Джорж Баланчин: пять самых воздушных и оригинальных балетов хореографа

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev / Перейти в фотобанкСцена из балета Джорджа Баланчина
Сцена из балета Джорджа Баланчина - Sputnik Грузия
Подписаться
Мир балета и танца в этом году отмечает 115-летие со дня рождения выдающегося хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина - артиста, ставшего легендой мировой хореографии

Сегодня, 22 января, в день рождения Джорджа Мелитоновича, Sputnik Грузия представляет топ-5 самых воздушных, оригинальных и романтических одноактных балетов грузинского гения. Удивляемся и поглощаем эту красоту, грациозность и величие!

1. "Кошка"

"Кошка" (La chatte) — изящный одноактный балет Джорджа Баланчина на музыку Анри Соге по мотивам басни Эзопа "Венера и кошка". В центре сюжета - молодой мужчина, очарованный изяществом кошки. Он молит Афродиту о том, чтобы она превратила ее в женщину. Богиня исполняет желание и обращает животное в прекрасную девушку. Но сущность кошки неисправима: когда, не преодолев искушения, девушка покидает возлюбленного, чтобы броситься за мышью, она вновь обращается в кошку. Премьера состоялась 30 апреля 1927 года в исполнении "Русского балета Дягилева" на сцене Театра Монте-Карло. Через месяц после премьеры в Монте-Карло балет был представлен в Париже. Всего он был дан дягилевской труппой более двухсот раз.

2. "Серенада"

Балет "Серенада" (Serenade) Джордж Баланчин поставил в 1934 году на музыку Серенады для струнного оркестра Петра Чайковского. Это первый балет, поставленный Джорджем в Америке. Считается признанным шедевром неоклассической хореографии. Основные сюжетные ходы постановки — опоздание балерины, падение и тому подобное - Баланчин заимствовал у учениц во время уроков и репетиций постановки. Он не признавал романтическую трактовку своего балета и отрицал наличие в нем скрытого сюжета: "В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно - это танец при Луне". Сценическая премьера, считающаяся официальной датой рождения балета, состоялась 1 марта 1935 года в Нью-Йорке, на сцене театра Адельфи.

3. "Тема с вариациями"

Джордж Баланчин начал работать над "Темой с вариациями" (Theme and Variations) на музыку финальной части Третьей сюиты Петра Ильича Чайковского сразу после возвращения из Франции, где он много месяцев плодотворно работал в Парижской опере. Балет был поставлен для нью-йоркского "Театра балета" в расчете под его солистов Алисию Алонсо и Игоря Юшкевича. Премьера состоялась 27 сентября 1947 года в Ричмонде. В этом балете, в одном из своих самых искренних и чистых, Баланчин хотел "пробудить то прекрасное время в классическом танце, когда русский балет процветал благодаря музыке Чайковского". Хореография в спектакле идеально следует за музыкой композитора, она колоритная и требует большой виртуозности от исполнителей. В этой записи танцуют балерина Майя Махатели и Артур Шестериков.

4. "Звезды и полосы"

Однажды у Баланчина спросили, есть ли в "Звездах и полосах" какая-то история. "О, да!" - ответил хореограф. "И какая же?" - "США" — ответил Баланчин просто. Звезды и полосы — из самых веселых и беззаботных одноактных балетов Баланчина, поставлен на музыку популярных маршей Джона Филиппа Соуза и посвящен мэру Нью-Йорка, основателю Городского центра музыки и драмы, Фьорелло Ла Гуардия (1882—1947). Спектакль давался по таким торжественным поводам, как инаугурация нового губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера в 1959 году, открытие Нью-Йоркского театра в Линкольн-центре 23 апреля 1964 года, а также на вечере в честь президента Джона Кеннеди и вице-президента Линдона Джонсона. В середине 1970-х годов Баланчин решил завершить этим балетом благотворительный вечер, все средства от которого, согласно его замыслу, должны были пойти на покупку новых пуленепробиваемых щитов для полиции Нью-Йорка. Кстати, Stars and Stripes — это неофициальное название флага США.

5. "Кого это волнует?"

"Кого это волнует?" (Who Cares?) - пожалуй, один из самых легких, утонченных и безмятежных балетов хореографа. Он поставлен на музыку Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея. Название балет получил от одноименной песни 1931 года Джорджа и Айры Гершвинов Who Cares? В этом балете так и звучат настроение Бродвея и живой ритм Манхэттена. Премьера постановки состоялась 5 февраля 1970 года в Линкольн-центре, на сцене Театра штата Нью-Йорк в исполнении артистов Нью-Йорк Сити Балле. Стоит отметить, что в вечер премьеры мэр города Джон Линдси вручил Баланчину Медаль Генделя — высшую награду Нью-Йорка в области культуры.

Лента новостей
0