Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриарх Кирилл: "Бога победить невозможно"

164
Русская православная церковь на этой неделе отмечает десять лет со дня избрания патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Патриарх Кирилл в беседе с РИА Новости рассказал о роли Церкви в современном мире, о том, как за эти десять лет менялось отношение людей к Церкви и о многом другом.

— Ваше Святейшество, какие события этого десятилетия запомнились вам больше всего в жизни Русской православной церкви?

— Событий было очень много. И я боюсь, называя какие-то конкретные события, придать им значение большее, чем тем, о которых ничего не скажу. Эти десять лет были наполнены очень значительными изменениями в жизни нашей Церкви. Но когда я говорю о жизни Церкви, я имею в виду и жизнь нашего народа. В конце концов, хорошо Церковь трудится или нет, все это отображается в тех или иных сторонах общественной, личной жизни людей.

Мы не ведем никаких социологических замеров. И более того, когда нас снабжают светской статистикой, мы достаточно критически к ней относимся. Но я могу сказать из своего личного опыта — достаточно большое число людей как-то связано со мной и через переписку, и через общение. И вот я вижу, как меняется жизнь людей, их отношение к Церкви и как изменилось принципиально понимание роли Церкви в жизни нашего народа и нашего общества.

Совершенно очевидно, что эти изменения не могут не влиять на все течение нашей жизни. Ведь цель, которую ставило перед собой атеистическое отношение к Церкви, заключалась в том, чтобы превратить Церковь в гетто, загнать ее в узкие рамки, культурные и политические. Иногда это делалось при помощи силы, а иногда при помощи создания соответствующих законов, соответствующей практики отношения к Церкви. И этому были посвящены десятилетия. И что же? Ничего не получилось: сегодня никакого гетто нет. И это, конечно, наполняет душу радостью и сознанием того, что Бога победить невозможно. А Церковь есть не что иное, как то место, где люди соприкасаются с вечностью. И поэтому никакие внешние обстоятельства не могут разрушить Церковь. Я в это не просто верю, я это знаю. В том числе и по опыту своей жизни: все-таки семь десятилетий — это срок.

— А каким вы видите будущее Русской церкви и ее место в мире?

— Место Русской церкви и вообще место Церкви в современном мире невозможно оценить в социологических категориях. Нельзя сказать, что будет больше верующих или будет меньше верующих, что будет больше влияния на политику, на культуру, на общественную жизнь или меньше. Вообще, если говорить о ходе человеческой истории, которая должна ведь завершиться не видимой победой Церкви, а апокалиптической картиной, Церковь всегда идет несколько против течения.

Основным течением современной жизни является жизнь в соответствии с желаниями. Если еще грубее сказать — в соответствии с инстинктами. Эти факторы невероятно направляют личную и общественную жизнь людей. Вот мы говорим о росте потребительской психологии, о разных других негативных сторонах общественной жизни. Но все это проистекает из внутренней жизни человека. То, что происходит внутри человека, потом перекладывается на общественные отношения.

Поэтому я не думаю, что у Церкви будет какая-то такая славная история после нас. В каждую эпоху Церковь сталкивается со своими трудностями. И я не вижу никаких знаков того, чтобы этих трудностей было меньше.

— Когда вы говорите о трудностях, сразу вспоминаются последние события. То, что произошло в связи с действиями Константинополя на Украине, это раскол в мировом православии, когда точка невозврата пройдена, или некий кризис — и все еще можно исправить? Тогда как и в какие сроки?

— Точка невозврата — это небытие. У каждого из нас будет такая точка невозврата, когда закончится наша физическая жизнь. А пока мы живем, пока Церковь живет, никакой точки невозврата, конечно, не должно существовать. И я уверен, что и не будет. А вот вы употребили слово "кризис", это — правильное слово. "Кризис" — греческое слово, и одно из его значений в переводе на русский язык — "суд". Мы забываем о таком значении. А в этом смысле происходит суд — суд Божий над всеми нами. И в первую очередь над теми, кто инициирует такого рода кризисы. Со всеми этими жизненными обстоятельствами нельзя шутить. Нельзя создавать расколы. Нельзя идти против воли Божией. Нельзя, проповедуя одно и призывая людей к одному, практически делать совсем противоположное.

