Человек проходит мимо предвыборных плакатов

Письмо Путину, рай на земле и кооперативы в селах: нескучные дебаты в Грузии

1476
(обновлено 19:24 07.10.2020)
Часть непарламентских оппозиционных партий рассказали о своем видении развития Грузии в ближайшие годы

ТБИЛИСИ. 7 сент - Sputnik Грузия. Представители пяти политических субъектов, которые претендуют на места в законодательном органе Грузии, вступили в предвыборные дебаты в эфире "Первого канала".

Много цифр - премьер Грузии отчитался о борьбе с бедностью>>

В передаче "Дебаты 2020" приняли участие Георгий Лилуашвили ("Грузия"), Георгий Гагнидзе ("Измени Грузию"), Мамука Тускадзе ("За социальную справедливость"), Михаил Салуашвили ("Путь Звиада" (Во имя Господа, правды и страны) и Георгий Гигаури ("Грузинский марш – национальное движение").

Экономическая программа

Согласно экономической программе партии "Измени Грузию", в 2021-22 годах в стране не будет бедных людей - им будут оказывать как денежную помощь, так и помощь в плане трудоустройства.

"Наша программа подразумевает объявление страны раем в налоговом направлении. Это значит, что налогов будет 0%, но налог на прибыль будет 0,1-0,9%. Создается акционерное общество населения, и раз в год им будет зачисляться налог от прибыли, который будут платить международные компании. Второе – это реформа пенсионного фонда. А также "модель Монако" - когда богатым личностям в мире предлагают 0% налоговую схему, привлекая их в страну. Соответственно, это часть проекта, который даст нам возможность быстрого развития", - заявил Гагнидзе.

Главной целью партии "За социальную справедливость" является борьба с бедностью и максимальное стимулирование трудоустройства.

"Одним из главных критериев для этого является сокращение налогов. Безусловно, налоги надо сократить, и богатство нашей страны должно быть обусловлено не только туризмом, но и современными технологиями. Я надеюсь, что мы сможем восстановить социальную справедливость", - заявил Тускадзе.

В программе партии "Путь Звиада" акцент делается на введении закона о защите вкладчиков и пострадавших от ипотеки.

"Наша программа состоит из двух частей. Первая - это политическая, а вторая – экономическая. Упорядоченная политическая система является основой для успеха экономики. Если политическая система не будет приведена в порядок, если не будет определено правовое поле и сформировано таким образом, чтобы содействовать осуществлению этой политики, то о решении всяких экономических вопросов даже думать не стоит", - заявил Салуашвили.

Частью экономической программы "Грузинского марша" является запуск программы "Георгиа", которая предусматривает возвращение людей в села, и трудоустройство молодежи.

"Эта уникальная программа, согласно которой в каждом селе Грузии будет создана кооперационная система современного типа. Крестьяне должны быть собственниками своей земли, своих ресурсов, и к этому должны добавиться современные технологии. Этого не сделать без инвестиций. У нас есть уникальные земли, которыми мы должны дорожить. Никакой турецкой, иранской продукции - нам не нужен мусор из-за границы. Нам нужно сильное грузинское село. Возродится село - возродится и Грузия", - заявил Гигаури.

Средний темп ежегодного роста экономики не менее 8%, уровень инфляции не более 7% и сохранение стойкости национальной валюты путем координации денежно-кредитной и фискальной политики – это основные направления экономической программы партии "Грузия".

"Предпосылкой развития страны является формирование среднего класса. Именно средний класс является опорой государства. Экономический рост может быть не 8%, а больше, если будет сформирован средний класс", - отметил Лилуашвили.

Образование

На необходимости фундаментальных реформ в системе образования делает акцент партия "За социальную справедливость".

"Обязательно должно произойти реформирование системы образования на начальном, среднем и высшем уровнях. Больше внимания должно быть уделено общему образованию в школах, и, соответственно, должны быть переподготовлены и педагоги для того, чтобы у наших будущих граждан было соответствующее общее образование", - заявил Тускадзе.

Оригинальное предложение есть у партии "Путь Звиада", которая выступает с инициативой принятия закона об учениках и родителях.

"Сегодня во всем мире, в том числе и в Грузии, большой проблемой является отношений детей и родителей. Чтобы заполнить этот вакуум, мы предлагаем принять законодательные изменения. Те родители, которые работают в публичном секторе и у которых есть дети школьного возраста, время их работы будет сокращено наполовину. Между тем, они будут получать полную зарплату, а оставшееся время - уделять детям", - заявил Салуашвили.

В свою очередь, партия "Грузинский марш" предлагает сделать изучение грузинского языка и истории Грузии обязательным для каждого гражданина страны.

