Универсальный спортивный зал Дружба Центрального стадиона имени В. И. Ленина

"Ушли почти в ноль" - экономический обзор Олимпиады-80

218
(обновлено 20:57 22.07.2020)
Затраты на проведение Олимпиад почти всегда превышают вложения, но смотреть нужно на то, пригодилась ли созданная инфраструктура, используются ли построенные спортивные объекты, уверены эксперты

 

Поросшие травой стадионы, засыпанные мусором бассейны, разбитые трибуны, разворованные административные здания - фотографии олимпийских объектов в Афинах (2004) и Рио-де-Жанейро (2016) вызывают уныние. Эти две Олимпиады стали с одной стороны бездонной бочкой – в ходе строительства объектов шло постоянное удорожание зданий и сооружений, с другой - образцом бесхозяйственности – большинству спортивных объектов просто не нашли применения.

Подготовка Рио-де-Жанейро к Олимпийским играм
© photo: Sputnik / Grigory Sysoev
Подготовка Рио-де-Жанейро к Олимпийским играм

Только по официальным данным, на организацию Олимпиады Грецией было потрачено 13 млрд. евро, вследствие чего вырос государственный долг, а выйти из разразившегося экономического кризиса стране не удалось до сих пор. А в Бразилии почти сопоставимые с Афинами траты на Олимпиаду (43,2 млрд. реалов - около 13,2 млрд. долларов) вызвали не только тяжелый экономический, но и политический кризис.

Олимпийский объект в Афинах
DAVID J. PHILLIP
Олимпийский объект в Афинах

Бытует мнение, что и XXII летние Олимпийские игры 1980 года, проводившиеся в СССР, стали небывалым бременем для Советского Союза и едва ли не привели к его развалу. Однако эксперты считают иначе. Более того, Олимпиада дала импульс в развитии целого ряда отраслей.

Москва вышла почти в ноль

"Перед Оргкомитетом "Москва-80" была поставлена задача – обеспечить покрытие расходов, необходимых для организации Игр. Это почти удалось. Более того, по тем временам наша Олимпиада стала лидером по эффективности экономической программы: поступления средств составили 760 миллионов рублей, расходы – 862 миллиона. Сравните с немцами из Оргкомитета "Мюнхен-72": расходов – 1,972 млрд. марок, поступлений – 1, 358 млрд. Про Монреаль-76 даже говорить не стоит: долги после тех Игр город выплачивал еще 30 лет!" - напишет спустя годы в своей книге "Записки олимпийского казначея" Владимир Коваль.

Во время Олимпиады-80 он был заместителем председателя оргкомитета Игр и отвечал за экономическую программу. К сожалению, сам Коваль ушел из жизни почти десять лет назад, но слова олимпийского казначея нам подтвердил его непосредственный начальник - первый заместитель председателя оргкомитета Игр XXII Олимпиады 1980 года в Москве Виталий Смирнов.

Во время интервью, когда вопросы касались цифр, он сразу отсылал к книге "Записки олимпийского казначея", утверждая, что Владимир Коваль ни в чем не ошибся. "Я больше скажу – у Коваля после выхода книги были проблемы, поскольку он раскрыл многие засекреченные сведения", - признался Смирнов.

Почетный член Международного олимпийского комитета (МОК) Виталий Смирнов
© photo: Sputnik / Elena Sobol'
Почетный член Международного олимпийского комитета (МОК) Виталий Смирнов

Но вообще до середины XX века Олимпиады чаще всего были убыточными, начиная с первых современных игр в Афинах 1896 года. Ее спонсировали меценаты и энтузиасты, а часть расходов удалось покрыть благодаря выпуску памятных марок и монет. И лишь в 20-х годах ХХ века к финансированию Олимпиад стали привлекаться спонсоры, что стало приближать организаторов к максимальному покрытию расходов.

В 1932 году Олимпийские игры в Лос-Анджелесе впервые стали прибыльными – удалось заработать около одного миллиона долларов. Но только потому, что для соревнований использовались уже действующие спортивные комплексы. Именно строительство спортивных комплексов, жилья для спортсменов, пресс-центров, инфраструктуры - дорог, аэропортов и прочего - как раз и является основной статьей расходов любых Игр. Поэтому дальнейшие Олимпиады, вплоть до московской, были убыточными.

