Дистанционное обучение

Дистанционное обучение: что тяжелее учиться или учить?

1937
(обновлено 09:10 22.09.2020)
Коронавирус ведет себя бесцеремонно, заставляя то и дело менять планы школ. Колумнист Sputnik размышляет, останется ли в вузах и школах дистанционное обучение, и чем оно так досадило педагогам, детям и родителям

Грузинские власти пообещали – с 1 октября все публичные школы перейдут на обычный режим работы. Естественно, со ставшей уже привычной принципиальной оговоркой: в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. А она, коварная, развернулась отнюдь не в лучшую сторону. Ежесуточно число инфицированных зашкаливает за полторы сотни - в несколько раз больше, чем в разгар весенней пандемии.

Благодаря беспрецедентным усилиям медиков и правительства, Грузия сумела тогда счастливо избежать горькой участи многих стран. Но теперь шансы, что дистанционный метод будет доминировать в нашему быту и, в частности, в учебном процессе, довольно велики.

Опрос

Как вы относитесь к тому, что дети опять будут учиться дистанционно?
  • Дети дома – это ад!
    3.2% (32)
  • Еще один потерянный год
    32.3% (321)
  • Другого выхода все равно нет
    19.7% (196)
  • Дистанционное обучение себя оправдало
    7.8% (78)
  • Ерунда все это, откройте школы!
    34.8% (345)
  • Мне все равно
    2.2% (22)
Проголосовали: 994

Опасения нелишни, так как образование - одна из немногих сфер, где дистанционные технологии далеко не всегда однозначно ассоциируются с прогрессом. Вспоминаю восторженное удивление людей моего поколения при виде первых пультов дистанционного управления. Давишь на кнопки – тут тебе и громкость, и каналы. Не надо выползать из кресла – в общем, чудо!

Однако человек, боюсь, все-таки не телевизор. Не знаю, как нынешняя молодежь, но мы когда-то с затаенным нетерпением ждали встречи с одноклассниками после долгих летних каникул. Даже неизбежная перспектива грызть гранит науки воспринималась не так тягостно.

Похоже, коронавирус пытается лишить нас и наших детей радостей живого общения. А ведь школа – не только бесценный храм знаний. В ней чистые, словно родник, истоки формирования чувств и социализации личности. Она первой побуждает человека искать смысл и место в жизни. И не случайно за многовековое существование педагогической практики общество не выработало для себя в этой сфере ничего успешней и полезней публичного образования.

Ох уж эта школа! Ох уж эти дети!
Ох уж эта школа! Ох уж эти дети!

Дистанционное обучение, безусловно, не менее эффективно, но оно однобоко. Нет непосредственного контакта – того, чем так ценно публичное обучение. А экран компьютера вырастает в непреодолимый барьер на пути эмоционального фактора.

Не выходят из памяти слова одного из моих университетских профессоров: "Вы поймете, что такое университет, когда его окончите. И я не о знаниях – просто каждый станет другим человеком".

И мы действительно покинули стены алма-матерь другими людьми. Но компьютеру всего этого не объяснишь.

Впрочем, с технической стороной проблемы грузинская система образования справилась весьма успешно. Большинство преподавателей и учащихся в кратчайшие сроки освоили "Зум" и другие подсобные технологии. Нас, наряду с финнами, специально отметила такой дока в области цифровых технологий, как компания Microsoft. Мог ли я представить, что миниатюрный ноутбук, безвозмездно выданный когда-то в школе моей внучке-первокласснице, в условиях пандемии станет едва ли не определяющим фактором?!

Хотя тут тоже не без проблем.

Немало педагогов и методистов пытаются сейчас списать на "дистанционку" массовое отсутствие у учащихся интереса к приобретению знаний. Но не будем кривить душой - вопрос этот крайне остро стоял и в докоронавирусную эпоху.

А главное в том, что на смутном фоне всевозможных технологий у нас размывается личность преподавателя. А это решающий компонент в процессе обучения – как контактного, так и дистанционного.

Не раз подчеркивалось, что большинство наших школьных учителей и вузовских профессоров не растерялись, буквально в считанные дни освоили цифровые новшества. Однако мало кто решился написать и сказать о том, чего им это стоило.

Педагоги в теперешних условиях усилий вынуждены прилагать несравнимо больше, чем раньше, а за труд им платят, если не меньше, то в лучшем случае столько же. Это не говоря о том, что работают они из дому и на их плечи падают теперь расходы за Интернет, электричество, и так далее. От которых, кстати, включая необходимость регулярно оплачивать вывоз мусора, уборку помещений и другие, публичные учреждения освобождены.

В ведущих европейских университетах коэффициенты оплаты труда и почасовой нагрузки преподавателей были пересмотрены. Естественно, в пользу последних. Наше государство в период короновирусной эпопеи проявляет показательную благосклонность к банкирам и чиновникам.

