Доставка труб для морского газопровода «Турецкий поток»

Газ и Израиль: как Европа нашла еще одну замену России

281
(обновлено 17:34 24.07.2020)
Как сообщило на этой неделе агентство Reuters, правительство Израиля одобрило соглашение с Европейским союзом, в рамках которого планируется строительство морского газопровода EastMed

Cергей Савчук, РИА Новости

Многочисленные российские издания, годами паразитирующие на описании очередного поражения России, разразились публикациями, основной лейтмотив которых свелся к тому, то Старый Свет нашел альтернативу русскому трубопроводному газу. Однако радость их целевой аудитории может оказаться недолгой по ряду причин.

Начнем с того, что EastMed - проект очень молодой и с технической точки зрения совершенно сырой. Первоначальное соглашение между странами так называемого энергетического треугольника - Греция, Кипр и Израиль - было подписано в марте 2019 года. Чтобы понять, чьи интересы здесь затронуты, добавим, что подписание происходило под личным контролем госсекретаря Соединенных Штатов Майка Помпео.

Желая угодить Вашингтону, Европейская комиссия, проявив чудеса казуистики, присвоила EastMed статус "проекта общего интереса". Это означает, что на трубопровод не будут распространяться требования и ограничения третьего энергопакета, те самые, с которыми столько проблем испытывает российский "Газпром". Такое вот избирательное право.

Для того чтобы ускорить реализацию проекта, из европейского бюджета было выделено 39 миллионов долларов на завершение технических изысканий. Забегая вперед, скажем, что этого оказалось недостаточно.

Не все просто и с технической стороны. Газопровод протяженностью почти две тысячи километров, мощностью десять миллиардов кубометров и (предварительной) стоимостью семь миллиардов долларов планируют построить за семь лет. При этом его главное отличие от того же "Северного потока" в том, что на участке между Кипром и Критом глубины достигают отметки в три тысячи метров.

Дело осложняется еще и тем, что рельеф дна Средиземного моря весьма сложный, а район считается сейсмически активным. Современные технологии в теории позволяют проложить трубопроводную трассу в подобных условиях, но на практике ничего подобного пока построено не было.

Но все технические аспекты меркнут на фоне сложнейшего клубка политических и других противоречий между странами, через чьи воды планируется укладка трубы.

Во-первых, не все гладко с месторождением Левиафан. На три с половиной триллиона кубометров газа, помимо Израиля, претендуют еще Египет, Ливан и Сирия. Воюющему Дамаску пока не до споров, а вот Ливан уже десять лет оспаривает принадлежность части шельфа. Каир на сегодняшний день полностью обеспечивает внутренние потребности в газе и формирует топливный хаб, откуда уже в самом ближайшем будущем собирается торговать СПГ собственного производства.

Глава Минобороны Германии по пунктам ответила на претензии к "Северному потоку – 2" >>>

Во-вторых, изначально планировалось, что EastMed протянется от газового месторождения Левиафан через Кипр и Крит до Греции, где подразумевается создание хаба, из которого голубое топливо должно уходить в Италию и Болгарию. Примечательно, но за полтора года разработки проекта Италия не присутствовала ни на одной встрече участников проекта. Более того, год назад итальянский премьер-министр Джузеппе Конти прямо заявил, что его страна не поддерживает ни проект в целом, ни строительство 200-километрового интерконнектора Poseidon, по которому газ из Греции должен попадать в Италию.

Милан считает более перспективным строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) и покупку газа у Азербайджана транзитом через те же Грецию и Албанию.

Строительство интерконнекторов в Италию (Poseidon) и Болгарию (IGB) возложено на компанию IGI Poseidon, которой в равных долях владеют итальянская Edison S.p.A. и греческая DEPA S.A. Применительно к итальянскому участку последние новости датируются апрелем нынешнего года, когда IGI объявила о готовности проведения инженерных изысканий, правда, на это ей требуются дополнительные 70 миллионов евро. Деньги до сих пор не выделены, а потому работы не ведутся.

И конечно же, на пути реализации EastMed хмурой горой возвышается Турция, у которой с большинством участников проекта отношения, мягко говоря, далеки от идеальных.

Например, неподалеку от побережья Кипра находится месторождение Афродита, откуда также планируется получать природный газ для перепродажи в Европу. В марте 2018 года разведывательное судно итальянской компании Eni проводило там изыскания, однако было вынуждено свернуть их после прибытия отряда турецких боевых кораблей, в ультимативной форме потребовавших покинуть район проведения работ.

