Что ждет Грузию, или Затишье перед бурей?

© Sputnik / Vladimir Umikashvili / Перейти в фотобанкУчастники акции протеста у здания парламента Грузии (21 июня 2019). Тбилиси
Участники акции протеста у здания парламента Грузии (21 июня 2019). Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
После нескольких отчаянных попыток кардинально изменить баланс политических сил, борьба за власть в Грузии приобрела позиционный характер, однако, как считает пресса, война за телеканалы - предвестник новых бурь

Стрелка политического барометра все еще носится, как оголтелая, но, похоже, на смену полосе ураганов и гроз в Грузии приходит относительное затишье. Даже акция на проспекте Руставели стала в последние дни напоминать не митинг, а занятия по политпросвету. Цель, надо полагать, вполне прагматичная – зарезервировать позицию перед зданием парламента.

Чем черт не шутит! Судя по призывам, лидеры некоторых партий все еще не теряют надежды. Но постоянные обращения за поддержкой к зарубежным странам свидетельствуют, по мнению лидера "Свободной Грузии" Кахи Кукава, о полном банкротстве ("Резонанси", 02.08.).

Не мытьем, так катанием

Кукава не согласен с экспертами, считающими раскол в объединенной оппозиции всего лишь тактикой политической борьбы. Убежденный противник ЕНД, он считает, что "националы" готовы ради собственных амбиций погубить страну, и их формула хорошо знакома из историй революций: "чем хуже – тем лучше". Однако остальная часть оппозиции все-таки хочет действовать во благо Грузии, заявляет Кукава.

Ника Гварамия - Sputnik Грузия
Экс-директор "Рустави 2" Гварамия ответил на вопросы прокуроров

Попытки в лобовую штурмовать избирателей, не брезгуя откровенными провокациями, нужного эффекта уже не дают. В результате последних событий политики утратили доверие, а государство и общество понесли огромный материальный ущерб. Формула не сработала: всем хуже – и никому не лучше. Игрокам на политическом поле пришлось искать обходные методы и пути.

Один из наиболее коварных – признание собственных ошибок. Как видно, лишь ради проведения нужных аналогий. Пример – интервью Ники Гварамия с высокопоставленным чиновником саакашвилевских времен Зурабом Адеишвили. Бывший гендиректор ТВ "Рустави 2" распространил его в сети ("Резонанси, 02.08.).

Примечателен ответ Адеишвили на вопрос: как бы он повел себя на месте бывшего министра внутренних дел Вано Мерабишвили после дела об убийстве Сандро Гиргвлиани? Он сказал: "Наверное, ушел бы с должности". Намек на нынешнего министра шит сапожной ниткой, при том, что обвинить Георгия Гагахария в убийствах или чем-либо подобном невозможно. Но важен фон.

"Рассказал то, что помнил" - экс-директор "Рустави 2" о встрече со следователями >>

Есть тут и правда, и плюс – через столько лет Адеишвили невольно признал ответственность своего высокопоставленного коллеги. Но если правящая партия во всех бедах винит националов, - словно в продолжение интервью в том же номере задает вопрос журналист Бондо Мдзинаришвили, - почему она их не судит?

Впрочем, вроде бы, власть начала судить политических лидеров. А оппозиция в ответ стала убеждать общество, что в стране идут политические репрессии. Ошибки допускают и те, и другие, - рассуждает политолог Вахтанг Дзабирадзе ("Резонанси", 30.07.), - но оппозиция слишком рано заговорила о полном крахе "Мечты", тем более, властям удается как-то регулировать процессы, а ее оппонентам – нет.

Досадил ли кому-то Окруашвили

Самой ходовой новостью по теме репрессий стал, безусловно, арест Ираклия Окруашвили – лидера созданной недавно партии с амбициозным названием "Победившая Грузия". Нельзя сказать, будто у Окруашвили объявились ярые защитники: слишком плотный шлейф грехов тянется за ним. Но у экспертов и журналистов возникло немало вопросов.

Мамука Хазарадзе  - Sputnik Грузия
Хазарадзе, Окруашвили, ТВ "Рустави 2", или Какие еще потрясения ждут Грузию?

"Видимо, арест Окруашвили связан с делом "Рустави 2", - предполагает в "Ахали таоба" (31.07.) народный защитник Уча Нануашвили, имея в виду его претензии на долю в телекомпании. Газета пошла еще дальше, разместив в номере от 30 июля броскую шапку: "Ираклий Окруашвили – личный заложник Бидзины Иванишвили!". Излишний пафос, скорее всего, понадобился чтобы увязать арест с политическими репрессиями (29.07.). Ведь с образом политического лидера Окруашвили вяжется не особенно. Да и обвинения ему предъявлены конкретные.

Резонней спросить, почему вопросы появились только через месяц? И как за одно и то же преступление Нике Мелия определили в качестве предварительной меры пресечения залог, а Окруашвили – арест ("Резонанси", 31.07.)? На это аналитик Рамаз Сакварелидзе замечает (29.07.), что Мелия как-никак депутат, а Окруашвили – нет. Кстати, именно в увязке с "Рустави 2" этот арест обрел значимый общественный интерес. Юрист Шалва Хачапуридзе и эксперт Торнике Шарашенидзе ("Ахали таоба", 01.08.) не исключают, что это может способствовать превращению Окруашвили в заметную политическую фигуру.

Телевизионная медиа берет тайм-аут

А вот насколько удастся "Рустави 2" сохранить позицию медийного лидера – пока вопрос. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", - заметил поэт. А если вдобавок прикупить издателя, картина станет адекватной ситуации в телекомпании…

Телевизионная камера прямой трансляции - Sputnik Грузия
Экс-министр обороны Грузии решил открыть новое ТВ

Коллектив на распутье. Объявлено о создании осенью двух новых каналов ("Резонанси", 02.08.). Один будет финансировать Давид Кезерашвили. Редакционную политику можно примерно представить, приняв во внимание, что Кезерашвили, занимавший пост министра обороны при Саакашвили, поддерживает "Европейскую Грузию". Со вторым – все еще более очевидно: его организует бывший гендиректор "Рустави" Ника Гварамия.

Пока в телемедиа, как и везде, затишье. Сезон отпусков. Сказалось и падение скандального интереса к "Рустави 2", что расслабило и конкурентов. Но в глубине информационного пространства идет ожесточенная кулуарная борьба. Главный вопрос теперь в журналистах – за кем они пойдут и насколько сумеют сохранить творческое лицо в более требовательных условиях.

Ходили слухи, что Вано Джавахишвили со своим популярным "Ванос шоу" собирается к Гварамия. Однако сам Вано заявил, что останется в старом эфире, если не будет вмешательства в его программу ("Резонанси", 01.08.). Аналогичного мнения придерживается и новостная группа "Курьера" (30.07.).

Новый владелец ТВ "Рустави 2" готов уступить долю в 40% >>

"Похоже к выборам все хотят иметь собственное телевидение", - беззлобно иронизирует в "Резонанси" Каха Кукава. "Больше центров для получения информации можно только приветствовать", - одобрительно отзывается эксперт Гия Хухашвили (02.08.). Однако не надо забывать о том, что реноме каналу создают не отдельные программы, а работа всего творческого коллектива. И чем обернется для телеэфира страны дробление творческого потенциала, предугадать трудно. Прецеденты есть, и не самые лучшие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0