Священнослужители в здании Культурного центра Олимпийской деревни во время XXII летних Олимпийских игр.

С Божьей помощью как священнослужители работали на Олимпиаде-80

119
(обновлено 16:53 29.07.2020)
Как работал религиозный центр Олимпийской деревни и почему некоторые священнослужители порой скучали в молитвенных залах – в материале Sputnik

 

Sputnik, Мария Науменко, Лев Рыжков

Накануне московской Олимпиады 1980 года предстояло решить непростую задачу: по правилам Международного олимпийского комитета необходимо было обустроить молитвенные помещения для спортсменов. 

Спортсмены заходили сфотографироваться

"По поводу советских спортсменов вопрос не стоял. Это все делалось по большей части для иностранных делегаций. Я не видел ни одного нашего спортсмена, кто бы подошел на благословение и участвовал в каких-то молитвенных действиях", - вспоминает настоятель Храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов, которому в 1979 году было поручено организовать молитвенные комнаты в Олимпийской деревне.

В культурном центре Олимпийской деревни в Москве выделили три зала размером 100 квадратных метров каждый. В одном из них совершались молебны для тех, кто исповедовал христианство (католики, православные и приверженцы различных протестантских течений), в другой — ислам, в третьей — иудаизм и буддизм. Представители некоторых религиозных структур были приглашены из-за границы. Для совершения обрядов подобрали 20 человек священнослужителей. Одним из них стал нынешний главный раввин России Адольф Шаевич.

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Адольф Шаевич
photo: ourtesy of Photohost G8
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Адольф Шаевич

Он отмечает, что к нему в молитвенную комнату спортсмены заходили только сфотографироваться – "ни разу не было такого, чтобы атлеты собрались помолиться".

"Все, кто приходил, удивлялись. Знали, что в Советском Союзе преследовалась религия, а тут вдруг в Олимпийской деревне целый религиозный центр. Для нас и самих было удивительно, неожиданно, что было принято такое решение", - признается Шаевич.

То, что молитвенные комнаты не пользовались популярностью среди спортсменов, подтверждает и один из бывших руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов Вальтер Мицкевич.

"Это было довольно таким скучным дежурством. Немногие к нам приходили: прибежит какой-нибудь иностранный спортсмен, встанет на колени, помолится. В контакты особые мы с ними не вступали", - говорит Мицкевич, который в 1980 году нес службу в Олимпийской деревне.

Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.
© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

Зато особый интерес к священнослужителям проявляли представители зарубежных СМИ.

"Приходили десятки журналистов – японцы, норвежцы. Фотографировали, брали интервью, задавали вопросы, как вообще в Союзе обстоят дела с религией. Многие из них жили в Олимпийской деревне и постоянно крутились в культурном центре", - вспоминает Шаевич.

После утренних молитв шли смотреть телевизор

"Я молитвенную комнату делил с двумя буддийскими ламами. Каждое утро начиналось с того, что я молился в своей половине зала, они – в своей, а потом мы шли смотреть телевизор. Единственное, в центре было определенное количество спортсменов-католиков, которые часто ходили молиться", - рассказывает Адольф Шаевич.

"Вот побудут с утра мусульмане, затем запрут комнату - им всё же интереснее пойти на стадион или еще куда-то", - добавляет Мицкевич.

Вальтер Артурович вспоминает, что католические священники прибыли в Москву из Литвы, и он всегда с любопытством наблюдал за их обрядами.

"Католиков было трое, в черных мантиях до пят. Они каждое утро, каждый день молились и вспоминали Голгофские страдания Иисуса Христа", - говорит Мицкевич.

Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.
© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

По словам Шаевича, представители всех конфессий дружно общались между собой и каждый день делились впечатлениями о соревнованиях.

"Мы общались практически со всеми священнослужителями: православными, мусульманами. Мы, собственно, жили в одной гостинице, общение было тесным, обменивались впечатлениями. В основном, шли разговоры о спорте", - подчеркивает Шаевич.

В вестибюле культурного центра стояли большие японские телевизоры, кроме того, экраны были и в ресторанах - по ним транслировали соревнования. Раввин отмечает, что как большой любитель спорта использовал любую возможность, чтобы отслеживать ход соревнований.

Шаевич вспоминает, что после Игр нужно было отчитаться "перед органами". И в Совете по делам религий при Совете Министров СССР он так и доложил: "религиозных мероприятий не было, никто молитвенников (сборник молитв - прим. ред.) не просил и не приходил".

"В Олимпийской деревне не было никакой рекламы молитвенных залов. Нужно было все-таки большими буквами написать табличку: "Молитвенная комната", чтобы было ясно, что здесь храм. Этого не было. Как спортсмену понять, что это место для того, чтобы пообщаться с Богом, со священнослужителями?! Поэтому, в основном, придешь в деревню и не знаешь, куда ткнуться", - сетует Мицкевич.

Слова протестантского священнослужителя подтверждает и советский спортсмен-конник Юрий Сальников, который завоевал бронзу в личном первенстве на XXII Олимпийских играх в Москве.

"Я не видел молельные залы в деревне, и я туда не попал. Я и крещён, и в Бога верую. И если бы знал о молитвенных комнатах в деревне, то зашел бы туда. Говорю это искренне", - признается Сальников.

"В Москве в любой храм верующий спортсмен мог зайти, это не возбранялось. Но официально заявить, что я человек религиозный и участвующий в Олимпийских Играх, – это тогда был нонсенс. Все молчали", - добавляет православный священник Николай Соколов.

Кинозал и сувенирные лавочки – как служители проводили досуг в деревне

Священнослужителям приходилось придумывать себе различные развлечения, чтобы скоротать время.

"Время-то тягостное, когда никто не приходит. Я довольно часто посещал кинотеатр, там крутили лучшие советские фильмы, и зал был всегда пустым", - говорит Мицкевич.

Еще Вальтер Артурович любил гулять по Олимпийской деревне с "чудесными парикмахерскими и разными сувенирными магазинчиками".

Олимпийская деревня. В парикмахерской
© photo: Sputnik / Vitaly Arutunov
Олимпийская деревня. В парикмахерской

"Я с удовольствием приобрел в магазинах открытки с храмами, нашими достопримечательностями, с картиной Иванова "Явление Христа народу", – вспоминает Мицкевич.

Также в Олимпийской деревне постоянно устраивали по вечерам дискотеки и организовывали концерты с участием звезд советской эстрады.

"Приезжали наши ведущие артисты: Лев Лещенко, Владимир Винокур, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина. В обычное время на их концерты непросто было попасть. Там я познакомился с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Он с удивлением отнесся к тому, что раввин тоже есть в религиозном центре деревни", - говорит Адольф Шаевич.

Дискотека в Олимп деревне
© photo: Sputnik / Vitaly Saveliev
Дискотека в Олимп деревне

"Я не забуду, как Зыкина пришла в молитвенную комнату и сказала: "Да, конечно, Бог есть, как нету Бога… Надо людям давать больше возможностей слышать о Боге". Это было так приятно слышать, что представитель нашей интеллигенции, культуры заявляет: надо учить людей морали, духовной нравственности", - вспоминает Мицкевич.

Соборную мечеть чуть не снесли ради олимпийской стройки

Московская соборная мечеть в 1980 году стала местом паломничества спортсменов-мусульман и официальных делегаций из стран Ближнего Востока. Однако накануне Игр религиозным деятелям пришлось бороться за это здание. Для строительства СК "Олимпийский" был снесен почти целый квартал исторической застройки. Эта участь грозила и мечети. Прецеденты были. Так, при возведении Олимпийской деревни была снесена православная церковь.

"Мой отец Абдулкадир Валитов писал во все инстанции. Мол, вы проводите спортивное мероприятие международного уровня. А когда приедут гости из арабских стран, куда вы их будете водить?!" - рассказывает имам мечети в Отрадном "Ярдям" Исмаил-хазрат Валитов.

К тому же, за мечеть вступились послы Египта и Саудовской Аравии в СССР. В результате, власти отменили свое решение о сносе.

Московская соборная мечеть.
© photo: Sputnik / Boris Prikhodko
Московская соборная мечеть.

"Во время Олимпиады в Московскую Соборную мечеть приезжали иностранные делегации и те спортсмены, у которых не было соревнований в определенные дни. Там вместе со всеми мусульманами-прихожанами они совершали намаз. Это было при мне, я видел это", - вспоминает советник председателя Духовного управления мусульман России Харис Саубянов.

Другой сын Валитова Ислам-хазрат утверждает, что в мечеть приходили и советские спортсмены.

Как служители попадали в Олимпийскую деревню

Для аккредитации в Олимпийской деревне Совет по делам религии должен был подобрать и подготовить "проверенных служителей культа православных и католических священников, лютеранских пасторов, раввина, имама, буддиста. Однако Мицкевич и Шаевич утверждают, что специальный отбор для служения в Олимпийской деревне они не проходили.

"Именно благодаря Олимпиаде я стал Московским раввином. Я в 80-м году как раз получил раввинский диплом, вернулся после учебы из Будапешта. Я был первым раввином в СССР, получившим образование при советской власти. Поскольку я родом из Биробиджана (столица Еврейской автономной области в РФ - ред), меня хотели отправить туда. Но тут случилась Олимпиада, и меня на это время оставили в Москве, дали поработать на Играх", - комментирует Адольф Соломонович.

К Играм из Америки в Москву прислали тысячи молитвенников

США бойкотировали ОИ-80, и американские спортсмены не приехали на Олимпиаду в Москву. Однако литература по иудаизму для молитвенного зала была отправлена из США специально к Играм.

"Мы именно к Олимпиаде получили из Америки от раввина Артура Шнайера по несколько тысяч молитвенников, пятикнижий Моисея, экземпляры Торы. В Союзе в связи с Играми нам разрешили принять большое количество религиозных изданий. Часть из них я привез и в Олимпийскую деревню. Православные и мусульмане, по-моему, тоже получили большое количество книг из-за рубежа", - рассказывает Адольф Соломонович.

119

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

204
Жвачки, газированные напитки в банках и плавленные сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube"

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского? Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр.

204
Теги:
Олимпийские игры
Дирижер ГАБТа народный артист России Одиссей Димитриади во время выступления.

Почему музыкальное оформление Олимпиады-80 доверили грузинскому дирижеру

513
(обновлено 19:59 03.08.2020)
Дочь главного дирижера Олимпиады-80 Одиссея Димитриади рассказала Sputnik о сложной судьбе своего отца и его вкладе в музыкальное оформление Игр

3 августа, вечер. Отсчет времени до закрытия Олимпиады пошел уже на минуты. По арене стадиона "Лужники" еще передвигаются танцевальные коллективы, спортсмены. Но музыка звучит уже как-то вяло и приглушенно. На лицах зрителей застыло ожидание чего-то важного. Наконец раздаются начальные ноты песни в исполнении Лещенко и Анциферовой и из-за кулис выплывает гигантский надувной медведь. Символ Олимпиады машет зрителям лапой и ударяет по стадиону почетный круг.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

Грусть от окончания праздника достигает кульминационного момента. Сейчас Мишка, все так же улыбаясь, взлетит на воздушных шарах в небо. И прощание с символом Олимпиады войдет в историю как самый эмоциональный эпизод XXII Летних Олимпийских игр.

С того знаменательного дня прошло сорок лет. А кадры с улетающим Мишкой и по сей день вызывают грусть. Потому что для рожденных в СССР это кадры прощания с детством, юностью и страной, которая развалилась через каких-нибудь десять лет.

Хотя, не случись мелодичной песни, может, и закрытие не получилось бы таким лиричным. Союз готовился к Олимпиаде как к мероприятию планетарного масштаба. И закрытие Игр, так же, как и открытие, планировалось сделать грандиозным и запоминающимся. По этой причине к написанию олимпийских хитов было решено привлечь ведущих песенников - Пахмутову и Добронравова, а музыкальное оформление доверить главному дирижеру Тбилисского театра оперы и билета Одиссею Димитриади.

Путевка в жизнь

Одиссей Димитриади родился 7 июля 1908 года в многодетной семье члена батумской городской думы Ахиллеса Димитриади. Способности к музыке у мальчика начали проявляться еще в раннем возрасте. Поэтому, как только Одиссей подрос, его определили в музыкальную школу, где обучали пению и игре на фортепиано. Позже он начал брать частные уроки по скрипке. А к моменту определения будущей профессии уже точно знал, что свяжет свою жизнь с музыкой.

Но не все было так просто. Новая власть конфисковала имущество купца Ахиллеса Димитриади, лишив его и избирательного права. По законам нового времени, дети таких людей не имели права на высшее образование. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии, летом 1925 года Одиссей отправился к старшему брату, который служил в Сухуми на государственной службе. Одиссей должен прожить там год, чтобы при поступлении в консерваторию предъявить справку о том, что находится на иждивении брата.

Через год он поступил на теоретико-композиторское отделение Тифлисской консерватории. Во время учебы он познакомился с студенткой вокального отделения, будущей артисткой оперы Надеждой Харадзе. Молодые влюбились и сразу же поженились. По нелепому совпадению в это же время в Батуми арестовали и сослали в Сибирь отца Одиссея. И только благодаря усилиям посла Греции, бывавшего в их доме в лучшие времена, отца удалось вызволить. Но все же судьба надломила его, и прожил он после недолго – год.

Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.

Одиссей же по окончанию учебы в консерватории едет в Сухуми. Там он начинает работать заведующим учебной частью музыкального техникума. В то же время увлеченно пишет музыку для спектаклей греческого драматического театра, оркестровые и фортепьянные пьесы. И мечтает связать жизнь с дирижерством. И в то же время понимает, что для достижения поставленной цели знаний у него маловато, нужно продолжать учебу.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Maximov
Дирижер Одиссей Димитриади

Кровать за "Евгения Онегина"

Годы учебы в Ленинграде Одиссей Димитриади будет вспоминать как одни из самых ярких. Одиссей поступил в консерваторию и поселился в общежитии.

Но кровати для него не нашлось, и Одиссей спал в комнате у друзей, на рояле. Это было крайне неудобно, потому что во время сна можно было соскользнуть с рояля. Притом нужно было подниматься раньше всех, чтобы подготовить инструмент к занятиям.

И вот однажды, когда Одиссей в учебной студии репетировал оперу "Евгений Онегин", к нему подошел комендант общежития и сказал – хорошо дирижируешь, приходи завтра, дам кровать. Так, сыграв "Евгения Онегина", Одиссей перешел спать с рояля на кровать.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1934 году в Ленинград приезжает один из величайших дирижеров мира, соотечественник Одиссея Димитрий Митропулос. И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! Одиссей лелеял мечту ставить спектакли на исторической родине. Но старший коллега посоветовал не уезжать в Грецию и продолжить музыкальную карьеру в Ленинграде. Объяснял это тем, что в Греции музыкальная культура не такая высокая.

По окончанию учебы, Одиссей вернулся домой. Жизненные пути с супругой у Одиссея к этому времени разошлись. Он женится на другой женщине, выходит замуж со временем и Надежда. Но молодые люди остаются друзьями на всю жизнь.

- С папой я впервые увиделась в пять лет, - рассказывает дочь Одиссея Димитриади, профессор тбилисской консерватории Нана Димитриади. - Они же с мамой были в разводе. А моя бабушка, мамина мама, научила меня: "Когда придет папа, ты скажи ему - бродяга". И вот он появился. Взял меня на руки. И я едва слышно, стесняясь, выдавила из себя это слово - бродяга. Папа, конечно, улыбнулся и прижал меня к себе. С этого началась наша с ним дружба. Родных сестер и братьев у меня не было. Но моих сводных братьев я именно так и воспринимала. У нас были такие близкие отношения! И с тетей Лизой (вторая жена Одиссея Ахиллесовича) я дружила, мы с ней часто секретничали. Папа был очень привлекательным и обаятельным мужчиной и всегда пользовался вниманием у женщин. Тетю Лизу это донимало (смеется – прим. ред).

Одиссей Димитриад с дочерью Наной
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриад с дочерью Наной

Талантливый, но неблагонадежный

В Абхазии, куда он возвратился из Ленинграда, Одиссея назначили дирижером государственного симфонического оркестра Абхазии и директором Сухумского музыкального училища. Правда, предварительно выставили условие - отказаться от греческого гражданства. С мечтой увидеть родных и выступить на греческой сцене пришлось расстаться. Любовь к музыке взяла верх.

- Папа был очень сильным патриотом. Он и моих братьев назвал греческими именами, вот только меня назвать традиционным греческим мама не дала, - говорит Нана. - Она заявила, что мать у ребенка грузинка, поэтому девочку назовут грузинским именем. Мама хотела перевести меня на собственную фамилию. Но ее отец, мой дедушка, сделать этого не дал. "Нет, ни в коем случае, девочка будет носить отцовскую фамилию", – сказал он. Но несмотря на фамилию и корни, ни один из нас троих не владел греческим языком.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik /
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1937-м состоялось его первое выступление в тбилисском театре оперы и балета, он дирижировал оперой "Евгений Онегин". Успех был таким ошеломляющий, что главный дирижер театра оперы и балета Евгений Микеладзе пригласил Одиссея приехать работать в Тбилиси. И Одиссей соглашается. Он и предположить не мог, что через пару месяцев Микеладзе арестуют и расстреляют. После произошедшего Одиссей стал ждать, что скоро явятся и за ним. Но не пришли.

А потом началась война. Он выступал в качестве пианиста в воинских частях Красной армии. Даже получил медаль за оборону Кавказа. По окончании войны его назначают главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской СССР. А в 1952 году главным дирижером Оперного театра. Но какие бы награды он ни получал и каких бы больших успехов ни добивался, Димитриади все равно оставался для власти неблагонадежным.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

- Как-то в Тбилиси из Москвы приехал папин друг и большой музыкант Мелик-Пашаев, - продолжает Нана. - Он послушал папу и сказал, что таланту Одиссея нужен другой масштаб, чтобы развернуться. Одиссей последовал совету и поехал в Москву.

Он выступил там с большим успехом. Пришло время писать заявление о приеме на работу в Большой театр. Анкета, которую заполнял дирижер, содержала вопросы и относительно родственников. И Одиссей написал все, как есть, о том, что вся его родня живет в Греции. Так все равно же узнают, рассуждал музыкант. Прошло время, а ответа его так и не удостоили.

Все поменялось после смерти вождя народов. Наступила оттепель. И его позвали в Большой. Потом была работа, гастроли по разным странам в статусе ведущего дирижера Большого театра. Он, наконец-то, после длительной разлуки поехал в Грецию и увиделся со своими родственниками, которые эмигрировали после революции. А во время его пребывания в Мексике случилась трагедия, погиб сын Одиссея.

- Парису лет 25 лет было. Он отдыхал с компанией друзей. Они шли вечером, пели, а у него было плохое зрение, и он не заметил оградительной ленты на дороге. Шагнул туда, и нога провалилась в насыпь и увлекла его. А он в это время поднял вверх руки, потому что испугался, что руки повредятся, он же был очень талантливый пианист. В итоге он сильно повредил почки и через 12 дней скончался. Папа очень тяжело переживал смерть Париса. Перенести горе ему помогала любимая музыка.

"Кармен" и Олимпиада

В начале 70-х министр культуры ГССР композитор Тактакишвили приглашает Димитриади возглавить театр оперы и балета в Грузии.

- Не прижился папа в Москве, несмотря на то, что, уехав туда, он добился большого профессионального роста. Но он был слишком привязан к Грузии, он не мог без нее. И всегда был готов вернуться в Грузию, какой бы заманчивой ни казалась работа в любом другом городе.

Димитриади уже готовился ставить на грузинской сцене оперу Бизе "Кармен", когда в театре случился пожар. Как потом выяснилось, то был поджог. После этого театр уходит на ремонт на долгие шесть лет. Димитриади решает осуществить давнишнюю мечту жизни и едет работать в Грецию. А в 1980 году Димитриади назначают главным дирижером Олимпиады-80.

- Мы с папой никогда не говорили об Олимпиаде, - вспоминает его дочь. - Он ведь был человеком творческим. А Олимпиада была для него событием немного конъюнктурным. Конечно, в главные дирижеры его пригласили неспроста. Только вслушайтесь, главный дирижер открытия и закрытия летних Олимпийских игр – Одиссей Ахилесович Димитриади! Грек дирижирует Олимпиадой!

- Но это все шутки, - улыбается Нана - Его пригласили, конечно же, не только из-за его греческого происхождения, а потому что он был профессионалом с большой буквы, - продолжает увлеченно Нана. - Папа был очень образованным музыкантом. Его уважали и любили. В первую очередь, в силу его высокого профессионализма. Он был очень многогранным музыкантом с феноменальной памятью. Помнил все оперетты, которые слушал в детстве в Батуми. Поэтому часто устраивал вечера вальса и оперетт.

Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном

Одиссей Димитриади ушел из жизни в 2005 году. Он служил искусству до конца своей долгой и непростой жизни. И каким бы сложным ни бывал в жизни выбор, делал его всегда в пользу музыки. Просто потому, что любил ее до самозабвения и по-другому не мог.

513
Обменные пункты - курс 3.37

Курс лари на понедельник 3,3332 GEL/$1

0
(обновлено 01:31 26.09.2020)
По сравнению с предыдущим значением, курс грузинской национальной валюты понизился на 0,0435 лари по отношению к доллару

ТБИЛИСИ, 28 сен — Sputnik. Национальный банк Грузии установил обменный курс лари по отношению к доллару США на 28 сентября в размере 3,3332 GEL/$1.

По сравнению с предыдущим значением, курс грузинской национальной валюты понизился на 0,0435 лари по отношению к доллару.

Кросс-курс основных валют на 28 сентября
Кросс-курс основных валют на 28 сентября

 

0
Теги:
Доллар, Лари, Национальный банк Грузии, валютный курс
Темы:
Курс лари к доллару на сегодня в Грузии