С какими проблемами столкнулся проект строительства порта в Анаклия

© photo: Anaklia Port / FBСтроительство порта в Анаклия
Строительство порта в Анаклия - Sputnik Грузия
Подписаться
Государство не планировало участвовать в финансировании проекта строительства порта Анаклия, но инвесторы запросили о помощи деньгами

ТБИЛИСИ, 21 фев — Sputnik. Инвесторы строительства порта в Анаклия требуют от Грузии пересмотреть условия заключенного соглашения, заявила министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили.

Строительство порта осуществляет Консорциум развития Анаклия, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят оператор порта SSA Marine (США) , British Wondernet Express (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).

Что было в первоначальном соглашении

По словам Цкитишвили, "Консорциум развития Анаклия" стал победителем тендера на выражение интересов и с ним было оформлено инвестиционное соглашение на определенных условиях.

"Когда было оформлено соглашение с Консорциумом, в первую очередь, решением государства было то, что порт не должен быть собственностью государства, им должен управлять и его должен строить частный субъект, и в тендере на выражение интереса было условие чтобы у победившей компании был опыт и партнеры, занимающиеся оперированием портов", - отметила министр.

По ее словам, это является главном условием для успешной работы порта, так как его нужно не только построить, но должны привлекаться грузы, используя географический потенциал Грузии, из тех стран, которые до этого не пользовались грузинскими портами.

Самый глубокий и современный - как строится порт Анаклия >>

"Вторым условием было то, что государство не должно иметь финансовых обязательств, кроме строительства дороги и выкупа земель. У государства не было в планах принимать участие в финансировании этого проекта", - заявила Цкитишвили.

Что инвесторы предложили поменять в соглашении

Однако, по словам министра, "Консорциум развития Анаклия" попросил финансовой помощи от государства, и оно пошло ему на встречу – "Партнерский фонд" дал Консорциуму кредит в размере 100 миллионов долларов.

"По расчетам Консорциума развития Анаклия, на строительство порта необходимо более 600 миллионов долларов, и отсюда 100 миллионов дает государство, соответственно, они сами должны вложить 120 миллионов своих инвестиций, как свой капитал, и привлечь кредит в размере 400 миллионов", - сказал Цкитишвили.

Крепость XVIII века в Анаклия - Sputnik Грузия
Правительство поддерживает проект порта Анаклия как инвестор

По информации министра, закрытие сделки по полному финансированию порта Анаклия должно было произойти к 1 января 2018 года, но в конце 2017 года, когда стало понятно, что этого сделать невозможно, этот срок перенесли на 1 января 2019 года.

"1 января 2019 года Консорциум должен был привлечь кредиты на сумму 400 миллионов, и вместе с тем они должны были начать строительство к указанному сроку, а также представить государству всю проектную документацию и выявить компанию, которая будет строить порт", - сказала Цкитишвили.

Глава Минрегионов отметила, что Консорциум много изменил в инвестиционном соглашении.

"Хочу отметить, что произошло много изменений соглашения, в том числе в части оператора порта. Сегодня модель, предложенная Консорциумом в части оператора, не соответствует тому, что указанно в инвестиционном соглашении, а также у нас нет полной проектной документации, и в этой части также ожидаются перемены", - сказала Цкитишвили.

Кроме того, министр рассказала о том, что на сегодняшний день Консорциум и международные финансовые институты просят государство стать гарантом привлечения грузов.

Финансовый директор компании Anaklia City Георгий Чугошвили - Sputnik Грузия
Грузия отказалась от строительства нефтяного терминала в Анаклиа

"Международные финансовые институты изучили проект, и в конце 2018 года Консорциум представил нам проект изменений условий, которые они требуют провести. Главное изменение заключается в том, что наши международные партнеры просят у правительства дать гарантию привлечения грузов, то есть обеспечить кредиты со стороны правительства", - заявила министр.

По ее словам, это условие не было учтено изначально ни во время тендера на выявление интересов, ни в инвестиционном соглашении, несмотря на это именно правительство включено в этот процесс и пытается с Консорциумом добиться ускорения этого процесса и положительных результатов", - отметила Цкитишвили.

По ее словам представители правительства две недели назад уже встретились с представителями международных финансовых организаций, чтобы обсудить вопрос изменения соглашения.

Деньги для строительства первой фазы порта Анаклиа полностью собраны >>

Она также отметила, что правительство Грузии работает над вопросом строительства дороги.

Мамука Хазарадзе  - Sputnik Грузия
Хазарадзе заподозрил связь между событиями вокруг TBC и проектом порта Анаклиа

"В прошлом году тендеры сорвались, так как нужно было построить не только автомобильную, но и железную дорогу, и мы с нашими техническими консультантами и международными экспертами переработали условия тендера на формат конкурса, что даст нам возможность его провести", - сказала Цкитишвили.

Ранее глава TBC Holding Мамука Хазарадзе заявил, что закрытие финансовой сделки о выделении средств на строительство порта планируется в мае-июне 2019 года. При этом Хазарадзе подчеркнул, что все работы по проекту ведутся в соответствии с графиком.

В начале февраля Немецкий банк развития DEG и Нидерландский банк развития FMO приняли решение инвестировать в строительство порта. По данным Консорциума, после решения двух европейских банков об инвестировании, 600 миллионов долларов, необходимые для первой фазы строительства, собраны.

Порт Анаклия - каким он будет

Старт работы порта намечен на 2021 год. Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам.

Мамука Хазарадзе покидает TBC Bank >>

Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом – утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.

По истечении первой и второй фаз, порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчётам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.

Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.

Лента новостей
0