Одна только Олимпиада в Монреале 1976 года принесла убыток в 1,5 млрд. долларов. Разницу восполнили за счет бюджета канадской провинции Квебек, которая расплачивалась по олимпийским займам до 2006 года.

Но уже спустя четыре года Москва могла повторить успех Лос-Анджелеса 1932 года. При этом вкладывая громадные деньги в подготовку к Играм.

"В Москве было построено Шереметьево-2, телевизионный центр с новейшим оборудованием - до Игр у нас работало всего три телеканала, а после - уже 21, больше чем в два раза увеличился гостиничный фонд. Кроме того мы построили мощный парусный центр в Таллине, где проходили регаты, много тренировочных центров, в частности парусный центр в Сочи. Помимо этого Олимпийские игры проходили еще в Ленинграде, Киеве и Минске, где тоже был выполнен очень большой объем работ. А передвижные телевизионные центры, собранные к Олимпиаде-80, работали до недавнего времени", - отмечает Виталий Смирнов.

Вывеска на здании терминала аэропорта Шереметьево
© photo: Sputnik / Evgeny Odinokov
Вывеска на здании терминала аэропорта Шереметьево

Он напоминает, что к Играм был построен и Совинцентр (Хаммеровский центр) в Москве, который впоследствии стал называться Центром международной торговли. "Это бы все произошло, но не к 1980 году", - подчеркивает Виталий Смирнов, занимавшийся подготовкой и проведением Олимпиады-80.

Если бы не бойкот со стороны западных государств, именно московская Олимпиада смогла бы, как минимум, выйти в ноль, но скорее всего, принести прибыль. Однако совсем не олимпийские, а предвыборные игры президента США Джимми Картера, призвавшего бойкотировать московскую Олимпиаду, нарушили все планы советского руководства.

И первой современной Олимпиадой, принесшей прибыль, стали игры 1984 года в Лос-Анджелесе, которые бойкотировал уже Советский Союз. Эти Игры были почти полностью профинансированы частными инвесторами. И во многом прибыль складывалась благодаря трансляции Олимпийских игр - одна только американская телекомпания ABC заплатила за лицензию 225 миллионов долларов. Поэтому суммарные доходы оргкомитета Игр превысили 750 миллионов долларов при расходах в 550 миллионов.

Похожих результатов удалось добиться и на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году, прибыль достигала почти 500 миллионов долларов. Кроме того, в каждую Олимпиаду вкладывает приличную сумму денег Международный олимпийский комитет (МОК).

К слову, американские телекомпании в отличие от Олимпиады в Лос-Анджелесе решили не тратиться на Советский Союз. В декабре 1976 года, приехав на встречу в московскую гостиницу "Советская", руководители трех главных телеканалов – ABC, NBC и CBS - сговорились и попытались купить права на трансляцию Игр вскладчину, поставили ультиматум и предложили всего 50 миллионов долларов (в разы меньше, чем за трансляцию игр в США в 1984). Американцы были твердо уверены в силе своего ультиматума. Но как вспоминал Коваль, Москва отказалась принять эти условия, и спустя пару месяцев на новые переговоры прилетели только представители ABC и NBC. В итоге победила компания NBC, предложив 87 миллионов долларов. На тот момент рекордная сумма в истории Олимпиад.

Контракты на трансляции важны и сегодня - организаторы получают половину всех доходов на предолимпийском этапе именно за счет этих продаж.

Все познается в сравнении

Самые дорогие в истории олимпийского движения Игры были проведены в Токио в 1964 году – на них было потрачено около 2 млрд. долларов. К Олимпиаде была затеяна столь масштабная реконструкция столицы Японии, что закончить ее удалось лишь к концу 1970-х годов. Японцы очень беспокоились о престиже Игр. Но при этом их не смущал тот факт, что олимпийская деревня была устроена в бывшей американской казарме.

"Я тогда возглавлял федерацию водного поло, жил вместе со спортсменами в одной комнате, в которой у нас стояло 30 кроватей. Но в то время нас все устраивало. Запомнилось, что Олимпийская деревня была полностью закрыта для автотранспорта, а передвигались мы по ней на велосипедах", - рассказал Виталий Смирнов.

