Спектакль Шинель в театре Грибоедова

"Шинель" Грибоедовского театра: зачем обижать друг друга, если можно любить?

621
(обновлено 14:29 16.02.2019)
Анастасия Шрайбер
Режиссер Автандил Варсимашвили показал социальную сатиру на все, что происходит сегодня вокруг нас

Почему полезно перечитывать классику? Потому что каждый раз ты находишь в ней то, чего раньше не замечал, или то, что, как нельзя лучше, мощнее и в десятку отзывается на вызовы современного мира, на вызовы сегодняшнего дня и сегодняшнего тебя.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Вот, к примеру, режиссер Автандил Варсимашвили, взявшись за знаменитую "Шинель" русского классика литературы Николая Гоголя, решил найти в ней те смыслы и коллизии, ассоциации и фантомы, которых до него никто никогда не находил. И все это он перенес в современную Грузию, в Тбилиси, заставив удивляться и недоумевать от того, насколько глубока классика, и то, что он делает.

Автандил Варсимашвили - худрук и режиссер театра
© Sputnik / Alex Shlamov
Автандил Варсимашвили - худрук и режиссер театра

"О, Господи! Ну что нового можно найти в Гоголе?" - скажете вы. И так думали десятки педагогов-русистов, спешащих на премьеру "Шинели" в Грибоедовский театр, а вместе с ними ученики и студенты, неровно дышащие к литературе и мистическому миру Гоголю. Но "варсимашвилевская" мистификация, которую он, как колобка, испек, щедро приправив символическими специями, привкусом злободневности и изрядной долей сатиры и юмора, однозначно стоит внимания.

Во-первых, замечательное решение - ввести в спектакль ватагу ряженых, скоморохов, если хотите "берикеби". Эти люди в бродячих костюмах и масках животных - участники народных гуляний, пений, шумных плясок, шуток, фокусов и всяких театрализованных обрядов и игрищ, создающие неповторимую атмосферу праздника и трагедии одновременно. Они то глумливо потешаются над Акакием Акакиевичем, то с неподдельным драматизмом оплакивают его.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Ведь эти ряженные в "Шинели" не случайно. Через них Варсимашвили показал социальную сатиру на все, что происходит сегодня вокруг нас. Разве лично мы, вы и все наше окружение - не актеры в разных масках, то черным юмором наполняющие свои будни, то насильно улыбающиеся, то в миг тоскующие по тому, что нам не дано?

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Второе оригинальное решение - сделать главным героем не одного Башмачкина, а всех и каждого. В спектакле грибоедовцев важен каждый актер и каждая реплика, каждый взгляд и жест, крик или молчание. Поэтому важным становится не только исполнитель главной роли Аполлон Кублашвили, но и Иванэ Курасбедиани, поражающий своим комедиантским талантом, а также роскошная игра Арчила Бараташвили и Михаила Арджеванидзе, и даже рассказчица Людмилы Артемовой-Мгебришвили, и все-все остальные. Каждый в этом оркестре незаменим и звучит уникально.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Более чем органично живет в спектакле музыка, как будто струнами томной виолончели и деревянными ложками отбивающая наш короткий век, и на протяжении всей постановки держащая зрителя в саспенсе.

И, наконец, как бонус спектакля - самая красивая, изящная и самая пикантная перчинка - женщина. Женщина, которая живет в шинели, и шинель, которая живет в голове Акакия Акакиевича. Именно этот прекрасный женский образ, свою мечту и мираж счастья Башмачкин видит во сне и наяву. С ней он бредит о своем единственном удовольствии, писательстве, в только ему ведомом наслаждении выводя буквы на языке тела, а значит на языке любви. И чего только стоят рыдания из уст этой женщины-шинели (мастерски исполненной Мариам Кития), когда ее разлучают с Акакием Акакиевичем. Все разлуки мира в этот момент, в этот миг не годятся в подметки этой сцене, самой мучительной и красивой.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

И, наконец, последнее: Автандил Эдуардович очень осторожно, почти на уровне шестого чувства создал в "Шинели" пародию, шарж на привычную модель театра, на то, от чего веет нафталином и зевками. Он оживил театр, вдохнул в него новое дыхание, заставил зрителей смеяться и сопереживать с первой же минуты спектакля. А еще, через гротеск, через все уродливо-комическое, он поставил во главу угла нашу главную проблему - дефицит любви. Сказал нам: зачем обижать друг друга, если можно любить? Так что - это спектакль о любви и внимании, которых абсолютно всем нам в какой-то дозе так не хватает в жизни.

621
Теги:
Тбилиси, Театр Грибоедова
Темы:
Культурная жизнь Грузии (946)
Загрузка...

Орбита Sputnik