Колонна грузовых автомобилей КАМАЗ

"Простые и надежные": российские грузовики, которые покорили полмира

122
(обновлено 23:15 16.02.2021)
Миллионы сошедших с конвейера грузовиков, признание дальнобойщиков и военных водителей, многочисленные победы в международном автоспорте – ровно 45 лет назад, 16 февраля 1976-го, из ворот Камского автозавода выкатился первый КамАЗ

С тех пор российские дороги уже невозможно представить без этих тяжеловесов. О первых знаковых моделях автогиганта — в материале корреспондента РИА Новости Николая Протопопова.

Бескапотный первенец

В 1960-х стремительно растущая советская промышленность ощутила острую нехватку большегрузных автомобилей.

Для нового производства выбрали Набережные Челны — в 1969-м там развернулось грандиозное строительство завода, рассчитанного на выпуск 150 тысяч машин в год.

Поскольку качество дорог повышалось — по всей стране строили трассы и скоростные магистрали — конструкторы сосредоточились не только на проходимости, но и на комфортабельности и ходовых характеристиках грузовиков.

Учли и европейский опыт создания бескапотного грузовика с подкабинным расположением двигателя. Такая компоновка позволяла сделать кабину более удобной и просторной, улучшить обзор, а также эффективнее использовать длину автомобиля.

К проекту подключились специалисты московского автогиганта ЗиЛ, обладавшие богатым опытом разработки грузовиков с нуля и запуска в производство. К тому времени зиловцы уже создали опытную модель бескапотника (под индексом ЗиЛ-170), который и послужил прототипом первого КамАЗа. На его базе разработали целое семейство трехосных машин грузоподъемностью не менее восьми тонн.

За несколько лет ЗиЛ построил десятки образцов перспективного грузовика. Прототипы гоняли по трассам и бездорожью в северных и южных регионах Союза. По итогам испытаний машину дорабатывали, устраняли недочеты, искали наиболее оптимальные конструктивные решения.

При этом уже тогда будущий КамАЗ напрямую сравнивали с зарубежными аналогами — грузовиками "Форд", "Мерседес" и "Интернэшнл".

Починить "на коленке"

В феврале 1976-го с конвейера в Набережных Челнах сошел первый серийный КамАЗ-5320. По советским меркам это был очень комфортный автомобиль — просторная трехместная кабина, шумо- и термоизоляция, ремни безопасности, регулируемое водительское кресло, высокая посадка, обеспечивающая хороший обзор на дороге.

Грузовик получил новый восьмицилиндровый 11-литровый дизель мощностью 210 лошадиных сил и пятиступенчатую коробку передач с делителем, то есть по сути десятиступенчатую трансмиссию. А для легкого пуска в холодную погоду предусмотрели предпусковые подогреватели. Топливный бак — 200 литров. Расход солярки при этом составлял около 30 литров на сотню при скорости 80 километров в час. Тормоза — пневматические барабанные.

Первые два года завод выпускал три версии КамАЗов: бортовой восьмитонник, строительный самосвал и седельный тягач грузоподъемностью десять и двадцать тонн соответственно. Потом разработали грузовик с увеличенной колесной базой, тягач для автопоездов и самосвал для сельского хозяйства.

Сильной стороной камских грузовиков считалась ремонтопригодность. Устранить неисправность можно было фактически "на коленке", что было очень важно при отсутствии в СССР развитой сети автомастерских. К тому же конструкторы постарались упростить техническое обслуживание — повысили стабильность регулировок, уменьшили количество точек смазки и применили самоконтрящиеся крепежи.

Спорт и война

К началу 1980-х в Набережных Челнах наладили производство шеститонной машины-вездехода под индексом 4310, предназначенной в первую очередь для армии. Встроенная лебедка, колесная формула 6х6 и повышенный клиренс позволяли преодолевать практически любое бездорожье.

Боевое крещение армейский КамАЗ получил в Афганистане. Эти машины стали основным средством передвижения и перевозки грузов советских войск. И зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Дело даже не в более высоком комфорте по сравнению с другими военными автомобилями — КамАЗы были на удивление надежными и маневренными.

