовал статью о том, что Россия за три месяца сделала то, что даже Гарвардские институты делают целый год, эти люди оказались перед научным фактом, что "Спутник V" на 91% эффективен", - отметил Сихарулидзе.

Сихарулидзе уверен, что Грузия не должна была ждать только платформы COVAX, а попытаться закупить и "Спутник", а также другие вакцины.

"Можем не успеть"

Эксперт по вопросам здравоохранения Вато Сургуладзе считает, что Грузия до сих пор не получила вакцину от коронавируса из-за безответственности лиц, которые отвечают за весь этот процесс. Что касается платформы COVAX, то Сургуладзе тоже придерживается мнения, что Грузия не должна была надеяться только на нее.

"COVAX даст нам миллион 400 тысяч доз, а нам нужно еще 2,5 -3 миллиона доз. Только вчера замминистра иностранных дел Грузии поехал в Индию договариваться о таких поставках. А где они были до сих пор?.. То есть они только позавчера начали реальную активность?" - задался вопросом Сургуладзе

Он привел в пример Израиль, который является мировым лидером по скорости вакцинации населения от коронавируса: там, по данным Минздрава страны, полностью вакцинированы уже 30% всего населения. "Премьер-министр Израиля Нетаньяху лично 17 раз летал в США и встречался с производителями. "Вот это работа", - говорит Сургуладзе.

Что касается Индии, по словам эксперта, индийская биохимическая лаборатория "Серум", которая, кстати, находится под патронажем AstraZeneca, считается одной из самых сильных компаний по производству вакцин. Она производит не только вакцину от коронавируса, но и вакцины от гриппа и другие детские прививки.

"Украина купила 12 миллионов доз индийской вакцины, - говорит Сургуладзе. - Это AstraZeneca. Какая разница, где выпускают? В Индии есть очень хорошие компании, даже лучше, чем в Европе".

Грузии на закупку вакцины надо всего 50 миллионов евро и у правительства есть эти деньги, утверждает Сургулдзе. Но если в стране к этому вопросу не отнесутся профессионально, то Грузия не сможет достичь популяционного иммунитета до лета 2022 года, опасается эксперт.

1264
Теги:
Пандемия, Коронавирус COVID-2019, Вакцина, Грузия
Темы:
Вторая волна коронавируса в Грузии (1124)

Охранный периметр тюрьмы

Четверть процента населения Грузии сидит в тюрьме

626
(обновлено 09:54 11.04.2021)
Большинство заключенных – граждане Грузии, однако в тюрьмах Грузии есть также 541 человек - граждане 42 стран

ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. На 1 марта 2021 года в тюрьмах Грузии находилось 9 125 человек, что составляет 0,25% от всего населения Грузии, говорится в материалах на сайте Национальной службы статистики "Сакстат".

Согласно данным "Сакстата", из общего числа заключенных 1 890 ждет приговора, а 7 235 – отбывает срок.

Около 22,6% всех заключенных составляют лица от 41 до 49 лет. В целом же возраст заключенных колеблется от 14 до 70 и выше.

При этом в тюрьмах Грузии на 1 марта было 62 несовершеннолетних заключенных, 34 из них осужденные, и 58 заключенных старше 70 лет, из которых 58 отбывают срок по приговору.

На 1 марта в грузинских тюрьмах находились 8 793 мужчины и 332 женщины.

Большинство обвиняемых (75,7%), находятся в Глданской тюрьме в Тбилиси. Что касается осужденных, то они распределены по 13 тюрьмам. Большинство заключенных находится в тюрьмах полузакрытого типа. В тюрьме для заключенных особого риска на 1 марта находилось 155 осужденных. А вот в тюрьме для подготовки к освобождению было всего 236 осужденных.

Гражданство заключенных

Большинство заключенных – граждане Грузии, однако в тюрьмах Грузии есть также 541 человек - граждане 42 стран.

Большинство отбывающих наказание в Грузии иностранцев - граждане Ирана (145), Азербайджана (105) и России (82).

Также в тюрьмах Грузии находятся граждане Армении, Украины, Франции, США, Бразилии, Израиля и так далее.

За что сидят

Более трети всех осужденных в Грузии отбывает срок за экономические преступления. Всего таких осужденных в тюрьмах Грузии 3 893 человека.

