Акция протеста объединенной оппозиции 26 февраля 2021 года

О чем пишут грузинские газеты: появится ли в Грузии третья сила

1381
(обновлено 09:12 27.02.2021)
По какому сценарию могут развиваться политические события в Грузии, назрел ли в стране момент для появления третьей силы и подорожала ли плата за проезд на междугороднем транспорте после возобновления сообщения - главные темы в грузинской прессе

Как будут развиваться политические события в Грузии?

Подготовка оппозиции к акциям и ультиматум правительству - оппозиция ставит три требования "Грузинской мечте": назначить досрочные выборы, освободить Нику Мелия и прекратить политические преследования. По их словам, с 26 февраля в стране начнутся массовые акции протеста и в конечном итоге власть будет вынуждена уступить, пишет газета "Резонанси".

Политолог Рамаз Сакварелидзе отметил, что у оппозиции нет ресурсов, чтобы говорить с властью на языке ультиматумов – самым острым и критичным днем был день ареста Мелия, в который оппозиция не смогла вывести людей на улицу.

"Ультиматум оппозиции пустой, потому что власть не назначит внеочередных выборов, а сами они не смогут вывести людей на улицу. Заряд протеста, возможно, в большей части населения есть, но нет доверия к оппозиции", - сказал Сакварелидзе газете "Резонанси".

Политолог отметил, что в обществе актуальна третья политическая сила, и пока она не появится, народ не последует на улицу за ЕНД и аффилированными с ней маленькими партиям.

"Понятно, что людей привезут из районов, но сколько времени они смогут держать их на улице. На это нужны большие финансы и ресурсы – этим людям элементарно нужна пища и ночлег, поэтому, когда устанавливаешь высокую планку, должен знать, какие у тебя возможности. Если сейчас оппозиция не выведет людей на улицу – сама же пострадает, мы получим то, что политическое будущее всех маленьких партий, кроме ЕНД, встанет под вопрос", - сказал Сакварелидзе.

Аналитику Вахтангу Дзабирадзе непонятно, на что надеется оппозиция, когда ставит власти те же условия и верит, что уговорит ее на внеочередные выборы.

"Если будет давление со стороны Запада – власть предпримет определенные шаги. Но наши партнеры выступают с заявлениями не только в отношении власти, но и оппозицию призывают войти в парламент и продолжить диалог. Поэтому если оппозиция не выведет людей на улицу – вообще исчезнет", - сказал Дзабирадзе газете "Резонанси".

Возглавит ли Гахария народное движение?

Последние события в стране подняли вопрос о создании в стране нового политического движения в Грузии, которое принесет полную свободу и независимость, сказал политолог Игорь Квеселава газете "Резонанси".

"В стране идут сложные политические процессы… С 2019 года мы наблюдаем штурм парламента, акции протеста, коридор "позора", арест лидера оппозиции Ники Мелия. Совершенно непонятно, почему он выбрал путь в тюрьму, возможно, это была тактика - стать героем, но он героем не стал. Я не вижу перспективы оппозиции в грузинской политике. Оппозиция поставила своей целью прийти к власти, но что она может предложить людям, когда у нее нет ни идеологии, ни программы", - сказал Квеселава.

Политолог отметил, что оппозиция только просит новых выборов, но где гарантия, что они победят?!

"Часть людей можно обмануть один раз, но постоянно не сможешь, люди на них не надеются, поэтому не могут вывести их на улицу. У меня есть претензии и к власти, хотя бы с точки зрения кадровой политики. Но сегодня в политику вернулся национальный человек – Ираклий Гарибашвили, который изначально был против кохабитации, которая в Грузии не сработала", - сказал он.

Квеселава надеется, что новый премьер выйдет в народ, в том числе встретится с представителя вузов и научных кругов.

"Я думаю, что в последние дни в повестку дня встал вопрос о создании нового национального движения - "Единого народного движения для Грузии", которое принесет стране полную свободу и независимость. Пока свобода, потом независимость и потом уже демократия. Народ желает упорядоченную свободу, независимость и демократию. Я думаю, что это движение должен возглавить Георгий Гахария. Я призываю его вернуться в политику", - заявил политолог.