"Наши дети должны воспитываться грузинами. А те граждане, которые не являются этническими грузинами, должны хорошо знать грузинский язык и историю Грузии. Мы должны построить грузинское государство", - отметил Гигуари.

В партии "Грузия" считают, что для успешной реформы системы образования, в первую очередь, необходима разработка долгосрочной стратегии развития страны.

"Мы должны создать идеологию того, какое государство мы строим. Сегодня мы даже этого не знаем элементарно. Мы хотим, чтобы проживающие в Грузии люди всех национальностей чувствовали, что они находятся в Грузии, и чтобы они чувствовали себя частью Грузии, поскольку они дети этой страны", - отметил Лилуашвили.

Все учебные заведения должны соответствовать международным стандартам не позднее 2024 года – таковы планы партии "Измени Грузию". В партии считают необходимым внедрение т.н. финской модели образование в детских садах и в начальных классах, которая подразумевает замену устаревших подходов ориентированными на результат направлениями.

"Если мы хотим добиться результата в кратчайшее время, мы должны перенять лучший международный опыт и, безусловно, сделать так, чтобы он соответствовал Грузии. Финская модель довольно комплексная и большая. Мы должны внедрить ее по всем направлениям и при этом учесть грузинскую реальность", - заявил Гагнидзе.

Внешняя политика

Создание союза нейтральных стран, в который войдут Беларусь, Молдова, Украина, Грузия, Азербайджан, предлагает партия "Путь Звиада".

"Россия заявляет, что приближение НАТО к ее границам создает определенные проблемы и противоречит ее стратегическим целям. Соответственно, мы предлагаем, чтобы между Россией и НАТО – по линии Беларуси, Молдовы, Украины, Грузии, Азербайджана - сформировалась т.н. объединение нейтральных стран, которые между этими условно противоборствующими лагерями создадут коридор, что и будет решением политических интересов обеих сторон", - заявил Салуашвили.

Строительство сильного и независимого государства является главной задачей "Грузинского марша".

"Ни Россия, ни США, ни Дубай, ни Турция. Грузия должна принадлежать самой себе. Потому и убили Звиада Гамсахурдиа, так как он хотел построить грузинское государство. Мы возвращаем те рычаги правления, которые Грузия потеряла 30 лет назад. Мы их вернем. "Грузинский марш" приходит к власти для этого", - заявил Гигаури.

Между тем, в приоритетах партии "Грузия" - сотрудничество со всеми странами на равных условиях.

"Мы будем сотрудничать со всеми государствами, которые предложат Грузии равные условия и которые будут с нами дружны. Главным вопросом для нас является строительство сильной Грузии в рамках сильного Кавказа. Если Кавказ не будет единым, то и Грузия не будет единой",- заявил Лилуашвили.

Урегулирование отношений между Грузией и Россией считают главным в партии "Измени Грузию".

"Мы написали письмо Путину на дипломатическом языке народа, поскольку считаем, что если с Россией не будут урегулированы отношения, у нас не будет быстрого прогресса. На это письмо мы получили ответ. В письме речь идет об открытии границ Абхазского и Цхинвальского регионов на 48 часов на первом этапе для того, чтобы люди просто смогли побывать на этой территории, порадоваться, устроить застолье. Тем самым, мы считаем, что Россия сделала бы заявку о том, что у них есть проблемы с политиками, а не с людьми. Они практически дали свое согласие. Это будет началом", - отметил Гагнидзе. 

В свою очередь, в партии "За социальную справедливость" главным приоритетом внешней политики называют евроатлантическую интеграцию Грузии.

"Евроатлантический курс нашей страны является единственным и необратимым, который принесет успех Грузии. Несмотря на то, что диалог возможен и необходим даже с врагами… В то же время мы хороши знаем, что двери НАТО для нас закрыты, но переговоры все-таки имеют смысл. Я думаю, что наше спасение в евроатлантическом пространстве", - отметил Тускадзе.

Парламентские выборы пройдут в Грузии 31 октября. В них принимают участие 50 партий и два блока. Избирателям предстоит выбрать 150 депутатов – 120 по пропорциональной системе и 30 – по мажоритарной.

1476
Темы:
Выборы 2020 в Грузии: споры и дебаты (5)

Оппозиция проводит акцию протеста в центре столицы Посигналь Бидзине!

О чем пишут грузинские газеты: ожидаются ли предвыборные провокации?

524
(обновлено 23:45 23.10.2020)
Ожидаются ли за оставшийся период предвыборные провокации и смирится ли оппозиция с результатами парламентских выборов, а также нужно ли вводить новые ограничения из-за роста случаев инфицирования коронавирусом - главные темы в грузинской прессе

Провокации ожидаются со стороны оппозиции

В период, оставшийся до выборов, ожидаются различные провокации со стороны оппозиционных партий, считает политолог Рамаз Сакварелидзе, который рассказал газете "Резонанси" о текущих и ожидаемых предвыборных процессах.