На втором месте осужденные за преступления против человека – убийство, нанесение вреда здоровья, сексуальные преступления, воровство, грабеж и так далее. Всего таких осужденных в Грузии 2 984 человека.

Третье место принадлежит осужденным за преступления против общественной безопасности и порядка. Таких преступников в Грузии сидит в тюрьмах - 2 923.

Замыкают пятерку осужденные за преступления против судебной власти (469) и против государства (391).

626
Пролив Босфор в Стамбуле

Турция "высушит" Черное море и спровоцирует военную напряженность в регионе?

618
(обновлено 15:53 09.04.2021)
Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор. Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Sputnik

Sputnik, Никита Чикунов

Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор. При этом сам проект вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей.

Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Sputnik.

Нужный-ненужный канал

Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его "сумасшедшим". Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет "дублером" пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.

Канал построят вдалеке от центра Стамбула. По этой причине им, уверены власти республики, будут пользоваться суда повышенной грузоподъемности (до 300 тысяч тонн), перевозящие опасные грузы - нефть, сжиженный природный газ и химикаты.

Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.

Канал "Стамбул" призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тыс. судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.

Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.

Несмотря на такую аргументацию, проект канала, приблизительная стоимость которого оценивается в $10-25 млрд, сталкивается с острой критикой со стороны турецких ученых, экологов и политиков, которые говорят о негативных экологических последствиях его реализации.

Два моря под угрозой

По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.

Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами "соседа".

Постройка канала, по которому вода будет течь только в направлении Мраморного моря, приведет к постепенному обмелению Черного – это может уменьшить популяцию рыб и спровоцировать засухи.

Нарушение водообменного баланса, уверен специалист, затронет все прибрежные страны, в том числе Россию, Грузию, Абхазию и Украину.

"Уровень Черного моря понизится точно, но из-за размеров канала отток воды не будет критический. Я думаю, этот процесс будет заметен на низменных берегах Северного Причерноморья: Одесса, Херсон и так далее", - говорит заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Иным образом пострадает Мраморное море, отличающееся от Черного повышенной соленостью и меньшим биоразнообразием, добавляет исследователь. Поступление больших объемов черноморской воды резко увеличит в Мраморном море количество живых организмов, поглощающих кислород. В результате оно начнет "умирать", распространяя в Стамбуле и его окрестностях запах сероводорода.

Геополитическая игра

Помимо экологической составляющей, планы Турции по строительству канала следует рассматривать и в военно-политическом аспекте. Статус проливов Босфор и Дарданеллы (соединяет Мраморное море с Эгейским, - Sputnik) определяет принятая в 1936 году конвенция Монтрё.

Согласно этому документу, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы с уплатой небольших и строго ограниченных сборов. Суда платят за маяки, спасательные работы, медицинское обслуживание, услуги буксиров и лоцманскую проводку.

Конвенция также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств, а также их класс и тоннаж.

Строительство альтернативному Босфору канала поднимает вопрос о том, попадает ли он под действие конвенции. Президент Турции заявлял, что проект выходит за рамки международного договора и поэтому будет находиться под полным контролем республики.

Существенного влияния на обстановку в Черноморском регионе это не окажет, уверен заведующий кафедрой морского права Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

"Понятие "черноморские проливы" охватывает пролив Босфор и пролив Дарданеллы. Это комплексное понятие, которое регулируется конвенцией. Самим фактом входа в Дарданеллы судно уже подчиняется положениям этого документа. Поэтому все разговоры о "подрыве" положений конвенции Монтрё – полная глупость", — объясняет он.

Определенные риски могут возникнуть, если Турция построит второй канал, дублирующий Дарданеллы. В таком случае военные корабли иностранных государств, в том числе НАТО, смогут беспрепятственно заходить в Черное море, добавляет эксперт.

"Можно допустить, что Турция построит еще один канал, чтобы корабли смогли попасть из Средиземного моря в Черное, минуя проливы. Но это очень маловероятно. Потому что в таком случае незамедлительно последует реакция мирового сообщества. Нарушить международный договор туркам никто не позволит", – уверяет Василий Гуцуляк.

Сомнительные выгоды

Неясным остается и то, как турецкие власти будут окупать дорогостоящий проект и стимулировать судовладельцев и фрахтователей направлять суда в платный канал вместо почти бесплатного Босфора.

В правительстве страны таким стимулом называют отсутствие очередей. Там напоминают, что в 2019 году на подходе к Босфору со стороны Черного моря из-за ухудшения погодных условий и строгих ограничений по проходу образовались самые длинные с 2014 года очереди танкеров с российской и казахстанской нефтью.

Даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств владельцы крупных судов все равно несут убытки. "Ежедневные потери фрахтователей танкеров длиной более 200 метров из-за ожидания составляют в среднем $120 тыс.", – говорил турецкий министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум.

Канал "Стамбул" решит эти проблемы, если сможет обеспечить быструю проходку супертанкеров, говорит Василий Гуцуляк.

"Сопоставлять Босфор и канал нельзя. Пролив широкий – там суда на встречных курсах могут разойтись, канал таким не сделать даже с технической точки зрения. Но если он не будет двухсторонним, то очередей не избежать. Второй момент – глубина. Через Босфор проходят супертанкеры. Мы несколько раз проходили на супертанкере "Крым" (длина – 295 метров, водоизмещение – 180 тысяч тонн, – Sputnik). Его осадка была свыше 15 метров, у современных танкеров она больше. Смогут ли такие суда проходить по каналу? Это, кстати, основной интерес России и Казахстана, которые возят нефть через Босфор. Третий момент – скорость. В проливе она не должна превышать 10 узлов, в каналах обычно скорость еще меньше. Предполагаю, по времени прохождения "Стамбул" будет проигрывать Босфору (среднее время его прохождения 1,5-2 часа – Sputnik)", – говорит эксперт.

Сам канал, добавляет он, будет платным. Судам придется заплатить базовую ставку за прохождение и выплатить все сборы, актуальные при проходке Босфора.

"Ставка прохождения довольно значительная. Для Суэцкого канала, например, она может достигать нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от тоннажа судна. Поэтому "Стамбул" станет хорошим источником пополнения бюджета Турции", – объясняет Василий Гуцуляк.

По его словам, в конечном итоге привлекательность канала будет напрямую зависеть от размера ставки и отсутствия ограничений для крупногабаритных судов. С такой точкой зрения соглашается участник рынка международных морских грузоперевозок, пожелавший остаться анонимным.

"Пока большие суда, чтобы не тратить время на ожидание, вынуждены переваливать груз на более мелкие и так идти через Босфор. Если "Стамбул" позволит исключить этот момент – он будет интересен. Но, я думаю, Босфор останется ключевым коридором", – указывает собеседник Sputnik.

Сейчас, указывает директор по филиалам группы транспортных компаний "Русмарин" Владислав Фишкин, говорить о перспективах "Стамбула" преждевременно.

"Если говорить о перспективах альтернативного пути, то наличие любой альтернативы увеличивает возможности и снижает риски. Но пока, как мы понимаем, турецкий проект остается проектом. Поэтому давать конкретные прогнозы рано", – подчеркивает он.

Все опрошенные Sputnik специалисты сходятся в одном – выгоды амбициозного проекта, разрекламированного руководством Турции, пока слишком туманны. Вне зависимости от судьбы канала Босфор оставит за собой статус главного транспортного коридора для морских грузоперевозок в регионе.

618
Республика Мальта

Туристам будут доплачивать за путешествие на Мальту

0
(обновлено 11:37 11.04.2021)
На 10 процентов будет увеличена компенсация тем, кто решил остановиться на острове Гозо, который принадлежит Мальтийскому архипелагу

ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. Власти Мальты намерены этим летом выплачивать до двухсот евро иностранцам, которые проведут в стране хотя бы три дня, сообщает РИА Новости.

Выплаты будут варьироваться в зависимости от снимаемых апартаментов, так туристам, которые раскошелятся на пятизвездочные номера, выплатят по 200 евро, за четырехзвездочные номера будут предлагать по 150 евро, а трехзвездычные власти Мальты компенсируют на 100 евро.

Помимо этого Клейтон отметил, что на 10 процентов будет увеличена компенсация тем, кто решил остановиться на острове Гозо, который принадлежит Мальтийскому архипелагу.

Туристический сектор прямо и косвенно генерирует более четверти экономики островного государства, и из-за пандемии отрасль фактически замерла. Если в 2019 году страну посетили более 2,7 миллиона человек, то в прошлом году этот показатель упал более чем на 80%.

0