Дальний бомбардировщик Ту-22М3

Договор по открытому небу: почему Тбилиси и Москва не могут договориться

1136
(обновлено 18:32 23.02.2018)
Пока из-за зимы полеты в рамках Договора приостановлены, Россия и Грузия проводят консультации по решению спорных вопросов

ТБИЛИСИ, 23 фев — Sputnik. Представители России и Грузии 26 февраля в Вене обсудят проблемы, связанные с полетами в рамках Договора по открытому небу, сообщает РИА Новости со ссылкой военно-дипломатический источник.

В конце декабря 2017 года РИА Новости распространило информацию, согласно которой наблюдательные полеты по договору по открытому небу в 2018 году находятся на грани срыва из-за нежелания Грузии открыть свое воздушное пространство для российских самолетов наблюдения.

Что не устраивает Россию

Грузия прекратила взаимодействие с Россией по договору по открытому небу в апреле 2012 года. Тогда Тбилиси объяснил свои действия тем, что российская сторона использовала в своих целях один из пунктов соглашения, который запрещает наблюдательные полеты в радиусе менее 10 километров от границы государств, не подписавших договор. К таким территориям Москва относит неподконтрольную центральным властям Грузии Абхазию и Цхинвальский регион (Южная Осетия).

"В январе решение не было найдено, все ждут 26 февраля, когда в Вене ожидается заседание консультативной комиссии по открытому небу. Российско-грузинские противоречия препятствуют принятию решения. За Грузией стоят американцы, также на их стороне канадцы, часть европейских стран: прибалты, поляки, румыны, а также украинцы", – цитирует источника РИА Новости.

По мнению источника, если решение не будет принято в конце февраля, то его могут принять на заседании в марте, перед закрытием сессии переговоров. "Пока сезон наблюдательных полетов находится в неактивной фазе в силу погодных условий, зимы", – уточнил собеседник РИА.

Что не устраивает Грузию

Доктор политологии, эксперт Вахтанг Маисая считает, что осуществление договора по открытому небу является необходимым для того, чтобы понизить уровень конфронтации в регионе Черного моря.

"В этом договоре все страны должны принять участие и осуществлять мониторинг, чтобы понизить уровень военной конфронтации в регионе и в Черноморском бассейне. Потому что это так называемый южный фланг, где мониторинг должен происходить более четко, интенсивно и здесь все стороны должны соблюдать квоты", — сказал Маисая в интервью Sputnik Грузия.

В реализации договора должна быть заинтересована и Россия, которая должна разрешить полеты самолетов наблюдения над той же самой Абхазией и Цхинвальским регионом, чтобы еще больше не нагнетать обстановку на Южном Кавказе, уверен эксперт.

"Сейчас как раз на Южном Кавказе ситуация более или менее нагнетается, и есть некоторые основания геостратегического эквилибриума, который сейчас происходит на региональном уровне. В этом контексте, я думаю, что и российская сторона должна быть заинтересована, чтобы участники договора осуществили такой мониторинг хотя бы на территории Абхазии и Цхинвальского региона. Здесь, я думаю, что какие-то претензии неуместны, потому что по международному праву к территориям Грузии до сих пор относятся Абхазия и Цхинвальский регион", — добавил он.

Оценивая договор по открытому небу в целом, Маисая выразил уверенность, что он изначально был создан для повышения уровня взаимного доверия между странами-участниками.

"Договор был создан для того, чтобы повысить уровень взаимозависимости и взаимодоверия. Потому что, одно дело, что представляет государство, насколько прозрачные документы оно показывает о том, какие у него есть вооружения, а другое дело, проверить эти документы воочию. Вот это самое главное. Здесь уже фактор взаимодоверия", — заключил Маисая.

Договор по открытому небу был подписан в Хельсинки 24 марта 1992 года представителями 23 государств-членов ОБСЕ, в том числе и Грузией с Россией. На 2017 год участниками договора являются 34 страны. Участники договора могут совершать облеты территорий друг друга с целью контроля военной деятельности.

1136
Теги:
Россия, Грузия
Темы:
Грузино-российские отношения зимой 2017 - 2018 года (37)

Белый дом в Вашингтоне

Угроза поражения США. Почему Вашингтон вновь ввел санкции против Тегерана

79
(обновлено 12:28 22.09.2020)
Соединенные Штаты восстановили в полном объеме антииранские санкции. Госдепартамент объяснил это тем, что Тегеран якобы не выполняет условия "ядерной сделки"

Галия Ибрагимова, РИА Новости

В ООН и Евросоюзе сочли доводы американцев неубедительными и отказались присоединяться к Вашингтону. Чего добивается Белый дом и какова позиция международного сообщества — разбиралось РИА Новости.

Одностороннее давление

"Совет Безопасности ООН не продлил эмбарго на поставки оружия Ирану. Но США не бездействовали и вернули санкции. Теперь они против не только Тегерана, но и всех нарушителей эмбарго", — заявил Майк Помпео, призвав ЕС поддержать Вашингтон.

Однако реакция оказалась противоположной. Главы внешнеполитических ведомств Германии, Великобритании и Франции ("евротройки") выпустили совместное заявление, осуждающее действия Белого дома.