Но почему-то вне поля его зрения остаются профессионалы, на которых лежит святая обязанность не только сохранять и передавать знания, но и обеспечивать неразрывность времен и поколений.

Без чего, поверьте, ни одному государству не нужны будут ни чиновники, ни банки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

1937
Темы:
Образование в Грузии (507)

Акция протеста оппозиции 14 ноября 2020 года - активисты у парламента с флагами

О чем пишут грузинские газеты: в Грузии молодеет смертность от коронавируса?

261
(обновлено 00:07 27.11.2020)
Почему откладывается третий раунд переговоров между оппозицией и властью, будет ли прекращено финансирование оппозиционным партиям, которые не войдут в парламент, и почему выросла смертность от коронавируса среди молодого возраста - главные темы в грузинской прессе

Почему переговоры между властью и оппозицией откладываются?

Назначение третьего раунда переговоров между оппозицией и властью Грузии затягивается, так как стороны ищут компромиссные варианты, чтобы достигнуть определенного соглашения, сказал аналитик Вахтанг Дзабирадзе газете "Резонанси".

"Угадать причину не так уж и сложно – встреча для встречи не нужна ни одной из сторон. Возможно, ищут компромиссные варианты, так как простой встречей вопросы не решить, и сейчас идет именно этот процесс, чтобы разработать вопросы, которые обсудят оппозиция и власть, и достигнут определенного соглашения. Именно по этой причине откладывается встреча", - сказал Дзабирадзе.

Аналитик полагает, что третья встреча будет назначена только после того, как будут найдены те темы и точки соприкосновения, где компромисс возможен.

"Пока обе стороны сохраняют принципиальность. Оппозиция хочет внеочередных выборов, а власть отказывается даже обсуждать этот вопрос. Думаю, этот процесс затянется надолго. Несмотря на то, что встреча якобы назначена на этой неделе, не думаю, что она состоится", - сказал он.

При этом добавил, что если встреча оппозиции с властью состоится, сомневается, что она будет иметь реальные результаты.

"Этот процесс достаточно долгосрочный. Пока обе стороны надеются, что найдут поддержку, особенно в лице западных партнеров, но как долго продлится эта поддержка и в целом этот процесс, сказать сложно", - сказал Дзабирадзе.

Будет ли прекращено финансирование партиям?

Вопрос прекратить финансирование оппозиционных партий или нет, в случае если они не войдут в парламент, решать парламенту, заявил исполнительный секретарь "Грузинской мечты" Ираклий Кобахидзе, пишет газета "Резонанси".

"Когда не пользуешься депутатским мандатом и отказываешь избирателю в том, чтобы войти в парламент, с правовой точки зрения логично, чтобы такая партия не получала государственного финансирования", - сказал Кобахидзе.

При этом исполнительный секретарь "Грузинской мечты" отметил, что обсуждение вопроса обязательно состоится в парламенте.

"Бюджетное финансирование партий предназначено для определенной деятельности. Получение финансирования связано с парламентскими выборами и результатами выборов потому, чтобы партии в первую очередь с использованием этих ресурсов вели парламентскую и политическую деятельность", - сказал Кобахидзе.

Растет ли смертность от COVID среди молодых?

Динамика смертности от коронавируса в Грузии постепенно ухудшается, на сегодняшний день их число составляет 1124 человека, среди которых молодые люди и пациенты, у которых не было сопутствующих заболеваний, пишет газета "Резонанси".

Врач Тбилисской инфекционной больницы Александр Гогинава связывает этот факт в основном со скачкообразным ростом числа инфицированных.

"На данном этапе меньше всего можно говорить об агрессивности вируса. Возможно, на данном этапе это просто связано с увеличением количества, в день три-четыре тысячи подтвержденных случаев, что означает, что, вероятно, столько же будет случаев инфицирования, которые невозможно подтвердить, потому что, скажем, не могут провести лабораторное исследование. То есть в день около семи тысяч новых случаев, из-них минимум 10-15% тяжело протекают, и, следовательно, с увеличением тяжелых случаев увеличилась и смертность, поэтому мы не имеем дело с изменчивостью природы вируса", - сказал Гогинава.

Что касается возрастного распределения, по словам врача, в основном умирают пожилые люди, страдающие фоновыми заболеваниями, хотя, безусловно, будут единичные случаи и есть, когда возможно нет фонового заболевания, но инфекция протекает в тяжелой форме.