Хаос в Америке помог Европе решить вопрос с "Северным потоком - 2" >>>

Также неясно, как быть с Кипром. Часть газопровода планируют протянуть через оккупированную северную часть острова, и Анкара рассчитывает на соответствующие транзитные выплаты, с чем категорически не согласны киприоты.

И еще: мы не случайно упомянули американский интерес в данном проекте. Помимо того, что отношения Турции и США весьма прохладны, внешняя политика Вашингтона наносит Анкаре прямой экономический ущерб: 21 июля палата представителей конгресса США единогласно приняла новый пакет санкций, направленный против российских газопроводов "Северный поток - 2" и "Турецкий поток".

Действия однозначно недружественные, так как они ставят под вопрос планы Анкары стать главным газовым хабом Южной и Юго-Восточной Европы. Если EastMed и особенно его болгарский коннектор IGB будут построены, транзитная ветка Турецкого потока через Люлебургаз теряет свое практическое значение, а бюджет - деньги.

И еще один штрих. Разведку месторождения Левиафан в 1999 году начала американская компания Noble Energy, она же стяжала все лавры и преференции от израильского правительства после обнаружения огромных запасов углеводородов. Только во внутренний энергетический проект на базе шельфового газа Тель-Авив инвестировал 6,3 миллиарда долларов, а Noble Energy получила льготные права на участие во всех сопутствующих изысканиях.

Все изменилось ровно в тот момент, когда Израиль решил выйти на международный рынок. Небольшую Noble тут же купил американский нефтяной гигант Chevron. Сделка обошлась в пять миллиардов долларов и будет завершена до конца года.

Можно не сомневаться, что Анкара прекрасно понимает, откуда исходит угроза ее экономическим и геополитическим интересам, а потому на улучшение американо-турецких отношений рассчитывать не стоит. Как не стоит ожидать и быстрого согласования строительства упомянутого EastMed. Израильская труба способна разрушить выстроенные схемы поставок и экспортных прибылей, а это никак не способствует разрешению сонма проблем между странами региона.

Впрочем, даже если проект EastMed и сдвинется с мертвой точки, до его завершения еще как минимум семь лет, а трубоукладчики "Газпрома" приступят к работе уже 3 августа, чтобы дотянуть до Германии оставшиеся 160 километров магистрали, после чего только двум балтийским ниткам Россия будет поставлять 110 миллиардов кубометров газа. В 11 раз больше, чем даже в теории может предложить израильско-греческий тандем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

281
Темы:
Строительство газопровода "Северный поток – 2" (89)

Вид на парк Рике, мост Мира и тбилисскую телебашню

Предвыборная кампания на фоне COVID-19 в Грузии - итоги политической недели

485
(обновлено 21:04 26.09.2020)
Кто в премьеры, кто в интриганы, а кто в дебаты - градус предвыборной лихорадки постепенно растет, впрочем, как и печальное число ковид-зараженных и жертв пандемии в стране

На прошлой неделе на фоне растущего числа зараженных коронавирусом предвыборная кампания замедлила свой темп, хотя ряд ярких моментов все же был. Партии и блоки получили свои номера и усилили агитацию на местах. Правда в основном это были мелкие встречи с избирателями.

Главное событие недели

На этой неделе сразу две силы, наконец, определились со списком мажоритарных кандидатов.

Блок "Сила в единстве", во главе которого стоит бывшая правящая партия "Единое национальное движение", в своем списке мажоритариев сделал акцент на известных лиц.

Однако интриги вокруг округа Зугдиди, которой все ждали, не случилось – родственники экс-президента решили не идти кандидатами.

Тем временем "Лейбористская партия Грузии" сделала акцент в своих мажоритариях на старый, проверенный актив партии и молодые кадры. Правда, баллотироваться ее кандидаты будут только в крупных городах и районах.

Скандал недели

Не обошлось на этой неделе и без скандала в оппозиции. Партия "Единое национальное движение" неожиданно потребовала извинений от лидера партии "Гирчи" Зураба Джапаридзе за критику в адрес Саакашвили и его сторонников.

Лидер Гирчи Зураб Джапаридзе
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Лидер "Гирчи" Зураб Джапаридзе

Правда Джапаридзе извиняться не стал и тут же все заговорили о том, что "Нацдвижение" может пойти против соглашения оппозиции и выдвинуть своего кандидата против Джапаридзе в округе Дидубе. Однако позже представители ЕНД уверили, что на такой шаг они все-таки не пойдут.

Вызов недели

А пока часть оппозиции выясняла между собой отношения, лидер партии "Лело для Грузии" Мамука Хазарадзе вызвал лидера правящей силы "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Бидзину Иванишвили на дебаты по экономической ситуации в стране. Правда, пока вызов остался односторонним. В "Грузинской мечте" предложение Хазарадзе проигнорировали.

Выдвиженец недели

Между тем у Грузии за более месяца до выборов появился новый кандидат в премьер-министры.

Вслед за действующим главой правительства Георгием Гахария от "Грузинской мечты", экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили от блока "Сила в единстве" и экс-замглавой министра юстиции Георгием Вашадзе от партии "Стратегия Агмашенебели" на этот пост претензию высказал лидер "Лейбористской партии" Шалва Нателашвили.

А вот партия "Европейская Грузия" на этой неделе заявила, что кандидата в премьер-министры до результатов выборов выставлять не собирается.

Анонс недели

Между тем международная организация ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) заявила, что пришлет в Грузию до 400 наблюдателей.

При этом 27 наблюдателей и 13 экспертов приедут в Грузию уже на следующей неделе. К выборам в страну прибудет еще 350 наблюдателей и это только от одной организации.

Своих наблюдателей посылают еще две организации "Национал-демократический институт США" и "Международный республиканский институт".

К слову, наблюдатели намерены следить за всеми аспектами выборов – от регистрации кандидатов и партий до освещения выборов и предвыборной кампании в СМИ.

Новые опросы

Появились на прошлой недели и новые опросы общественного мнения от организации Survation, которая проводит исследования по заказу телекомпании "Рустави 2".

На этот раз опрос касался не рейтинга партий, а рейтингов мажоритариев в шести округах. Он показал абсолютную победу кандидатов правящей партии, правда вызвал у многих вопросы из-за некоторых несоответствий.

Результаты опроса - тройки лидеров

Округ Первое место Второе место Третье место
Ваке "Грузинская мечта" Нодар Турдзеладзе 52,4% Кандидат оппозиции Элене Хоштария 33,2% "Альянс патриотов Грузии" Нана Девдариани 5,3%
Глдани "Грузинская мечта" Леван Кобиашвили 52,1% Кандидат от оппозиции Ника Мелия 36,6% "Альянс патриотов Грузии" Мераб Чикашвили 4,9%
Рустави "Грузинская мечта" Нино Лацабидзе 56,2% "Сила в единстве" Давид Киркитадзе 30,2% "Европейская Грузия" Ирма Надирашвили 6,3%
Поти-Хоби-Сенаки "Грузинская мечта" Иракли Хахубия 64,4% "Сила в единстве" Муртаз Зоделава 17,9% "Европейская Грузия" Гига Бокерия 8,5%
Мцхета-Душети-Казбеги-Тианети "Грузинская мечта" Шалва Кереселидзе 52,1% "Сила в единстве" Цезар Чочели 18,6% "За единую Грузию" Тамаз Мечиаури 11%
Сачхере-Чиатура-Харагаули "Грузинская мечта" Паата Квижинадзе 80,5% "Сила в единстве" Георгий Капанадзе 7,5% "Альянс патриотов" Георгий Касрадзе 4,6%
485
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020
Автозаправочная станция

Автомобильное топливо в Грузии подорожало и может подорожать еще: прогноз - печальный

1707
(обновлено 10:15 26.09.2020)
Увеличение импорта дизельного топлива связано с государственной программой стимулирования фермеров и инфраструктурными проектами

ТБИЛИСИ, 26 сен — Sputnik. В Грузии выросли цены на нефтепродукты – за последние два месяца бензин и дизельное топливо в среднем подорожали на 40-50 тетри.

В то же время вырос и спрос на автомобильное топливо – с начала 2020 года импорт нефтепродуктов увеличился на 5,8%, по сравнению с тем же периодом прошлого года.

О причинах роста импорта нефтепродуктов и цен на топливо в Грузии, а также его возможном увеличении в ближайшем будущем, рассказал Sputnik Грузия председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии (СИНГ) Вано Мтвралашвили.

Почему вырос спрос на топливо?

Рост импорта топлива в основном обусловлено увеличением поставок дизельного топлива в Грузию, сообщил председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии.

По его словам, импорт дизельного топлива в Грузию, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году увеличился на 15,4% по сравнению с предыдущим годом.

"Увеличение импорта дизельного топлива связано с государственной программой стимулирования владельцев земель сельскохозяйственного назначения, с большим объемом инфраструктурных работ и увеличением количества транспортно-грузовых средств, проходящих транзитом через Грузию. С января по август 2020 года этот показатель вырос на 13,3%", - сообщил Мтвралашвили.

Что касается сокращения импорта бензина на 3,2% в этом году – по словам Мтвралашвили, это фактически связано с ограничениями из-за пандемии COVID-19, в том числе с сокращением транспортного сообщения исходя из дистанционной работы и обучения, а также значительным сокращением числа туристов и посетителей.

Почему выросли цены?

За последние два месяца цены на нефтепродукты – бензин и дизельное топливо в среднем выросли на 40-50 тетри, сообщил Мтвралашвили.

"Рост цен на топливо в розничной торговле в Грузии фактически начался после середины июля, после того как начался рост международных цен на нефтепродукты по Platt's. Соответственно, с начала июля по сей день цены в среднем повысились на 40-50 тетри. Причина на прямую связана с ростом международных цен, которые именно в этом интервале времени были зафиксированы достаточно в значительном объеме", - сказал Мтвралашвили.

По его словам, из-за пандемии коронавируса в мире были зафиксированы рекордно самые низкие цены, и в тот период цены, существующие в Грузии, также можно сказать, были самые низкие.

"Но после того, как были отменены карантин и ограничения во многих странах мира и экономики открылись - это вызвало рост цен на нефть и результатом этого процесса является повышение цен в том числе и в Грузии на дизель и бензин в розничной торговле", - сказал председатель СИНГ.

На сегодняшний день в сетях брендированных бензозаправочных станций средняя цена составляет: премиум — 2,14-2,23 лари за литр, регуляр — 1,97-2,13 лари за литр, евро дизель — 2,04-2,19 лари за литр. Текущий курс: 1 доллар — 3,3 лари.

Когда ожидается рост цен?

Прогноз на будущее не оптимистичен исходя из того, что на протяжении последнего месяца лари обесценивается по отношению к доллару и падение на данном этапе является достаточно значительным, где-то на 20-22 пункта, сказал председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии.

При этом Мтвралашвили отметил, что цену на топливо в розничной сети в целом определяют два главных фактора – международная цена нефтепродуктов по Platt's и обменный курс лари к доллару, так как нефтепродукты покупаются в долларах, а в Грузии продукт продается в национальной валюте.

"Соответственно, в ближайший период, в ближайшие дни, если произойдет корректирование цен на топливо, это напрямую будет зависеть от обменного курса лари в отношении доллара, который, к сожалению, значительно обесценился и оказывает серьезное, негативное давление на цену топлива. Соответственно наши ожидания не оптимистичны. В ближайшей период, наверное, в какой-то дозе произойдет корректирование цен в направлении роста", - сказал председатель СИНГ.

1707
Темы:
Экономика Грузии

Как коронавирус убивает ресторанный бизнес в столице Грузии - фото

0
(обновлено 23:05 27.09.2020)
  • Год назад тут было не протолкнуться - все было заставлено столиками, за которыми сидели люди
  • Теперь даже там, где рестораны работают и столики стоят на улице, - пусто. Клиентов очень мало или практически нет
  • Кризис коснулся всех заведений, расположенных в туристическом центре, независимо от уровня цен на блюда и обслуживания
  • Раньше тут нельзя было найти свободный столик. Теперь их нет вообще, как и посетителей. А заведение закрыто
  • Те, кто еще надеется на лучшее, оказались перед трудным выбором
  • Кто-то предпочитает закрыться не полностью, а частично - чтобы переждать нелегкие времена
  • Масштабы катастрофы заметны сразу - без туристов центр города выглядит безлюдным
  • Но всем сегодня нелегко. Туризм оживлял ресторанную сферу и позволял ей развиваться огромными темпами, принося немалые доходы
  • Теперь все словно откатывается назад
  • Трудно сказать, когда жизнь тут вернется в прежнее русло
  • Работники кафе и ресторанов с грустью смотрят вслед проходящим людям. Теперь клиентов так просто не зазовешь
  • Что делать дальше? Кто-то смог перейти на обслуживание клиентов с помощью службы доставки. Но это не выход для всех
  • Это не касается заведений, которые обладали своей атмосферой и куда люди приходили за ощущениями и эмоциями
  • Теперь такие объявления - Сдается!, Закрыто! - можно встретить в самых ранее популярных местах города
  • Кто-то продолжает работу в надежде на лучшее. Но не все смогли выстоять в кризисной ситуации
Запреты и ограничения из-за пандемии коронавируса вызвали серьезный кризис в ресторанном и туристическом бизнесе Грузии. Смотрите в фотоленте Sputnik Грузия, что происходит с такими заведениями в центре Тбилиси