Дискотека в Олимп деревне
© photo: Sputnik / Vitaly Saveliev
Дискотека в Олимпийской деревне

А на зимних Олимпийских играх в американском Лейк-Плэсиде в 1980 году спортсменов и вовсе поселили в здании будущей тюрьмы для несовершеннолетних преступников. Деревня еще не была обнесена высоким забором с колючей проволокой, но ощущение было не из приятных - комнаты были очень маленькими, а зала, в котором могла бы собраться вся команда, вообще не было.

"Представьте - половина купе поезда, в нем двухъярусная кровать и умывальник, и все. Вот такие условия были. Но так жили практически все команды, кроме, разве что американцев и канадцев", - вспоминал американское гостеприимство хоккеист, многократный чемпион мира и СССР, двукратный олимпийский чемпион Владимир Крутов.

Спустя всего несколько месяцев американцы могли бы увидеть настоящее гостеприимство, если бы не проигнорировали Игры в Москве. Всех приехавших спортсменов расселили по двое в отдельные квартиры в специально выстроенной Олимпийской деревне, которая задумывалась как обычный московский район.

Гарнет Шарват (Никарагуа) и Хосе Луис Лавердисна (Республика Куба) в Олимпийской деревне. XXII летние Олимпийские игры (19 июля - 3 августа).
© photo: Sputnik / Alexander Grashenkov
Гарнет Шарват (Никарагуа) и Хосе Луис Лавердисна (Республика Куба) в Олимпийской деревне. XXII летние Олимпийские игры (19 июля - 3 августа).

"Условия проживания в Олимпийской деревне были блестящими - ковры, телевизоры, холодильники. На кухне в достаточном количестве чай, кофе, сахар, можно было что-то приготовить. А сколько там было посажено деревьев, какой была парковая зона. Шикарная идея", - говорит Виктор Смирнов.

Правда, хозяева Олимпиады рассчитывали на 15 тысяч человек из 140 стран, но из-за бойкота приехало только около 7 тысяч из 80-ти. Большая часть квартир так и осталась пустыми. Но зато после завершения Олимпиады обычные советские очередники въезжали в совершенно новое жилье.

При этом в Олимпийской деревне можно было не только готовиться к состязаниям, отдыхать и ходить по кафе, но даже смотреть спектакли в специально выстроенном театре, который работает до сих пор.

"Зря американцы, немцы и другие страны, поддержавшие призыв Картера, к нам не приехали. Вот это был размах! Ни до, ни после ничего подобного я не видел – ни Монреаль в 76-м, ни в Сеул в 88-м ни в какое сравнение с нашей Олимпиадой не шли", - до сих пор восхищается Играми в Москве олимпийский чемпион и легенда конного спорта Виктор Угрюмов.

Сервировка стола в ресторане Метрополь.
© photo: Sputnik / Vladimir Bogatyrev
Сервировка стола в ресторане "Метрополь".

Он вспоминает, что разница была заметна даже в мелочах. Если нужно было доехать от конюшни до Олимпийской деревни, ждать попутчиков не приходилось – достаточно было подойти к водителю, тот заводил двигатель даже ради одного спортсмена и вез в деревню. Ничего подобного в Монреале не было – нужно было ждать, пока весь автобус не набьется людьми.

Или можно было привести в столовую Олимпийской деревни кого угодно и сказать "это со мной", а в Монреале каждая порция была под учетом и даже стюардов не кормили. "Мы сидим, едим, а они стоят, смотрят – и посадить за стол никого не можем, в итоге набирали еду для них с собой", - рассказал Угрюмов.

После посещения Олимпийской деревни американский предприниматель и давний друг СССР Арманд Хаммер заявил: "Ваша Олимпийская деревня удобна со всех точек зрения. И в то же время она красивая. Она так же грандиозна, как церемония открытия Игр. Вернувшись в США, я скажу мэру Лос-Анджелеса, что тот просто обязан приехать в Москву еще до конца Игр. Полезно посмотреть, как все организовано у вас в столице, поучиться". Но мэр все-таки не приехал.

И так со всеми олимпийскими объектами – все они в той или иной степени до сих используются в Москве по назначению.

Люди были готовы на все ради Игр

При подготовке Олимпиады-80 впервые вместо применявшихся в предыдущие десятилетия государственных займов, было использовано два относительно новых способа привлечения средств населения. Согласно совместному отчету Оргкомитета "Олимпиада‑80" и Министерства финансов СССР за 1976‑1980 годы, было реализовано товаров с олимпийской символикой на сумму 3,6 млрд. руб., а также продано лотерейных билетов "Спортлото" и "Спринт" на сумму 1 млрд. руб.

"Лотереи "Спортлото" дали почти половину поступлений от экономической программы Олимпиады-80. Мы получали пять процентов от доходов лотерей. Первый розыгрыш состоялся 20 октября 1976 года – это была специальная олимпийская денежно-вещевая лотерея "Спринт". В 1977-78 годах было продано 480 миллионов билетов – и их еще не хватало!" - писал в своей книге Владимир Коваль.

Это дало нам возможность 30% дохода направить Спорткомитету на подготовку выступления советских олимпийцев.

Случались и добровольные пожертвования населения, иногда весьма неожиданные. Так, пенсионер Турсун Юсупов из кишлака Караун Бухарской области Узбекской ССР подарил участникам XXII Олимпийских игр 10 тонн яблок из своего личного сада.

А еще при сооружении, реконструкции и благоустройстве олимпийских объектов устраивались субботники и воскресники. В некоторых ведомствах, например, на предприятиях системы Главинтуриста была проведена кампания "Олимпиаде‑80 – 80 ударных дней". Безвозмездной помощи добивались, взывая не только к чувству патриотизма и любви к спорту, но и необходимостью красиво принять гостей.

Заработать получилось и на билетах для иностранцев. С них бралась полная сумма по биржевому курсу, что полностью соответствовало рекомендациям МОК. А билеты для советских граждан продавались со скидкой в 70%, и это позволяло покупать их за 1-3 рубля. Но в свободной продаже их не было – билеты распространялись через организации. Когда стало ясно, что игры будут бойкотировать, многие иностранцы поспешили билеты вернуть, но деньги за них так и не получили.

Из-за бойкота провести Олимпиаду-80 так, как планировалось, не удалось. Но уже новая Россия наверстала все на XXII Олимпийских зимних играх в Сочи в 2014 году. По данным МОК, общая сумма затрат на проведение Игр в Сочи составила 41 млрд. долларов, а операционная прибыль — 53 млн. долларов. При этом президент МОК Томас Бах заявил, что затраты на организацию Олимпийских игр полностью остаются в рамках затрат прошлой Олимпиады, не превышают их, и тут же оговорился: "Сложно говорить о затратах, когда полностью реконструирован регион. Немного старомодный летний курорт преобразован в современный круглогодичный комплекс. Игры — катализатор изменений и развития региона для будущего живущих здесь людей".

Сочи - столица зимних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Alexey Mayshev
Сочи - столица зимних Олимпийских игр
218

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

202
Жвачки, газированные напитки в банках и плавленные сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube"

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского? Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр.

202
Теги:
Олимпийские игры
Дирижер ГАБТа народный артист России Одиссей Димитриади во время выступления.

Почему музыкальное оформление Олимпиады-80 доверили грузинскому дирижеру

511
(обновлено 19:59 03.08.2020)
Дочь главного дирижера Олимпиады-80 Одиссея Димитриади рассказала Sputnik о сложной судьбе своего отца и его вкладе в музыкальное оформление Игр

3 августа, вечер. Отсчет времени до закрытия Олимпиады пошел уже на минуты. По арене стадиона "Лужники" еще передвигаются танцевальные коллективы, спортсмены. Но музыка звучит уже как-то вяло и приглушенно. На лицах зрителей застыло ожидание чего-то важного. Наконец раздаются начальные ноты песни в исполнении Лещенко и Анциферовой и из-за кулис выплывает гигантский надувной медведь. Символ Олимпиады машет зрителям лапой и ударяет по стадиону почетный круг.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

Грусть от окончания праздника достигает кульминационного момента. Сейчас Мишка, все так же улыбаясь, взлетит на воздушных шарах в небо. И прощание с символом Олимпиады войдет в историю как самый эмоциональный эпизод XXII Летних Олимпийских игр.