"Такое бывает при любом другом заболевании тоже, а не только в случае с коронавирусом, объяснить это до конца невозможно, течение болезни иногда бывает тяжелым и у здоровых людей", - сказал Гогинава.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

261
Темы:
Протесты в Грузии 2020: оппозиция не признает результаты парламентских выборов
Девочка на уроке в классе

Главные проблемы, с которыми образование столкнулось в пандемию

104
(обновлено 00:50 27.11.2020)
Кто легче всего адаптируется к онлайн-обучению, можно ли заменить традиционное образование виртуальными курсами и как "подружить" преподавателей в возрасте с соцсетями? Ответы на эти вопросы искали на форуме Россотрудничества

Коронавирус – безусловно, явление негативное. Но даже здесь можно найти новые возможности для сферы образования. К такому выводу пришли спикеры форума по итогам реализации программ Россотрудничества за 2019-2020 годы в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". Мероприятие состоялось 26 ноября в международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".

За время реализации проекта Россотрудничество запустило 40 образовательных проектов, которыми воспользовались более 100 тысяч человек из 92 стран, рассказал заместитель руководителя агентства Павел Шевцов. Все эти программы объединяла общая цель – помочь школьникам, студентам и педагогам разобраться в новых технологиях, ведь современная жизнь уходит "в цифру": все больше вопросов можно решить онлайн, от покупок до оплаты коммунальных платежей.

Но если в 2019 году часть мероприятий Россотрудничества проходила очно, в 2020-м из-за пандемии почти все проекты действовали онлайн. С одной стороны, программе это даже пошло на пользу – все-таки в их рамках готовят кадры для цифровой экономики, а тут процесс цифровизации ускорился сам собой. С другой, пандемия выявила проблемы, с которыми сталкиваются в интернете как учащиеся, так и преподаватели.

Цифровое неравенство – значит социальный разрыв

По словам председателя российского общества "Знание" Любови Духаниной, пандемия усиливает разрыв между технически подкованными людьми и гражданами, у которых нет соответствующего оборудования для перехода в онлайн, либо знаний в области медиаграмотности.

"Поэтому важны не только проекты, ориентированные на IT-специалистов, но и проекты массовые", - заявила она.

Только в 2019 году Россотрудничество организовало 250 массовых мероприятий: дни виртуальной реальности, VR-музеи, обучающие курсы и бизнес-хакатоны – командные соревнования для разработчиков инновационных проектов. И что самое важное, онлайн-платформы были доступны для всех – например, можно было смотреть экспозиции в музее без очков виртуальной реальности или подключиться к большинству программ с телефона.

Проблема поколений

Сложнее всего адаптироваться к онлайн-формату занятий оказалось педагогам так называемой "старой школы" - в повседневной жизни они нечасто пользуются интернетом. Восполнить пробелы в медиаграмотности преподавателям русских школ помогает проект "Цифровой куратор", говорит Любовь Духанина.

"Этот проект распространился на Беларусь, - рассказывает она. – Фактически учителя Беларуси получили еще одну профессию, потому что, пройдя профподготовку в сфере цифровой грамотности, они теперь могут делиться знаниями с другими".

Курсы цифровой грамотности прошли 1800 человек, среди них – не только учителя Минска, но и других городов: Бобруйска, Бреста, Гродно, Орши, Марьиной Горки и Слонима.

"Мы рассказывали преподавателям не только о том, как создавать свои собственные образовательные медиапродукты, но и о вещах, которые пригодятся им вне работы, – как защитить себя при работе с платежными системами или в социальных сетях", - поясняет Любовь Духанина.

Курсы повышения квалификации помогают педагогам еще и понять молодежь. К примеру, сами активно используя онлайн-инструменты, учителя понимают, что дети способны воспринимать большие тексты в интернете, нужно лишь правильно их оформить. Сейчас проектами для педагогов интересуются в Казахстане и Узбекистане.

Детям нужен особый подход

"Лучше всего онлайн-программы усваивают дети", - считает Павел Шевцов. Его мнение подтверждает авторы проекта "Инжинириум", созданного МГТУ имени Баумана при поддержке Россотрудничества.

"Инжинириум – это сеть образовательных центров, в котором уже приняли участие 7 тысяч детей из 40 стран, - рассказывает заместитель директора центра "Композиты России" на базе университета Маргарита Стоянова. – У нас есть точка в Казахстане, в Алматы, где ведутся занятия по программированию, 3D-моделированию и робототехнике. А наши онлайн-курсы востребованы не только в СНГ. Например, к нам подключаются из Австралии, потому что наши программы доступны на русском с английскими субтитрами. И это эффективная популяризация не только инженерии, но и русского языка. Учить язык всегда легче через вещи, которые тебя интересуют".

Разумеется, развитие онлайн-среды не заменит традиционного образования, считает Стоянова. В этом году "Инжинириум" провел выставку "Новые цифровые технологии в школе" в очном формате в Беларуси. "Пусть с учетом ограничений, пусть без привычной толпы, но мы смогли провести это мероприятие и отвлечь детей от гнетущих новостей о пандемии, - подытожила Маргарита Стоянова. – И нам, организаторам, и детям не хватает этой атмосферы. Для сотрудничества важно общение. Надеюсь, в 2021 году мы сможем встретиться в привычном формате".

104
Теги:
образование, Коронавирус COVID-2019
Ольгинский монастырь

Какой сегодня церковный праздник: 27 ноября 2020

0
(обновлено 00:09 27.11.2020)
По православному церковному календарю 27 ноября 2020 отмечают день памяти Святых Филипа, Юстиниана, Феодоры, Григория и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Филип

По церковному календарю 27 ноября поминают Святого Филипа – апостола из числа 12 учеников Христа.

Родился будущий Святой в небольшом селении Вифсаида в Галилее. Зная о ветхозаветных пророчествах и веря в них всем сердцем, Филип ждал прихода Мессии и сразу же пошел за Спасителем, по Его призыву.

Филипп был сердечным и отзывчивым человеком. Он позаботился о пропитании для людей, следовавших за Христом, проводил греков, пожелавших увидеть Спасителя, и спрашивал Иисуса о Боге Отце во время Тайной Вечери.

После Сошествия Святого Духа и Вознесения Спасителя, вместе со своим другим Варфоломеем, которого привел к Учителю, проповедовали в Малой Азии и Сирии.

С проповедью в город Иераполь (современная Турция) апостолы прибыли в 87 году, где многих исцелили и крестили. Правитель города, недовольный деятельностью проповедников, велел их казнить.

Филипп умер на кресте, обратив в истинную веру перед смертью сотни горожан, а Варфоломей, избежав казни благодаря землетрясению, которое произошло в это время, продолжил проповедь.

Юстиниан и Феодора

По церковному календарю 27 ноября поминают правоверного царя Юстиниана (527-565) и царицу Феодору.

Славянин, родом из Болгарии, будущий Святой был выдающимся государственным деятелем Византии и великим защитником православия - строителем храмов и церковным писателем.

Византия во время царствования Юстиниана прославилась военными победами в Персии, Италии и Африке, в результате которых язычество искоренялось среди вандалов и вестготов. По распоряжению царя, языческие школы в Афинах были закрыты.

Святой Юстиниан для распространения в Малой Азии христианства послал туда Ефесского епископа Иоанна, крестившего более 70 тысяч язычников. По приказу царя, для новообращенных построили 90 церквей – храм Святой Софии в Константинополе и монастырь на Синае. Они считаются лучшими постройками его времени.

Правоверный государь был разносторонне образованным человеком и заботился об образовании церковных служителей, приказав преподавать им философию, риторику и богословие.

Святой Юстиниан боролся с различными ересями, подрывающими православие. Составив песнь "Единородный Сыне и Слове Божий", он ввел ее обязательное пение в церквах. Эта песнь по сей день поется на Божественной литургии перед малым входом.

При нем был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена об апокатастасисе, то есть спасении всех разумных существ. Полное собрание римских законов было составлено под руководством и надзором Святого Юстиниана. До наших дней он дошел под названием "Кодекса Юстиниана".

Скончался правоверный в 565-м. К лику Святых, вместе с императором, причислена императрица Феодора – его супруга и единомышленница. Она скончалась в 548 году.

Архиепископ Солунский

По церковному календарю 27 ноября поминают святителя Григория Паламу, архиепископа Солунского.

Родился будущий Святой в Малой Азии в 1296-м. Семья Григория во время турецкого нашествия бежала в Константинополь, где нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328).

Вскоре отец Святого умер, а воспитанием и образованием мальчика занялся император лично. Григорий, обладая прекрасными способностями, освоил без труда полный курс средневекового высшего образования.

Андроник хотел, чтобы умный и прилежный юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий удалился на Святую Гору Афон, едва достигнув 20 лет, и принял постриг.

Богословские труды будущий Святой начал писать в 1336 году. Константинопольский Собор в 1341-м утвердил положение Григория Паламы, направленное против учения монаха Варлаама, о том, что Господь за подвиг поста и молитвы озаряет верующих Божественным Фаворским Светом.

Патриарх Иоанн XIV, сторонник учения Варлаама, отлучил Григория от церкви в 1344 году и заключил в темницу. Через три года, после смерти Патриарха, Святого освободили и возвели в сан архиепископа Солунского.

В одну из поездок архипастыря в Константинополь византийскую галеру захватили турки, и в течение года он находился в плену, ожидая выкупа. Святой Григорий, вернувшись в Солунь, несколько лет управлял паствой. Скончался святитель мирно в 1359-м.

Именины

По церковному календарю 27 ноября именины отмечают Анна, Федора, Александр, Алексей, Аристарх, Виктор, Василий, Гавриил, Григорий, Георгий, Дмитрий, Константин, Николай, Михаил, Петр, Порфирий, Сергей, Федор и Филипп.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников