Представители средств массовой информации в пресс-центре Олимпийского комплекса Лужники

Новая техника, переговоры с судьями и слеза Мишки: как журналисты освещали Олимпиаду-80

157
(обновлено 20:14 19.07.2020)
Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере XXII Летних Олимпийских игр в Москве. На этот раз в центре нашего внимания — работа журналистов

На Олимпиаду-80 аккредитовались почти пять тысяч представителей СМИ. Почему австрийский репортер отказался критиковать соревнования в Москве и с кем фотографы договорились, чтобы сделать уникальные снимки, — узнаете из нашего материала.

Все по-новому

Коренные москвичи не зря любят повторять, что Москва совершенно преобразилась перед Играми. Готовясь к проведению Олимпиады, советские власти затеяли гигантскую стройку. По всему городу возводили спортивные комплексы и гостиницы.

Новое здание получило и Агентство печати "Новости". До сих пор оно располагалось на Страстном бульваре, но помещение было слишком тесным, чтобы установить в нем современное оборудование. АПН предложили переехать — при условии, что взамен издание возьмет на себя информационное обеспечение Олимпиады.

Агентство согласилось, и в мае 1976 года началось строительство Олимпийского пресс-центра на Зубовском бульваре. Облик и план здания разрабатывала целая группа архитекторов. Пресс-центр решили строить в стиле брутализма: строгий монолитный фасад, прямые линии и множество окон, символизирующих прозрачность работы СМИ. Здание оказалось внушительным — заняло 30 тысяч квадратных метров. Но о более мелких масштабах и речи не шло. Пресс-центр в среднем должен был вместить 3,5 тысячи журналистов.

Здание Агентства печати Новости
© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Здание Агентства печати "Новости"

Не хотите "Дайкири"?

Дух, царивший в Олимпийском пресс-центре, соответствовал стилю постройки — максимальная открытость и стремление к новому. Например, бар пресс-центра стал первым заведением в СССР, где можно было попробовать коктейль "Дайкири". Причем готовил его бармен-кубинец, что тоже придавало атмосфере пикантности. О пресс-центре на Садовом кольце говорили по всему городу.

В телетайпном зале олимпийского телерадиокомплекса
© photo: Sputnik / Vladimir Akimov
В телетайпном зале олимпийского телерадиокомплекса

Не меньше разговоров вызывала и экипировка фотографов АПН. Перед началом Олимпиады фотокорреспондентам выдали новейшую иностранную технику. Именно на Nikon известный фотожурналист Сергей Гунеев, работающий в МИА "Россия сегодня" и сейчас, снял кадры, впоследствии ставшие легендарными — собирающийся взлететь Олимпийский Мишка с охапкой воздушных шаров на закрытии Игр и "Бег с препятствиями".

Последняя фотография стала символом Олимпиады-80, но не только благодаря своей динамике и красоте. Чтобы запечатлеть мгновение, когда легкоатлеты преодолевают яму с водой, Сергей Гунеев готовился два дня. "Надо было договориться с безопасностью, чтобы они не возражали, затем с главным судьей", — вспоминает он.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

В результате все дали добро, и фотограф установил камеру прямо под барьером. Повторить его прием в истории спортивной фотографии больше никому не удалось.

Участники бега на 3000 метров с препятствиями во время соревнований на XXII Олимпийских играх в Москве
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Участники бега на 3000 метров с препятствиями во время соревнований на XXII Олимпийских играх в Москве

Жизнь в цвете

Строительство Олимпийского пресс-центра, впрочем, не решило всех проблем с организацией работы СМИ. По международным стандартам, Игры нужно было показывать через программы цветного телевидения. А в Советском Союзе у большей части населения телевизоры были черно-белыми. Гостелерадио СССР нужно было в кратчайшие сроки перейти на цвет.

Ответственным за переход назначили заместителя председателя Гостелерадио Генриха Юшкявичюса. Годы спустя писатель Александр Стефанович напишет книгу "Человек из Останкино", главным героем которой станет именно Юшкявичюс. Прежде работавший инженером на литовском телевидении, Юшкявичюс нашел элементарный выход из ситуации, никому не приходивший в голову. В Гостелерадио просто-напросто запретили покупать оборудование для черно-белого телевидения — только для цветного. Делать нечего — вскоре советским людям пришлось начать покупать цветные телевизоры.

Заместитель Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию Генрих Юшкявияюс
© photo: Sputnik / Boris Prikhod'ko
Заместитель Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию Генрих Юшкявияюс

Курируя переход на цветной сигнал, Генрих Юшкявичюс параллельно занимался еще одним важным проектом — строительством Олимпийского телерадиокомплекса в Останкино. Как пишет Александр Стефанович, несмотря на руководящую должность, Юшкявичюс приезжал на стройку каждый день и несколько лет спал всего по четыре часа в сутки. Но все эти усилия не были напрасными: здание было готово в срок. После Олимпиады в нем проходил прямой эфир телепрограмм "Время" и "Новости".

Подготовка журналистов длилась год

Аккредитация журналистов на Олимпиаду-80 началась за год, рассказывает собственный корреспондент Узбекского телевидения и радио в Москве Рахимжон Султанов.

"Процедура была сложная, — вспоминает он. — Мы заполняли анкеты, прикладывали письма с места работы и фотографии определенного размера. Все это потом дотошно проверяли органы. Однажды я приехал навестить родителей в Самарканд, а моя одноклассница, работавшая в паспортном столе, увидела меня и говорит: "На тебя спецзапрос из Москвы пришел. Что ты там натворил?"

Журналисты, получившие аккредитацию, не должны были проходить никаких курсов подготовки, в отличие от технических сотрудников, работавших в новом комплексе в Останкино. Отдельные семинары существовали для комментаторов соревнований. Ради в них в столицу вызывали лучших специалистов со всего Советского Союза.

"Я помню, из Ташкента специально вызвали знаменитого комментатора художественной гимнастики Романа Турпищева, — рассказывает Султанов. — Он отправился в Москву пораньше, на курсы".

Фотокорреспонденты АПН Дмитрий Донской (слева) и Юрий Сомов освещают события Олимпиады-80
© photo: Sputnik / Valery Shustrov
Фотокорреспонденты АПН Дмитрий Донской (слева) и Юрий Сомов освещают события Олимпиады-80

Без курьезов не обошлось

На московских соревнованиях работало много республиканских корреспондентов — они должны были рассказывать об участии делегаций своих республик в Олимпиаде-80. "То есть мы писали не только о спортсменах, но и об артистах, культурной программе Игр", — рассказывает Рахимжон Султанов.

Однако советские журналисты пересекались с иностранными на пресс-конференциях. Последние иногда задавали вопросы, казавшиеся советским людям некорректными. Султанов вспоминает, что во время соревнований пятикратная олимпийская чемпионка, гимнастка Нелли Ким как раз отмечала 23-летие, и один западный журналист спросил ее: "А вы в свои 23 года еще девочка или женщина?" Реакция спортсменки оказалась спокойной: говоря о психологическом восприятии, девочкой в 23 года она себя не считает, женщиной тоже. Зарубежные издания потом не раз отмечали, как красиво спортсменка ответила на каверзный вопрос".

У каждой группы работников Олимпиады была своя форма, и корреспонденты не стали исключением. Им выдали сумки и кепки с олимпийской символикой. Еще собкорры республиканских СМИ могли заключить договор с московским автокомбинатом и передвигаться по городу на личном легковом автомобиле с водителем. Но во второй половине дня журналисты обычно отпускали водителей и ездили на автобусах и метро, потому что соревнования затягивались.

"Состязание могло закончиться в час ночи, а потом победители сдавали допинг-пробу, и надо было дождаться награждения, — рассказывает Рахимжон Султанов. — А 10 часов утра — уже быть на другом турнире. Но все было хорошо. Конечно, иногда представители МОК путались в медалях — вручали золото тем, кого нужно было наградить бронзой, и наоборот. Или гимн не той страны могли включить. Но это нормально, на каждой Олимпиаде такое случается".

Полет Мишки держался в секрете

Режиссеры Олимпиады до последнего хранили сценарий закрытия Игр в тайне, рассказывает фотожурналист Сергей Гунеев. По правилам МОК, все точки съемки на стадионе "Лужники" были расписаны заранее, и он выбрал самую универсальную — в ложе для прессы, ближе к верху, чтобы удачно поймать и общий, и средний, и крупный планы.

