Георгий Гахария в школе на возобновлении занятий после ограничений из-за коронавируса

"Больше всего заинтересован в этом лично я" - Гахария о снятии ограничений в Грузии

3602
(обновлено 18:43 01.02.2021)
Правительство следует разработанному плану и будет снимать ограничения по мере улучшения эпидемиологической ситуации в стране, заявил премьер

ТБИЛИСИ, 1 фев — Sputnik. Правительство и лично премьер больше всех заинтересованы в снятии ограничений в стране, но проявляют осторожность, чтобы поспешные шаги не привели к повторному введению ограничений, об этом глава кабмина Грузии Георгий Гахария заявил журналистам в ходе своей поездки по Западной Грузии.

COVID-статистика Грузии: где самые опасные точки ковид-заражения?>>

"Никто сегодня так не заинтересован в быстром снятии ограничений, как правительство Грузии и лично я. Мы все должны понимать, что неправильное, неразумное и поспешное снятие ограничений может стать прямой причиной того, что в будущем нам придется вновь закрыться. Здесь крайне важно соблюдать баланс. У нас есть конкретный план, которому мы следуем шаг за шагом", - заявил Гахария.

Премьер отметил, что с учетом относительного улучшения эпидемиологической ситуации и того, что вирус стал более управляемым, появилась возможность смягчить ограничения раньше намеченных сроков.

"Крайне важны школа и муниципальный транспорт. Это наш приоритет. Мы делаем все для того, чтобы, в первую очередь, восстановить работу муниципального транспорта и отпустить детей в классы", - отметил Гахария.

Гахария также сообщил, что в конце февраля - в начале марта Грузия помимо основной партии вакцин получит дополнительные препараты. По его словам, богатейшие государства вынуждены прибегнуть к все более тяжелым ограничениям, поскольку понимают, что не смогут провести вакцинацию в том масштабе, в котором планировали.

"В нашем случае мы очень много работали, и хочу поблагодарить руководителя Всемирной организации здравоохранения. У нас с ним была очень тесная коммуникация в течение последнего одного месяца, и как результат могу сказать, что Грузия будет первой в списке 18 стран, которые в ближайшее время получат вакцину от Pfizer", - заявил Гахария.

Как отметил глава правительства, главная цель страны заключается в том, чтобы в Грузии были вакцины, признанные ВОЗ.

Грузия в течение этого года должна получить 1,4 миллиона доз вакцины через платформу COVAX. Согласно плану, Грузии нужно 3,9 миллиона доз, для получения которых идет интенсивная и ежедневная работа с разными странами и производителями.

Социологические исследования, проведенные в разное время в Грузии, показали, что количество граждан, согласных сделать вакцину от коронавируса, колеблется от 50% до 60%. Для полного открытия экономики нужно вакцинировать 60% взрослого населения. На это может потребоваться около 164 миллионов лари (50 миллионов долларов).

Приоритетные группы для вакцинации уже определены и распределены так: вначале сектор здравоохранения, затем персонал и бенефициары учреждений долгосрочного ухода (убежища и так далее), потом население старше 75 лет, население в возрасте 65-74 лет, также население в возрасте 55-64 лет, население с хроническими заболеваниями в возрасте от 18 до 54 лет. Далее планируется вакцинация остального населения, в том числе и тех жителей Грузии, которые уже перенесли вирус.

3602
Темы:
Вторая волна коронавируса в Грузии (964)

Парламент Грузии и палатки оппозиции на тротуаре 4 марта 2021 года

Четыре из шести: над какими требованиями оппозиции работает "Грузинская мечта"?

186
(обновлено 13:42 05.03.2021)
Наводить мосты с оппозицией правящая партия начала с реформы избирательной системы и создания следственной комиссии по выборам, рассчитывая на конструктивность и с ее стороны

ТБИЛИСИ, 5 мар — Sputnik. Правящая партия "Грузинская мечта – Демократическая Грузия" уже работает над четырьмя из шести пунктов требований, выдвинутых оппозицией, заявил депутат от парламентского большинства Шалва Папуашвили журналистам.