Вселенский патриархат давить не стал - Грузия сама примет решение по украинской церкви >>

Если это происходит в силу личной греховности человека, даже лучше сказать, в силу слабости человека (когда он устремляется к одним идеалам, а на практике получается совсем другое), то это — личная проблема. Но если церковная организация декларирует одни идеалы и ценности, если священники, обращаясь к своей пастве, учат об одном, а церковная организация начинает действовать в совершенно другой системе ценностей — то, что сейчас происходит с расколом на Украине, — это означает, что нет благодати в такой церковной организации. "По делам их узнаете их" (в Евангелии от Матфея сказано: "По плодам их узнаете их". — Прим. ред.).

Где раскол — там злоба. Мы же видим это: там захваты храмов, избиения священников. Может слово Божие, правда Божия распространяться при помощи насилия, обмана, при помощи опоры на политические силы? Может воля Божия распространяться при помощи той или иной политической партии? Да никогда!

Поэтому не нужно быть никаким провидцем — нужно просто повнимательнее посмотреть на то, что с нами происходит. И сразу будет ясно, на чьей стороне правда и где Господь.

— Что бы вы пожелали в таком случае?

— Дай Бог, чтобы Церковь, наша Церковь в том числе, хотя и Вселенская тоже, никогда бы не сошла с того пути, который Господь указал. Чтобы никакие соблазны не подвигали нас к тому, чтобы мы делали ошибки, могущие пагубно отразиться на деле человеческого спасения.

164
Теги:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Памятник Святому благоверному князю Дмитрию Донскому

Какой сегодня церковный праздник: 1 июня 2020

1447
(обновлено 23:11 31.05.2020)
По православному церковному календарю 1 июня 2020 отмечают день памяти святителя Патрикия, мученика Калуфа, преподобного Иоанна и князя Дмитрия

Sputnik Грузия рассказывает кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Патрикий Прусский

По церковному календарю 1 июня поминают Святого Патрикия, епископа города Пруссы в Вифинии (Малая Азия), жившего в I веке.

Епископа, смело и открыто проповедовавшего учение Христа, доставили вместе с тремя пресвитерами Менандром, Акакием и Полисном на суд к правителю города. Юлий, который в то время уезжал на горячие источники лечиться, приказал христиан вести за собой, заключенных в железные оковы.

Правитель, омывшись в теплых источниках, принес жертву языческим богам и предложил узникам сделать тоже самое, угрожая пытками в случае отказа.

По приказу правителя, узникам, мужественно отвергших "любезное" предложение, отрубили головы. Произошло это около сотого года.

Калуф Египтянин

По церковному календарю 1 июня поминают мученика Калуфа Египтянина, пострадавшего при императоре Максимиане, соправителе Диоклетиана (284–305).

Родился будущий мученик в городе Фивы. Его схватили вовремя гонений христиан по приказу правителя города и жестоко пытали. Мученика долго истязали, но он мужественно перенес все пытки.

Когда Калуф отказался принести жертву языческим богам, его сожгли. Произошло это в 303 году.

Епископ Готфский

По церковному календарю 1 июня поминают преподобного Иоанна, епископа Готфского, жившего в VIII веке.

Родился будущий святитель благодаря усердной молитве родителей. Приняв рано постриг он отправился в Иерусалим, где три года путешествовал по святым местам.

В то время император Константин иконоборец (741-775) изгнал Готфского епископа, и готфские христиане стали просить Святого Иоанна возглавить их епархию.

Принять епископский сан в Константинополе, где поклонение Святым иконам запрещалось, Иоанн не мог. Поэтому он отправился в Иверию (Грузию), давшую отпор иконоборцам, где и был рукоположен.

Кафедру святитель возглавил в сложный период противостояния двух народов - готов и хазар, которые жили в Северном Причерноморье. Ему часто приходилось скрываться от преследования врагов. Скончался святитель в 790 году.

Димитрий Донской

По церковному календарю 1 июня поминают благоверного князя Димитрия Донского, который посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Родился будущий Святой в 1350 году и воспитывался святителем Алексием, митрополитом Московским. Князь сочетал в себе удивительные способности - православного христианина и выдающегося полководца.

Горельеф с храма Христа Спасителя. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар.
© photo: Sputnik / Valery Shustrov
Горельеф с храма Христа Спасителя. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар.

Дмитрий, собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, попросил благословения у преподобного Сергия Радонежского, который воодушевив князя, послал ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Князь стал именоваться Донским за победу на Куликовом поле в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Скончался Святой в 1389 году и похоронен в Архангельском соборе московского Кремля.

Именины

По церковному календарю 1 июня именины отмечают Анастасия, Александр, Антон, Василий, Валентин, Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Ипполит, Игнатий, Корнилий, Максим, Митрофан, Матвей, Михаил, Николай, Павел и Сергей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

1447
Темы:
Календарь религиозных праздников
Горящие свечи в церкви

Какой сегодня церковный праздник: 31 мая 2020

2187
(обновлено 23:45 30.05.2020)
По православному церковному календарю 31 мая 2020 отмечают день памяти Святого Феодота и семи дев-мучениц

По церковному календарю 31 мая поминают мучеников Ираклия, Павлина и Венедима, Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христину.

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Феодот и девы-подвижницы

По церковному календарю 31 мая поминают Святого Феодота и семь дев-мучениц - Текусу, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру и Евфрасию, живших в III веке в Галатийском городе Анкире.

Феодот - хозяин гостиницы в Анкире, славился своей духовной жизнью среди остальных местных христиан. Именно в его гостинице скрывались гонимые верующие, когда начали преследовать христиан по приказу императора Диоклетиана (284 – 305). После закрытия местных церквей здесь же проводились Литургии втайне от язычников.

На суд к правителю города однажды привели семь женщин пожилого возраста - Текусу, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру и Евфрасию, вся жизнь которых прошла в молитве, посте и делах милосердия.

Правитель, когда христианок пытками не смогли заставить отречься от веры, приказал отдать пожилых женщин развратным юношам на поругание. Но они, устыдившись седых волос подвижниц, отказались выполнить приказ. В конце их просто утопили в море.

После казни Феодоту приснилась старшая из убитых женщин - Текуса, и попросила, отыскав их тела, предать земле. Святой вместе с другими христианами похоронил мучениц с почестями. Вскоре и Феодота схватили и после жестоких пыток казнили. Произошло это в 303-м.

Ираклий, Павлин и Венедим

По церковному календарю, 31 мая поминают мучеников Ираклия, Павлина и Венедима, пострадавших за Христа в Афинах.

Они проповедовали о Христе в Афинах, убеждая язычников оставить поклонение бесчувственным идолам и принять истинную веру. Избранников Божьих судили вместе с их учениками. После жестоких пыток их сожгли в раскаленной печи. Произошло это в 250-м.

Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина

По церковному календарю 31 мая поминают мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христину, пострадавших при императоре Декии (249 - 251).

Петра схватили в городе Лампсаке (Геллеспонтском) – юношу подвергли пыткам, стараясь заставить отречься и поклониться богине Венере. Петр мужественно перенес все муки, заявив, что христианин идолу блудной женщины кланяться не будет. Ему отрубили голову.

Суду в то же время были преданы Дионисий, Андрей, Павел, Никомах и два воина, отказавшиеся принести жертву идолам. Христиан предали пыткам - Никомах, не устояв, отрекся от Господа. Он принес жертву в капище и, подвергшись ужасному беснованию, умер в страшных мучениях.

Юная дева Христина, слышавшая отречение Никомаха, воскликнула, что отступник обрек себя на вечную муку. Правитель, услышавший слова девушки, велел ее схватить. Узнав, что она христианка, он отдал девушку блудникам на осквернение, но ангел спас ее от позора.

На следующее утро Дионисия, Андрея и Павла отдали на растерзание толпе язычников. Привязав мучеников за ноги, они потащили их к месту казни и забили камнями. Христина прибежала, чтобы умереть с братьями по вере, но правитель приказал отрубить ей голову.

Именины

По церковному календарю 31 мая именины отмечают Матрона, Фаина, Христина, Юлия, Александра, Андрей, Анастасий, Василий, Денис, Давид, Клавдия, Лев, Макар, Михаил, Павел, Петр, Семен, Федор, Федот и Юлиан.

Материал подготовлен на основе открытых источников

2187
Темы:
Календарь религиозных праздников