"Самым впечатляющим событием на закрытии стал полет Мишки, — вспоминает Сергей Геннадьевич. — Но летел он достаточно долго. А вот живое панно из тысяч людей, выстраивавших различные картинки, менялось быстро. Особенно момент, когда у Мишки покатилась слеза. Ты должен знать, что это будет. Иначе ты снимешь это либо случайно, либо не снимешь вообще".

Впрочем, Гунееву удалось выяснить через свои каналы: на трибуне напротив журналистской ложи может произойти сюрприз.

"Мне просто сказали: следи за лицом Мишки на трибуне, — говорит фотограф. — Я не понимал, к чему именно нужно быть готовым, но надел на камеру нужный объектив. Вы же понимаете, слеза Мишки — это доля секунды. Если бы менял объективы в процессе движения панно, ничего не успел бы чисто физически".

Праздничный фейерверк - торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Праздничный фейерверк - торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

А критиковать-то нечего!

Иностранные журналисты были солидарны: провала не случилось. Олимпиада прошла достойно, и это следовало признать даже несмотря на предвзятость Запада в связи с бойкотом Игр после ввода советских войск в Афганистан.

Заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов отмечает: соревнования были организованы так, что журналисты, прибывшие в Советский Союз с предубеждениями, отбросили их на второй-третий день после приезда. В качестве примера он приводит своего австрийского коллегу, который, выезжая в Москву, получил задание от главного редактора — найти вещи, которые можно было бы разнести и покритиковать. Но через несколько дней австриец позвонил руководителю со словами: "Тут нет ничего такого, что вы просили".

"Действительно, даже суматохи с аккредитацией или на проходе в стадионы не было, — говорит Николай Долгополов. — Зато была дружелюбная атмосфера. После закрытия Олимпиады мы с коллегами собрались у меня на квартире в центре — не только наши журналисты, но и болгары, поляки, венгры, чехи, югославы, немцы… Так мы и проводили Олимпиаду, вместе выпивая в тесном журналистском кругу".

157

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

205
Жвачки, газированные напитки в банках и плавленные сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube"

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского? Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр.

205
Теги:
Олимпийские игры
Дирижер ГАБТа народный артист России Одиссей Димитриади во время выступления.

Почему музыкальное оформление Олимпиады-80 доверили грузинскому дирижеру

521
(обновлено 19:59 03.08.2020)
Дочь главного дирижера Олимпиады-80 Одиссея Димитриади рассказала Sputnik о сложной судьбе своего отца и его вкладе в музыкальное оформление Игр

3 августа, вечер. Отсчет времени до закрытия Олимпиады пошел уже на минуты. По арене стадиона "Лужники" еще передвигаются танцевальные коллективы, спортсмены. Но музыка звучит уже как-то вяло и приглушенно. На лицах зрителей застыло ожидание чего-то важного. Наконец раздаются начальные ноты песни в исполнении Лещенко и Анциферовой и из-за кулис выплывает гигантский надувной медведь. Символ Олимпиады машет зрителям лапой и ударяет по стадиону почетный круг.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

Грусть от окончания праздника достигает кульминационного момента. Сейчас Мишка, все так же улыбаясь, взлетит на воздушных шарах в небо. И прощание с символом Олимпиады войдет в историю как самый эмоциональный эпизод XXII Летних Олимпийских игр.

С того знаменательного дня прошло сорок лет. А кадры с улетающим Мишкой и по сей день вызывают грусть. Потому что для рожденных в СССР это кадры прощания с детством, юностью и страной, которая развалилась через каких-нибудь десять лет.

Хотя, не случись мелодичной песни, может, и закрытие не получилось бы таким лиричным. Союз готовился к Олимпиаде как к мероприятию планетарного масштаба. И закрытие Игр, так же, как и открытие, планировалось сделать грандиозным и запоминающимся. По этой причине к написанию олимпийских хитов было решено привлечь ведущих песенников - Пахмутову и Добронравова, а музыкальное оформление доверить главному дирижеру Тбилисского театра оперы и билета Одиссею Димитриади.

Путевка в жизнь

Одиссей Димитриади родился 7 июля 1908 года в многодетной семье члена батумской городской думы Ахиллеса Димитриади. Способности к музыке у мальчика начали проявляться еще в раннем возрасте. Поэтому, как только Одиссей подрос, его определили в музыкальную школу, где обучали пению и игре на фортепиано. Позже он начал брать частные уроки по скрипке. А к моменту определения будущей профессии уже точно знал, что свяжет свою жизнь с музыкой.

Но не все было так просто. Новая власть конфисковала имущество купца Ахиллеса Димитриади, лишив его и избирательного права. По законам нового времени, дети таких людей не имели права на высшее образование. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии, летом 1925 года Одиссей отправился к старшему брату, который служил в Сухуми на государственной службе. Одиссей должен прожить там год, чтобы при поступлении в консерваторию предъявить справку о том, что находится на иждивении брата.

Через год он поступил на теоретико-композиторское отделение Тифлисской консерватории. Во время учебы он познакомился с студенткой вокального отделения, будущей артисткой оперы Надеждой Харадзе. Молодые влюбились и сразу же поженились. По нелепому совпадению в это же время в Батуми арестовали и сослали в Сибирь отца Одиссея. И только благодаря усилиям посла Греции, бывавшего в их доме в лучшие времена, отца удалось вызволить. Но все же судьба надломила его, и прожил он после недолго – год.

Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.

Одиссей же по окончанию учебы в консерватории едет в Сухуми. Там он начинает работать заведующим учебной частью музыкального техникума. В то же время увлеченно пишет музыку для спектаклей греческого драматического театра, оркестровые и фортепьянные пьесы. И мечтает связать жизнь с дирижерством. И в то же время понимает, что для достижения поставленной цели знаний у него маловато, нужно продолжать учебу.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Maximov
Дирижер Одиссей Димитриади

Кровать за "Евгения Онегина"

Годы учебы в Ленинграде Одиссей Димитриади будет вспоминать как одни из самых ярких. Одиссей поступил в консерваторию и поселился в общежитии.

Но кровати для него не нашлось, и Одиссей спал в комнате у друзей, на рояле. Это было крайне неудобно, потому что во время сна можно было соскользнуть с рояля. Притом нужно было подниматься раньше всех, чтобы подготовить инструмент к занятиям.

И вот однажды, когда Одиссей в учебной студии репетировал оперу "Евгений Онегин", к нему подошел комендант общежития и сказал – хорошо дирижируешь, приходи завтра, дам кровать. Так, сыграв "Евгения Онегина", Одиссей перешел спать с рояля на кровать.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1934 году в Ленинград приезжает один из величайших дирижеров мира, соотечественник Одиссея Димитрий Митропулос. И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! Одиссей лелеял мечту ставить спектакли на исторической родине. Но старший коллега посоветовал не уезжать в Грецию и продолжить музыкальную карьеру в Ленинграде. Объяснял это тем, что в Греции музыкальная культура не такая высокая.

По окончанию учебы, Одиссей вернулся домой. Жизненные пути с супругой у Одиссея к этому времени разошлись. Он женится на другой женщине, выходит замуж со временем и Надежда. Но молодые люди остаются друзьями на всю жизнь.

- С папой я впервые увиделась в пять лет, - рассказывает дочь Одиссея Димитриади, профессор тбилисской консерватории Нана Димитриади. - Они же с мамой были в разводе. А моя бабушка, мамина мама, научила меня: "Когда придет папа, ты скажи ему - бродяга". И вот он появился. Взял меня на руки. И я едва слышно, стесняясь, выдавила из себя это слово - бродяга. Папа, конечно, улыбнулся и прижал меня к себе. С этого началась наша с ним дружба. Родных сестер и братьев у меня не было. Но моих сводных братьев я именно так и воспринимала. У нас были такие близкие отношения! И с тетей Лизой (вторая жена Одиссея Ахиллесовича) я дружила, мы с ней часто секретничали. Папа был очень привлекательным и обаятельным мужчиной и всегда пользовался вниманием у женщин. Тетю Лизу это донимало (смеется – прим. ред).