Реформа выборов в Грузии: глава парламента призвал оппозицию к сотрудничеству>>

В начале недели по инициативе президента Европейского совета Шарля Мишеля, который находился в Грузии с официальным визитом, состоялась встреча лидеров оппозиции и правящей партии. После встречи представители оппозиции сообщили, что сам президент Евросовета, который присутствовал на встрече, составил документ из шести пунктов на основе их требований.

Его визит проходил на фоне политического кризиса, который обострился после ареста лидера "Единого национального движения" Ники Мелия. Оппозиция вышла на улицы, требуя внеочередных выборов и освобождения политзаключенных.

"Когда приезжал президент Мишель, вместе c ним были рассмотрены представленные оппозицией определенные пункты. "Грузинская мечта" уже работает над многими из этих них. Первый пункт – это избирательная реформа. Вы знаете, что мы уже инициировали эту реформу", – заявил Папуашвили.

По его словам, еще одним пунктом является создание комиссии по расследованию легитимности парламентских выборов, прошедших в Грузии осенью 2020 года. Следственная комиссия уже создана в законодательном органе, хотя оппозиция отказывается работать в ней.

"Мы еще раз заявляем: если в рамках следственной комиссии или за ее пределами будет каким-то образом доказана разница в результатах голосования хотя бы в 1%, внеочередные выборы будут назначены. Из тех шести пунктов, которых представила нам оппозиция, мы уже работает над четырьмя. Сейчас дело за ними. Они должны показать, что не только на словах, а действиями готовы к конструктивному диалогу", – отметил Папуашвили.

Вместе с тем депутат отметил, что в шести пунктах оппозиции ни в одном не упоминаются политзаключенные.

"Прошу обратить на это внимание – фамилии не упоминаются. Эти пункты – претензии, которые имеются у наших оппонентов к нам", – подчеркнул Папуашвили.

По его словам, дата очередных переговоров между оппозицией и "Грузинской мечтой" пока не определена.

"Главное, не когда начнутся переговоры, а насколько стороны будут готовы к ним, к достижению соглашения", – отметил Папуашвили.

Что касается проведения плебисцита, Папуашвили заявил, что ответ ясный.

"Все те вопросы, которые касаются внеочередных выборов, допустимы, если будет доказано, что прошедшие выборы не отразили волю народа", – подчеркнул депутат.

Идея о проведении плебисцита, вместо внеочередных выборов в качестве компромисса между оппозицией и правящей партией, прозвучала на встрече сторон с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем, который призвал все стороны сделать максимум для выхода из кризисной ситуации.

186
Теги:
Переговоры, Оппозиция, Грузинская мечта, Грузия
Темы:
Политическая жизнь Грузии
Нино Бурджанадзе в офисе Единого нацдвижения 17 февраля 2021 года

Нино Бурджанадзе прокомментировала идею проведения плебисцита вместо выборов

299
(обновлено 12:05 05.03.2021)
Идея плебисцита имеет право на существование, считает лидер грузинской оппозиционной партии

ТБИЛИСИ, 5 мар — Sputnik. Экс-спикер парламента Грузии, лидер оппозиционной партии "Единая Грузия" Нино Бурджанадзе считает, что проведение плебисцита в стране можно только в крайнем случае.

Плебисцит вместо выборов? Глава Евросовета обратился к грузинской оппозиции>>

Как заявила политик в передаче "360 градусов" на телеканале PalitraNews, главным требованием оппозиции остается проведение досрочных парламентских выборов.

"Эта идея (плебисцита – ред.) имеет право на существование. По поводу данной идеи я и раньше высказала скептицизм. Главной целью есть и остаются досрочные выборы, однако в оппозиции пока не принимали окончательного решения по этому поводу", – заявила Бурджанадзе.

При этом Бурджанадзе отметила, что она больше склоняется к досрочным парламентским выборам.

"В принципе, все придерживаются той же позиции, что основной отправной точкой являются досрочные выборы. Однако, если процесс будет очень осложнен, то есть люди, которые говорят, что мы можем думать о плебисците. Есть люди, которые говорят, что плебисцит – это не выход. Я отношусь к первой категории, которые говорят, что в крайнем случае об этом можно думать", – заявила Бурджанадзе.

Идея о проведении плебисцита вместо внеочередных выборов в качестве компромисса между оппозицией и правящей партией прозвучала на встрече сторон с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем, который призвал все стороны интенсивно работать над тем, чтобы кризисная ситуация в стране была нейтрализована.

Политический кризис в Грузии обострился после ареста лидера "Единого национального движения" Ники Мелия. Оппозиция вышла на улицы и собирается в течение двух недель проводить акции протеста, которые могут быть отложены, по словам лидеров, только в случае если возобновится процесс переговоров с правящей партией "Грузинская мечта – Демократическая Грузия". Протестующие требуют освобождения политзаключенных и проведения внеочередных выборов.

299
Теги:
Грузия, Бека Бурджанадзе
Памятник Иетиму Гурджи

О чем поет вечно молодой Тифлис, или Сказ об ашугах города

0
(обновлено 14:28 05.03.2021)
Об одной из самых красивых и лиричных страниц истории грузинской столицы колумнист Sputnik рассказывает в рамках проекта "Прогулки по Тифлису"

Город хорош по утрам, когда он поет еще не пробудившимся ото сна хриплым тембром мацонщика, звонким цокотом лошадиных копыт, ползущего по булыжной мостовой фаэтона, и шмякающими о протекающую Куру мельничными колесами. Хорош и по вечерам, когда поет голосом духанщиков, тулухчи, торговцев, кинто и всего того люда, который его населяет.

Тифлис вообще поет всегда. Это обычное состояние города и людей, проживающих в нем. Так было во все времена.

Тифлисское многоголосье

Особой стройностью среди всего тифлисского многоголосья выделялись голоса ашугов. Они в этом сумасбродном городе пользовались особой популярностью.

Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи
photo : courtesy of National Library of Georgia
Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи

Ашуги пели о дружбе и любви, о добре и зле. Восславляли воинов, павших в сражениях, слагали о них стихи. Поэзия была основной частью культуры этих народных певцов. Ашуги несомненно обладали даром поэтического искусства. Слагая стихи, они аккомпанировали себе на сазе. Среди них было много незрячих людей и пение на городских улицах зачастую бывало их единственным источником дохода. Можно сказать, это и предопределяло их род занятий.

"Поэзия ашугов пришла к нам из Ирана, – писал поэт, исследователь фольклора Иосиф Гришашвили. – Но настолько видоизменилась, что самим иранцам мелодии наших ашугов чужды. Теперь модно открещиваться от Востока, но не надо забывать, что Грузия – часть этого самого Востока. Итак, без ашугов не было праздника.

В городах и деревнях, в лавках ремесленников и за семейным столом, на народных играх и храмовых праздниках – везде ашуг. Приезжали отовсюду певцы и сказители, мастера экспромта и творцы эпоса. Приходили показать свое искусство, соревновались друг с другом, иной тост звучал как поэма. А на свадьбах ашуги пели песни свадебные.

…Фаэтоны, пролетки, дрожки тянутся по дороге. Босые женщины в черном и белом сторонятся верховых. Влачатся арбы, нагруженные снедью, слышится блеяние жертвенных ягнят… В церковной ограде дымятся костры, в углу двора крестьяне раскладывают товары. Длинные ковры и паласы расстелены на земле, человек тридцать сидят вокруг каждого. Уставлен ковер снедью и кувшинами с вином. В центре внимания гости – тбилисские ашуги, они приехали на праздник показывать Нагли – свой передвижной театр", – писал о них поэт.

Театральные представления с участием ашугов разворачивались прямо на улицах города. Подмостками артистам служили огромные базарные весы – капани. Стоило певцам и музыкантам взобраться на капани и начиналось театральное священнодействие. Главными же в этом экшене выступали ашуги. Они играли на чонгури, обращались с вопросами к публике. Что свисает с небес до земли самой? Кто быстрее всех успокаивается? Что переходит из рук в руки? Все это чем-то походило, как сказали бы сегодня, на интерактивное выступление шоуменов.

Может создаться ошибочное мнение, что ашуги только пели, стихи читали, народ и царей ублажали. Однако в старину они обычно шли впереди грузинского войска и песнями вселяли мужество в души воинов. Они остро переживали беды народа и очень точно передавали стремления и современный дух общества. Грузинская культура многое бы потеряла, если бы не сотни самоучек-композиторов, имя которым ашуги. Тифлис знал многих ашугов, но среди них были трое, пользовавшиеся особой популярностью.

Царь песнопений – Саят-Нова

Арутюн Саадян родился в колоритном тифлисском районе Авлабари. Когда Арутюн подрос, отец отправил его учиться ткацкому мастерству и определил его в монастырь изучать грузинскую грамоту. А достигнув 19 лет, молодой человек отправился странствовать по свету.

Афиша фильма Саят-Нова Сергея Параджанова с участием Софико Чиаурели
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Афиша фильма "Саят-Нова" Сергея Параджанова с участием Софико Чиаурели

В родной Тифлис он вернулся через семь лет под именем Саят-Нова, что в переводе с хинди, по мнению армянского писателя и поэта Ованеса Туманяна, означает царь песнопений, владыка музыки.

Любимый город встретил его радушно. Весть о талантливом ашуге облетела весь город. Он не только слагал песни, но и пел их удивительным голосом. Причем пел на грузинском, армянском, азербайджанском и фарси. И каждым языком, как гласит предание, владел в совершенстве.

В те времена было принято устраивать состязания между ашугами. По окончанию песни певец задавал вопрос обычно философского толка. Противник отвечал ему в песенной форме. Если ашуг не находил что ответить на три поставленных вопроса, состязание прекращалось.

Как-то раз за таким пикированием поэта застал царь Ираклий. И до того он был впечатлен и пленен слогом певца и мелодичностью его напевов, что пригласил Саят-Нова служить к себе во дворец. Более десяти лет он пробыл на службе у царя, руководил дворцовым ансамблем. Но вельможи, завидующие особому положению певца, начали плести интриги. И, в конечном итоге, добились изгнания царского любимца из дворца.

Саят-Нова отправился в Алеппо, однако вскоре, по требованию Ираклия II, снова вернулся на родину. А через три года, став жертвой дворцовых козней, Саят-Нова постригся в монахи. Он был наречен Степаноссом и отправился в Ахпатский монастырь.

По преданию, лишь раз он покинул собственную келью. Как-то ашуг узнал, что в Тифлис пребывает знаменитый певец из Исфахана, бросивший вызов тифлисским ашугам. Мог ли он допустить, чтобы над тифлисскими ашугами кто-то одержал верх. Тайком выбравшись из монастыря, он отправился через снега и вьюги в Тифлис. Ему предстояло перейти горные перевалы. И только достигнув городских стен, Саят-Нова понял, как дорог ему этот родной город.

Конечно же, он одержал в той схватке верх. Саят-Нова после этого, разумеется, возвратился в монастырь и с честью служил в нем, хоть священнослужители и жаловались на него царю, и обвиняли его в неповиновении. На что Ираклий ответил: "Оставьте его в покое". Саят-Нова навсегда остался в сердце царя.

Ашуг дожил до 83 лет. И погиб во время разрушительного нашествия Ага-Мохаммед-хана на Тифлис. Певец нашел убежище в армянской церкви Сурб Геворг, где персы его и обнаружили. Они выволокли старца из храма и потребовали отречься от христианской веры. Старец этого не сделал, за что и поплатился своей жизнью.

Устабаши и распространитель "Сулико" – Азира

Абрам Абрамишвили, снискавший звания приемника Саят-Новы, появился на свет в селе Шулавери Борджалинского уезда Тифлисской губернии в 1845 году.

Азир сочинял стихи, песни и рассказы. За период 1892-1914 гг. было издано десять сборников на грузинском и армянском языках с его стихами, песнями и рассказами. Были также выпущены и грампластинки с записями в авторском исполнении.

Свои стихи и песни он знал наизусть. Но если писал их на бумаге, то иногда не мог сам их прочитать. Азир являлся также автором нескольких пьес. Впрочем, многое из его произведений утеряно в силу того, что он с легкостью и беззаботно относился к своим трудам.

"Бодрый старик с обвислыми с проседью усами, в высокой каракулевой шапке, в платье горожанина с просторными разрезанными рукавами…", так описывал заставший еще живым ашуга поэт Иосиф Гришашили.

Азира боготворил Акакия Церетели. Именно он впервые распространил знаменитую "Сулико" по местечкам и селениям Грузии. В автобиографии Азира пишет: "Когда появился Акакий Церетели, ашугов уже забывали и старое уступало место новому… Именно Акакий услышал добрые старые голоса и перенял их звучание! Да, он скроил, сшил и выложил на прилавок множество драгоценных вещей – к сожалению, разносчика нигде не было видно…"

Кинематографическая архитектура Тбилиси: дом с инициалами, историями и формулой любви >>>

Но разносчики были – это были ашуги. "Какой из писателей, – писал Азира – какой из проповедников мог внушить народу то, что мы внушали нашей сладкозвучной игрой и пением?" О приглашении ашугов в театр Азира рассказывает: "…И все же не похвастаю, если скажу, что простонародье в театр ходило из-за наших песен. В театр я привлекал таких людей, которые и не знали, что сие значит. У меня было 75 учеников – грузин, армян, татар, греков, курдов – из всех уголков Грузии. Приезжали за песней, за прекрасным грузинским языком. И вооружал я их стихами, и расходились они по всей Грузии и по всему Кавказу…"

Кто перечислит, сколько людей благодаря песням Азира пристрастились к чтению? А как любовно он относился к просвещению! "Ах, увидеть бы мне аробщика, читающего на арбе "Иверию"!.." Азира был устабашем амкари ашугов (существовал в Тбилиси и такой цех) и в этой самой должности принес много добра людям – прежде всего слепцам. Сладостные и певучие стихи Азира опьяняли, но могли звучать и резко, и горько.

Во всем чувствовался характер. Азира в своем творчестве часто прибегал к эзопову языку и "болтовней" старался указать народу на его недостатки, пороки. Ушел из жизни Азира в 1922 году.

Сирота и вольнодумец – Иетим Гурджи

Он родился в бедной семье ремесленника в тбилисском районе Харпухи. Мальчику едва исполнилось 15 лет, когда он потерял отца. Семья перебивалась кое-как, а потом Иетим пошел в ученики к мастеру музыкальных инструментов и профессионально освоил игру на дойре, чианури и чонгури. Освоив игру, он начал пробовать себя в литературе.

Первую известность ему принесла баллада "Анна-Баджи", в былинном стиле воскресавшая героические подвиги полумифической женщины-богатырши. Но пришло время военной службы и наш Иетим, как человек, не желающий подчиняться рекрутчине, решил скрыться. Только хватило его ненадолго.

Его выследили и сослали отбывать воинскую службу в город Житомир. Но Иетим не был бы вольнолюбивым тифлисцем, если подчинился бы военным указам, и он вновь убегает, выбирая на сей раз направление – Одесса-Батуми-Баку. Иетим быстро освоился в Баку, тем более, что знал язык. Поэзию Иетима отличал интернационализм. Ведь он вырос в Тифлисе, и впитал этот свойственный городу синтез культур.

Но в Баку его опять арестовали, теперь уже по идеологическим причинам. Иетим вышел на маевку со знаменем, украшенным кумачом с ироническим признанием: "Радуюсь, но не верю". Это радостное неверие обернулось для Иетима Гурджи кандальной мукой в мрачных казенных заведениях Волынской губернии.

В родной Тифлис он вернулся в 1916 году. Иетим Гурджи пользовался большой известностью в среде простых людей. Его обязательно приглашали на свадьбы и другие торжества. Иетим Гурджи скончался в 1940 году, в возрасте 65 лет. Город долго оплакивал своего любимца.

0
Темы:
Прогулки по Тифлису