"США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской программе 8 мая 2018 года и больше не считаются участниками "сделки". В связи с этим любые решения Вашингтона не имеют юридической силы", — отметили министры "евротройки".

Париж, Берлин и Лондон, наоборот, продолжат ослаблять санкции. Министры напомнили, что снятие ограничений с Ирана предусмотрено в резолюции Совбеза ООН 2231. Этот документ официально утвердил согласованную в 2015 году "ядерную сделку".

"Мы постоянно выступали за ее сохранение и продолжим это делать", — подчеркнули европейцы.

Европейские обещания

Дональд Трамп вышел из "сделки" два года назад, сославшись на то, что Тегеран якобы тайно развивает ядерную программу. Никаких доказательств не привел, но потребовал вернуть санкции.

Россия, Китай и европейцы осудили это, подчеркнув, что документ продолжит действовать и без США. Германия, Франция, Великобритания даже приняли специальный закон, позволяющий компаниям сотрудничать с Ираном. Чтобы бизнес не опасался давления США, разработали особый финансовый механизм INSTEX.

Правда, эффект оказался ограниченным. Компании все равно покидали иранский рынок, и экономика Исламской Республики резко просела. Сотрудничество с Тегераном прервали даже китайцы, хотя Пекин осудил американские санкции.

Иранские власти заняли выжидательную позицию, надеясь, что европейцам удастся убедить Вашингтон не преследовать бизнес. Но по мере того, как зарубежные компании уходили из страны, а надежды на то, что Вашингтон смягчится, таяли, Тегеран снимал ограничения на ядерную программу.

Формально СВПД действует, но взаимные обвинения участников "сделки" подрывают к ней доверие. Отказ Тегерана соблюдать условия документа Вашингтон использует как главный аргумент в новой атаке на "режим аятолл" — так в американских СМИ называют политическую систему ИРИ.

"Не допустить отмены эмбарго"

Больше всего американцы опасаются, что 18 октября с Тегерана снимут оружейное эмбарго. Эти страхи подогревают соседи Ирана.

Так, Израиль, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт указывают, что после отмены запретов Исламская Республика приобретет средства ПВО и современные истребители у России и Китая. Это укрепит Иран и усложнит ситуацию в регионе. Чтобы не допустить такого сценария, противники Тегерана действуют через США.

В августе американцы представили в Совбезе ООН резолюцию о продлении оружейного эмбарго, обосновав ее тем, что Тегеран вооружает "Хезболлу" в Ливане и Сирии, а также шиитских боевиков в Ираке, не раз провоцировавших столкновения с местными военными.

Франция, Германия и Великобритания обеспокоенность американцев разделяют, но их предложение не поддержали. Россия и Китай дали понять, что заблокируют все усилия США в этом направлении. В свою очередь, Иран заявил: такая резолюция окончательно поставит крест на "ядерной сделке".

Совбез ООН отклонил американский проект. Но уже через неделю Госдепартамент предъявил документы, якобы подтверждающие нарушение Тегераном обязательств по СВПД. Там речь идет о том, что Иран накопил обогащенного урана сверх установленной нормы в 300 килограммов.

Майк Помпео не скрывал, что Вашингтон хочет восстановить санкции в полном объеме. В Совбезе ООН напомнили: США не могут судить о соблюдении "сделки", так как вышли из нее. Американцы ответили, что по-прежнему значатся среди тех, кто утвердил резолюцию 2231. Соответственно, сохраняют право на санкции.

И указали: согласно СВПД, если через 30 дней после поступления жалобы на Иран не будут предприняты меры, санкции возобновляются. Срок истек 20 сентября.

Выжидательная дипломатия

"Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сослался на отсутствие консенсуса в Совбезе и высказался против восстановления антииранских санкций. Американское решение проигнорировали в МАГАТЭ, подвергли резкой критике в Европе. Вашингтон попал в достаточно унизительное положение", — полагает старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Андрей Баклицкий.

Тем не менее эксперт не исключает, что американские санкции все же напугают иностранный бизнес. Если в октябре отменят оружейное эмбарго, не все компании пожелают торговать с Ираном. Угроза попасть под давление США перевесит. Но и при таком раскладе действия Вашингтона выглядят избыточными.

"Европейское законодательство предусматривает оружейное эмбарго до 2023 года. Поэтому даже если международные запреты снимут, ЕС не сможет сотрудничать с Тегераном в этой сфере. С Россией и Китаем ситуация еще интереснее. Компании из этих стран, которые потенциально могли бы продать оружие Ирану, уже под санкциями. Ничто не мешает им заключить помпезную сделку с Тегераном после снятия эмбарго. Это не значит, что оружие действительно сразу поступит в Иран, но моральное поражение США очевидно", — рассуждает Баклицкий.

Проживающий в США специалист по международным отношениям Рафаэль Саттаров обращает внимание на то, что Тегеран на односторонние санкции США отреагировал сдержанно. По его словам, иранские власти не хотят обострять ситуацию до президентских выборов в Америке.

