Духоборцы, живущие в селе Архангельское

Куда ушли из Грузии духоборцы: новый проект "Наивных путешественников"

1559
(обновлено 12:16 14.10.2017)
Sputnik Грузия продолжает творческий проект "Наивное путешествие" рижских блогеров Валентина Роженцова и Алексея Стетюхи

Кто такие "Наивные путешественники"

Поездка "Наивных путешественников" в Сибирь — это больше пятидесяти рассказов, сотни фотографий и видео и множество онлайн-репортажей в соцсетях о жизни латышей в России глазами русских из Латвии.

Успех "Наивных путешественников" у читателей Латвии подтолкнул нас к идее отправить "наивную команду" в Беларусь, чтобы рассказать, как выглядит самая восточная из европейских стран глазами жителей одной из самых маленьких стран Европы. 

Сегодня – время Грузии. В команде "Наивных путешественников" появляются новые авторы, которые расскажут вам о духоборцах, живущих в России и Грузии.

Наша команда — это Алексей Стетюха, журналист, который участвовал во всех поездках "Наивных Путешественников", фотокорреспондент Алексей Тихомиров и журналист Екатерина Минасян.

Журналисты, работавшие над проектом Наивное путешествие в страну Духоборию
© Sputnik / Alex Tikhomirov
Журналисты, работавшие над проектом "Наивное путешествие в страну Духоборию"

Духобория: где это и кто там жил

Эта история случилась в конце 80-х годов, когда рушился Советский Союз. На границе Грузии и Армении, тогда еще советских республик, было несколько русских сел. Там на высоте двух тысяч метров над уровнем моря жили духоборцы. Они появились в этих местах 150 лет назад как ссыльные. Император Николай I выселил почти пять тысяч членов этой старорусской секты, отказавшихся перейти в православие, в отдаленные районы империи.

Ссыльные быстро обустроились на новом месте, пустили корни. Девять русских поселений с центром в селе Гореловка местные называли "Духоборией". Этой страны не было на карте – община духоборцев жила замкнуто, держались своей веры, с соседями – грузинами и армянами – не смешивалась. Чем эти люди были известны? В церковь не ходили, оружия в руки не брали, сохранили привычку к общинному труду.

Но в 90-е годы СССР пошел трещинами, в Закавказье власть перешла в руки национальных движений. Духоборцы, почувствовав этнический прессинг, засобирались на историческую родину, в Россию. Первые несколько десятков семей уехали сами, остальных вывозили силами МЧС – вместе со скарбом, воспоминаниями, песнями и священными книгами. Фактически это была первая в истории новой России операция по переселению целой общины из одной страны в другую.

Читайте также: "Духоборцы: кто это? Вопросы и ответы"

Переселение шло тремя волнами: в 1989-1995 годах — в село Архангельское Тульской области, в 1999 — в поселок Мирный Брянской области и в 2007-2008 годах — в поселок Новый. Между первым и последним переселениями прошло 18 лет. В масштабах истории это ничто, мгновение, но за эти годы распалась страна, изменился политический строй и в России, и в Грузии, случилось несколько кризисов, обесценились сбережения, появились новые деньги. Маленькая община буквально попала в эпицентр землетрясения.

В России духоборцы из Грузии живут уже дольше 25 лет. Целое поколение выросло, никогда не видевшее старой "Духобории". Sputnik решил выяснить, что стало с этими людьми на новом месте. Сожалеют ли о том, что оставили свои дома в Грузии? Прижились ли они в России или остались чужаками? Сохранили ли они свою веру и обычаи? Помогла ли им привычка к коллективному труду выжить в 90-е годы? И что стало с теми духоборцами, кто решил остаться в "Духобории".

О жизни духоборцев в Грузии сегодня напоминают только фотографии
© Sputnik / Alex Tikhomirov
О жизни духоборцев в Грузии сегодня напоминают только фотографии

Маршрут первый: Гореловка – Архангельское

В шесть утра "Наивные Путешественники" обновленным составом загрузились в машину и направились в сторону Тулы, в поселок Архангельское. На въезде нас встретили, чтобы уже наверняка. Выяснилось, что приехали мы в особенный день. В поселке проходили поминки: годовщина смерти Василия Елецкого, одного из тех, кто стоял у истоков переселения духоборцев из Грузии в Тульскую область.

