Машины заполняют проезжую часть дороги вдоль набережной Куры в Тбилиси

Транспортный коллапс или почему Тбилиси не SimCity

1103
(обновлено 12:03 11.10.2017)
Обозреватель Александр Геловани рассуждает о причинах транспортного коллапса, который неумолимо надвигается на столицу Грузии

Александр Геловани

В начале нулевых была популярная замечательная компьютерная игра SimCity. Условия игры достаточно простые, как и во всех компьютерных играх того благословенного периода. Строишь город, развиваешь объекты инфраструктуры и соцкультбыта, устанавливаешь налоги, желательно низкие, чтобы привлечь бизнес.

Если делаешь все правильно, народ счастлив, мэру, то есть тебе, пишут благодарственные письма, казна полна, а город растет, как на дрожжах, получая экологически чистую энергию и пользуясь всеми благами цивилизации. Потом все усложнили, введя кучу непонятных индивидуальных персонажей, о которых мэр должен был заботится не меньше, чем о вывозе мусора или снабжении города электроэнергией, и я потерял к игре интерес.

Так вот, одной из самых главных проблем, с которой сталкивался компьютерный мэр по ходу игры, была проблема пробок. Не успеешь вовремя расширить дороги, забудешь про ремонт, и вот уже вместо красивых зеленых полос, означающих, что все замечательно, у тебя красные линии, сигнализирующие о пробках. Как только таких красных линий становится слишком много, жители покидают район, мэру пишут письма с проклятиями, налоги сокращаются и вообще все плохо.

Пробки в Тбилиси
Пробки в Тбилиси
К сожалению, или к счастью, наш Тбилиси совсем не похож на Sim City. К сожалению, потому что нашим мэрам, ни прошлым, ни нынешнему, ни будущему, не шлют письма с проклятиями. Люди бубнят их, как правило, за рулем автомобиля — причем делают это гораздо чаще, чем верующие христиане читают "Отче наш", или правоверные мусульмане совершают намаз. Толку от проклятий, столь торжественно, иногда даже пафосно, а все чаще с безнадежным унынием, произносимых  за рулем — никакого. Водители и пассажиры об этом прекрасно знают.

Но не знают, вернее, не понимают другого: прямую связь между тем, как живет город, с выбором каждого конкретного избирателя в день голосования.

Граждане развитых демократических стран прекрасно понимают связь между решением их бытовых проблем и выборами муниципальных властей

Наши же люди о связи между решением муниципальных проблем с выборами муниципальных властей знают чисто теоретически. Мы голосуем сердцем, а не разумом. Как, кстати, и наши политики, участвующие в предвыборной борьбе, но при этом не предлагающие четкого, конкретного плана решения одной из острейших проблем города.

А тем временем в утренние и вечерние часы перебраться с левого берега Куры на правый, или в обратном направлении, сродни с форсированием водной преграды в период интенсивных боевых действий.

Пробки на улицах Тбилиси
© Sputnik/ Alexander Imedashvili
Пробки на улицах Тбилиси
И все чаще и чаще можно услышать разговоры о том, что ничего не поделаешь, городская инфраструктура не рассчитана на такое количество машин, и поэтому пробки — это естественное следствие. То есть, ничего не поделаешь, с этим так и придется жить. Некоторые горячие головы даже видят решение в сокращении количества автомобилей путем повышения ввозных пошлин, технического осмотра и прочих прелестей. Причем вот тут власти оказываются очень чуткими к просьбам трудящихся. Технический осмотр вводится. Пошлины повышены и что-то мне подсказывает, что это — далеко не предел.

Так вот, насчет того, что городская инфраструктура не готова к такому количеству машин, абсолютно верно. Скажу больше, точечная застройка центральных районов города окончательно добила эту самую инфраструктуру.

А вот насчет того, что ничего нельзя с этим сделать – большой вопрос. Сделать можно и нужно. Инфраструктура городского транспорта состоит из трех компонентов — хорошее состояние дорог, строительство новых дорог и транспортных развязок и продуманная схема движения автотранспорта. А теперь вопрос — какой из этих компонентов у нас находится в удовлетворительном состоянии? Ответ неутешительный — никакой.

Про состояние дорог лучше не говорить, но мы все-таки попробуем. Почти все водители жалуются на то, что все чаще и чаще приходится заезжать в автосервис, для того, чтобы проверить состояние подвески. Думаю, тут комментарии излишни. Разве что техосмотр уже можно не вводить — водители и так вынуждены постоянно проверять свою машину.

В Тбилиси ремонтируют улицы
В Тбилиси ремонтируют улицы
Строительство автодорог во всех странах и во все времена было одним из самых коррупционных видов бизнеса. Это понятно, и на это даже как-то неудобно жаловаться. А вот жаловаться на то, что это самое строительство не обеспечивает должного состояния дорог можно и нужно.

Идем дальше. Все никак не могу вспомнить новую эстакаду или новую дорогу, построенную. за последнее время в центральных районах города. Скорее всего, таких просто нет. Может быть нет, потому что рельеф местности или уже существующая инфраструктура не дает возможности сделать это? Ничего подобного. Поговорите с любым жителем Тбилиси, совсем не обязательно инженером-дорожником, и он легко расскажет, как можно улучшить транспортную инфраструктуру в его родном районе. Жаль, что он так и не расскажет это муниципальному чиновнику, просто потому что муниципальный чиновник у него это не спросит. Совсем как в той миниатюре Аркадия Райкина "Жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха".

Ну и третье, Продуманная транспортная схема не требует таких уж больших материальных затрат. Более того, эта самая продуманная транспортная схема не требует и больших умственных затрат от городских чиновников — существуют целые компании, которые занимаются этим на профессиональном уровне. Все, что требуется от городских властей — заказать профессионалам схемы движения автотранспорта в конкретных районах, план развития инфраструктуры и перечень необходимых мер, которые необходимо принять, чтобы выйти из того катастрофического положения, в котором находится городской транспорт Тбилиси. Не избежать катастрофы, а выйти из неё, так как мы в ней уже находимся.

А насчет продуманных транспортных схем — давайте приведем только один пример. Недавно завершилась реконструкция улицы Пекина: новый асфальт, велосипедная дорожка, выделенная линия для автобуса, расширенный тротуар. Красота, да и только. Вот только жаль, что эта самая реконструкция завершилась ликвидацией доброй половины парковочных мест на самой оживленной торговой улице города. И одной из самых дорогих, между прочим.

Улица Пекина
Улица Пекина
Остается только сожалеть, что из стольких политических Бендеров, претендующих на пост мэра Тбилиси, нет ни одного настоящего Остапа Сулеман-бея Бендера, способного призвать ударить выборами по бездорожью и разгильдяйству.

Ну и еще можно вспомнить строки из известной когда-то поэмы Роберта Рождественского "Триста десять шагов" – "А я мечтаю о пятилетке дорог, не абстрактных, вполне конкретных".

Ну а то, что "бездорожье уже безнравственно" понятно и без поэта прошлого века.

1103
Темы:
Новости Тбилиси сегодня (90)
Загрузка...