Парламент Грузии

Часть грузинской оппозиции готова вернуться в парламент на своих условиях

700
(обновлено 08:00 28.03.2021)
Девять оппозиционных партий подписали заявление, в котором заявили о готовности войти в парламент, чтобы провести необходимые реформы и договориться с действующей властью

ТБИЛИСИ, 27 мар — Sputnik. Часть оппозиционных партий в преддверии прибытия в Грузию переговорщика из Европы заявили о своем намерении войти в парламент и озвучили определенные условия.

В ночь на воскресенье в Грузию прибывает представитель президента Европейского совета Шарля Мишеля Кристиан Даниэльссон для решения политического кризиса в Грузии. Это уже вторая попытка напрямую из Брюсселя вернуть политические процессы в Грузии с улиц в парламент.

"Мы понимаем, что место всех политических сил, получивших мандат, в нормальной политической ситуации находится в парламенте, где должны решаться политические вопросы. Чтобы провести необходимые реформы и договориться с действующей властью, мы готовы войти в нынешний парламент", – говорится в заявлении, подписанном девятью партиями.

При этом отмечено, что должности в парламенте оппозицию не интересуют.

"Оппозиция заинтересована не в том, чтобы занимать определенные должности в нынешнем парламенте, а в том, чтобы создать традицию в целом для эффективного участия любой оппозиции в парламентском контроле", – говорится в заявлении.

При этом партии отмечают, что понимают необходимость достижения соглашения с властью для демократического развития Грузии, однако у них есть свои условия, на которых они вернутся в парламент – главным из них остается вопрос назначения досрочных выборов. При этом в оппозиции указывают, что внутри оппозиции есть разногласия по поводу этого вопроса.

"Некоторые из нас считают, что единственный способ сейчас – это досрочные выборы, в то время как другие поддержали плебисцит", – отмечается в заявлении.

В то же время оппозиция отмечает неприемлемость для них позиции власти связать вопрос назначения парламентских выборов с местными выборами 2021 года.

"Власти в частном порядке предлагают увязать вопрос о назначении парламентских выборов с результатами выборов в органы местного самоуправления. Связь между этими двумя принципиально разными выборами приводит к путанице в процессах принятия гражданами решения. Такая модель сбивает общественность с толку, в то время, когда она должна делать простой и понятный выбор. Поэтому мы ни в коем случае не можем поддержать эту модель", – говорится в заявлении.

В заявлении указано, что среди требований сохраняется требование освободить лидера "Единого национального движения" Нику Мелия и совладельца "Мтавари архи" Георгия Руруа, которые сейчас находятся в тюрьме.

Также оппозиция озвучила требования и по реформе избирательной системы.

"Выборы должны проводиться по полностью пропорциональной системе с естественным барьером или приближенном к нему, поскольку это единственный способ положить конец как нынешней поляризации, так и многолетнему однопартийному правлению", – говорится в заявлении.

Что касается избирательной администрации, то, по мнению оппозиции, правила ее формирования и функционирования должны сделать невозможным полное доминирование правящей партии.

Также отмечена необходимость реформы судебной системы.

Западные посредники уже несколько месяцев пытаются повлиять на ситуацию в Грузии, но пока безрезультатно – политический кризис в стране углубляется. Спустя почти пять месяцев после парламентских выборов основная часть оппозиции по-прежнему отказывается признавать их итоги и требует нового голосования. Власти считают этот вопрос "красной линией", обвинения в фальсификации выборов необоснованными и предлагают сконцентрироваться в ходе переговоров на других вопросах.

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале.

700
Теги:
Парламент Грузии, Грузия, Переговоры, Оппозиция

Арчил Талаквадзе

Под чем подписалась "Грузинская мечта"? Детали соглашения с оппозицией

10
Документ состоит из пяти пунктов. Для того, чтобы он вступил в силу, под ней требуется подпись оппозиции

ТБИЛИСИ, 16 апр — Sputnik. Правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" подписала документ, представленный представителем президента Европейского совета Шарля Мишеля - Кристианом Даниэльссоном 30 марта.

"Грузинская мечта" подпишет соглашение о выходе из политического кризиса>>

Документ был впервые озвучен на встрече оппозиции и правящей партией для поиска выхода из политического кризиса. Тогда стороны отказались подписывать документ обвинив друг друга в срыве переговора.

Теперь председатель парламента Грузии и лидер правящей партии Арчил Талаквадзе заявил о подписании документа в одностороннем порядке, при этом подчеркнув, что условия прописанные в документе будут выполнения после его подписания оппозицией.

Sputnik Грузия представляет полную версию документа.

"Мы, партии, подписавшиеся под этим соглашением, учитываем общие интересы и готовы завершить существующие политические разногласия, и поставив приоритетом в повестке дня демократию и верховенство закона путем политических, судебных и антикоррупционных реформ;

дать возможность стране быть сильной и справиться с вызовами пандемии; обеспечить безопасность страны и стабильность в условиях региональных вызовов;

действовать целенаправленно для осуществления европейских и евроатлантических устремлений Грузии;

признавая поддержку президента Европейского совета Шарля Мишеля, соглашаемся, что после подписания этого соглашения мы войдем в парламент и полноценно будем принимать участие в парламентской деятельности;

Власть готова выполнить часть пунктов, несмотря на провал переговоров

до будущих парламентских выборов будем выполнять свои обязанности со взаимным уважением и признанием, что Грузии необходимы единство и стабильность;

Соответственно берем на себя обязательство как можно скорее реализовать все ниже указанные пункты:

1. Реагировать на вопросы, воспринимаемые как политизированное правосудие

А. Исходя из интересов политической стабильности и для исполнения этого соглашения, подписавшиеся берут на себя обязательство отреагировать на два вопроса, воспринимаемые как политизированное правосудие. В частности, через неделю представленная в парламенте партия должна инициировать закон об амнистии, которая коснется всех нарушений и арестов, связанных с протестами 19-21 июня 2019 года.

Б. Кроме того, парламент должен отреагировать на воспринимаемые как политизированное правосудие вопросы законодательным путем и в случае необходимости внести соответствующие изменения в регламент, которыми бы для снятия депутатского иммунитета требовалось больше голосов, чем простое большинство.

2. Амбициозная избирательная реформа

А. Будущие парламентские выборы будут полностью пропорциональными. Барьер на последующих двух выборах будет от естественного до 2%.

Б. Группа из не менее четырех человек может создавать фракцию, в которую могут входить депутаты из других партий.

В. Партии поддержат представленный 2 марта законопроект со следующими изменениями и дополнениями:

– местные выборы: пропорция пропорциональных и мажоритарных мандатов в пяти больших городах 1/4 и 2/1 во всех остальных городах. Барьер в Тбилиси – 2,5%, во всех других городах – 3%.

– Центральная избирательная комиссия – 8 профессиональных и 9 партийных членов. Профессиональные члены будут избираться 2/3 голосов состава парламента. Заместителем председателя ЦИК должен быть представитель оппозиционной партии.

– Окружная избирательная комиссия укомплектовывается по той же пропорции и для избрания профессиональных членов будет необходимо согласие 2/3 членов ЦИК.

– Участковая избирательная комиссия комплектуется по той же пропорции. После того, как произойдет рассмотрение в парламенте, профессиональные члены назначаются простым большинством плюс 1 голос в окружной комиссии. Протоколы участковой комиссии будут подписывать пять профессиональных членов и один представитель партии.

– Председатель ЦИК избирается 2/3 голосов состава парламента.

– Должен быть определен четкий критерий для пересчета голосов. В силе остается автоматический пересчет 10% бюллетеней в масштабе всей страны.

– В рамках полномочий ЦИК будет создана целевая группа, в которую войдут представители офиса Народного защитника и приглашенные представители надежных, непредвзятых организаций – наблюдателей на выборах для рассмотрения споров и представления временных рекомендаций ЦИК. Возможно, предоставить этой группе дополнительные функции, как подключение к подсчету голосов.

– Должны быть пересмотрены инициированные в январе 2021 года законопроекты (о регистрации и финансировании партий) в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.

3. Верховенство закона/судебная реформа

В рамках этого парламентского срока в знак первого шага на пути инклюзивных и широкомасштабных реформ, разработанных с участием всех партий, парламент должен утвердить амбициозную судебную реформу с учетом следующих пунктов:

А. Для повышения независимости, подотчетности и качества судебной системы в соответствии с принятыми двумя пакетами реформы правосудия власти Грузии должны:

– При назначении судей первой и апелляционной инстанции должна быть большая прозрачность и основной акцент должен делаться на заслугах кандидатов, их добросовестности и компетенции, путем письменного обоснования.

– Представить парламенту законопроект о назначении судей Верховного суда с учетом заключения Венецианской комиссии от 24 июня 2019 года, особенно в поэтапном подходе к назначению, открытому голосованию в Высшем совете юстиции и необходимость обоснования при представлении судей парламенту.

– Воздержаться от назначения судей Верховного суда по существующим правилам.

– Принять исполнительное законодательство по решению Конституционного суда от 2019 года путем установления правил публикаций решения суда. В то же время все назначения в Верховный суд должны быть приостановлены и заново должен начаться прием заявок после того, как вступит в силу новый закон.

– Провести основательную реформу Высшего совета юстиции, чтобы увеличить прозрачность, добросовестность и подотчетность. В том числе определить вопросы назначения, оценки, повышения, перевода и дисциплинарных решений, которые были отправлены Венецианской комиссии на рассмотрение и рекомендации, по которым должны быть полностью учтены.

– После осуществления конституционных изменений для назначения будущего генерального прокурора, включая публичные дебаты, стороны берут на себя обязательство принять общую позицию, что при назначении будущего генерального прокурора будет необходимо квалифицированное большинство (2/3 от списочного состава – ред.), что обеспечит полный масштаб и поддержку всех партий. Процесс назначения должен соответствовать лучшим международным практикам для обеспечения прозрачного, непредвзятого, основанного на заслугах назначения.

Б. Партии берут на себя обязательство продолжить судебную реформу посредством инклюзивного процесса, включая оценку эффективности третьей и четвертой волны. В процессе осуществления этих реформ будут использованы советы международных экспертов и помощь, особенно в связи с добросовестностью назначаемых судей.

4. Распределение власти в парламенте

А. Члены парламента от оппозиционных партий будут руководить пятью комитетами, при этом два должны быть выбраны из следующего списка:

– Комитет по процедурным вопросам и правилам

– Юридический комитет

– Комитет по правам человека и гражданской интеграции

– Бюджетный и финансовый комитет

– Комитет по внешним связям.

Б. Члены парламента от оппозиционных партий будут занимать одну должность главы парламентской делегации, которая представляет Грузию на следующих форумах: ПА Евронеста, Комитет ассоциации Грузии и ЕС, ПА Совета Европы и ПА ОБСЕ.

В. В будущем позиции должны распределяться по такой инклюзивной формуле как метод D'Hondt (который используется для сведения непропорциональности до минимума).

Г. Партии должны позаботиться о создании формата "Диалога Жана Моне" с Европарламентом.

5. Будущие выборы

А. Партии принимают во внимание оценку БДИПЧ /ОБСЕ, согласно которой "парламентские выборы 31 октября прошли в конкурентной среде с соблюдением основных свобод. Несмотря на это, широко распространенные обвинения о давлении на избирателей и туманность границ между властью и правящей партией снижало доверие избирателей к определенным аспектам выборов… Системный отказ рассмотрения по формальным основаниям большей части жалоб снизил эффективность судебного реагирования.

Б. Партии признают, что они по-разному оценивают выборы 2020 года и соглашаются на парламентские мандаты и участие в будущих выборах, которые пройдут после избирательной реформы, указанной в документе, исходя из интересов политической стабильности и осуществления этого соглашения.

В. Власти Грузии потребуют прибытия международной миссии наблюдателей на местные выборы 2021 года "

Подписывайтесь на видео-новости из Грузии на нашем YouTube-канале

10
Теги:
Грузинская мечта, Оппозиция
Темы:
Трансформация "Грузинской мечты"
Президент Армении Армен Саркисян во время визита в грузинской столице 15 апреля 2021 года

Президент Армении рассказал, о чем говорил с грузинскими коллегами тет-а-тет

25
(обновлено 18:04 16.04.2021)
Из-за пандемии коронавируса и соответствующих ограничений президент Армении в Грузии не смог выполнить всю программу визита

ТБИЛИСИ, 16 апр — Sputnik. Президент Армении Армен Саркисян перед вылетом в Ереван подвел итоги встреч с грузинской коллегой Саломе Зурабишвили и другими высокопоставленными лицами страны, передает Sputnik Армения.

Президент Армении договорился о визите премьера Грузии в Ереван>>

 

В беседе с армянскими журналистами в храме Сурб Геворг в Тбилиси он отметил, что его визит даст свои положительные плоды.

Президент считает, что Армения, как маленькая страна, должна проводить активную и энергичную политику со всеми четырьмя соседями. 

"Мы должны вести активную, наполненную энергией внешнюю политику, иной альтернативы у Армении нет", - сказал президент.

По его словам, Армения должна проводить такой политический курс в отношении не только крупных держав, но и малых государств по всему миру, в особенности с дружественными странами. Кроме того, армянская дипломатия должна так или иначе работать и с враждебно настроенными к Армении государствами.

Саркисян заявил, что Грузия - дружественная Армении страна, что доказано историей. Президент подчеркнул, что с радостью приехал в Грузию после того, как Саломе Зурабишвили подтвердила свое приглашение двухгодичной давности. 

На встречах с грузинской коллегой и другими высокопоставленными лицами, Саркисян обсудил широкий спектр вопросов двусторонней повестки и ситуацию в регионе.

Тбилисская платформа

Стороны обменялись мнениями о политических и региональных событиях, включая войну в Нагорном Карабахе. 

Саркисян подчеркнул, что без окончательного и справедливого решения карабахского вопроса невозможно добиться стабильности и безопастности в регионе. Что же касается предлагаемой Тбилиси платформы для диалога между Арменией и Азербайджаном, президент отметил, что это предложение поступает не впервые.

"Это искреннее предложение, но где, кто и о чем должны переговариваться, мне пока непонятно. Перед тем, как говорить о межгосударственном сотрудничестве, или о совместных проектах, противник должен показать элементарное человеческое отношение", - сказал Саркисян.

Он отметил, что не помнит, чтобы после первой карабахской войны, такое отношение к Баку было бы с армянской стороны.

Президент напомнил, что после войны Армения и армянский народ столкнулись с различными проблемами. Погибли тысячи молодых людей, столько же получили ранения. Он отметил, что это огромный груз - душевный, нравственный, физический и не только. 

Совместные проекты

Саркисян подчеркнул, что с грузинской стороной обсудил возможность реализации совместных проектов, в частности в сфере бизнеса. Он напомнил, что в Грузии есть множество армянских предприятий, как и в Армении - компаний с грузинским капиталом.

"У Грузии таможенные преимущества с Китаем и Европой, а Армения - член ЕАЭС. Представьте, что совместные армяно-грузинские предприятия могут экспортировать свои товары в ЕС, Китай, ЕАЭС", - сказал Саркисян.

Кроме того, обе страны могут сотрудничать в сфере культуры, образования, здравоохранения по части борьбы с COVID-19, ИТ-технологий. Президент считает, что рынки обеих стран невелики, но если их объединить, они станут гораздо привлекательнее для инвесторов.

Президент Армении отметил, что вместе с грузинской коллегой Саломе Зурабишвили должен был посетить и армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети, однако помешали коронавирус и ограничения.

"Я понимаю, что посетить эту территорию в условиях коронавируса невозможно, так как по той же причине нельзя там встречаться и общаться с людьми", - сказал президент.

Президент Армении Армен Саркисян вместе с супругой Нунэ Саркисян отправился с двухдневным официальным визитом в Тбилиси по приглашению грузинской коллеги Саломе Зурабишвили. Это его третий визит в Грузию. В первый раз он отправился на празднование Дня независимости и 100-летия со дня основания Первой демократической республики Грузия 26 мая 2018 года. Во второй раз глава армянского государства принял участие в церемонии инаугурации президента Грузии Саломе Зурабишвили в декабре 2018 года.

Грузино-армянские отношения 2021 - инфографика
Грузино-армянские отношения 2021 - инфографика
25
Теги:
Грузия, Армения
Темы:
Грузино-армянские отношения