Одиссей Димитриад с дочерью Наной
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриад с дочерью Наной

Талантливый, но неблагонадежный

В Абхазии, куда он возвратился из Ленинграда, Одиссея назначили дирижером государственного симфонического оркестра Абхазии и директором Сухумского музыкального училища. Правда, предварительно выставили условие - отказаться от греческого гражданства. С мечтой увидеть родных и выступить на греческой сцене пришлось расстаться. Любовь к музыке взяла верх.

- Папа был очень сильным патриотом. Он и моих братьев назвал греческими именами, вот только меня назвать традиционным греческим мама не дала, - говорит Нана. - Она заявила, что мать у ребенка грузинка, поэтому девочку назовут грузинским именем. Мама хотела перевести меня на собственную фамилию. Но ее отец, мой дедушка, сделать этого не дал. "Нет, ни в коем случае, девочка будет носить отцовскую фамилию", – сказал он. Но несмотря на фамилию и корни, ни один из нас троих не владел греческим языком.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1937-м состоялось его первое выступление в тбилисском театре оперы и балета, он дирижировал оперой "Евгений Онегин". Успех был таким ошеломляющий, что главный дирижер театра оперы и балета Евгений Микеладзе пригласил Одиссея приехать работать в Тбилиси. И Одиссей соглашается. Он и предположить не мог, что через пару месяцев Микеладзе арестуют и расстреляют. После произошедшего Одиссей стал ждать, что скоро явятся и за ним. Но не пришли.

А потом началась война. Он выступал в качестве пианиста в воинских частях Красной армии. Даже получил медаль за оборону Кавказа. По окончании войны его назначают главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской СССР. А в 1952 году главным дирижером Оперного театра. Но какие бы награды он ни получал и каких бы больших успехов ни добивался, Димитриади все равно оставался для власти неблагонадежным.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

- Как-то в Тбилиси из Москвы приехал папин друг и большой музыкант Мелик-Пашаев, - продолжает Нана. - Он послушал папу и сказал, что таланту Одиссея нужен другой масштаб, чтобы развернуться. Одиссей последовал совету и поехал в Москву.

Он выступил там с большим успехом. Пришло время писать заявление о приеме на работу в Большой театр. Анкета, которую заполнял дирижер, содержала вопросы и относительно родственников. И Одиссей написал все, как есть, о том, что вся его родня живет в Греции. Так все равно же узнают, рассуждал музыкант. Прошло время, а ответа его так и не удостоили.

Все поменялось после смерти вождя народов. Наступила оттепель. И его позвали в Большой. Потом была работа, гастроли по разным странам в статусе ведущего дирижера Большого театра. Он, наконец-то, после длительной разлуки поехал в Грецию и увиделся со своими родственниками, которые эмигрировали после революции. А во время его пребывания в Мексике случилась трагедия, погиб сын Одиссея.

- Парису лет 25 лет было. Он отдыхал с компанией друзей. Они шли вечером, пели, а у него было плохое зрение, и он не заметил оградительной ленты на дороге. Шагнул туда, и нога провалилась в насыпь и увлекла его. А он в это время поднял вверх руки, потому что испугался, что руки повредятся, он же был очень талантливый пианист. В итоге он сильно повредил почки и через 12 дней скончался. Папа очень тяжело переживал смерть Париса. Перенести горе ему помогала любимая музыка.

"Кармен" и Олимпиада

В начале 70-х министр культуры ГССР композитор Тактакишвили приглашает Димитриади возглавить театр оперы и балета в Грузии.

- Не прижился папа в Москве, несмотря на то, что, уехав туда, он добился большого профессионального роста. Но он был слишком привязан к Грузии, он не мог без нее. И всегда был готов вернуться в Грузию, какой бы заманчивой ни казалась работа в любом другом городе.

Димитриади уже готовился ставить на грузинской сцене оперу Бизе "Кармен", когда в театре случился пожар. Как потом выяснилось, то был поджог. После этого театр уходит на ремонт на долгие шесть лет. Димитриади решает осуществить давнишнюю мечту жизни и едет работать в Грецию. А в 1980 году Димитриади назначают главным дирижером Олимпиады-80.

