* ГРУЗИЯ *
Приус сити. Такси Тойота Приус у торгового центра Tbilisi Central и у здания железнодорожного вокзала

Кому нужны такси в пустом городе? - нелегкие времена тбилисских таксистов

2633
(обновлено 17:45 03.04.2020)
Коронавирус, от которого, в прямом смысле, страдает весь мир, добрался и до тбилисских таксистов. И хоть их мечта ездить по городу без пробок стала явью, но смысла в этом теперь нет. Спрос на такси резко упал

Сфера такси также угасает, как и другие "надежные" средства заработка в стране. В условиях режима Чрезвычайного положения организации перешли на удаленную работу, многих сотрудников отправили в бессрочный отпуск. А с 31 марта карантин введен по всей Грузии.

Право на работу таксистам оставили, но возить небольшой "золотой запас" пассажиров они могут лишь до девяти часов вечера, до комендантского часа. Выжить в таких условиях очень сложно.

"Я работаю таксистом почти 30 лет. Этим кормлю семью. Когда только началась пандемия, я все еще работал. Носил маску, старался обезопасить себя, как мог. Но у меня диабет, поэтому мне очень рискованно работать. Да и клиентов так мало, что я больше трачу на бензин, чем зарабатываю", - рассказал Sputnik Грузия Николоз Давитулиани.

"Я не работаю уже две недели. Нет никакого смысла. Город опустел, и останавливать такси некому. Ситуация сложная, не знаю, что делать", - сказал Sputnik Грузия Бондо Хуберов.

Если посмотреть по справочнику, в Тбилиси несколько десятков компаний, которые предлагают услуги такси. Обзвонив большую часть, выясняю, что многие закрылись до лучших времен, а некоторые продолжают функционировать, но масштабы далеки от тех, которые были до появления нежданного вируса.

Так, свое единственное доходное дело закрыл Роман Матуа. В его компании Taxi Davinchi работали около 30 водителей. После режима ЧП все разъехались по домам.

"Мы закрыты больше недели. Не было заказов, и водители разъехались по регионам, вернулись в свои дома. До пандемии коронавируса у меня работали до 30 водителей. Тарифы – от трех лари и выше. Теперь все эти люди остались без работы. В том числе и я - без единственного средства дохода", - признался Матуа в интервью Sputnik Грузия.

В Econom Taxi, как рассказала Sputnik Грузия менеджер Тамуна Гамбашидзе, в работает столько же автомобилей, сколько до ЧП.

"Ситуация непростая, но мы держимся. У нас работают все машины, которые работали до ЧП. У нас около 250 машин. Наш call-центр работал в 24-часовом режиме. Сейчас мы перешли на 12-часовой. Мы помогаем водителям с вызовами", - сказала Гамбашидзе.

У каждой компании по вызову такси своя система тарифов: считают по километражу или говорят фиксированную цену. В большинстве случаев цена за 1 километр – 1 лари. А вот с самостоятельно работающим таксистом нужно поторговаться о цене на месте. 

Но, с  ростом угрозы коронавируса, многие водители боятся выходить на работу.

"Боятся, у них паника. Очень плохая ситуация. У нас по всей Грузии зарегистрированы около четырех тысяч человек. Из них онлайн постоянно были около 500 водителей. Теперь многие уехали в районы, у некоторых машина была арендована. С сокращением клиентов, они уже не могли платить за нее, поэтому вернули владельцам", - сказал менеджер бизнес-развития компании gg.taxi Бека Убирия Sputnik Грузия.

Гигиена в приоритете

Тбилисские таксисты сегодня пытаются максимально точно соблюдать новые правила гигиены в связи с коронавирусом. Работать можно только с шести до девяти утра.

"Мы часто даем информацию о рекомендациях ВОЗ. А пассажирам советуем расплачиваться картой, чтобы меньше соприкасаться с деньгами. Перед оформлением вызова оператор предупреждает пассажира о существующих запретах и рекомендациях. Были и печальные факты, когда обманывали о количестве пассажиров, но водители не допускают нарушения постановления", - сказал в интервью Sputnik Грузия региональный директор сервиса заказа такси Maxim Торнике Киркитадзе.

Так, согласно временным ограничениям, перевозить на такси можно лишь двух пассажиров, и то на заднем сиденье.

"Исходя из того, что эти автомобили - собственность водителей и они лишь берут заказы с помощью нашей аппликации, мы их предупредили соблюдать все нормы безопасности, включая перчатки, маски и дезинфицирующие средства. Мы им звонили и напоминали. А по отзывам наших клиентов мы понимаем, что водители следуют всем рекомендациям", - сказал Убирия.

Компания Econom Taxi не стала полагаться на сознательность сотрудников и сама обеспечила таксистов средствами защиты.

"Мы обеспечили водителей всем необходимым: дезинфицирующими средствами, перчатками, масками - и строго все контролируем.  Сначала некоторые клиенты выражали недовольство из-за того, что больше двух пассажиров нельзя перевозить. Но мы им объясняли, что таков закон, и, если их это не устраивает, они могут отменить заказ", - сказала Гамбашидзе.

Нелегкая доля таксиста

Еще месяц назад жизнь в Тбилиси кипела почти так же, как и в больших мегаполисах. Много людей и, кажется, еще больше машин.

Тбилисские таксисты всегда были особым колоритом города. О них ходили легенды. Особо разговорчивые, а их в столице большинство, всегда успеют отметить наличие нескольких дипломов, вспомнят о былой успешной жизни и даже скажут, что из-за неожиданных обстоятельств буквально сегодня сели за руль.

За последние годы к армии "тбилисских таксистов" добавились приезжие. Город стал шансом выжить для безработных из разных уголков страны. Те, у кого была машина, не заморачиваясь на незнании улиц, тоже стали колесить по городу в поисках пассажиров. 

Совсем недавно тбилисские таксисты перешили "шоковую терапию" - реформу такси, инициатор которой градоначальник Каха Каладзе. Он планирует превратить Тбилиси в "зеленый город" и обновить всю инфраструктуру. Правда, это было до эпохи коронавируса - когда Каладзе вернется к своим планам, теперь неизвестно. 

Но реформу такси мэр провести успел. С 1 октября 2019 года все такси в столице стали двух категорий. Такси категории "А" - это машины белого цвета с левым рулем, водители которых имеют право подбирать пассажиров на улице и использовать специальные опознавательные знаки, а "В" –  работают только по вызову.

Это новшество изначально стало большим ударом для многих водителей. Стоимость разрешения на перевозку пассажиров в течение года - 100 лари (30 долларов), плюс траты за техосмотр, покраску. В итоге, водители и местные власти долго шли к консенсусу. И, вот, казалось, все только привыкли к новой реальности, а к этому времени пассажиры и к новым, более высоким ценам за проезд на такси, как все замерло.

Тбилиси непривычно опустел

Сколько в Тбилиси было такси до COVID-19 неизвестно. По неофициальным данным - порядка 40 тысяч. А с населением больше одного миллиона, получается, что на каждые 28 человек приходится одно такси. Конкуренция была жесткой. 

Теперь, с временным запретом на общественный транспорт, таксисты боятся загадывать, но робко предполагают, что их услуги станут больше востребованы.

"Заказы такси за время ЧП очень снизились. Люди ездили на своих машинах или на общественном транспорте. Как будет теперь, с запретом общественного транспорта, пока не знаю. Может, жители начнут больше пользоваться такси, а может, наоборот, постараются реже выходить из дома", - говорит Убирия.

Пока верно второе предположение. Ездить особо в эти дни большинству тбилисцев некуда, а многим оставшимся без работы просто не на что. 

2633
Теги:
Коронавирус COVID-2019, Такси, Тбилиси
Темы:
Коронавирус в Грузии: последние новости (2555)

Масштабная акция протеста оппозиции в воскресенье 8 ноября 2020 перед зданием парламента Грузии

В Грузии грядет новый политический кризис: оппозиция перешла в атаку