История духоборцев в конце XX века складывалась сложно. Переселиться из тогда еще союзной республики Грузия в РСФСР они решили за два года до распада Советского Союза. Версий их исхода множество: одни говорили, что причиной послужила национальная рознь, другие ссылались на экономическую разруху.

Напомним предысторию: в Грузии духоборская община долгих 150 лет жила в южных горных районах. Девять сел на территории современного Ниноцминдского района Джавахетии назывались Духоборией – Гореловка, Спасовка, Родионовка, Ефремовка, Орловка и другие. Община жила в этих горах замкнуто, но зажиточно, с другими местными стараясь не смешиваться.

Карта Грузии, 1989 год - села, где жили духоборцы
© Sputnik / Maria Tsimintia
Карта Грузии, 1989 год - села, где жили духоборцы

Выезд духоборцев из Грузии в Россию начался в конце восьмидесятых. Первая волна пошла в Тульскую область, в поселок Архангельское.

Через каждые два-три двора люди в Москву уехали

Мы приехали в Архангельское спустя 27 лет после первых переселенцев. Деревня большая. Дома панельные, кирпичных мало.

Заходим в зал. За длинными столами – около сотни человек. Пожилые люди в традиционных нарядах духоборов. Поклонение уже закончилось.

  • Указатель на село Архангельское
    Указатель на село Архангельское
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Односельчане собрались на поминки. Большая часть – из числа переселенцев.
    Односельчане собрались на поминки. Большая часть – из числа переселенцев.
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Во дворе за общественным домом – два больших казана. В одном борщ, во втором лапша.
    Во дворе за общественным домом – два больших казана. В одном борщ, во втором лапша.
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Мужчины готовят на всех.
    Мужчины готовят на всех.
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Старухи-певчие надели на поминки традиционный наряд, он не часто достается из сундуков
    Старухи-певчие надели на поминки традиционный наряд, он не часто достается из сундуков
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Поминальное угощение
    Поминальное угощение
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Мясо барана
    Мясо барана
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • В прихожей дома одежда гостей
    В прихожей дома одежда гостей
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Дом, в котором собрались жители на поминки
    Дом, в котором собрались жители на поминки
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
  • Певчие
    Певчие
    © Sputnik / Alex Tikhomirov
1 / 10
© Sputnik / Alex Tikhomirov
Указатель на село Архангельское

На поминки собрались почти все постоянные жители деревни. Большая часть уже переехала отсюда.

— Через каждые два-три двора люди в Москву уехали. Здесь работы на всех нет. Как колхоз умер, так все и закончилось. Предприятия арендовали частники, на работу они местных не берут. Наши на земле только и выживают. А большинство в столице, вахтовым методом работают. Охрана, строители. Неделю там, неделю дома.

Во дворе за общественным домом – два больших казана. В одном борщ, во втором лапша. Готовят на всех.

— Казаны оттуда, с Кавказа привезли. Тут таких нигде не достанешь. – Владимир Пожарский деловито помешивает борщ.

Два больших казана, в одном борщ, во втором лапша
© Sputnik / Alex Tikhomirov
Два больших казана, в одном борщ, во втором лапша

— У нас здесь все. И свадьбы, и поминки, и дни рождения. Все собираются. Вечером родня в молельный дом пойдет.

Владимир переехал в Архангельское в 1992 году. Он из Тимофеевки, это село рядом с Гореловкой.

— Обживались тяжело. Здесь и не было ничего толком. В вагончиках жили. Было несколько домов коренных, остальное уже сами отстраивали.

— За свой счет?

— Нет, материалы поставляли нам. Но строили уже сами.

— А почему вообще решили переехать? Вас гнали?

— Нельзя сказать, что прямо гнали. Давление было. Нам давали понять, что нам тут не рады. На русском не давали разговаривать. Появилась возможность переехать в Тулу. Все-таки – родина, все дела. Не было такого, что каждый сам за себя. Нужно человеку дом построить – все собирались и строили. Потом следующему.

— А сейчас там как? Вы же поддерживаете связь с теми, кто остался?

— Да вроде нормально там сейчас. Никто никого не давит, живут мирно. Раньше там света не было, а сейчас и свет есть, все есть. Так что нормально живут.

Возвращаемся в зал. Застолье идет полным ходом. Старики поют — душевно, многоголосьем. Молодежь беспрерывно курсирует от казанов к столу, принося новые тарелки с борщом и лапшой. На нас никто не смотрит, как на посторонних, подают тарелки.

© Sputnik / Alex Tikhomirov
Бывшие гореловские, ныне архангельские певчие исполняют песню "С молодой девчонкой последний раз прощался"

Когда люди начинают расходиться, выходим следом. На скамейке у входа – импровизированный хор из восьми человек. Шесть женщин и двое мужчин — певчие. Певчие-мужчины среди духоборцев – на вес золота. Говорить по отдельности никто не хочет – стесняются. Поэтому решаем разговаривать со всем хором сразу.

— Как вы тут оказались? Почему переехали?

— Да как: все поехали и мы за ними. Дети наши решили переезжать, а нам куда деваться? Дома там побросали. Строили-строили, большие дома, а все оставить пришлось.

— И как вам здесь?

— Хорошо, грех жаловаться. Тут у нас электричество, газ. А там что – там мы кизяк резали, спины гнули. Тут уже на диванах лежим.

— То есть, не было жалко уезжать?

— Да как же не было?.. До сих пор жалко. У нас один дедушка уезжал, в дороге так плохо с сердцем стало, что думали – не доедет. У него там дом был – 16 метров в длину, 11 ширина, баня, сарай.

Здесь, на месте, новоприбывших приняли хорошо. Чем могли – помогали: одеждой, продуктами. Никаких теологических трений тоже не возникало. Первое время, конечно, смотрели недоверчиво, но потом привыкли.

— А как с традициями? Удалось сохранить?

— Как сказать. Собираемся еще иногда, но уже все реже. Вот нас – стайка осталась. Собираемся иногда по воскресеньям, но уже все чаще сами, дома. По одной покукарекаем и все.

— А детей не пробовали приобщать к своей вере?

— Да как их приобщишь? Не хотят и все. Они же упертые. Многие покрестились уже.

Раньше в поселке был староста, духовный руководитель — Василий Гололобов. Человек, который "твердил" псалмы. Когда его не стало, на его место никто не пришел. Когда переселенцы только приехали, у них образовалась община имени Льва Николаевича Толстого – своего рода колхоз. Но после двухтысячного года все начало понемногу распадаться, пока не развалилось окончательно.

В каждом духоборческом поселении есть улица Льва Толстого, сочувствовавшего их движению
© Sputnik / Alex Tikhomirov
В каждом духоборческом поселении есть улица Льва Толстого, сочувствовавшего их движению

— Работы нет, все поуезжали на заработки, чтобы семью кормить. Сюда уже тоже все реже приезжают. Тут же и поликлиники нет. Обещают построить, ждем.

Светлана Иникова: поколения очищали эту землю от камней – и вдруг ее забирают

"Наивные путешественники" еще перед поездкой встретились со Светланой Иниковой, ученым-этнографом, сотрудником Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук. Она более 20 лет изучает историю духоборчества на Кавказе и была свидетелем всех волн переселения жителей Духобории в Россию.

Ученый-этнограф, сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук Светлана Иникова
courtesy by Svetlana Inikova
Ученый-этнограф, сотрудник Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук Светлана Иникова

Рассказывает Светлана Иникова: "Я в первый раз оказалась в духоборческих селах Джавахетии в 1988 году, а второй – в 1989-м. За короткое время, за полгода между двумя приездами там все переменилось. Все забурлило. Начался Карабах. Джавахетия — район, населенный армянами. Карабах вроде бы далеко от них, но местные армяне активно двинулись на помощь своим собратьям. Многие вернулись уже с боевым прошлым, все ходили с оружием. Когда они возвращались домой через Гореловку, духоборцам становилось страшно".

9 апреля 1989 года в Тбилиси советские войска разгнали митинг у Дома Правительства, организованного Звиадом Гамсахурдиа. Обстановка накалилась еще жарче: звиадисты выступали с националистическими лозунгами, в том числе антирусскими.

В мае грузинское правительство, чтобы пресечь сепаратизм среди армян Богдановского района, решило вселить туда до тысячи аджарцев-мусульман, пострадавших от селей. Духоборцы же не хотели видеть в своих селах ни тех, ни других, поскольку и грузины, и армяне были для них "чужими", объясняет Иникова.

"Там, в горах, есть проблема – камни из земли выходят. Дети их постоянно убирали с полей, но каждый год все равно выходили эти камни. Представьте, сколько поколений очищали эту землю от камней руками, чтобы можно было пахать и сеять. И вдруг эту землю у тебя забирают…", — говорит она.

И эти страхи, и то, что у них стали земли отбирать, и слухи, что их чуть ли не резать собираются, и Гамсахурдия с его лозунгом "русские – оккупанты" – всё совпало.

Светлана Иникова рассказывает, как она оказалась втянута в историю духоборцев: "В 1989 году я привезла письмо духоборцев Гореловки в подотдел по национальной политике ЦК КПСС. Возможно, там были напуганы Карабахом, но через три дня меня пригласили на разговор. Я не ожидала такой оперативности. В свое время наш институт работал в Карабахе, была написана большая докладная записка о том, что там зреет. Но ее положили под сукно и достали только тогда, когда рвануло".

Все переселенцы в Россию были жителями одного, самого большого села – Гореловки. Духоборцы, уехавшие из других селений, разъехались по России. Но и гореловские поначалу думали, что поедут все вместе. И искали такое место, где можно было даже объединенный сельсовет сохранить.

"Они колхозом жили не только при советской власти. Дело даже не в том, что советский это колхоз или община, — это коллективный труд. Духоборцы — хорошие предприниматели, но коллективизм у них в крови: работать всем скопом, хоронить всем селом", — объясняет этнограф.

Но одно дело — говорить о переселении, и совсем другое – решиться вот так, добровольно, покинуть родину, дом, могилы родителей и святые места, среди которых прошла вся жизнь. Гореловка раскололось на два лагеря – сторонников и противников переселения. По разные стороны баррикад оказались соседи, лучшие друзья и даже родственники. Началось брожение.

"И тогда молодые ребята, которых и за лидеров никто не считал, взяли на себя инициативу: 28 человек в октябре 1989 года первыми приехали в Россию и начали строительство на новом месте. А потом к ним стали подъезжать семьи", — рассказывает Иникова. Первая волна была самая массовая – примерно 700 человек, и уезжали они с наибольшими потерями.

Многие заселяли семьи в России и возвращались продавать дома. Некоторые приезжали – а в их домах уже кто-то жил. Покупатели сбивали цены, и продажа домов растягивалась на несколько лет. Полностью продать или вывезти всю мебель, утварь, вещи, припасы было невозможно, поэтому оставшееся имущество шло как бесплатное приложение к дому, раздавалось или растаскивалось. "И поскольку переселения колхозом, как это было задумано, не получилось, то переселенцы ничего из коллективного имущества не получили", — вспоминает Иникова.

Алексей Батурин: Мы никого силой не удерживаем

В этом году Алексей Алексеевич Батурин с супругой Любовью отметят 55-летие совместной жизни. Сам он 1939 года рождения. Из Гореловки выехали 15 апреля 1990 года, ехали два дня. Вещи отправили грузовиками, сами выехали поездом. Именно тогда, на волне первого переселения, в Гореловке начался раскол.

— Когда только решили переезжать, был созван общий сбор. Дело-то серьезное. Сначала все были за переезд. А когда до дела дошло, начались сомнения. Кто-то хочет, кто-то не хочет. Но уезжали без скандалов.

Алексей Алексеевич Батурин с женой
© Sputnik / Alex Tikhomirov
Алексей Алексеевич Батурин с женой

— А здесь вас как местные приняли?

— Хорошо. Их здесь мало было. Мы практически полностью деревню заняли. Поначалу они нас духоборами называли, но я их переучил. Стали духоборцами звать.

— Стоп. А в чем разница?

— Духоборы — это нехорошее слово. Если меня так назовут, то я сильно обижусь.

Пожалуй, это единственное, что может обидеть духоборца.

Алексей Алексеевич с женой так ни разу и не приезжали в Гореловку с момента переселения. За 27 лет о родном селе узнавали лишь по рассказам тех, кто ездил.

— Хотелось съездить?

— Конечно, хотелось. Но далеко это, дорого.

— А ни разу не казалось: зря уехали?

— Такого, чтобы жалели — не было. Жаль хозяйство. Мы же там оставили все. Дома добротные, которые мы продали за полцены. Здесь все пришлось заново поднимать. Но сейчас уже что: сейчас все подняли, живем.

Молодых в Архангельском почти не осталось. Приезжают в гости, на праздники. Большинство перебралось в Москву, кто-то в Тулу. Духоборцами себя не считают.

— Не обидно, что так?

— Обидно, конечно. Но никто ничего не может сделать. Нам нечего им предложить. Нет. Они и крестятся уже, и женятся на православных. Мы никого силой не удерживаем.

Юлия Елецкая
© Sputnik / Alex Tikhomirov
Юлия Елецкая

Юлия Елецкая приехала из Тулы на поминки. Василий Елецкий был ее дедом. Духоборкой она себя не считает. Некрещенная, неверующая.

— Я верю в то, что свыше что-то есть, но я не считаю себя причастной к какой-либо конфессии. Духоборские псалмы тоже не знаю и не учу. Из молитв знаю "Отче наш".

— Не хочется сохранить корни предков?

— У меня нет. Есть молодые девчонки, которые учат псалмы, поют вместе со старшими, но я не хочу.

Юля получила образование юриста, работает в Тульском МФЦ. У нее в сундуке тоже хранятся утирки – традиционные духоборские вышивки, которые достались ей от предыдущего поколения. На ней, видимо, закончится история духоборчества. По крайней мере – в Тульской области.

1559
Теги:
Духоборцы, Грузия
Темы:
Наивное путешествие в страну Духоборию (11)
По теме
Кто такие духоборцы: вопросы и ответы
Страна Духобория: жизнь после географии
Русская Гореловка и духоборы "грузинской Сибири"

Пандемия коронавируса COVID 19 - жители Лос Анджелеса в масках

Ситуация с коронавирусом в мире последние данные на 26 ноября

169
(обновлено 10:16 26.11.2020)
Число инфицированных COVID-19 в мире продолжает расти, только за последние сутки выявлено более полмиллиона новых случаев заражения

ТБИЛИСИ, 26 ноя — Sputnik. Общее число выявленных случаев заражения коронавирусом нового типа по всему миру на утро 26 ноября составило 59 481 313 человек, скончались1 404 542, сообщается на сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В Северной и Южной Америке выявлено с начала пандемии 25 223 599, в Европе – 17 516 493, в Азии – 10 524 941.

За последние сутки в мире число инфицированных увеличилось на 527 326, скончались 9 989 человек.

В то же время Университет Джонса Хопкинса, суммирующий данные федеральных и местных властей, а также СМИ и других источников в отдельных государствах, сообщает уже о 60 333 049 выявленных случаях инфицирования и 1 420 462 умерших.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку новой коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.

Коронавирус в США

По данным университета, медики в США за последние 24 часа зарегистрировали более 178 тысяч новых случаев заражения, скончались 2 216 человек. По информации университета, с начала эпидемии в США зафиксировали почти 13 миллионов случаев заражения коронавирусом, скончались 262 тысячи человек. Выздоровели более 4,6 миллиона инфицированных.

Глава Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Роберт Редфилд заявил, что вакцина от коронавируса, вероятно, станет доступна в США к середине декабря. Он предупредил, что она будет доступна "в иерархическом порядке", то есть, сначала начнут вакцинировать жителей домов престарелых, работников здравоохранения и лиц с высоким уровнем осложнений.

Коронавирус в Индии и Бразилии

Индия находится на втором месте в мире по числу зараженных коронавирусом. Согласно последним данным минздрава, всего в стране выявлено 9,22 миллиона случаев коронавируса. При этом болезнь победили более 8,6 миллиона человек, умерли от коронавируса и сопутствующих заболеваний 135 тысяч человек.

В Бразилии, которая идет вслед за Индией, количество подтвержденных случаев заболевания коронавирусом в за последние 24 часа увеличилось на 47,8 тысячи и составило 6,17 миллиона. Вылечились в общей сложности более 5,5 миллиона человек. За сутки скончались 654 пациента, общее число погибших достигло 171 тысячи, сообщает министерство здравоохранения страны.

Ситуация в мире

Во Франции за сутки зарегистрированы 16 282 новых случая коронавируса, с начала эпидемии – 2,17 миллиона человек заболели коронавирусом в стране. Число погибших выросло до 50 618, сообщает санитарное агентство страны Sante Publique. Президент Франции Эммануэль Макрон в телеобращении к нации заявил, что пик второй волны эпидемии преодолен.

Число выявленных случаев коронавируса в Израиле выросло за сутки на 811, до 332 тысяч, скончался 1 пациент с таким диагнозом, общее число умерших в стране с начала пандемии составило 2 826, сообщает министерство здравоохранения. 

Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси за минувшие сутки выросло на 1 496, до 128 тысяч, умерли еще семь человек, всего с момента распространения в стране инфекции скончались 1 119 пациентов, сообщила пресс-служба минздрава республики.

Число выявленных случаев коронавируса на Украине за сутки выросло на 13 882, скончались еще 229 человек, сообщил во вторник министр здравоохранения страны Максим Степанов. По его словам, за все время пандемии на Украине заболели 661 858 человек, выздоровели 307 778 человек, летальных случаев – 11 492.

Коронавирус в Грузии

Согласно данным на утро 25 ноября правительственного сайта StopCov, в Грузии коронавирус диагностирован у 114 889 человек. 41 гражданин Грузии доставлен на лечение из других стран, 95 581 пациент выздоровели, 1 085 скончались.

В карантине к этому времени находятся 2 071 человек, в стационарах под наблюдением медиков – 6 145, в ковид-гостиницах – 3 723.

С начала сентября в стране наблюдается ухудшение эпидситуации – суточный прирост инфицированных выражается уже в четырехзначной цифре и превышает три тысячи.

Ухудшение эпидемиологической ситуации в стране вынудило правительство ввести новые ограничения. С  9 ноября в семи крупных городах Грузии введен запрет на передвижение с 22:00 до 05:00 часов как для пешеходов, так и для автотранспорта.

Запрет на передвижение касается жителей Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Зугдиди, Гори и Поти. В случае нарушения установленной меры предполагается штраф в размере двух тысяч лари.

Кроме того  в семи крупных городах временно закрываются частные и муниципальные детские сады, а в автобусах и метро запрещаются стоячие места. Соблюдение ограничений будут контролировать водители и полицейские. Время ожидания транспорта для жителей увеличится, но люди будут находиться в масках на улице, что ограничит вероятность распространение коронавируса.

По материалам мировых СМИ

169
Темы:
Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире
Дидвели: как выглядит одна из лучших горнолыжных трасс Бакуриани

О чем пишут грузинские газеты: зимний туризм будет способствовать эпидвзрыву в Грузии?

856
(обновлено 21:54 25.11.2020)
Устраивает ли власть Грузии однопартийный парламент, как долго выдержит оппозиция давление Запада и вызовет ли зимний туризм новую волну инфицирования коронавирусом – главные темы в грузинской прессе

Вызовет ли зимний туризм новую волну инфицирования?

Приблизительно через две недели в Грузии откроется зимний туристический сезон. Пока популяризация внутреннего туризма не происходит, хотя, несмотря на точечные ограничения, часть гостиниц готовится к встрече с отдыхающими, пишет газета "Резонанси".

Врач Тбилисской инфекционной больницы Александр Гогинава отметил, что число инфицированных в Грузии очень возросло, а зимний туризм может поставить страну перед большими рисками.

"Теоретически мы знали, что популяризация туризма несет риски, а два-три месяца назад увидели это и на практике. Летом, когда мобильность выросла и в то же время не соблюдались правила, заболевание начало распространяться быстрее. То же можно сказать и про зимний сезон. В Грузии достаточно нестабильное положение, коронавирус широко распространяется, поэтому рост любой мобильности ставит нас перед большими рисками", – сказал Гогинава газете "Резонанси".

По словам врача, очень сложно не провалить зимний сезон и в то же время избежать опасности распространения инфекции.

"Исходя из сегодняшнего положения, может, действительно нужно дать обществу рекомендации, чтобы они воздержались от посещения курортных зон. Естественно, это нанесет ущерб туризму, но в соответствии с показателями, существующими на данный момент, можно сказать, что риск очень высок", – отметил Гогинава.

Устраивает ли власть однопартийный парламент?

Оппозиция остается до конца радикальной в своих требованиях – если на прошлой неделе оппозиционные силы заявляли, что они готовы пойти на рациональный компромисс, после встречи в офисе партии "Лело" их заявления снова стали резко радикальными, пишет газета "Резонанси".

Аналитик Вахтанг Дзабирадзе считает, что в конечном итоге обеим сторонам, как оппозиции, так и власти, придется пойти на уступки.

"Думаю, что взгляды, существующие сегодня в оппозиции, могут измениться. На мой взгляд, какие-то изменения обязательно произойдут, потому что если оппозиция проигнорирует любые предложения правительства или Запада, она может оказаться на улице", – сказал Дзабирадзе газете "Резонанси".

В то же время аналитик отметил, что параллельно и правительству придется пойти на уступки даже в связи с внеочередными выборами, потому что реально ни страну, ни власть однопартийный парламент не устраивает.

"Поэтому и власть должна сделать встречные шаги. Только с гарантией, что оппозиция войдет в парламент", – сказал он.

При этом аналитик отметил, что переговоры легкими не будут, потому что для сближения позиций потребуется определенное время, а значит оно потребуется и для принятия решения.

Быть или не быть акциям? Оппозиция в Грузии готовится к любому сценарию>>

"По сегодняшней ситуации, к сожалению, ни одна из сторон не готова идти на уступки. Однако переговоры продолжаются, и из этих переговоров обе стороны должны постараться принять максимально правильное решение не только для себя, а в пользу страны", – сказал Дзабирадзе.

Как долго выдержит оппозиция давление Запада?

После парламентских выборов 2020 года представители Европейского союза, Европарламента и США активно оценивают политический процесс внутри страны и считают, что оппозиция должна войти в парламент, чтобы ситуация в стране не осложнилась и социальные, экономические вопросы и вопросы сферы здравоохранения не стали неуправляемыми. В последние дни это уже приняло форму широкомасштабной кампании, пишет газета "Резонанси".

Политолог Ника Читадзе полагает, что оппозиция постарается не подчиниться такому давлению со стороны Запада.

"Может быть, существует в определенной степени давление со стороны западных партнеров, но я думаю, что оппозиция выдержит этот прямой штурм, потому что она считает себя обязанной, в первую очередь, перед избирателями и Грузией, а не западными партнерами. Что касается западных партнеров, они пытаются сыграть конструктивную роль, но реально этим заявлениям не хватает анализа", – сказал Читадзе газете "Резонанси".

Политолог полагает, что западные партнеры не изучили хорошо то, что происходило в Грузии в рамках избирательной кампании.

"Они, вероятно, думают, что оппозиция использует парламентскую трибуну и таким путем донесет голос до общества. Оппозиция в том случае должна учитывать призывы западных партнеров, если в этих призывах будут условия, на основании чего оппозиция должна войти в парламент. Я подразумеваю конкретные условия, которые будут реальными и приемлемыми для оппозиции. Я думаю, что на данном этапе оппозиция должна остаться при своем мнении, и никаких изменений не ожидаю в их решениях", – сказал Читадзе.

Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"

856
Теги:
Туризм, Парламентские выборы, Протест, Парламент Грузии, Коронавирус COVID-2019, Грузия
Мужчина идет в лес на охоту

Раненный охотник, которого спасатели вывели из леса Западной Грузии, скончался

0
(обновлено 10:08 26.11.2020)
Охота для 63-летнего жителя Цаленджиха обернулась трагедией, спасатели с трудом нашли его в лесу, но до больницы довезти не успели

ТБИЛИСИ, 26 ноя – Sputnik. Раненый охотник, которого спасатели вывели из леса, скончался по пути, его не удалось довезти до больницы, заявил мэр Цаленджиха (Западная Грузия) Бесик Парцвания.

Тело 62-летнего мужчины доставили в бюро экспертизы в Кутаиси.

Как выяснилось, охотник пошел на охоту в лес в окрестностях Хоко. В девять утра он позвонил на горячую линию "112" и сообщил, что ранен.

"Служба чрезвычайных ситуаций сразу же включилась в поисковые работы. Был вызван вертолет пограничной полиции, однако из-за непогоды найти раненого не удавалось. После нескольких часов поисковых работ охотника нашли, однако по дороге в больницу он умер", - рассказал Парцвания.

Соседи охотника рассказывают, что он пошел на охоту 23 ноября вместе с еще одним человеком. Что произошло на охоте, неизвестно.

Служба управления чрезвычайными ситуациями сообщила, что на "112" поступил звонок о том, что в лесу недалеко от поселка Джвари в Цаленджихском муниципалитете охотник нечаянно выстрелил в себя и ранил. На место незамедлительно выехали спасатели. К поисковой операции подключили вертолет, однако из-за непогоды доставить раненного в лесу охотника до больницы на вертолете не удалось. Спасатели несли его по лесу до автомобильной дороги на носилках, однако в дороге он скончался.

0
Темы:
Происшествия в Грузии