Тогда же, в годы афганской войны, завод впервые столкнулся с западными санкциями. В 1980-м американская компания Ingersoll Rand под давлением Госдепартамента прекратила поставки запчастей и комплектующих для автоматической линии по обработке цилиндров двигателей по ранее заключенному контракту.

К импортозамещению подключили Академию наук и ведущие научно-исследовательские институты. Зависимость от иностранцев ликвидировали.

За 45 лет с конвейера автозавода в Набережных Челнах сошло более двух миллионов грузовиков разных модификаций. Сотни тысяч КамАЗов исколесили все дороги СССР и России, многие модели поставляли и продолжают поставлять в десятки стран мира.

В 1988-м создали заводскую команду "КАМАЗ-мастер" для участия в ралли внедорожных грузовиков. Тогда еще никому не известные советские гонщики неожиданно для всех сумели обойти завсегдатаев соревнований и занять призовые места.

А в 1990-м камские спортсмены громко заявили о себе в международной гонке на выживание "Дакар". Уже в 1996-м они ее выиграли. С тех пор специально подготовленные КамАЗы 27 раз боролись за первенство в марафоне с мировыми лидерами автомобильной промышленности и 15 раз побеждали.

122

Онлайн школа. Дистанционное обучение

Несправедливость или провал системы? Почему родители недовольны онлайн-учебой в Грузии

414
(обновлено 11:35 26.02.2021)
Учеба в эпоху пандемии стала настоящим вызовом для всех: учителей, школьников и особенно их родителей, которые хотят для своих детей главного – качественного образования

Грузинские школьники 15 февраля после долгого перерыва вернулись в классы и сели за парты, а не за компьютеры.

Но не все. Минобразования дало право выбора между очным и дистанционным обучением родителям школьников 12 городов.

В итоге на онлайн-обучении остались 12% учеников страны – это свыше 35 тысяч детей.

И вроде бы все должны быть довольны, но некоторые родители детей, выбравших онлайн-обучение, остались мягко говоря недовольными теми условиями, которые предложила им грузинская система образования. 

Sputnik Грузия пообщался с этими родителями и подробнее выяснил, в чем состоит их недовольство.

"Не положено"

"Мой ребенок месяц назад перенес инфекционное заболевание, поэтому пока для нас опасен не только коронавирус, но и любой другой вирус, – рассказывает одна из родительниц Ирина Урушадзе. – Исходя из этого мы, конечно, остались на онлайн-обучении. Но когда я сравнила расписание детей, вернувшихся в школу, с нашим, то была в шоке. Онлайн-обучение идет уже год и ничего не изменилось. В начале ни у кого не было претензий, все относились с пониманием, что положение чрезвычайное и нужно время, чтобы усовершенствовать систему, но мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и год назад".

Как выяснилось, в госшколах у детей в классах в среднем по 5-6 уроков, а у детей на онлайне по 2-3.

В министерстве образования это объясняют тем, что, согласно рекомендациям психологов, которые были разработаны еще в прошлом году в период первого локдауна, дети не должны проводить много времени перед компьютером.

В указе министра говорится, что во время дистанционного обучения рекомендовано проводить не более трех уроков в день. А продолжительность дистанционных уроков для I-IV классов не должна превышать 15-20 минут; для V-IX классов – 25-30 минут; для X-XII – 35-40 минут.

Улучшение модели общего образования будет приоритетом для правительства Грузии >>>

"Мы абсолютно согласны с мнением медиков и психологов, что время за компьютером должно быть максимально коротким, говорит Урушадзе. – Но не стоит себя обманывать: многие дети сегодня проводят большое время перед гаджетами и, думаю, будет лучше, если они проведут его за онлайн-уроками, чем за играми. Мы очень хотим вернуться в школу, но пока не можем, но как удастся догнать программу, когда она так отличается, тоже не знаем. Мы оказались в несправедливом положении. И не только мы, все те дети, которые учатся онлайн".

Эксперт по вопросам образования Резо Апхазава считает, что министерство образования должно сбалансировать качество образования детей дистанционки и детей, учащихся в классах.

"То, что нам не удается добиться такого результате в дистанционном режиме, мы об этом говорим уже давно, – уверен Апхазава. – Дистанционное обучение не сможет быть таким эффективным, как обучение в школе. Именно поэтому часть общества требовала вернуть детей в классы потому, что эффективность онлайн-обучения низкая, тем более, если учитывать ту среду, которая есть в нашей стране. Соответственно, ожидание того, что дистанционное обучение будет эффективным в Грузии – это ложное ожидание".

Почему дистанционка в Грузии неэффективна?

Исследования показали и доказали, что онлайн-обучение никогда не сможет оказать достойную конкуренцию очному образованию, однако в чрезвычайных ситуациях оно может выручить и быть эффективным, если подготовиться и сделать все правильно.

Дистанционное обучение
© Sputnik / Olga Kiknavelidze
Дистанционное обучение

По мнению эксперта, для достижения эффективности в онлайн-обучении нужно было переподготовить педагогов, осуществить программы интенсивной поддержки, усилить технологические возможности, а также сделать Интернет доступным для всех учеников и педагогов.

"Всего этого не сделали, поэтому сейчас у нас не должно быть иллюзии того, что мы останемся дома и получим сервис онлайн-обучения высокой эффективности, считает Резо Апхазава. – Ничего не сделано. У детей в школе 6 уроков, у детей на онлайне по 2-3, потому что нет ресурса ни у страны, ни у министерства, ни у школы.

И для развития этого ресурса, к сожалению, мы не смогли ничего сделать – повысить квалификацию педагогов, в случае необходимости привлечь дополнительных педагогов в систему, создать новые ресурсы, изменить методологию и так далее. Надо было сделать многое (всем этим министерство должно было заниматься в течение последнего года), но ничего не сделано, поэтому не надо сейчас удивляться".

"Родителям можно только пожелать терпения"

Школа и педагоги оказались, действительно, в сложной ситуации. Смешанная модель позволила родителям сделать выбор между очным и заочным обучением, тем самым загрузив педагогов. Ведь они теперь должны проводить уроки в классах и в промежутках успеть провести еще и онлайн-уроки. И все это за минимальную оплату.

"Когда все были на дистанционке, учителя весь свой ресурс направляли на дистанционное обучение, а сейчас им приходится и уроки в школе, и онлайн-уроки проводить. Понятно, что эффективность упадет", – отметил Апхазава.

По словам эксперта, родители, ученики, педагоги, представители школы и специалисты этой сферы говорят о проблемах, в то время как министерство образования говорит только об успехе. Если система такая успешная, то погрешностей такого типа не должно быть, говорит Апхазава.

"Государство, к сожалению, не может обеспечить права детей, оставшихся на онлайн-обучении. И их родителям можно пожелать только терпения и выдержки", – отметил эксперт.

По словам эксперта, было неправильно перекладывать всю ответственность на школы, которым дали право самим решать и определять продолжительность уроков, создавать гибкий график смен, внедрять собственную смешанную модель обучения и так далее. Это попытка ведомства уйти от ответственности, считает эксперт, призвав родителей обращаться к министерству и требовать реализаций своих прав.

Другая реальность

Психологи рекомендуют одно, но реальность другая. По словам психолога Константина Позова, существуют дети, которые имеют ярко выраженные интересы, их привлекает учеба, они дисциплинированны и склонны к самообразованию. С такими детьми родителям проще.

Однако есть ученики, которым сложно концентрироваться и присутствовать даже на 15-20-минутных онлайн-уроках. Они требуют особой поддержки и внимания родителей.

"Ответственность должны взять на себя как родители, так и министерство, – говорит Позов. – Должен быть формат диалога. Лично я считаю, что для детей начальных классов очень важен контакт с педагогом, эмоциональный, прямой. Для маленьких дистанционка вообще противопоказана, но когда чрезвычайная ситуация, надо использовать дополнительные ресурсы".

Чувство несправедливости, которое возникло у родителей, понятно и легитимно, именно поэтому они должны бороться за свои права и требовать, чтобы часы и количество уроков были увеличены, советует психолог.

"Или же родитель должен взять всю ответственность на себя, – предполагает эксперт. – Ведь можно внести коррективы в рекомендации, все зависит от общества. Говорить, что ребенок должен сидеть за компьютером долго, это глупость, но в то же время нужно признать, что те дети, которые остались на онлайн-обучении, более обделены, их уроки менее эффективны".

414
Темы:
Образование в Грузии
Автопробег оппозиции у Руставской тюрьмы

О чем пишут грузинские газеты: в Грузии ожидается широкая политическая амнистия?

631
(обновлено 00:21 26.02.2021)
Сможет ли оппозиция организовать перманентные масштабные акции протеста, освободят ли власти Грузии главу "Национального движения" и какие изменения внесла пандемия коронавируса в рынок недвижимости - главные темы в грузинской прессе

Поддержит ли общество протест оппозиции?

Оппозиции сложно выводить людей на улицу - они не смогут организовывать постоянно многолюдные митинги, считают аналитики и заявляют, что население устало от революционных сценариев, пишет газета "Резонанси".

Аналитик Вахтанг Дзабирадзе отметил, что оппозиция не сможет постоянно выводить масштабное количество людей на улицу, так как население меньше всего волнуют проблемы власти и оппозиции, при том что люди в оппозиции разочаровались.

"Пока не появилась ни партия, ни личность, которые смогли бы объединить этот электорат и вывести на улицу. Полностью мобилизовать этот электорат не может и существующая оппозиция. Арифметическая сумма оппозиционного электората может быть и миллион, но этот миллион не одного направления. Электорат в оппозиции разочаровался", - сказал Дзабирадзе газете "Резонанси".

По мнению аналитика, на акции 26 февраля соберется достаточно много народа, но это не будет иметь перманентный характер.

"Я не думаю, что оппозиция сможет перманентно проводить многолюдные акции. Перед парламентом будут две палатки и все", - сказал Дзабирадзе.

По его словам, на определенный риск в отношении Запада идет не только власть, но и оппозиция и если оппозиция не сможет поднять массовую волну протеста, ей придется оставить политическую арену, что для страны будет катастрофой.

"Поэтому я думаю, что оппозиция должна быть более осторожной и хорошо все проанализировать, пока примет какое-то решение и озвучит его", - заявил Дзабирадзе.

Аналогичного мнения придерживается и аналитик Гия Абашидзе – он считает, что акция оппозиции 26 февраля будет многолюдной, но одноразовой.

"Тот электорат, который у них есть, в Тбилиси на улицу не выходит, ввиду того, что они находятся в режиме деструкции… Общество устало от революций и свержений. Что бы "Нацдвижение" ни анонсировало, свергнуть власть у него не получится", - сказал Абашидзе газете "Резонанси".

При этом аналитик добавил, что "Национальное движение" и ее партии-ответвления характеризует проведение массовых акций протеста лишь в месяц раз при помощи региональных ресурсов – они привозят в столицу со всей страны активистов и сторонников, которых не исключено, что бесплатно кормят и некоторым даже платят.

"На акции 26 февраля возможно мы увидим людей, которых привезут из регионов на автобусах и минивэнах. Но это будет только один день - на второй день многолюдной акции не будет. У них нет на улице естественных сторонников", - сказал Абашидзе.

Освободят ли Мелия из заключения?

Вопрос председателя "Единого национального движения" может быть как-то решен и Нику Мелия освободят из заточения, сказал аналитик Вахтанг Дзабирадзе в интервью газете "Ахали таоба", комментируя политические процессы, развившиеся в стране в последние дни.

"На данном этапе сложно представить, что власть пойдет на досрочные выборы. Что касается вопроса Ники Мелия – он может быть как-то решен, после судебных процессов, как предусмотрено процедурами. Не исключено, что его помилует президент, как Окруашвили и Угулава", - сказал Дзабирадзе.

По словам аналитика, для диалога необходимо изменить начальные позиции в обоих направлениях, чего никто не хочет.

"Говорят о компромиссе, но никто не готов к компромиссу. Сегодня, как видно, для компромисса места нет. Место есть для того положения, которое у нас есть сегодня, – для противостояния. До каких пор продолжится эта ситуация, сказать сложно, но то, что это просто не решится, - факт. Очень сложная ситуация, процессы вошли в тупик", - сказал Дзабирадзе.

При этом отметил, что послы-посредники участвуют в процессе, но они не имеют право вмешиваться во внутренние процессы.

"С другой стороны, если тон не ужесточится в обоих направлениях, останемся там, где и сегодня. Примерно такое же положение, какое было до соглашения 8 марта. И тогда освободили Угулава и Окруашвили, правда оставили Руруа, как говорят, заложником… И на этот раз не исключаю широкую амнистию в политическом направлении. Как видно, Мелия освободят", - сказал Дзабирадзе.

Пандемия внесла изменения в рынок недвижимости

Пандемия коронавируса вызвала большие изменения на рынке недвижимости - по данным "ТБС Капитал" количество сделок с недвижимостью в январе 2021 года в Тбилиси сократилось. Ситуация в регионах, вероятно, в этом плане хуже, поскольку продажи были на минимальном уровне и без коронавируса. Эксперты полагают, что за этим процессом последует снижение цен на квартиры, исключение составляет сегмент аренды, где спрос вырастет, а цены, как минимум, сохранятся, пишет газета "Резонанси".

Эксперт по вопросам строительства Гурам Палавандишвили считает, что снижение спроса на недвижимость адекватно повлияет и на цены и квартиры подешевеют, однако на сельскохозяйственные участки цены вырастут.

"Негативные процессы на рынке недвижимости продолжаются – так будет до тех пор, пока коронавирус существует, да и вакцины у нас нет. В особенности проблема связана с новостройками – думаю, в будущем темп строительства снизится. Если строилось 10 корпусов, будет строиться – два, что является большим упадком и вызовет ощутимое снижение цен", - сказал Палавандишвили газете "Резонанси".

По мнению эксперта, возможно спрос вырастит на вторичные квартиры, хотя не думает, что в этом сегменте цены изменятся.

"В конечном счете ситуация зависит от кредитных операций. Чем раньше восстановится, тем больше доступны будут деньги потребителям, но из-за эпидситуации этот процесс затягивается", - сказал он.

Отличительное положение, по словам Палавандишвили, в связи с сельскохозяйственными участками.

"Спрос явно вырос, очень много эмигрантов заинтересованы приобретением участков. Динамика сохранится, и интерес к сельскохозяйственной земле возрастет еще больше. Также возрастет спрос на аренду, что связано с возобновлением учебного процесса в аудиториях. Цены на аренду если не вырастут, но и не уменьшаться. Этот сегмент оказался более жизнеспособным, и скоро изменения в этом направлении скажутся на рынке", - сказал эксперт.

Обзор подготовлен на основе материалов газет "Резонанси" и "Ахали таоба"

631
Теги:
Ника Мелия, Единое Нацдвижение, Оппозиция, Грузия
Темы:
Весеннее обострение в рядах грузинской оппозиции
Скорая помощь 112 на месте вызова

ДТП в Восточной Грузии унесло жизнь человека

0
(обновлено 16:24 26.02.2021)
Водитель легкового автомобили не смог справиться с управлением и врезался в оградительную бетонную конструкцию

ТБИЛИСИ, 26 фев — Sputnik. Один человек погиб в результате дорожно-транспортного происшествия в селе Ахалсопели Кварельского района (регион Кахети).

По информации телеканала "Имеди", водитель автомобиля не смог справиться с управлением и врезался в бетонную конструкцию. В результате полученных повреждений водитель скончался на месте.

По предварительной информации, причиной аварии стало превышение скорости. Уголовное дело возбуждено по статье "нарушение правил движения или эксплуатации транспорта, повлекшее причинение смерти".

Превышение скорости - одна из наиболее частых причин аварий в Грузии, наравне с нарушением правил обгона, выездом на встречную полосу и нарушением правил маневрирования на повороте.

В 2020 году в 4 999 авариях погибли 450 человек, а пострадали 6 640 человек.

0
Теги:
ДТП, Кахети, Грузия
Темы:
Происшествия в Грузии