Без миллионов туристов многочисленные кафе и рестораны в старом городе - туристическом центре Тбилиси - оказались фактически невостребованными. Те заведения, которые посещали местные жители, тоже переживают кризис, клиентов стало меньше, но они хотя бы есть. А ведь есть такие рестораны и кафе, которые строили свой бизнес исключительно на туризме. Теперь либо они меняют формат работы, либо снижают цены, или же закрываются. 

0
  • Год назад тут было не протолкнуться - все было заставлено столиками, за которыми сидели люди
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Год назад тут было не протолкнуться - все было заставлено столиками, за которыми сидели люди

  • Теперь даже там, где рестораны работают и столики стоят на улице, - пусто. Клиентов очень мало или практически нет
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Теперь даже там, где рестораны работают и столики стоят на улице, - пусто. Клиентов очень мало или практически нет

  • Кризис коснулся всех заведений, расположенных в туристическом центре, независимо от уровня цен на блюда и обслуживания
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Кризис коснулся всех заведений, расположенных в туристическом центре, независимо от уровня цен на блюда и обслуживания

  • Раньше тут нельзя было найти свободный столик. Теперь их нет вообще, как и посетителей. А заведение закрыто
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Раньше тут нельзя было найти свободный столик. Теперь их нет вообще, как и посетителей. А заведение закрыто

  • Те, кто еще надеется на лучшее, оказались перед трудным выбором
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Те, кто еще надеется на лучшее, оказались перед трудным выбором

  • Кто-то предпочитает закрыться не полностью, а частично - чтобы переждать нелегкие времена
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Кто-то предпочитает закрыться не полностью, а частично - чтобы переждать нелегкие времена

  • Масштабы катастрофы заметны сразу - без туристов центр города выглядит безлюдным
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Масштабы катастрофы заметны сразу - без туристов центр города выглядит безлюдным

  • Но всем сегодня нелегко. Туризм оживлял ресторанную сферу и позволял ей развиваться огромными темпами, принося немалые доходы
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Но всем сегодня нелегко. Туризм оживлял ресторанную сферу и позволял ей развиваться огромными темпами, принося немалые доходы

  • Теперь все словно откатывается назад
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Теперь все словно откатывается назад

  • Трудно сказать, когда жизнь тут вернется в прежнее русло
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Трудно сказать, когда жизнь тут вернется в прежнее русло

  • Работники кафе и ресторанов с грустью смотрят вслед проходящим людям. Теперь клиентов так просто не зазовешь
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Работники кафе и ресторанов с грустью смотрят вслед проходящим людям. Теперь клиентов так просто не зазовешь

  • Что делать дальше? Кто-то смог перейти на обслуживание клиентов с помощью службы доставки. Но это не выход для всех
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Что делать дальше? Кто-то смог перейти на обслуживание клиентов с помощью службы доставки. Но это не выход для всех

  • Это не касается заведений, которые обладали своей атмосферой и куда люди приходили за ощущениями и эмоциями
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Это не касается заведений, которые обладали своей атмосферой и куда люди приходили за ощущениями и эмоциями

  • Теперь такие объявления - Сдается!, Закрыто! - можно встретить в самых ранее популярных местах города
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Теперь такие объявления - "Сдается!", "Закрыто!" - можно встретить в самых ранее популярных местах города

  • Кто-то продолжает работу в надежде на лучшее. Но не все смогли выстоять в кризисной ситуации
    © Sputnik / Alexander Imedashvili

    Кто-то продолжает работу в надежде на лучшее. Но не все смогли выстоять в кризисной ситуации

Теги:
фотография, новости в фотографиях, экономика, кризис, Коронавирус COVID-2019, грузия, Грузия, Грузия
Темы:
Новости Грузии в фотографиях