"Я думаю, что провокации больше ожидается со стороны оппозиции, потому что именно оппозиции нужно увеличить число сторонников, а не власти. Провокационный стиль характерен конкретно для "Национального движения", так что подождем, как будут развиваться события", - сказал Сакварелидзе.

Политолог думает, что оппозиционные партии попытаются обвинить правительство в разных насильственных действиях и создадут для этого соответствующую среду.

"Не исключено, что оппозиционные партии вызовут такую напряженность, которая заставит государство применить силу, и этим введут людей в заблуждение. Примерно то же, что было 20 июня, когда попытка ворваться в парламент привела к применению силы, и это применение силы потом стало фактом политического значения. Я действительно не исключаю, что такое может повториться", - сказал Сакварелидзе.

На вопрос, насколько справедливо проходит предвыборный период, политолог сказал, что перед выборами в основном нарушения имеют место со стороны медиа, в вопросе проведении некорректных дискуссий и в искаженном освещении различных событий.

"Я думаю, что никаких нарушений со стороны правительства в этом отношении не замечено. Нарушений больше со стороны оппозиции, хотя бы с точки зрения нарушений регуляций, связанных с коронавирусом", - сказал Сакварелидзе.

Политолог считает, что четких различий между настоящим предвыборным процессом и проходившими в предыдущие годы нет.

"Единственное заметное различие - это создавшаяся эпидситуация, которой в предыдущие годы не было", - сказал Сакварелидзе.

Смирится ли оппозиция с результатами выборов?

Заявление оппозиции о том, что она не смирится с результатами выборов, - это всего лишь бравада, заявил политолог Эдишер Гвенетадзе газете "Резонанси", говоря о шансах политических сил на победу в парламентских выборах 2020 года.

Аналитики считают, что, перед грузинскими избирателями по-прежнему стоят две альтернативы - "Грузинская мечта" или "Национальное движение". По их словам, несмотря на усилия других политических игроков, эти две партии остаются центром притяжения, и основная борьба развернется между "Грузинской мечтой" и "Национальным движением".

"К сожалению, в нашей стране остались люди, которые голосуют за "Единое национальное движение". За ту политическую силу, которая совершила столько преступлений, но на этих выборах они не наберут больше 10%. На мой взгляд, "Национальное движение" должны запретить в грузинской политике. Основанием для этого, наряду со всеми совершенными ими преступлениями, может стать дело Гареджи, которое начато, и я надеюсь, что Иванишвили и политическая команда "Мечты" просчитали те вероятные результаты, на которые грузинское государство должно выйти в отношении Давид-Гареджи", - сказал Гвенетадзе.

Что касается других партий, политолог считает, что у "Лело" был шанс стать серьезной оппозиционной силой, но она не смогла.

"Нателашвили ожидает от этих выборов одну выгоду в виде денег. Маленький Вашадзе, как ребенок, заладил - я премьер-министр, как мой внук, что будет космонавтом. А что может сделать Губаз Саникидзе, который угрожает, что мы не останемся дома и не смиримся с результатами выборов", - сказал он.

По словам Гвенетадзе, "эти выборы однозначно выиграет "Мечта" и ей не нужно будет создавать коалицию с другими партиями".

"Я также не исключаю, что Бидзина Иванишвили - человек неиссякаемой фантазии, преподнесет нам новые сюрпризы в оставшиеся до выборов дни", - сказал политолог.

Нужно ли вводить новые ограничения?

На фоне обострения эпидситуации, когда фиксируется рекордное количество ежедневных случаев заражения, интересно, ожидается ли введение новых ограничений, помимо существующих уже рекомендаций, пишет газета "Резонанси".

Врач Тбилисской инфекционной больницы Александр Гогинава считает, что от осторожности людей зависит, будут ли в будущем введены новые ограничения или нет.

"Думаю, что ограничения, которые есть на данном этапе, достаточны. Места для встреч – рестораны и бары - ограничены. Обязательно носить маску в закрытых и уже открытых пространствах, что в свою очередь снизит распространение инфекции. Что касается учебного процесса, то он требует пристального контроля, и если будет очень высокое распространение в учебных заведениях, то следует ввести ограничения, какое именно – решит правительство", - сказал Гогинава газете "Резонанси".

Инфекционист полагает, что чрезвычайно трудными будут следующие три-четыре недели, но после этого следует ожидать сокращения числа случаев инфицирования.

"Сегодняшняя ситуация перешла на очень сложный этап. Мы находимся в фазе, когда распространенность заболевания довольно высока. Я думаю, что такая сложная ситуация продлится около трех недель, и в течение этих трех-четырех недель и общество, и система здравоохранения должны сделать все возможное, чтобы максимально защитить здоровье человека", - сказал он.

При этом врач отметил, что люди, у которых подтвердится эта инфекция, должны своевременно получать соответствующую медицинскую помощь.

"Эти три недели - решающие, после чего посмотрим, что будет дальше. Я думаю, он начнет уменьшаться, однако это мое предположение исходя из того, что этот вирус иногда бывает активен в течение пяти-шести недель, а затем медленно начинает уменьшаться. Посмотрим, что будет потом - проявится в динамике", - сказал Гогинава.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

524
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020
Спецоперация по освобождению заложников в филиале Банка Грузии в Зугдиди

Это не кино - что известно о захватчике заложников в Зугдиди

2422
(обновлено 22:12 23.10.2020)
О чем говорит самообладание преступника, его отточенный сценарий, камуфляж и даже ботинки? Своими версиями по поводу одного из самых громких преступлений года в Грузии поделились ведущие эксперты, военные и спецназовцы

Неизвестный мужчина до 40 лет, в военной форме, балаклаве и перчатках, вооруженный автоматом и гранатой, на несколько часов превратил город Зугдиди в "киноплощадку для блокбастера" - но это было не кино и без жертв обошлось чудом.

Выкуп в размере полмилллиона долларов, 43 заложника и многочасовая спецоперация, в ходе которой захватчик забрал деньги и исчез в неизвестном направлении, отпустив заложников. Так кем же был злоумышленник и что им двигало?

Почти все эксперты сходятся в том, что в банке хладнокровно действовал человек, имевший профессиональную военную подготовку. И, несмотря на разговоры о его "не агрессивности", почему-то никто не сомневается, что он бы не задумываясь хладнокровно открыл огонь по людям в случае, если бы события развивались по другому сценарию. 

Sputnik Грузия попытался составить психологический портрет преступника, основываясь на мнениях экспертов, воспоминаниях заложников и скудных кадрах, появившихся в СМИ в тот злополучный день. 

Уверенность и отсутствие агрессии

Психолог, руководитель департамента психологии государственного медицинского университета Рамаз Сакварелидзе в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия поделился своими наблюдениями по поводу произошедшего. Специалист считает, что мужчина с первых же своих шагов действовал самоуверенно и оставлял впечатление профессионала.

Спецоперация по освобождению заложников в филиале Банка Грузии в Зугдиди
© Sputnik / STRINGER
Спецоперация по освобождению заложников в филиале "Банка Грузии" в Зугдиди

"Уверенность читается во многих деталях, - говорит Сакварелидзе. -  Начиная с того, что он вошел в банк в военном обмундировании, с маской на лице. Уверенность в своих действиях проявляется и в отношении с людьми, которых он задержал. Он не был агрессивен, не нервничал, по отношению к ним не проявлял раздражительности. И конец тоже был финишем уверенного человека, который рассчитал многое и вел процесс по своему сценарию".

Действовал он в одиночку или нет, судить специалисту трудно. Но Сакварелидзе не исключает, что у преступника могли быть сообщники. Довольно рационально оценивает эксперт и его требования насчет выкупа заложников.

"Он не потребовал миллион. Он потребовал как раз наиболее реальное количество денег. Чем более высокими были бы его требования, доставка и мобилизация таких денег была бы труднее. Он озвучил такую сумму, которая не является проблемой даже для банка", - объясняет эксперт.

"Он профессионал"

С этим мнением согласен и бывший военный советник экс-президента Георгия Маргвелашвили и нынешнего президента Саломе Зурабишвили Акия Барбакадзе.

"Он профессионал. Он правильно определил даже сумму, которую надо требовать. Если бы потребовал 10 миллионов, он бы мог денег не получить, и операция могла пойти по другому сценарию. Он потребовал сумму, из-за которой никто бы не пролил кровь. Выбран предвыборный период, когда все власти думают о том, как бы меньше идти на риск. Это тоже учтено", - сказал Барбакадзе в эфире TV Pirveli.

Человек явно имел опыт в критических ситуациях, считает Барбакадзе, так как он очень старался, чтобы все прошло спокойно, а его присутствие не вызывало паники у заложников. Он не стремился показаться грозным, не хотел создавать лишнего шума.

Важный момент - по рассказам заложников, преступник свободно говорил как на грузинском, так и мегрельском языках, что указывает на то, что он мог быть из этих краев.

Хотя Барбакадзе считает, что и это могло быть продумано с его стороны, чтобы ввести всех в заблуждение. "Он говорил на мегрельском, то есть он что-то скрывал. Может он не местный, но хотел подчеркнуть, что местный, все это можно перевернуть наоборот. Я считаю, что одному провести  такую операцию очень сложно", - уверен эксперт.

Захватчик мог быть военным

Многие военные эксперты уже выразили мнение, что мужчина имеет военное прошлое. "Многие отметили его поношенную форму, которая хорошо сидела на нем. То есть это была его форма, которую он носил уже давно. Это тоже указывает на давние контакты с военными формированиями", - сказал Сакварелидзе.

Спецназ. Спецоперация по освобождению заложников в филиале Банка Грузии в Зугдиди
© Sputnik / STRINGER
Спецназ. Спецоперация по освобождению заложников в филиале "Банка Грузии" в Зугдиди

За семь часов нахождения в банке захватчик не курил, не пил воду, не выходил в туалет. Это все, как говорят эксперты, ради того, чтобы не оставлять следов ДНК.

"Это не просто подготовленный солдат. Это спецназ, или действующий, или бывший. Манера, то, как он держал оружие, - все это автоматически вырабатывается во время ежедневных тренировок", - сказал бывший спецназовец Вано Надирадзе в эфире TV Pirveli.

По версии бывшего военного Давида Макиашвили, обувь, которая была на преступнике, выдавалась лишь тем военным, которые ездили в Ирак или Афганистан для участия в миротворческой миссии.

"Его действия по содержанию и характеру приравнивается к теракту. Возможно, он бывший военный или представитель другого спецназа, может, просто прошел подготовку", - предположил эксперт по военно-политическим вопросам и безопасности Амиран Салуквадзе в эфире телеканала "Рустави 2" .

По словам экс-главы Минобразования Грузии и бывшего начальника Национальной полиции Украины Хатии Деканоидзе, злоумышленник не действовал в одиночку, поскольку все было очень хорошо спланировано.

Гендиректор "Мтавари архи" опять в центре скандала - дело о заложниках в Зугдиди >>>

"То, что он человек, прошедший военную подготовку, это для меня очевидно. Об этом говорит то, как он держит оружие, как передвигается, как сидит, как устанавливает коммуникацию с медиа", - рассказала Деканоидзе в эфире телеканала Formula.

С профессиональным военным опытом захватчика согласен и рядовой полковник Арчил Омиадзе. "Это точно военный. Он или проходил курс спецназначения, или служил в подразделениях разведки.

Не исключу, что у него были сообщники. Если вы посмотрите кадры, на нем т.н. шапка-маска, которая дает возможность, чтобы у него был в ухе наушник, через который он мог получать информацию извне", - сказал Омиадзе в эфире телеканала Formula.

При этом бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили считает захватчика дилетантом, которому просто повезло.

"Многие эксперты скажут, что он был профессионалом. Но когда ты садишься на стул на колесиках, на обоих ногах, то создаешь себе угрозу. Ведь если тебя толкнут и ты где-то окажешься, ты уже не профессионал. Ни один психолог не был подключен в переговорах с этим человеком. Я уверен, что он был дилетантом. Просто ему удалось провернуть это дело из-за беспомощности системы", - заявил Окруашвили в эфире TV Pirveli.

Тем временем, преступник все еще находится в розыске. Исходя из интересов следствия, МВД пока не оглашает каких бы то ни было подробностей. Хотя правоохранители не исключают, что среди заложников в Зугдиди могли быть сообщники преступника.

2422
74-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. День третий

75 лет ООН: старые проблемы, новые вызовы и глобальные решения

0
(обновлено 13:27 24.10.2020)
В день 75-летия Организации Объединенных Наций Russia Today публикует статью заместителя председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева

"Несмотря на все проблемы и кризисы, с которыми сталкивалась ООН и ее государства-члены в эти годы, тяжело спорить с тем, что во многом благодаря международно-правовым и политическим механизмам, заложенным в Уставе организации, удалось не скатиться в пучину третьей мировой войны, разрешить многие острые вопросы послевоенного устройства на планете. Однако, к сожалению, мы не всегда выносили правильные уроки из проблем, которые принесли нам XX и XXI века", – пишет Дмитрий Медведев в статье для Russia Today.

24 октября традиционно празднуется как День Организации Объединенных Наций. В этом году самая авторитетная глобальная организация отмечает 75-летний юбилей.

Несмотря на все проблемы и кризисы, с которыми сталкивалась ООН и ее государства-члены в эти годы, тяжело спорить с тем, что во многом благодаря международно-правовым и политическим механизмам, заложенным в Уставе организации, удалось не скатиться в пучину третьей мировой войны, разрешить многие острые вопросы послевоенного устройства на планете.

Однако, к сожалению, мы не всегда выносили правильные уроки из проблем, которые принесли нам XX и XXI века. Напомню, что при создании ООН государства-основатели, включая СССР, заложили ее миссию. Она состоит из трех принципов – стремления к стабильному и безопасному миру, продвижения идеи прав человека и построения более справедливого миропорядка.

Но уже на следующий год после создания организации вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции, принёсшие свободу народам, оказались по разные стороны баррикад холодной войны, периодически переходящей в горячую. Сейчас невозможно себе представить, что в течение почти 40 лет мы жили в условиях ежедневной угрозы ядерной войны, уничтожения самого человечества.

Структуры ООН сделали очень много для того, чтобы мир отступил от бездны, для того чтобы заработали механизмы разрешения конфликтных ситуаций в рамках правового поля. Так, одной из важнейших задач ООН является разоружение, сокращение и ликвидация всех запасов оружия массового уничтожения. На площадке Конференции по разоружению, учрежденной в 1978 году решением первой Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, был разработан и принят ряд основополагающих международных соглашений, направленных на обеспечение безопасности народов, смягчение международной напряженности и укрепление доверия между государствами в сфере обращения с ядерным оружием. Особую роль в этом процессе сыграл СССР. Сегодня нам нужно незамедлительно продолжить работу по этому направлению. Рассчитываем, что в Совете Безопасности ООН состоится предложенный Россией очный саммит стран "ядерной пятерки" для обсуждения острейших проблем человечества. Оперативного решения также требует вопрос о продлении Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Позиции по продлению действия этого важнейшего документа нами также сформулированы.

Вместе с тем необходимо не только обеспечивать сокращение уже существующего вооружения, но и минимизировать риски возникновения новых угроз. В этом ключе Россия объявила мораторий на развёртывание новых ракетных систем в Европе и других регионах. Рассчитываем на встречные шаги наших западных партнёров. Также выступаем за заключение юридически обязательного соглашения всех космических держав о всеобъемлющем запрете на милитаризацию космоса. Целесообразность реализации такого подхода подтверждена Генеральной Ассамблеей ООН посредством одобрения предложенных Россией резолюций о предотвращении гонки вооружений в космосе и использовании его пространства в соответствии с международным правом.

К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия по поддержанию мира, мы по-прежнему остаемся свидетелями односторонних агрессивных действий, грубых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств, предпринимаемых, в частности, США и их союзниками, входящими в блок НАТО.

Во многих точках мира продолжают тлеть очаги вооруженного противостояния, каждый день гибнут люди. И, как правило, только согласованная правовая оценка той или иной ситуации со стороны Совета Безопасности ООН позволяет понять, кто прав, а кто виноват, кто агрессор, а кто жертва агрессии. В противном случае в условиях информационных вбросов, фальсификации фактов, методов гибридной войны есть риск, что черное будет выдаваться за белое, неправовое станет законным, правду спрячут за красивой телевизионной картинкой или постами в социальных сетях.

В этой связи принципиальное значение приобретает обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве. Архитектура международной кибербезопасности должна отвечать не только современным вызовам, но и учитывать перспективы технологического прогресса. Развитие "цифры", к сожалению, неизбежно влечет и рост числа преступлений в информационной среде (которые, отметим, стали гораздо более распространены в период пандемии нового коронавируса). Россия неоднократно призывала мировое сообщество договориться о новых механизмах противодействия киберпреступности и обеспечения стабильности информационной среды. Ранее на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов была принята российская резолюция, которая в том числе создала переговорный механизм для решения проблем международной информационной безопасности. Данная резолюция необходима с учетом того, что вызовы трансграничного характера могут быть эффективно урегулированы только при активном участии всего международного сообщества. Структуры ООН могут выступить площадкой для принятия универсального международного договора, базирующегося на общепризнанных принципах и нормах международного права и отвечающего общим интересам в информационной сфере. Такой инструмент должен способствовать поддержанию международного мира и безопасности и не допускать использования технологий в целях, не согласующихся с международным правом.

Никакие другие международные организации, а тем более военные альянсы, не могут поколебать монополию уставных органов ООН на выражение воли мирового сообщества. Размывание ответственности за глобальную безопасность, попытки различных организаций и отдельных держав расклеивать ярлыки на государства и правительства, вершить судьбы мира неизбежно отбросят нас на десятилетия назад.

Продолжает повторяться типичный сценарий незаконного вмешательства во внутренние дела государств: насаждение раскола в обществе, поддержка и вооружение оппозиции для свержения действующего правительства с формальной ссылкой на демократические ценности. В 2003 году международная коалиция во главе с США, включавшая ряд стран НАТО, вторглась в Ирак. Под предлогом борьбы с международным терроризмом и поиска оружия массового уничтожения был свергнут и казнен законный президент страны Саддам Хусейн, разрушено "авторитарное государство" и создано "истинно демократическое".  Что получилось из этого – всем известно. Другой пример – с 2012 года США в сотрудничестве со странами НАТО предоставляли тайную военную поддержку повстанцам в Сирии. Это привело лишь к масштабному кровопролитию и внутреннему кризису в этой стране.

Также вызывают особую настороженность попытки подорвать роль ООН и создать вместо нее некое "сообщество (клуб) демократических наций". Такого рода идеи не объединяют, а разделяют человечество, способствуют нагнетанию международной напряженности и в конечном счете ведут к прямым конфликтам. ООН же создавалась на фоне развития концепции прав человека, придания гуманистической направленности сотрудничеству государств в самых разных сферах. Идеи прав человека пронизывают сегодня почти все темы, находящиеся в фокусе внимания структур ООН: от экологии и защиты персональных данных до кибербезопасности и биотехнологий. Сегодня в правовой системе каждого государства отражены запреты дискриминации, пыток, бесчеловечного отношения, произвольного вторжения в личную жизнь.

Всеобщая декларация прав человека вместе с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах являются фундаментом международного признания и закрепления прав человека. Поощрение и защита содержащихся в указанных документах прав являются руководящим принципом работы ООН. Как сказал один из разработчиков Всеобщей декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии Рене Кассен: "… характерной чертой Декларации является её универсальность: она распространяется на всех людей без какой-либо дискриминации; она также применяется на всех территориях независимо от их экономического или политического режима".

Помимо признания, первостепенно важно обеспечить должный баланс различных категорий прав человека. Именно поэтому в ходе разработки Всеобщей декларации Советский Союз указывал на необходимость закрепления широкого перечня социальных и экономических прав. Данный тезис находит свое очевидное подтверждение и сегодня. Нынешний мировой экономический спад, вызванный глобальной пандемией, заставляет государства переосмыслить ценностные ориентиры и расставить приоритеты в пользу защиты жизни и здоровья людей, прав человека, гарантирующих достойное и безопасное существование.

Эпидемия COVID-19 отчетливо показала, что сами по себе политические свободы не могут спасти жизни людей. Для этого нужны эффективная и доступная система медицинской помощи и социальной защиты, общегосударственные программы обеспечения санитарной безопасности, предельная координация усилий всех уровней публичной власти. Именно сильные государства, способные быстро мобилизовать экономику и политические институты для противодействия пандемии, успешно справились с её последствиями, сохранили миллионы жизней.

Подход, ставящий во главу угла защиту прав человека, оправдан с учетом того, что первые послевоенные десятилетия прошли под девизом "Никогда снова" (Never Again). Цивилизованные народы, от имени которых и была создана ООН, как и другие международные организации, возникшие в конце 1940-х – 1950-е годы, были призваны не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, геноцида, военных преступлений, попрания основополагающих прав и свобод человека, унижения достоинства личности. И путь к достижению этой цели виделся прежде всего в максимально возможном ограничении участия государства в социальном развитии, абсолютизации личной, индивидуальной свободы, непрерывном расширении перечня субъективных прав, часто в ущерб общественным интересам. Одновременно именно на национальные государства в рамках так называемых "позитивных обязательств" возлагаются все более существенные обязанности не просто по воздержанию от нарушения прав конкретного человека, но по обеспечению их соблюдения, гарантированию "надлежащего" государственного управления (good governance).

Опасения возрождения тоталитарных "супергосударств", каким была фашистская Германия, заставили правительства многих стран (прежде всего европейских) после окончания Второй мировой войны пойти на существенное ограничение собственного национального суверенитета, делегирование полномочий на надгосударственный уровень. Этот опыт получился весьма различным.

При этом нельзя забывать о трех обстоятельствах.

Во-первых, слабое государство не может обеспечить права своих граждан, защититься от глобальных угроз. Сам пример драматического перерождения Веймарской республики в Третий рейх отчетливо показал, что предоставление широких демократических свобод, не обеспеченное экономическим ростом, заботой о гражданах, способностью государства реально противостоять экстремистским проявлениям, неминуемо ведет к маргинализации политической повестки, разгулу преступности, беззащитности демократических институтов и, как следствие, угрозе развала государства либо скатывания к диктатуре. К сожалению, и Россия два раза за предшествующее столетие (в 1917 и 1991 годах) стояла на пороге анархии и распада государства. И оба раза развал страны сопровождался лозунгами о всеобщей свободе и демократии. И сегодня мы видим примеры "несостоявшихся государств" (failed states), не способных построить стабильную политическую систему, обеспечить своим гражданам уверенность в завтрашнем дне (в том числе и на постсоветском пространстве).

Во-вторых, для стабильного развития человечества мало плюрализма и неограниченной свободы слова. Как в 1945 году, так и сегодня миллионы людей не только в развивающихся странах, но и странах с экономикой, считающейся развитой, живут за чертой бедности, не могут удовлетворить базовые потребности для себя и своей семьи, чувствуют себя изгоями, оторванными от достижений современной цивилизации. Движение Black Lives Matter, захлестнувшее западные страны в 2020 году, отчётливо продемонстрировало глобальный неудовлетворенный запрос на справедливое мироустройство, на преодоление разрыва между богатыми и бедными, на доступ к необходимой медицинской помощи, современному образованию, достойному заработку независимо от цвета кожи или социального статуса. Пандемия COVID-19 в десятках стран оголила проблемы, связанные с неравенством. Многие люди были брошены на произвол судьбы.

Указанные обстоятельства подтверждают, что социальную справедливость невозможно восстановить только развитием рыночной экономики без вмешательства государства (согласно концепции Laissez-faire) или щедрыми, но разовыми благотворительными проектами. Для этого необходимы рука государства, осмысленная бюджетная политика, ответственное и стабильное правительство, понимание долгосрочных целей социально-экономического развития. От государств требуются решительные шаги по адаптации национальных экономических и политических систем к современным вызовам.

Ключевая миссия государства сегодня – дать возможность каждому гражданину почувствовать себя полноценным членом общества, предоставить равные возможности для самореализации, сформировать у людей чувства собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне. Технологии стремительно меняются, но человек остаётся таким же, каким был десятки, сотни и даже тысячи лет назад. В центре его интересов всегда семья, близкие, мечты о лучшем будущем для своих детей, желание быть услышанным и понятым окружающими. Тотальное запугивание, искусственное создание образа неприятеля, нагнетание истерии в СМИ и социальных медиа – чрезвычайно опасное явление, которому должны противостоять в том числе структуры ООН. Сотни лет народы наших стран жили в страхе перед врагом, перед неизбежной угрозой войны. Но на страхе и недоверии нельзя построить стабильный мир. На место страху должна наконец прийти надежда. Еще в 1953 году второй Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд сказал: "Чтобы построить для человека мир без страха, мы должны быть без страха. Чтобы построить справедливый мир, мы должны быть справедливыми".

В-третьих, ни одна из глобальных проблем не может быть решена без восстановления верховенства международного права, основанного на согласованной воле государств. Основным источником международного права остаётся международный договор, подписанный и ратифицированный суверенными государствами. Именно к этой категории источников относится и Устав ООН. Нормы международного права могут черпать свою легитимность только в предусмотренных национальными конституциями демократических процедурах, ясно выраженной воле наций на присоединение к тем или иным международным документам. 

Следование этим подходам, сохранение уникальной архитектуры ООН, учет интересов и уважение национальных особенностей друг друга как никогда необходимы сегодня. При этом искреннее стремление к сотрудничеству и взаимопомощи, солидарность будут способствовать достижению целей, предусмотренных в Уставе ООН. В связи со взрывом в Бейруте в августе 2020 года в Ливан незамедлительно прибыли российские спасатели для оказания помощи пострадавшим. Во время пандемии Россия оказывала широкомасштабную поддержку Венесуэле, Ирану и ряду других стран, предоставляя медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты. Российские военнослужащие были задействованы в оказании медицинской помощи в Италии, гуманитарные мероприятия продолжаются в Сирии. Выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин предложил всем сотрудникам ООН бесплатно получить российскую вакцину от коронавируса "Спутник V".

В условиях продолжающейся мировой эпидемии необходимо обеспечить беспрепятственные поставки продовольствия, оборудования и технологий на наиболее пострадавшие территории. Россия последовательно выступает с предложениями о всеобщем отказе от применения торговых и финансовых рестрикций к гуманитарным поставкам. Никакие политические соображения не могут мешать сотрудничеству для спасения жизней.

Нельзя забывать, что ООН создавалась как организация, которая должна искать решения самых острых глобальных проблем, стоять на страже интересов мира и безопасности. Она призвана избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека, обеспечить соблюдение норм международного права и улучшить условия жизни людей. В конечном счёте, для достижения этих высоких идеалов и была создана Организация Объединенных Наций.

Дмитрий Медведев, заместитель председателя Совета безопасности России

0
Теги:
Дмитрий Медведев, ООН