Почему подорожал проезд на междугороднем транспорте?

После почти трехмесячного перерыва междугородный транспорт возобновил работу, хотя цены на проезд в большинстве направлений подорожали. Пассажиры не могут скрыть своего недовольства, а администрация автовокзалов ищет уважительные причины, пишет газета "Резонанси".

Причиной повышения цен на автовокзалах называют требование водителей, а водители говорят, что повышение тарифа связано с повышением цен на топливо, потому что по существующему тарифу ездить невозможно.

Поездка по направлению Кутаиси-Тбилиси подорожала на 3 лари и стоит 15 лари - водители, работающие на этом рейсе, говорят, что вынуждены повысить стоимость проезда.

"Топливо подорожало, выросла цена на запчасти, которые нам приходится иногда менять. Все эти расходы и ответственность ложатся на водителей, поэтому нам приходится повысить цену на проезд", - сказал один из водителей газете "Резонанси".

На некоторых автовокзалах цена проезда официально повысилась – руководитель одного из тбилисских автовокзалов - Дидубе, Нестор Микатадзе сказал, что проезд подорожал только на дальних дистанциях - по требованию водителей цена билетов выросла на 10%.

"Тариф в направлении близлежащих к Тбилиси сел и районов не изменился, а причина в том, что не смогут конкурировать с так называемыми "хищниками", которые скопом стоят на прилегающей к автовокзалу территории. Поэтому другого пути нет, и они в ущербе, и мы, автовокзал", - сказал Микатадзе.

Что касается относительно дальних расстояний, стоимость проезда от автовокзала Дидубе выглядит так: тарифы по направлениям Тбилиси-Кутаиси, Тбилиси-Тержола, Тбилиси-Хони, Тбилиси-Зестафони выросли до 15 лари. А тариф на поездку из Тбилиси в Зугдиди, Сенаки, Абаша и Мартвили вырос до 20 лари. В Сачхере из Тбилиси можно доехать за 12 лари. Рост цен варьирует в пределах 3-5 лари по разным направлениям.

Часть автовокзалов, в том числе "Навтлуги" в Тбилиси и в Зугдиди, сохраняют старые тарифы, хотя их представители не знают, повысятся ли цены в ближайшем будущем или нет.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

1381
Теги:
Оппозиция, Грузия
Темы:
Весеннее обострение в рядах грузинской оппозиции (61)

Охранный периметр тюрьмы

Четверть процента населения Грузии сидит в тюрьме

1712
(обновлено 09:54 11.04.2021)
Большинство заключенных – граждане Грузии, однако в тюрьмах Грузии есть также 541 человек - граждане 42 стран

ТБИЛИСИ, 11 апр — Sputnik. На 1 марта 2021 года в тюрьмах Грузии находилось 9 125 человек, что составляет 0,25% от всего населения Грузии, говорится в материалах на сайте Национальной службы статистики "Сакстат".

Согласно данным "Сакстата", из общего числа заключенных 1 890 ждет приговора, а 7 235 – отбывает срок.

Около 22,6% всех заключенных составляют лица от 41 до 49 лет. В целом же возраст заключенных колеблется от 14 до 70 и выше.

При этом в тюрьмах Грузии на 1 марта было 62 несовершеннолетних заключенных, 34 из них осужденные, и 58 заключенных старше 70 лет, из которых 58 отбывают срок по приговору.

На 1 марта в грузинских тюрьмах находились 8 793 мужчины и 332 женщины.

Большинство обвиняемых (75,7%), находятся в Глданской тюрьме в Тбилиси. Что касается осужденных, то они распределены по 13 тюрьмам. Большинство заключенных находится в тюрьмах полузакрытого типа. В тюрьме для заключенных особого риска на 1 марта находилось 155 осужденных. А вот в тюрьме для подготовки к освобождению было всего 236 осужденных.

Гражданство заключенных

Большинство заключенных – граждане Грузии, однако в тюрьмах Грузии есть также 541 человек - граждане 42 стран.

Большинство отбывающих наказание в Грузии иностранцев - граждане Ирана (145), Азербайджана (105) и России (82).

Также в тюрьмах Грузии находятся граждане Армении, Украины, Франции, США, Бразилии, Израиля и так далее.

За что сидят

Более трети всех осужденных в Грузии отбывает срок за экономические преступления. Всего таких осужденных в тюрьмах Грузии 3 893 человека.

На втором месте осужденные за преступления против человека – убийство, нанесение вреда здоровья, сексуальные преступления, воровство, грабеж и так далее. Всего таких осужденных в Грузии 2 984 человека.

Третье место принадлежит осужденным за преступления против общественной безопасности и порядка. Таких преступников в Грузии сидит в тюрьмах - 2 923.

Замыкают пятерку осужденные за преступления против судебной власти (469) и против государства (391).

1712
Пролив Босфор в Стамбуле

Турция "высушит" Черное море и спровоцирует военную напряженность в регионе?

742
(обновлено 15:53 09.04.2021)
Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор. Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Sputnik

Sputnik, Никита Чикунов

Власти Турции одобрили план строительства канала "Стамбул", который должен разгрузить и обезопасить пролив Босфор. При этом сам проект вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей.

Обзор "сумасшедшего проекта" Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Sputnik.

Нужный-ненужный канал

Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала "Стамбул" в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его "сумасшедшим". Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет "дублером" пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.

Канал построят вдалеке от центра Стамбула. По этой причине им, уверены власти республики, будут пользоваться суда повышенной грузоподъемности (до 300 тысяч тонн), перевозящие опасные грузы - нефть, сжиженный природный газ и химикаты.

Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.

Канал "Стамбул" призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тыс. судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.

Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.

Несмотря на такую аргументацию, проект канала, приблизительная стоимость которого оценивается в $10-25 млрд, сталкивается с острой критикой со стороны турецких ученых, экологов и политиков, которые говорят о негативных экологических последствиях его реализации.

Два моря под угрозой

По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.

Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами "соседа".

Постройка канала, по которому вода будет течь только в направлении Мраморного моря, приведет к постепенному обмелению Черного – это может уменьшить популяцию рыб и спровоцировать засухи.

Нарушение водообменного баланса, уверен специалист, затронет все прибрежные страны, в том числе Россию, Грузию, Абхазию и Украину.

"Уровень Черного моря понизится точно, но из-за размеров канала отток воды не будет критический. Я думаю, этот процесс будет заметен на низменных берегах Северного Причерноморья: Одесса, Херсон и так далее", - говорит заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Иным образом пострадает Мраморное море, отличающееся от Черного повышенной соленостью и меньшим биоразнообразием, добавляет исследователь. Поступление больших объемов черноморской воды резко увеличит в Мраморном море количество живых организмов, поглощающих кислород. В результате оно начнет "умирать", распространяя в Стамбуле и его окрестностях запах сероводорода.

Геополитическая игра

Помимо экологической составляющей, планы Турции по строительству канала следует рассматривать и в военно-политическом аспекте. Статус проливов Босфор и Дарданеллы (соединяет Мраморное море с Эгейским, - Sputnik) определяет принятая в 1936 году конвенция Монтрё.

Согласно этому документу, торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы с уплатой небольших и строго ограниченных сборов. Суда платят за маяки, спасательные работы, медицинское обслуживание, услуги буксиров и лоцманскую проводку.

Конвенция также ограничивает срок пребывания в Черном море военных кораблей нечерноморских государств, а также их класс и тоннаж.

Строительство альтернативному Босфору канала поднимает вопрос о том, попадает ли он под действие конвенции. Президент Турции заявлял, что проект выходит за рамки международного договора и поэтому будет находиться под полным контролем республики.

Существенного влияния на обстановку в Черноморском регионе это не окажет, уверен заведующий кафедрой морского права Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

"Понятие "черноморские проливы" охватывает пролив Босфор и пролив Дарданеллы. Это комплексное понятие, которое регулируется конвенцией. Самим фактом входа в Дарданеллы судно уже подчиняется положениям этого документа. Поэтому все разговоры о "подрыве" положений конвенции Монтрё – полная глупость", — объясняет он.

Определенные риски могут возникнуть, если Турция построит второй канал, дублирующий Дарданеллы. В таком случае военные корабли иностранных государств, в том числе НАТО, смогут беспрепятственно заходить в Черное море, добавляет эксперт.

"Можно допустить, что Турция построит еще один канал, чтобы корабли смогли попасть из Средиземного моря в Черное, минуя проливы. Но это очень маловероятно. Потому что в таком случае незамедлительно последует реакция мирового сообщества. Нарушить международный договор туркам никто не позволит", – уверяет Василий Гуцуляк.

Сомнительные выгоды

Неясным остается и то, как турецкие власти будут окупать дорогостоящий проект и стимулировать судовладельцев и фрахтователей направлять суда в платный канал вместо почти бесплатного Босфора.

В правительстве страны таким стимулом называют отсутствие очередей. Там напоминают, что в 2019 году на подходе к Босфору со стороны Черного моря из-за ухудшения погодных условий и строгих ограничений по проходу образовались самые длинные с 2014 года очереди танкеров с российской и казахстанской нефтью.

Даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств владельцы крупных судов все равно несут убытки. "Ежедневные потери фрахтователей танкеров длиной более 200 метров из-за ожидания составляют в среднем $120 тыс.", – говорил турецкий министр окружающей среды и урбанизации Мурат Курум.

Канал "Стамбул" решит эти проблемы, если сможет обеспечить быструю проходку супертанкеров, говорит Василий Гуцуляк.

"Сопоставлять Босфор и канал нельзя. Пролив широкий – там суда на встречных курсах могут разойтись, канал таким не сделать даже с технической точки зрения. Но если он не будет двухсторонним, то очередей не избежать. Второй момент – глубина. Через Босфор проходят супертанкеры. Мы несколько раз проходили на супертанкере "Крым" (длина – 295 метров, водоизмещение – 180 тысяч тонн, – Sputnik). Его осадка была свыше 15 метров, у современных танкеров она больше. Смогут ли такие суда проходить по каналу? Это, кстати, основной интерес России и Казахстана, которые возят нефть через Босфор. Третий момент – скорость. В проливе она не должна превышать 10 узлов, в каналах обычно скорость еще меньше. Предполагаю, по времени прохождения "Стамбул" будет проигрывать Босфору (среднее время его прохождения 1,5-2 часа – Sputnik)", – говорит эксперт.

Сам канал, добавляет он, будет платным. Судам придется заплатить базовую ставку за прохождение и выплатить все сборы, актуальные при проходке Босфора.

"Ставка прохождения довольно значительная. Для Суэцкого канала, например, она может достигать нескольких сотен тысяч долларов в зависимости от тоннажа судна. Поэтому "Стамбул" станет хорошим источником пополнения бюджета Турции", – объясняет Василий Гуцуляк.

По его словам, в конечном итоге привлекательность канала будет напрямую зависеть от размера ставки и отсутствия ограничений для крупногабаритных судов. С такой точкой зрения соглашается участник рынка международных морских грузоперевозок, пожелавший остаться анонимным.

"Пока большие суда, чтобы не тратить время на ожидание, вынуждены переваливать груз на более мелкие и так идти через Босфор. Если "Стамбул" позволит исключить этот момент – он будет интересен. Но, я думаю, Босфор останется ключевым коридором", – указывает собеседник Sputnik.

Сейчас, указывает директор по филиалам группы транспортных компаний "Русмарин" Владислав Фишкин, говорить о перспективах "Стамбула" преждевременно.

"Если говорить о перспективах альтернативного пути, то наличие любой альтернативы увеличивает возможности и снижает риски. Но пока, как мы понимаем, турецкий проект остается проектом. Поэтому давать конкретные прогнозы рано", – подчеркивает он.

Все опрошенные Sputnik специалисты сходятся в одном – выгоды амбициозного проекта, разрекламированного руководством Турции, пока слишком туманны. Вне зависимости от судьбы канала Босфор оставит за собой статус главного транспортного коридора для морских грузоперевозок в регионе.

742
Протесты против строительства Намахвани ГЭС - акция в Кутаиси 14 марта 2021 года

Противники строительства Намахвани ГЭС вновсь собираются на акцию на новом месте

0
По решению организаторов, масштабная акция против строительства ГЭС состоится в селе Гумати, там же будет разбит палаточный городок

ТБИЛИСИ, 12 апр — Sputnik. Акция против строительства каскада Намахвани ГЭС на западе Грузии (регион Имерети) "Акция солидарности в Гумати - прекратите оккупацию ущелья Риони" пройдет сегодня в селе Гумати, сообщают организаторы.

Полиция убирает палатки вблизи строительства Намахвани ГЭС>>

Изначально акция планировалась в Тбилиси перед правительственной канцелярией, однако позже решили провести ее в Гумати.

По словам организаторов, именно в Гумати сегодня необходима их поддержка.

Накануне у палаточного городка протестующих близ села Намахвани было неспокойно. Полиция убрала палатки "Защитников ущелья Риони".

Как объяснил начальник департамента полиции Имерети, Рача-Лечхуми и Квемо Сванети Сулхан Тамазашвили, палатки убраны и были вывезены из окрестностей села Намахвани в более или менее мирной обстановке, а организаторам протестных акций предложили разбить палаточный городок в селе Гумати.

По его словам, палатки было решено убрать из-за метеорологических предпосылок, так как синоптики прогнозируют дальнейшее ухудшение погоды и повышение уровня воды в реке Риони.

В то же время Сулхан Тамазашвили рассказал о пропавшем 10 апреля активисте. По его словам спасатели продолжают поисково-спасательную операцию на реке Риони в очень сложных метеорологических условиях.

"Спасатели продолжают работать в очень сложных метеорологических условиях, к сожалению, пока никого не нашли. Исходя из вчерашнего факта и из того, что наши метеорологи прогнозируют дальнейшее ухудшение погоды, выход реки из русла, мы столкнулись с необходимостью убрать оттуда палатки в целях безопасности людей", - Тамазашвили.

Заявление по ситуации в Намахвани сделала и Народный защитник Грузии Нино Ломджария, которая активно следит за развитием событий в ущелье реки Риони.

"Представитель омбудсмена до сих пор находился в ущелье, в том числе в том месте, где полиция демонтировала палатки протестующих, мы поддерживаем прямую связь со сторонами", - говорится в заявлении Ломджаррия.

При этом, как отмечается в заявлении, Народный защитник дополнительно изучит законность решения о сносе палаток.

"Во избежание неоправданного вмешательства в свободу собраний в соответствии с нормами, гарантированными Конституцией, Народный защитник призывает Министерство внутренних дел немедленно предоставьте протестующим возможность продолжить акцию в альтернативном месте, предложенном ими... Предоставьте общественности подробную информацию о причинах и продолжительности перекрытия подъездных дорог к селу Намахвани", - говорится в заявлении.

Офис Народного защитника проводит детальное расследование недавних событий и возможных нарушений прав человека в ущелье Риони.

Уже вторые сутки в бассейне реки Риони продолжаются поиски молодого мужчины, участника протестной акции против строительства ГЭС. По предварительной версии, вечером 9 апреля он зашел в разбушевавшуюся реку и его унесло течением. В поисковой операции задействованы лодки, подключены водолазы. Дно реки осматривают с помощью эхолотов. В Намахвани создан полевой штаб.

Протесты против проекта Намахвани ГЭС начались полгода назад. Демонстранты требуют, чтобы строительство было остановлено, а власти расторгли контракт с турецкой компанией "ЭНКА". Протестующие считают, что ГЭС окажет разрушительное воздействие на окружающую среду.

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

0
Теги:
Акция, ГЭС, Грузия