- Мы с папой никогда не говорили об Олимпиаде, - вспоминает его дочь. - Он ведь был человеком творческим. А Олимпиада была для него событием немного конъюнктурным. Конечно, в главные дирижеры его пригласили неспроста. Только вслушайтесь, главный дирижер открытия и закрытия летних Олимпийских игр – Одиссей Ахилесович Димитриади! Грек дирижирует Олимпиадой!

- Но это все шутки, - улыбается Нана - Его пригласили, конечно же, не только из-за его греческого происхождения, а потому что он был профессионалом с большой буквы, - продолжает увлеченно Нана. - Папа был очень образованным музыкантом. Его уважали и любили. В первую очередь, в силу его высокого профессионализма. Он был очень многогранным музыкантом с феноменальной памятью. Помнил все оперетты, которые слушал в детстве в Батуми. Поэтому часто устраивал вечера вальса и оперетт.

Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном

Одиссей Димитриади ушел из жизни в 2005 году. Он служил искусству до конца своей долгой и непростой жизни. И каким бы сложным ни бывал в жизни выбор, делал его всегда в пользу музыки. Просто потому, что любил ее до самозабвения и по-другому не мог.

521
Празднование Мариамоба в храме Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 30 октября 2020

0
(обновлено 22:56 29.10.2020)
По православному церковному календарю 30 октября отмечают день памяти Святых Осии, Космы, Дамиана, Леонтия, Анфима, Евтропия, Андрея и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Пророк Осия

По церковному календарю 30 октября поминают пророка Осию, жившего в царстве Израильском в IX веке до Рождества Христова.

Осия, происходивший из колена Иссахарова, был современником пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время, когда многие соплеменники пророка поклонялись идолам, забыв Истинного Бога, он обращал их вновь к благочестию своими мудрыми наставлениями.

Пророк, разоблачая беззакония жителей Израиля, предсказывал им великие бедствия от иноплеменников, а также переселение в Ассирийский плен. Святой почти за тысячу лет до пришествия Спасителя предсказал, что ветхозаветное жертвоприношение прекратится и что по всей земле распространится истинное Богопознание.

О Христе Осия говорил, что, "возвратившись из Египта... Тридневно воскреснет и победит смерть". Пророчества Святого включены в число книг Священного Писания.

Более 60 лет продолжалось пророческое служение Осии. Пророк, посвятивший всю жизнь исполнению Божьей воли, скончался в глубокой старости.

Косма и Дамиан

По церковному календарю 30 октября поминают мучеников Косму и Дамиана Аравийских, пострадавших за веру в III веке.

Бессребреники Косма и Дамиан ходили по городам и селам, проповедуя Спасителя и бескорыстно исцеляя больных Христовой силой. Целителей схватили в Киликии и доставили к правителю, который за отказ отречься велел Святых пытать, а затем утопить.

Из пучины на берег бессребреников вынес ангел. Язычники в ярости обезглавили Косму и Дамиана. Вместе с ними жестоким пыткам подвергли и их братьев - Леонтия, Евтропия и Анфима. Произошло это в конце III века, хотя время страданий и смерти мучеников достоверно неизвестно.

Андрей Критский

По церковному календарю 30 октября поминают преподобномученика Андрея Критского, жившего во время царствования иконоборца Константина Копронима (741-775).

Все верующие, которые сопротивляясь иконоборцу, защищали Святые иконы, были схвачены и брошены в темницу.

Преподобный Андрей, услышав, что император сажает в тюрьмы и пытает добродетельных и благочестивых христиан, а не воров и разбойников, пришел в Константинополь и в церкви Святого мученика Маманта всенародно обвинил его в преследовании истинной веры.

Император заявил, что считает безумием поклоняться дереву и краскам, на что преподобный ответил, что страдающий за Святые образы - страдает за Спасителя, а оскорбляющий икону, на которой изображен Иисус, оскорбляет Самого Христа.

Разгневавшись, император велел пытать Святого Андрея. Мученик скончался по пути к месту казни. Произошло это в 767 году.

Именины

По церковному календарю 30 октября именины отмечают Александр, Андрей, Анатолий, Антон, Демьян, Исидор, Иосиф, Кузьма, Леонтий и Лазарь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников