Глава МИД Ирана прибудет в Тбилиси из Еревана, а до этого он уже побывал в Москве, где состоялась его встреча с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Свое региональное турне Мохаммад Джавад Зари начал с визита в Азербайджан, а сегодня посетил Армению. Впрочем, еще до начала турне глава МИД Ирана заявил, что планирует совершить визит в страны, с которыми можно сотрудничать в деле урегулирования кризиса в Нагорном Карабахе и установлении мира и стабильности в регионе.
Что касается Грузии, то во время визита министр иностранных дел Ирана проведет переговоры с первыми лицами страны - с президентом Грузии Саломе Зурабишвили и премьер-министром Георгием Гахария. Встреча была запланирована также с его грузинским коллегой Давидом Залкалиани. Однако во вторник стало известно, что у главы МИД Грузии подтвердился коронавирус.
По словам политолога Арчила Сихарулидзе, визит Мохаммада Джавад Зарифа в Грузию состоится на фоне потепления отношений между Ираном и Западом. По мнению политолога, с приходом Джо Байдена в Белый Дом отношение к Ирану будет пересмотрено.
"Как вы знаете, Байден уже снял бан на путешественников из некоторых стран, в том числе из Ирана. Также известно, что Трамп вышел из иранского договора, что для многих было неприятно. Мы должны ожидать, что пойдет потепление в этом отношении. Следовательно, Иран это отлично знает и собирается получить максимальную прибыль", - отметил Сихарулидзе.
Актуальна будет и кавказская региональная повестка, отметил политолог.
"Стало очевидно, что Турция хочет сформировать здесь лигу пятерых, создать реально свою платформу, где она с Российской Федерацией будут ведущими силами. Похоже, Иран тоже не хочет отставать и хочет включиться в этот процесс. Как ни крути, за Южный Кавказ за всю историю всегда воевали Российская Империя, Османская Империя и Персидская Империя. Похоже, сейчас мы оказались в такой же формуле", - сказал Сихарулидзе.
По мнению политолога, потепление отношений Запада и Ирана выгодно для Грузии.
"Грузия сможет более открыто сотрудничать с Ираном в тех направлениях, которые нас устраивают, – это импорт, энергетические вопросы. То есть все, что сможет снизить давление на Грузию со стороны Турции, Азербайджана, Российской Федерации. Поэтому это очень полезно", - отметил Сихарулидзе.
Из-за пандемии коронавируса торговый оборот между Грузией и Ираном в 2020 году снизился на 71,2% и составил более 74,3 миллиона долларов, согласно официальным данным Национальной службы статистики "Сакстат".
Пандемия и торговля: экспорт из Грузии упал на 12%>>
В 2019 году страны наторговали более чем на 187,1 миллиона долларов. В Иран из Грузии в 2020 году вывезли продукцию на 29,1 миллиона долларов, что примерно на 60% меньше, чем в 2019 году.
А из Ирана в Грузию товаров завезли на 76% меньше, чем в 2019 году – на сумму более 45,2 миллиона долларов.
По данным Национальной администрации туризма, в 2019 году число туристических визитов из Ирана в Грузию составило 141 997. В среднем расход на один визит составит примерно 2,1 тысячи лари (более 600 долларов).
В целом за 2019 год туристические расходы граждан Ирана составили около 160,7 миллиона лари (до 50 миллионов долларов).
Как восстановить туризм в Грузии: представители сектора представили свой план>>
Число иранцев, посетивших Грузию в 2020 году, снизилось на 88% и составило 17 053 человека.
Грузия и Иран установили дипломатические отношения 15 мая 1992 года. С тех пор двусторонние отношения между странами активно развиваются в политической, торгово-экономической, инвестиционной, сельскохозяйственной, культурной, образовательной и туристической сферах.
Между странами существуют разные форматы сотрудничества, например формат политических консультаций, который существенно способствует углублению двухстороннего сотрудничества.
Кроме того, Грузия и Иран сотрудничают на уровне законодательных ведомств двух стран.
Пост чрезвычайного и уполномоченного посла Грузии в Иране с 2014 года занимает Иосиф Чахвашвили. А дипломатическим ведомством Ирана в Грузии с 2013 года руководит Аббас Талеби-фар.
Русскоязычная литература в Грузии – не нонсенс, а культуры двух стран давно переплетены, в том числе литературном смысле.
Другое дело, что это за литература и кому она нужна?
Сегодня засилие коротких текстов в Сети, переход на цифровой формат, отсутствие дипломатических отношений между Грузией и Россией, да и просто то, что люди в целом охладели к бумажным книгам (не только на русском языке), заставляет задуматься: а есть ли русскоязычная литература в Грузии?
Не старая, запыленная на полках, советских времен, а живая, современная, сегодняшняя. И если есть, то, главное, в каком она состоянии?
То, что в грузинских книжных магазинах минимум одна полка всегда выделена для русской литературы – это факт. Но чаще всего это нон-фикшн, переводы мировых бестселлеров или старая добрая классика. Русскоязычную литературу от местных, грузинских писателей в стране найти труднее.
"Если говорить строго и всерьез, то русскоязычной литературы в Грузии на сегодняшний день, конечно, нет", – с сожалением говорит автор книг, редактор и заведующая литературной частью Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова Нина Шадури-Зардалишвили. – Есть несколько авторов, которые весьма интересно работают в жанре поэзии, прозы и драматургии. Но несколько авторов – это еще не литература и не литературный процесс с его типическими особенностями, характеристиками и тенденциями. Таковых попросту нет".
При этом, по словам литератора, надо учитывать, что исторически понятие "русскоязычная литература Грузии" существует и имеет глубокие культурные корни. "Однако это именно историческое, но никак не современное понятие", – отмечает Шадури-Зардалишвили.
В числе современных авторов, чье творчество заслуживает внимания, завлит Грибоедовского театра назвала поэтов Дмитрия Мониава, Паолу Урушадзе, Анну Лобову и Сусанну Арменян, прозаика Гурама Сванидзе, Петра Хотяновского, а также недавно ушедших из жизни поэтов Владимира Саришвили, Елену Черняеву и драматурга Ингу Гаручава.
Эти русскоязычные литераторы жили или живут и пишут на стыке двух культур. Но общей культурной, литературной картины, которую можно было бы охарактеризовать, классифицировать, типизировать, эти авторы, увы, не создают, уверена Зардалишвили.
Культура культурой, но экономический закон даже тут никто не отменял. Если есть спрос – есть и предложение. Так есть ли спрос?
"Ответ очевиден: русскоязычная литература нужна носителям русского языка (как ни крути, но тысяч 30 носителей в Грузии пока еще наберется), – говорит Нина Шадури-Зардалишвили. – Нужна тем, для кого русский не является родным языком, но кто им, тем не менее, владеет в достаточной степени, а также тем, кто изучает русский язык".
Логично, что рождается вопрос о качестве имеющейся литературы. Так вот, по мнению Нины Шадури-Зардалишвили, что касается общего уровня тех произведений на русском языке, которые широко публикуются в Интернете, а также в различного рода альманахах и периодике, то он "удручающе низок". Однако это не является характерной особенностью именно Грузии, поясняет она.
"Мы живем в эпоху публичного графоманства (во всех жанрах). Знаете ли вы, что, например, на сайте Стихи.ру на сегодняшний день опубликовано более 50 миллионов стихотворений? О каком уровне можно говорить среди этого, с позволения сказать, "поэтического" океана?" – восклицает автор.
Тем временем ни для кого не секрет, что грузинские издательства не бегают за русскоязычными авторами и не умоляют их отдать в печать новые книги, отмечает Зардалишвили. "Авторы, в подавляющем большинстве, издают свои произведения по собственной инициативе и за свой счет. То есть что написали, то и издали", – говорит литератор.
Абсолютно противоположного мнения придерживается редактор единственного в Грузии русскоязычного литературного альманаха "На холмах Грузии" (издается в стране уже 18-й год!), председатель Пушкинского общества русскоязычных литераторов Грузии "Арион" Михаил Юрьевич Айдинов.
"Русскоязычная литература не просто существует, она очень яркая, – говорит Айдинов. – Я периодически принимаю участие в многочисленных литературных конгрессах разных стран мира и хорошо знаю русскоязычную литературу за пределами РФ. И во многих странах, скажем, в Германии, Великобритании, Израиле и других, существуют такие же организации, как наш "Арион". И писатели даже стран с большими русскоязычными общинами испытывают дефицит авторов. То есть у них нет такой длинной скамейки авторов для публикации в местных литературных альманахах. И они вынуждены печатать произведения авторов из других стран мира".
Качество литературы грузинских авторов тоже не отстает от количества, уверен Михаил Айдинов. Более того, по его словам, познакомившись с работами альманаха "На холмах Грузии" и самой организации "Арион", редакторы толстых российских литжурналов и альманахов, таких как "Новый мир", "Знамя" и других, писали, что в восторге от творчества тбилисских русскоязычных авторов, имена которых известны далеко за пределами Грузии.
"Это прозаик и драматург Петр Хотяновский, его супруга Инга Гаручава, к сожалению, покинувшая наш мир, чьи пьесы ставились не только на театральных подмостках Грузии, но и в России и Европе, это потрясающая поэтесса Паола Урушадзе, стихи которой были известны еще в Советском Союзе и она продолжает творить и сегодня, это блестящий драматург Александр Мейпариани, пьесы которого идут на сценах тбилисских театров, это автор первого грузинского романа-фэнтези Этери Попхадзе", – рассказывает Айдинов.
Все эти люди составляют необычайно колоритный симбиоз культур, говорит Михаил Айдинов. В свое время все они получили образование на русском языке, поэтому на нем и пишут.
"И это, действительно, большая качественная литература, которая, с одной стороны, конечно же, является вершиной русской словесности, а с другой – в ней очень близкая связь с Грузией, потому что они корнями отсюда", – отмечает Михаил Юрьевич.
Среди других русскоязычных авторов, по словам Айдинова, нужно особенно отметить поэтов и писателей Наталью Селезневу, Тамилу Айдинову, Марину Нацвалову, Тамару Константиновскую, Ирину Санадзе, Натию Немсадзе, Юлию Ключникову, Учу Арсаджанишвили, Светлану Мурадян, Нину Джапаридзе, Анну и Анастасию Картвели и многих других.
Последние тридцать лет русскоязычная литература в Грузии процветает, утверждает Михаил Айдинов. Тем временем его прогноз на будущее развитие русскоязычной литературы в стране далеко не оптимистичный.
"К сожалению, русский язык в Грузии, как шагреневая кожа, скукоживается. Я со страхом думаю о том, что лет через 15-20 (ведь наши авторы не молодеют, а русское образование в Грузии практически уже сошло на нет), такой расцвет русскоязычной литературы, который еще ощущается сегодня, не продлится. Будем реалистами, мы можем дойти до наших соседей по Европе, где наблюдается дефицит авторов", – предполагает Айдинов.
Со своей стороны в рамках собственной организации председатель Пушкинского общества "Арион" систематически поощряет молодое поколение – трижды в год устраивает литературные конкурсы с призами и наградами. Участников и победителей конкурса всегда старается поддерживать и грузинский Союз писателей.
"Откройте нам Грузию" - как Жванецкий мечтал приехать в Тбилиси >>>
"Ежегодно минимум два автора – члена нашего Общества – становятся лауреатами престижной международной литературной премии "Золотой витязь". В ней принимают участие русскоязычные писатели из 30-40 стран мира. И я считаю это поддержкой русскоязычных писателей Грузии. И хотя бы таким образом российский книжный рынок может заинтересоваться нашими авторами", – надеется Айдинов.
Рассказы грузинской писательницы и колумниста Sputnik Мариам Сараджишвили любят и читают во всем русскоязычном мире. Но на вопрос, существует ли русскоязычная литература в современной Грузии, она отвечает так:
"Литература такая есть, но она микроскопически незаметна. Творчество того же Общества литераторов "Арион", где группируются авторы – носители русского языка, знают только люди посвященные. Их журнал невозможно купить в прямом доступе. Это и есть главная проблема для любого русскоязычного автора Грузии – негде печататься. Поэтому приходится реализовывать себя либо в Интернете, либо за пределами Грузии. У кого как получается. Лично я периодически читаю Валентину Семилет и Тинатин Диасамидзе".
В Грузии, кроме местных русскоязычных, за последние годы резко увеличилось число приезжих из постсоветских стран, которые, по словам Сараджишвили, с удовольствием читают подобную литературу и вынуждены либо покупать ее с большой наценкой здесь, либо заказывать из России по Интернету.
"Спрос, я думаю, в первую очередь, на детективы, беллетристику, медицинские или специальные издания, учебную литературу, затем развлекательную. Есть востребованность и художественной литературы, но процент мал. А вообще сейчас мало тех, кто хорошо пишет", – признается Сараджишвили.
Писатель из Грузии стал лауреатом литературной премии мира >>>
Итог очевиден – пациент жив. Дыхание ровное, временами эйфория, моментами депрессия или панические атаки. Но литература все же жива. Хотя вкусовщина, пристрастия, какие-то стереотипные страхи или финансовые преграды зачастую мешают состояться этой долгожданной встрече – встрече писателя с читателями. А ведь без одного компонента не существует другого и с точностью наоборот.
ТБИЛИСИ, 2 мар — Sputnik. Годовая инфляция (февраль 2021 года к февралю 2020 года) в Грузии составила 3,6%, при целевом показателе 3%, сообщает Национальная служба статистики "Сакстат" (Грузстат).
В феврале 2021 года, по сравнению с январем 2021 года, уровень инфляции составил 1,1%.
Как ограничения на экспорт пшеницы в России отразятся на ценах на хлеб в Грузии? >>
По данным "Сакстата", за февраль цены снизились на одежду (3,4%), а также на коммунальные услуги (0,4%). В то же время цены на продовольствие выросли на 1,1%, на гостиницы и рестораны – 3,7%, транспорт - 2,5%.
Годовая инфляция в 2019 году составила 7%. Для сдерживания ее уровня Нацбанк с сентября 2019 года начал ужесточать монетарную политику. Ставка рефинансирования за этот период выросла с 6,5 до 9%, последний раз она повышалась в декабре 2019 года.
С начала 2020 года года годовой уровень инфляции стал снижаться. В январе и феврале он составил 6,4%, в марте – 6,1%, сентябре – 3,8% и на этом уровне держался три месяца. Из-за угрозы распространения в Грузии коронавируса власти страны с 21 марта ввели карантин и комендантский час. Для стимулирования экономической активности Нацбанк с апреля в три этапа снизил основную ставку монетарной политики до 8%.
В феврале 2021 года, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, цены на коммунальные услуги снизились на 21,2%.
Вместе с тем за год цены на продовольствие выросли на 6,2%, в том числе на молоко, сыр и яйца – на 6,4%, подсолнечное масло – на 34,3%, кофе и чай – на 12,4%, хлебопродукты – 8,7%, а на фрукты цены снизились на 4,8%. Учитывая сложившуюся ситуацию с пандемией коронавируса, выросли цены на услуги по здравоохранению на 9,8%.
Годовая инфляция два предыдущих месяца находилась на уровне ниже целевого показателя в 3%. По информации Национального банка Грузии, это связано с субсидированием государством счетов за коммунальные услуги и носит временный характер.
"Как правило, центральные банки не реагируют на временные отклонения инфляции из-за однотипных экзогенных факторов и руководствуются среднесрочным прогнозом инфляции. Согласно текущему прогнозу, при прочих равных условиях инфляция в 2021 году сохранится в среднем на уровне 4%, а затем постепенно приблизится к целевому показателю", – отмечает Нацбанк.
По его данным, наряду со значительным ростом цен на международных товарных рынках, особенно ярко проявившимся в январе, давление на инфляцию оказывают ограничения, связанные с пандемией, из-за роста производственных затрат и снижения курса.
"Снижение номинального эффективного обменного курса ослабляет нисходящее влияние совокупного спроса на прогнозируемую инфляцию, и из-за высокой долларизации экономики передача колебаний обменного курса на инфляцию ощутима", – говорится в документах Нацбанка.
По информации регулятора, сохраняется высокая неопределенность как в отношении динамики восстановления мировой экономической активности, так и темпов роста местного кредитования.
ТБИЛИСИ, 3 мар – Sputnik. Молодежная сборная Грузии по футболу (U-21), в рамках подготовки к ЕВРО-2023, проведет в этом году три товарищеских матча, сообщает пресс-служба Федерации футбола Грузии (ФФГ).
Подопечные Рамаза Сванадзе 26 марта сыграют с командой Беларуси в Гори, 7 сентября запланирована выездная встреча с Румынией, а 16 ноября грузинская "молодежка" примет в Батуми сборную Англии.
Сборные Грузии и Румынии в квалификации молодежного чемпионата Европы 2023 года участие не принимают, так как являются странами-хозяйками ЕВРО и автоматически получили право участия в турнире.
"Так как мы являемся одной из стран-хозяек молодежного чемпионата Европы, наша цель не просто принять участие в турнире, а сыграть хорошо. Поэтому для нас очень важны тест-матчи, и желательно с сильными соперниками. Оставшееся до ЕВРО-2023 время мы должны использовать для того, чтобы на должном уровне подготовить нашу команду. Для этого необходимо проводить как можно больше товарищеских матчей", – сказал вице-президент организации Александр Иашвили.
Двадцать четвертый по счету молодежный чемпионат Европы по футболу пройдет летом 2023 года.