Иосиф Арчвадзе. Видеомост Москва-Тбилиси-Баку-Ереван на тему: Энергетика, транзит и грузооборот Закавказья

Экономист рассказал о перспективах взаимовыгодной торговли Грузии с Россией

1285
(обновлено 17:37 04.03.2021)
Эксперт по экономическим вопросам Иосиф Арчвадзе рассказал, за счет чего растет экспорт из Грузии в Россию
Экономист рассказал о перспективах взаимовыгодной торговли Грузии с Россией

"В целом мировая торговля за прошлый год по разным оценкам потеряла от 7 до 12 триллионов долларов. Это слишком большая цифра, которая определенном смысле откладывает отпечаток и на объем товарооборота между Россией и Грузией. Если отстраниться от этого положения и считать, что мы сможем в этом году преодолеть негативный вектор развития, то постепенно рост будет заметен, потому что Грузия и Россия по своей номенклатуре экспортируемой продукции не конкурируют, а дополняют друг друга. То есть Грузия вывозит ту продукцию в Россию, которая пользуется повышенным, постоянным, стабильным спросом у россиян, с другой стороны, Россия дает грузинским потребителям ту продукцию, которая не производится или производится в меньших объемах, и это не создает конкуренцию местным производителям. Это хорошее начало для дальнейшего наращивания взаимовыгодной торговли", – заявил Арчвадзе в интервью Sputnik Грузия.

По его словам, географическая близость, историческая и в определенном смысле ментальная общность, практическое отсутствие языкового барьера способствует тому, чтобы российский рынок на долгие годы оставался одним из притягательных и приоритетных направлений грузинского экспорта.

На данный момент Россия входит в десятку торговых партнеров Грузии. Внешнеторговый оборот с соседней страной в январе текущего года составил более 78,3 миллиона долларов. В 2020 году Россия занимала второе место в списке крупнейших торговых партнеров Грузии.

Из Грузии в РФ с начала года вывезли около 108,3 тысячи тонн ферросплавов, более 41,1 тысячи тонн натурального виноградного вина, более 78,4 тысячи тонн минеральной и пресной воды, около 6,7 тысячи тонн спиртных напитков и так далее.

Россия остается самым крупным поставщиком горючего в Грузию. Из РФ с начала года завезли нефть и нефтепродукты общим весом более 348,7 тысячи тонн. Из России также завезли более 488,3 тысячи тонн пшеницы, около 172,1 тысячи тонн нефтяных газов, около 42 тысяч тонн подсолнечного масла и так далее.

1285
Теги:
Грузино-российские отношения, Россия, Экономика, Грузия, Иосиф Арчвадзе
Темы:
Экономика Грузии (1802)

Вахтанг Маисая

Маисая: в политических партиях Грузии назрел кризис

55
(обновлено 16:18 16.04.2021)
Доктор политических наук, профессор Вахтанг Маисая прокомментировал расколы в правящей партии "Грузинская мечта" и оппозиционной партии "Европейская Грузия"
Маисая: в политических партиях Грузии назрел кризис

"Трудно сказать, насколько оппозиция сможет сохранить единство, потому что все зависит от дальнейшей ситуации. Есть партийный кризис – не только в правящей партии, но и в оппозиционных. То есть кризис внутри политических партий. У нас парадоксальная система. У нас парламентский вид правления, который подразумевает наличие сильных политических партий, а в Грузии такого не наблюдается. Некоторые партии исчезли с политического поля, некоторые самоликвидировались, а часть на грани распада", – сказал Маисая в интервью Sputnik Грузия.

В Грузии на фоне продолжительного политического кризиса начался раскол в партиях.

Так, партия "Европейская Грузия", которая занимает третье место в политических рейтингах после правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" и "Нацдвижения", раскалывается – после ухода из партии лидеров Давида Бакрадзе и Гиги Угулава покинуть политическое объединение решили и другие видные лидеры.

Редеют ряды и "Грузинской мечты". Вскоре после ухода Георгия Гахария с поста премьера и объявления о создании новой политической силы, партию покинули шесть депутатов. Ставленники экс-премьера объявили, что станут частью команды Гахария.

55
Теги:
Политика, Грузия, Вахтанг Маисая
Директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук, доктор физико-математических наук Петр Шебалин

Шебалин о Намахвани ГЭС: при строительстве таких объектов делается большой запас прочности

167
(обновлено 20:33 15.04.2021)
Директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук, доктор физико-математических наук Петр Шебалин прокомментировал вопрос безопасности еще не построенной Намахвани ГЭС на западе Грузии в случае сильного землетрясения
Шебалин о Намахвани ГЭС: при строительстве таких объектов делается большой запас прочности

"Опасность представляет не то, что там могут быть землетрясения, а неправильный расчет при строительстве. Построить всегда можно так, что даже очень сильное землетрясение будет для этого сооружения безопасным. Вопрос в том, что это очень дорого, если обеспечивать безопасность действительно на очень высоком уровне. Я не думаю, что при разработке проекта этой плотины не были учтены факторы возможности сильных землетрясений. Как правило, при строительстве таких объектов делается очень большой запас прочности, так же как при строительстве атомных электростанций. Так что я не думаю, что это приведет к возможным катастрофическим явлениям в будущем. Конечно же, при соблюдении всех строительных правил", – сказал Шебалин в ходе видеомоста Москва-Тбилиси-Бишкек-Ереван-Нур-Султан.

По его словам, в истории пока не было таких страшных катастроф, когда рушились плотины электростанций, но такие проблемы все же существуют, в частности, эта проблема давно стоит в Индии.

Протесты против проекта строительства каскада Намахвани ГЭС на западе Грузии начались полгода назад. Демонстранты требуют, чтобы строительство было остановлено, а власти расторгли контракт с турецкой компанией ENKA. Протестующие считают, что ГЭС окажет разрушительное воздействие на окружающую среду. Власти Грузии в ответ заявили, что приостанавливают строительство проекта на шесть месяцев, чтобы еще раз перепроверить проект, однако расторгать контракт не собираются.

167
Арчил Талаквадзе

Под чем подписалась "Грузинская мечта"? Детали соглашения с оппозицией

100
(обновлено 18:19 16.04.2021)
Документ состоит из пяти пунктов. Для того чтобы он вступил в силу, под ним требуется подпись оппозиции

ТБИЛИСИ, 16 апр — Sputnik. Правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" подписала документ, представленный представителем президента Европейского совета Шарля Мишеля - Кристианом Даниэльссоном 30 марта.

"Грузинская мечта" подпишет соглашение о выходе из политического кризиса>>

Документ был впервые озвучен на встрече оппозиции и правящей партией для поиска выхода из политического кризиса. Тогда стороны отказались подписывать документ, обвинив друг друга в срыве переговоров.

Теперь председатель парламента Грузии и лидер правящей партии Арчил Талаквадзе заявил о подписании документа в одностороннем порядке, при этом подчеркнув, что условия, прописанные в документе, будут выполнены после его подписания оппозицией.

Sputnik Грузия представляет полную версию документа.

"Мы, партии, подписавшиеся под этим соглашением, учитываем общие интересы и готовы завершить существующие политические разногласия, поставив приоритетом в повестке дня демократию и верховенство закона путем политических, судебных и антикоррупционных реформ;

дать возможность стране быть сильной и справиться с вызовами пандемии; обеспечить безопасность страны и стабильность в условиях региональных вызовов;

действовать целенаправленно для осуществления европейских и евроатлантических устремлений Грузии;

признавая поддержку президента Европейского совета Шарля Мишеля, соглашаемся, что после подписания этого соглашения мы войдем в парламент и полноценно будем принимать участие в парламентской деятельности.

Власть готова выполнить часть пунктов, несмотря на провал переговоров,

до будущих парламентских выборов будем выполнять свои обязанности со взаимным уважением и признанием, что Грузии необходимы единство и стабильность;

Соответственно, берем на себя обязательство как можно скорее реализовать все ниже указанные пункты:

1. Реагировать на вопросы, воспринимаемые как политизированное правосудие

А. Исходя из интересов политической стабильности и для исполнения этого соглашения, подписавшиеся берут на себя обязательство отреагировать на два вопроса, воспринимаемые как политизированное правосудие. В частности, через неделю представленная в парламенте партия должна инициировать закон об амнистии, которая коснется всех нарушений и арестов, связанных с протестами 19-21 июня 2019 года.

Б. Кроме того, парламент должен отреагировать на воспринимаемые как политизированное правосудие вопросы законодательным путем и в случае необходимости внести соответствующие изменения в регламент, которыми бы для снятия депутатского иммунитета требовалось больше голосов, чем простое большинство.

2. Амбициозная избирательная реформа

А. Будущие парламентские выборы будут полностью пропорциональными. Барьер на последующих двух выборах будет от естественного до 2%.

Б. Группа из не менее четырех человек может создавать фракцию, в которую могут входить депутаты из других партий.

В. Партии поддержат представленный 2 марта законопроект со следующими изменениями и дополнениями:

– местные выборы: пропорция пропорциональных и мажоритарных мандатов в пяти больших городах 1/4 и 2/1 во всех остальных городах. Барьер в Тбилиси – 2,5%, во всех других городах – 3%.

– Центральная избирательная комиссия – 8 профессиональных и 9 партийных членов. Профессиональные члены будут избираться 2/3 голосов состава парламента. Заместителем председателя ЦИК должен быть представитель оппозиционной партии.

– Окружная избирательная комиссия укомплектовывается по той же пропорции и для избрания профессиональных членов будет необходимо согласие 2/3 членов ЦИК.

– Участковая избирательная комиссия комплектуется по той же пропорции. После того, как произойдет рассмотрение в парламенте, профессиональные члены назначаются простым большинством плюс 1 голос в окружной комиссии. Протоколы участковой комиссии будут подписывать пять профессиональных членов и один представитель партии.

– Председатель ЦИК избирается 2/3 голосов состава парламента.

– Должен быть определен четкий критерий для пересчета голосов. В силе остается автоматический пересчет 10% бюллетеней в масштабе всей страны.

– В рамках полномочий ЦИК будет создана целевая группа, в которую войдут представители офиса Народного защитника и приглашенные представители надежных, непредвзятых организаций – наблюдателей на выборах, для рассмотрения споров и представления временных рекомендаций ЦИК. Возможно, предоставить этой группе такие дополнительные функции, как подключение к подсчету голосов.

– Должны быть пересмотрены инициированные в январе 2021 года законопроекты (о регистрации и финансировании партий) в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.

3. Верховенство закона/судебная реформа

В рамках этого парламентского срока в знак первого шага на пути инклюзивных и широкомасштабных реформ, разработанных с участием всех партий, парламент должен утвердить амбициозную судебную реформу с учетом следующих пунктов:

А. Для повышения независимости, подотчетности и качества судебной системы в соответствии с принятыми двумя пакетами реформы правосудия власти Грузии должны:

– При назначении судей первой и апелляционной инстанции должна быть большая прозрачность и основной акцент должен делаться на заслугах кандидатов, их добросовестности и компетенции, путем письменного обоснования.

– Представить парламенту законопроект о назначении судей Верховного суда с учетом заключения Венецианской комиссии от 24 июня 2019 года, особенно в поэтапном подходе к назначению, открытому голосованию в Высшем совете юстиции и необходимость обоснования при представлении судей парламенту.

– Воздержаться от назначения судей Верховного суда по существующим правилам.

– Принять исполнительное законодательство по решению Конституционного суда от 2019 года путем установления правил публикаций решения суда. В то же время все назначения в Верховный суд должны быть приостановлены и заново должен начаться прием заявок после того, как вступит в силу новый закон.

– Провести основательную реформу Высшего совета юстиции, чтобы увеличить прозрачность, добросовестность и подотчетность. В том числе определить вопросы назначения, оценки, повышения, перевода и дисциплинарных решений, которые были отправлены Венецианской комиссии на рассмотрение и рекомендации по которым должны быть полностью учтены.

– После осуществления конституционных изменений для назначения будущего генерального прокурора, включая публичные дебаты, стороны берут на себя обязательство принять общую позицию, что при назначении будущего генерального прокурора будет необходимо квалифицированное большинство (2/3 от списочного состава – ред.), что обеспечит полный масштаб и поддержку всех партий. Процесс назначения должен соответствовать лучшим международным практикам для обеспечения прозрачного, непредвзятого, основанного на заслугах назначения.

Б. Партии берут на себя обязательство продолжить судебную реформу посредством инклюзивного процесса, включая оценку эффективности третьей и четвертой волны. В процессе осуществления этих реформ будут использованы советы международных экспертов и помощь, особенно в связи с добросовестностью назначаемых судей.

4. Распределение власти в парламенте

А. Члены парламента от оппозиционных партий будут руководить пятью комитетами, при этом два должны быть выбраны из следующего списка:

– Комитет по процедурным вопросам и правилам

– Юридический комитет

– Комитет по правам человека и гражданской интеграции

– Бюджетный и финансовый комитет

– Комитет по внешним связям.

Б. Члены парламента от оппозиционных партий будут занимать одну должность главы парламентской делегации, которая представляет Грузию на следующих форумах: ПА Евронеста, Комитет ассоциации Грузии и ЕС, ПА Совета Европы и ПА ОБСЕ.

В. В будущем позиции должны распределяться по такой инклюзивной формуле, как метод D'Hondt (который используется для сведения непропорциональности до минимума).

Г. Партии должны позаботиться о создании формата "Диалога Жана Моне" с Европарламентом.

5. Будущие выборы

А. Партии принимают во внимание оценку БДИПЧ /ОБСЕ, согласно которой "парламентские выборы 31 октября прошли в конкурентной среде с соблюдением основных свобод. Несмотря на это, широко распространенные обвинения о давлении на избирателей и туманность границ между властью и правящей партией снижали доверие избирателей к определенным аспектам выборов… Системный отказ рассмотрения по формальным основаниям большей части жалоб снизил эффективность судебного реагирования.

Б. Партии признают, что они по-разному оценивают выборы 2020 года и соглашаются на парламентские мандаты и участие в будущих выборах, которые пройдут после избирательной реформы, указанной в документе, исходя из интересов политической стабильности и осуществления этого соглашения.

В. Власти Грузии потребуют прибытия международной миссии наблюдателей на местные выборы 2021 года".

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале

100
Теги:
Грузинская мечта, Оппозиция
Темы:
Трансформация "Грузинской мечты"