С того знаменательного дня прошло сорок лет. А кадры с улетающим Мишкой и по сей день вызывают грусть. Потому что для рожденных в СССР это кадры прощания с детством, юностью и страной, которая развалилась через каких-нибудь десять лет.

Хотя, не случись мелодичной песни, может, и закрытие не получилось бы таким лиричным. Союз готовился к Олимпиаде как к мероприятию планетарного масштаба. И закрытие Игр, так же, как и открытие, планировалось сделать грандиозным и запоминающимся. По этой причине к написанию олимпийских хитов было решено привлечь ведущих песенников - Пахмутову и Добронравова, а музыкальное оформление доверить главному дирижеру Тбилисского театра оперы и билета Одиссею Димитриади.

Путевка в жизнь

Одиссей Димитриади родился 7 июля 1908 года в многодетной семье члена батумской городской думы Ахиллеса Димитриади. Способности к музыке у мальчика начали проявляться еще в раннем возрасте. Поэтому, как только Одиссей подрос, его определили в музыкальную школу, где обучали пению и игре на фортепиано. Позже он начал брать частные уроки по скрипке. А к моменту определения будущей профессии уже точно знал, что свяжет свою жизнь с музыкой.

Но не все было так просто. Новая власть конфисковала имущество купца Ахиллеса Димитриади, лишив его и избирательного права. По законам нового времени, дети таких людей не имели права на высшее образование. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии, летом 1925 года Одиссей отправился к старшему брату, который служил в Сухуми на государственной службе. Одиссей должен прожить там год, чтобы при поступлении в консерваторию предъявить справку о том, что находится на иждивении брата.

Через год он поступил на теоретико-композиторское отделение Тифлисской консерватории. Во время учебы он познакомился с студенткой вокального отделения, будущей артисткой оперы Надеждой Харадзе. Молодые влюбились и сразу же поженились. По нелепому совпадению в это же время в Батуми арестовали и сослали в Сибирь отца Одиссея. И только благодаря усилиям посла Греции, бывавшего в их доме в лучшие времена, отца удалось вызволить. Но все же судьба надломила его, и прожил он после недолго – год.

Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.

Одиссей же по окончанию учебы в консерватории едет в Сухуми. Там он начинает работать заведующим учебной частью музыкального техникума. В то же время увлеченно пишет музыку для спектаклей греческого драматического театра, оркестровые и фортепьянные пьесы. И мечтает связать жизнь с дирижерством. И в то же время понимает, что для достижения поставленной цели знаний у него маловато, нужно продолжать учебу.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Maximov
Дирижер Одиссей Димитриади

Кровать за "Евгения Онегина"

Годы учебы в Ленинграде Одиссей Димитриади будет вспоминать как одни из самых ярких. Одиссей поступил в консерваторию и поселился в общежитии.

Но кровати для него не нашлось, и Одиссей спал в комнате у друзей, на рояле. Это было крайне неудобно, потому что во время сна можно было соскользнуть с рояля. Притом нужно было подниматься раньше всех, чтобы подготовить инструмент к занятиям.

И вот однажды, когда Одиссей в учебной студии репетировал оперу "Евгений Онегин", к нему подошел комендант общежития и сказал – хорошо дирижируешь, приходи завтра, дам кровать. Так, сыграв "Евгения Онегина", Одиссей перешел спать с рояля на кровать.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1934 году в Ленинград приезжает один из величайших дирижеров мира, соотечественник Одиссея Димитрий Митропулос. И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! Одиссей лелеял мечту ставить спектакли на исторической родине. Но старший коллега посоветовал не уезжать в Грецию и продолжить музыкальную карьеру в Ленинграде. Объяснял это тем, что в Греции музыкальная культура не такая высокая.

По окончанию учебы, Одиссей вернулся домой. Жизненные пути с супругой у Одиссея к этому времени разошлись. Он женится на другой женщине, выходит замуж со временем и Надежда. Но молодые люди остаются друзьями на всю жизнь.

- С папой я впервые увиделась в пять лет, - рассказывает дочь Одиссея Димитриади, профессор тбилисской консерватории Нана Димитриади. - Они же с мамой были в разводе. А моя бабушка, мамина мама, научила меня: "Когда придет папа, ты скажи ему - бродяга". И вот он появился. Взял меня на руки. И я едва слышно, стесняясь, выдавила из себя это слово - бродяга. Папа, конечно, улыбнулся и прижал меня к себе. С этого началась наша с ним дружба. Родных сестер и братьев у меня не было. Но моих сводных братьев я именно так и воспринимала. У нас были такие близкие отношения! И с тетей Лизой (вторая жена Одиссея Ахиллесовича) я дружила, мы с ней часто секретничали. Папа был очень привлекательным и обаятельным мужчиной и всегда пользовался вниманием у женщин. Тетю Лизу это донимало (смеется – прим. ред).

Одиссей Димитриад с дочерью Наной
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриад с дочерью Наной

Талантливый, но неблагонадежный

В Абхазии, куда он возвратился из Ленинграда, Одиссея назначили дирижером государственного симфонического оркестра Абхазии и директором Сухумского музыкального училища. Правда, предварительно выставили условие - отказаться от греческого гражданства. С мечтой увидеть родных и выступить на греческой сцене пришлось расстаться. Любовь к музыке взяла верх.

- Папа был очень сильным патриотом. Он и моих братьев назвал греческими именами, вот только меня назвать традиционным греческим мама не дала, - говорит Нана. - Она заявила, что мать у ребенка грузинка, поэтому девочку назовут грузинским именем. Мама хотела перевести меня на собственную фамилию. Но ее отец, мой дедушка, сделать этого не дал. "Нет, ни в коем случае, девочка будет носить отцовскую фамилию", – сказал он. Но несмотря на фамилию и корни, ни один из нас троих не владел греческим языком.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik /
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1937-м состоялось его первое выступление в тбилисском театре оперы и балета, он дирижировал оперой "Евгений Онегин". Успех был таким ошеломляющий, что главный дирижер театра оперы и балета Евгений Микеладзе пригласил Одиссея приехать работать в Тбилиси. И Одиссей соглашается. Он и предположить не мог, что через пару месяцев Микеладзе арестуют и расстреляют. После произошедшего Одиссей стал ждать, что скоро явятся и за ним. Но не пришли.

А потом началась война. Он выступал в качестве пианиста в воинских частях Красной армии. Даже получил медаль за оборону Кавказа. По окончании войны его назначают главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской СССР. А в 1952 году главным дирижером Оперного театра. Но какие бы награды он ни получал и каких бы больших успехов ни добивался, Димитриади все равно оставался для власти неблагонадежным.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

- Как-то в Тбилиси из Москвы приехал папин друг и большой музыкант Мелик-Пашаев, - продолжает Нана. - Он послушал папу и сказал, что таланту Одиссея нужен другой масштаб, чтобы развернуться. Одиссей последовал совету и поехал в Москву.

Он выступил там с большим успехом. Пришло время писать заявление о приеме на работу в Большой театр. Анкета, которую заполнял дирижер, содержала вопросы и относительно родственников. И Одиссей написал все, как есть, о том, что вся его родня живет в Греции. Так все равно же узнают, рассуждал музыкант. Прошло время, а ответа его так и не удостоили.

Все поменялось после смерти вождя народов. Наступила оттепель. И его позвали в Большой. Потом была работа, гастроли по разным странам в статусе ведущего дирижера Большого театра. Он, наконец-то, после длительной разлуки поехал в Грецию и увиделся со своими родственниками, которые эмигрировали после революции. А во время его пребывания в Мексике случилась трагедия, погиб сын Одиссея.

- Парису лет 25 лет было. Он отдыхал с компанией друзей. Они шли вечером, пели, а у него было плохое зрение, и он не заметил оградительной ленты на дороге. Шагнул туда, и нога провалилась в насыпь и увлекла его. А он в это время поднял вверх руки, потому что испугался, что руки повредятся, он же был очень талантливый пианист. В итоге он сильно повредил почки и через 12 дней скончался. Папа очень тяжело переживал смерть Париса. Перенести горе ему помогала любимая музыка.

"Кармен" и Олимпиада

В начале 70-х министр культуры ГССР композитор Тактакишвили приглашает Димитриади возглавить театр оперы и балета в Грузии.

- Не прижился папа в Москве, несмотря на то, что, уехав туда, он добился большого профессионального роста. Но он был слишком привязан к Грузии, он не мог без нее. И всегда был готов вернуться в Грузию, какой бы заманчивой ни казалась работа в любом другом городе.

Димитриади уже готовился ставить на грузинской сцене оперу Бизе "Кармен", когда в театре случился пожар. Как потом выяснилось, то был поджог. После этого театр уходит на ремонт на долгие шесть лет. Димитриади решает осуществить давнишнюю мечту жизни и едет работать в Грецию. А в 1980 году Димитриади назначают главным дирижером Олимпиады-80.

- Мы с папой никогда не говорили об Олимпиаде, - вспоминает его дочь. - Он ведь был человеком творческим. А Олимпиада была для него событием немного конъюнктурным. Конечно, в главные дирижеры его пригласили неспроста. Только вслушайтесь, главный дирижер открытия и закрытия летних Олимпийских игр – Одиссей Ахилесович Димитриади! Грек дирижирует Олимпиадой!

- Но это все шутки, - улыбается Нана - Его пригласили, конечно же, не только из-за его греческого происхождения, а потому что он был профессионалом с большой буквы, - продолжает увлеченно Нана. - Папа был очень образованным музыкантом. Его уважали и любили. В первую очередь, в силу его высокого профессионализма. Он был очень многогранным музыкантом с феноменальной памятью. Помнил все оперетты, которые слушал в детстве в Батуми. Поэтому часто устраивал вечера вальса и оперетт.

Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном

Одиссей Димитриади ушел из жизни в 2005 году. Он служил искусству до конца своей долгой и непростой жизни. И каким бы сложным ни бывал в жизни выбор, делал его всегда в пользу музыки. Просто потому, что любил ее до самозабвения и по-другому не мог.

511
Главврач ГКБ им. Жадкевича Александр Мясников

Топ-10 загадок коронавируса: доктор Мясников развеял мифы и рассказал о тайнах заболевания

0
(обновлено 18:43 24.09.2020)
Абсолютной истины нет нигде - ни в происхождении вируса, ни в способах его тестирования, а вакцина - это и подавно сплошная тайна, считает медик

ТБИЛИСИ, 24 сен — Sputnik. Известный российский врач и телеведущий Александр Мясников поделился с подписчиками в Instagram загадками о коронавирусе, над которыми медики, инфекционисты и ученые всего мира до сих пор ломают головы.

Так, по словам медика, эпидемиологи до сегодняшнего дня не понимают, откуда взялся вирус. Другой вопрос — каким способом это заболевание передается. Известно, что при кашле, но нет достоверной информации, каковы шансы заразиться от чужого дыхания, глаза или если потрогать поверхность после больного.

Третий вопрос — это передача от бессимптомных носителей вируса. Мясников пояснил, что до сих пор идут споры на этот счет.

Следующая загадка — как COVID-19 лечить. По словам врача, пока нет реально действующих лекарств.

Пятая тайна — это кого тестировать на COVID-19. Мясников привел в пример практику США, где стараются добиться отмены анализов на вирус у тех, кто контактировал с зараженными, но не имеет симптомов. "Ну и вообще масса вопросов по тестированию", — признался телеведущий.

Тайной, покрытой мраком, по мнению врача, остается тема - стойкий ли иммунитет к вирусу и насколько эффективны вакцины.

Также полной загадкой остается модель распространения коронавируса: равномерная, мелкими волнами или резкими всплесками.

Коснулся медик и способов предохранения от опасного вируса. Врач уверен, что карантин не способен остановить эпидемию, он может лишь сгладить пик и распределить нагрузку на систему здравоохранения. При этом, врач ставит под сомнение эффективность масок для защиты от инфекции.

И, наконец, самый щекотливый вопрос — кому выгодно "возведение" коронавируса в ранг парализующей пандемии.

В финале Мясников озадачил еще больше: коронавирус, по его мнению, непредсказуем и пришел в человеческую популяцию навсегда.

0
Темы:
Новости из России