"Исламская Республика понимает, что любое резкое высказывание в адрес США только повредит. Трамп тут же обернет очередной кризис с Ираном в свою пользу и усилит давление на режим. Кроме того, сейчас Европа, Россия, Китай, ООН — на стороне Ирана. В словесной конфронтации нет смысла. А односторонние санкции не имеют международно признанной законной силы", — считает Саттаров.

Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что если следующим президентом США станет Джо Байден, то американцы могут вернуться к СВПД. Но за годы президентства Трампа ситуация вокруг Ирана изменилась. Поэтому процедура возврата к "сделке" будет непростой.

79
Теги:
Санкции, Иран, США
Пустующие бары и рестораны в центре грузинской столицы во время пандемии коронавируса

Экономика Грузии продолжает падать: прогнозы на конец года

1036
(обновлено 15:39 22.09.2020)
Наибольший спад пришелся на сектора науки и техники, туризма, строительства, а также отдыха и развлечений

ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. Экономика Грузии, на фоне пандемии коронавируса, продолжает падать – ВВП во втором квартале 2020 года снизился на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в материалах Национальной службы статистики Грузии "Сакстат" (Грузстат).

Рост ВВП Грузии в первом квартале 2020 года, когда еще не было коронавируса, составил 2,2% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Впереди почти всей планеты: Грузия в десятке экономически свободных стран >>

ВВП по текущим ценам за указанный период составил около 3,6 миллиарда долларов. Дефлятор во втором квартале 2020 года составил 6,3%.

Рост ВВП Грузии в 2019 года составил 5,1% по сравнению с 2018 годом.

Какие сферы растут, а какие падают

Наибольший спад был зафиксирован в сферах административного и вспомогательного обслуживания, обеспечения местами размещения и продуктами питания, профессиональной, научной и технической деятельности, строительства, а также искусства, отдыха и развлечений.

ТОП-5 сфер экономики Грузии, показавших наибольший рост в II квартале 2020 года

Сфера экономики Падение, %
Административное и вспомогательное обслуживание 54,7
Обеспечения местами размещения и продуктами питания 40,0
Профессиональной, научной и технической деятельности 28,8
Строительство 24,5
Искусства, отдыха и развлечений 24,1

Наибольший рост во втором квартале 2020 года показали сферы здравоохранения и социального обслуживания (14,3%), образования (11,7%), горнодобывающей промышленности (6,4%), сельского хозяйства и рыболовства (4,7%).

В структуре ВВП наибольший удельный вес имеют сферы: торговли, деятельность, связанная с недвижимым имуществом, сельское хозяйство и рыболовство, перерабатывающей промышленности и государственного управления.

ТОП-5 сфер экономики, имеющих наибольший удельный вес в структуре ВВП за II квартал 2020 года

Сфера экономики Рост, %
Торговля 14,2
Операции с недвижимым имуществом 12,7
Сельское хозяйство 10,2
Перерабатывающая промышленность 9,9
Госуправление 7,5

Насколько упадет экономика до конца года?

Экономика Грузии на фоне пандемии и глобального кризиса оказалась в тяжелом положении. Экономический спад в 2020 году, согласно официальному прогнозу Грузии, отраженному в государственном бюджете, составит 4%. Однако Нацбанк Грузии прогнозирует снижение ВВП страны на 5%.

Международный валютный фонд ухудшил показатели падения экономики в 2020 году с 4% до 5%. При этом МВФ дал позитивный прогноз на следующий год.

Согласно прогнозу ЕБРР, ВВП в Грузии в 2020 году упадет на 5,5%, а уже в 2021 году экономика вырастет на те же 5,5%.

Эксперты международного рейтингового агентства S&P Global Ratings считают, что экономика Грузии сократится на 6% в 2020 году. При этом, реальный ВВП вернется к уровню 2019 года только в 2022 году, считают в агентстве.

Однако другое международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует сокращение экономики Грузии в 2020 году на 4,8%, а уже в 2021 году рост ВВП страны ожидается на уровне 4,5%.

1036
Темы:
Экономика Грузии
Вахтанг Маисая

Маисая: в Грузии нестабильная предвыборная обстановка

0
(обновлено 19:26 22.09.2020)
Политолог Вахтанг Маисая оценил политическую ситуацию в стране в преддверии парламентских выборов
Маисая: в Грузии нестабильная предвыборная обстановка

"Данную ситуацию можно охарактеризовать как нестабильную, потому что предвыборная кампания началась с явными нарушениями и явными политическими обострениями в стране... Думаю, что мы придем к выборному финишу в очень нестабильной обстановке... Если так будет продолжаться, легитимность выборов может встать под вопрос", – сказал Маисая Sputnik Грузия.

Парламентские выборы в Грузии пройдут 31 октября. Население страны выберет 150 депутатов – 120 голосованием за партии, а 30 – мажоритариев в одномандатных округах. Проходной барьер для партий составит 1%.

Право голоса на этих выборах имеет 3 501 931 гражданин Грузии как в стране, так и за ее пределами.

0
Теги:
Грузия, Парламентские выборы, Вахтанг Маисая
Темы:
Парламентские выборы в Грузии 2020