Саблист Виктор Кровопусков

Национальность была одна член команды. Советский саблист об Олимпиаде-80

188
(обновлено 20:13 19.07.2020)
Советский саблист Виктор Кровопусков на московской Олимпиаде завоевал две медали. Многократный чемпион и успешный тренер рассказал, почему не участвовал в шествии сборной на открытии Игр, как ему удалось победить и на что хватило гонорара

Не думать о медалях

Спортсмен-олимпиец – не турист. Как правило, ему некогда осматривать достопримечательности города. Все свободное время занимает подготовка к состязаниям, вспоминает четырехкратный олимпийский чемпион Виктор Кровопусков. Саблист вспоминает, что ограничения для атлетов в дни игр были одинаковы и в Канаде в 1976-м, и в СССР в 1980-м.

"Олимпийского Монреаля я толком даже и не видел, - признается Виктор Кровопусков. - Нас как завезли в монреальскую Олимпийскую деревню, так мы там и находились. А в городе я был только пару-тройку раз. И то – уже после соревнований. А видел я там, в основном, только магазины. Меня поймет любой советский человек".
XXI летние Олимпийские игры в Монреале (17 июля - 1 августа 1976 года). Олимпийские чемпионы по фехтованию на саблях, советские спортсмены Виктор Кровопусков (золото), Владимир Назлимов (слева, серебро) и Виктор Сидяк (бронза)
© photo: Sputnik / Dmitry Donskoy
XXI летние Олимпийские игры в Монреале (17 июля - 1 августа 1976 года). Олимпийские чемпионы по фехтованию на саблях, советские спортсмены Виктор Кровопусков (золото), Владимир Назлимов (слева, серебро) и Виктор Сидяк (бронза)

Чемпион-саблист признается, что гулять по олимпийской Москве особенно не рвался – как-никак родной город.

"Нас, в принципе, в город-то не пускали, - говорит спортсмен. - В Москве мы, фехтовальщики, жили не в Олимпийской деревне, а в Новогорске, на центральной спортивной базе. А выступали в зале ЦСКА. Так что дорога, прямо скажем, небольшая. Когда соревнования закончились, и нас всех отпустили по домам. Честно вам скажу: все было очень здорово. Приветливые люди. Правда, народу, вы сами понимаете, было не особенно много".

Фехтовальщик Виктор Кровопусков
© photo: Sputnik / Sergey Lidov
Фехтовальщик Виктор Кровопусков

В то же время на состязаниях, по словам Кровопускова, всегда наблюдался аншлаг. Каждое соревнование собирало полные залы. А для любого спортсмена приятнее выступать при заполненных трибунах.

"В зале за меня болели жена с ребенком, - вспоминает чемпион. - Ребенок совсем маленький был. Я еще и матери предложил прийти поболеть. Но мама у меня была суеверная. Она сказала: "Я не видела тебя, и не надо! Ты сам давай выступай".

Во время московской Олимпиады советская школа фехтования на саблях пережила настоящий триумф. Достаточно сказать, что в финале встречались два спортсмена сборной СССР. Притом подопечных одного и того же тренера. Был "перебой" - то есть дополнительная, не предусмотренная ранее финальная встреча, которая была назначена из-за того, что лидеры турнирной таблицы набрали одинаковое количество очков.

"Финальная встреча у нас была с моим другом Михаилом Бурцевым, - вспоминает чемпион. - Ну, спорт есть спорт. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Мы в одном и том же зале тренировались у одного тренера, брали уроки. И знали друг друга досконально. Тут просто вариант такой – кто кого обсчитает, переиграет, кому больше повезет. Победил я неожиданно – я ведь в Москве ничего никогда не выигрывал кроме Чемпионата СССР".

Секрет победы по Виктору Кровопускову - никогда не думать о награждении, о том, что надо выиграть главное соревнование четырехлетия. Надо просто выполнять свою работу.

На премию купил мебель

По итогам Олимпийских игр, как вспоминает Кровопусков, был банкет в Кремле, на который были приглашены все чемпионы.

"Кто там был из руководства, я, если честно, уже не очень хорошо это помню, - признается атлет. - По-моему, из правительства там никого не было. Но врать не буду. Помню только, что пригласили меня туда в обязательном порядке. Сказали: "Ты что? Будут все иностранцы, кто выиграл, а от наших, вроде как, никого? Давай быстренько на банкет!"

Чемпион рассказывает, что не был ни на параде олимпийских команд в день открытия Игр, ни на грандиозной церемонии закрытия.

"В фехтовании как? Команда – пять человек, а выступают трое, - говорит чемпион. - И от нас на парад открытия пошли те спортсмены, которые не выступали, кому еще предстоит ждать своих соревнований. Скамейка запасных. А основные люди, не все ходят. Главное – не пройти. Главное – выиграть. А пройти может любой. Но какая-то обязаловка была. Обычно "задним" номерам говорили: "Ты, ты и ты – идете на парад". Все. Не обсуждалось".

Кровопусков признается, что на решении не ходить на парад сыграл роль и предыдущий, монреальский, опыт.

"Советский Союз писался как USSR, одна из самых дальних букв алфавита, - вспоминает олимпиец. - Знаете, сколько надо было отстоять перед тем, как пойти? Это очень долго и утомительно. Не так просто это все выстоять. А когда мы в Москве принимали парад, то, по правилам, страна-хозяин идет последней в любом случае. Так что на параде, в основном, идут не атлеты, а тренеры, массажисты. Ну, и некоторые спортсмены".

Конечно, за полученные медали были положены солидные денежные премии.

"В Москве спортсмену за золотую медаль давали четыре тысячи рублей, - вспоминает олимпиец. – На что я их потратил? В основном, на мебель. Я как раз перед Олимпиадой получил в столице квартиру. Она была совершенно пустая, и я потратил призовые на обстановку. И осталось добавить к накоплениям на машину. "Волга" тогда, по-моему, стоила 4,5 тысячи рублей. Это сейчас (медалистам. - Sputnik) на Красную площадь автомобили пригоняют. Прямо с ключами. А тогда за нее надо было еще и биться. Столько народу, столько желающих".

Фехтовальщик Виктор Кровопусков
© photo: Sputnik / Dmitry Donskoy
Фехтовальщик Виктор Кровопусков

После Олимпиады никаких существенных перемен в жизни триумфатора соревнований не произошло.

"Мне ничего не предлагали, - вспоминает атлет. - Да мне было еще и не так много лет – тридцать два года. У нас этот возраст считается самым расцветом. Так что у меня не было никакого желания заканчивать карьеру и посвящать себя чему-то другом. Я был и остался спортсменом и тренером".

Виктор Кровопусков выступал до 1986 года. До 1992 года был тренером в ЦСКА, позже был востребован за границей. Он тренировал спортсменов в Китае, Японии, Индии и Иране. Под руководством советского специалиста впервые в спортивной истории иранский саблист дошел до финального этапа соревнований на Олимпиаде в Лондоне, заняв 4-е место. 

Национальность одна – член команды

В сборной СССР по фехтованию, по воспоминаниям Виктора Кровопускова, были представители всех союзных республик. В конце 70-х-начале 80-х этот вид спорта был сверхпопулярен. Во многом и благодаря кинематографу. Например, после телесериала "Д'Артаньян и три мушкетера" боями на шпагах грезила вся молодежь огромной страны. Не только мальчишки.

"В советской команде не только я был четырехкратным чемпионом, - вспоминает Кровопусков. - У нас был Виктор Сидяк – тоже четырехкратный олимпийский чемпион из Белоруссии. Из Украины был Владимир Смирнов – олимпийский чемпион. Впоследствии он, к сожалению, погиб на дорожке. Но, в общем-то, в команде было без разницы – кто ты и из какой республики приехал.  Национальность была одна – член команды".

Самые сильные фехтовальные школы того времени, по воспоминаниям чемпиона, были в России, Беларуси, на Украине.

"Шпага была в Прибалтике очень сильная, - рассказывает Кровопусков. - Из Таллина, из Эстонии, ребята были очень сильные. Сабир Рузиев был, например, из Ташкента, рапирист. В каждой республике по одному человеку, но обязательно были. Ну, а в Белоруссии, на Украине – там, конечно, больше".

Собственно, фехтовальные традиции в национальных спортивных школах и сейчас, по мнению олимпийского чемпиона, достаточно сильны – и на Украине, и в странах Балтии, и в Казахстане.

"Президент международной федерации фехтования Алишер Усманов очень много делает для развития фехтования в странах, где оно не очень развито, - говорит Виктор Кровопусков. - Федерация оказывает им посильную помощь. А дальше - зависит от таланта спортсменов и тренеров".

И сейчас Виктор Кровопусков внимательно следит за выступлением олимпийцев в своем виде спорта.

"У меня отношение к Олимпиадам не меняется никогда, - говорит чемпион. - Я считаю, что Олимпийские игры – это главный старт четырехлетия. Будь ты хоть трижды чемпионом мира – все равно, звание олимпийского чемпиона будет главнее. А допинг-скандалы… Допинг – это, конечно, плохо. Что я могу сказать? Я ведь никогда его не употреблял. В фехтовании он вообще противопоказан, потому что соревнования долгие. Никакого допинга не хватит. У нас даже разговоров на эту тему никогда не было".

188

Олимпиада-80: что стало с Москвой во время Игр?

204
Жвачки, газированные напитки в банках и плавленные сырки сейчас лежат на полках магазинов, не вызывая особого интереса. А во время Олимпиады-80 для советских граждан это была невидаль. Смотрите заключительную серию спецпроекта Sputnik "Москва-80: Ретро-tube"

Таких продуктов в СССР просто никогда не пробовали. И вдруг это все появилось на московских прилавках. Появилось… и исчезло. Хорошего понемножку.

Как летние Игры изменили быт советской Москвы? Почему партийные руководители запретили в Советском Союзе гамбургеры с картошкой фри? И как московские водители умудрялись устраивать экскурсии для иностранцев без английского? Тревел-блогер Миша Ронкаинен оказался в 1980 году и ощутил себя советским гражданином во время Олимпийских игр.

204
Теги:
Олимпийские игры
Дирижер ГАБТа народный артист России Одиссей Димитриади во время выступления.

Почему музыкальное оформление Олимпиады-80 доверили грузинскому дирижеру

513
(обновлено 19:59 03.08.2020)
Дочь главного дирижера Олимпиады-80 Одиссея Димитриади рассказала Sputnik о сложной судьбе своего отца и его вкладе в музыкальное оформление Игр

3 августа, вечер. Отсчет времени до закрытия Олимпиады пошел уже на минуты. По арене стадиона "Лужники" еще передвигаются танцевальные коллективы, спортсмены. Но музыка звучит уже как-то вяло и приглушенно. На лицах зрителей застыло ожидание чего-то важного. Наконец раздаются начальные ноты песни в исполнении Лещенко и Анциферовой и из-за кулис выплывает гигантский надувной медведь. Символ Олимпиады машет зрителям лапой и ударяет по стадиону почетный круг.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

Грусть от окончания праздника достигает кульминационного момента. Сейчас Мишка, все так же улыбаясь, взлетит на воздушных шарах в небо. И прощание с символом Олимпиады войдет в историю как самый эмоциональный эпизод XXII Летних Олимпийских игр.

С того знаменательного дня прошло сорок лет. А кадры с улетающим Мишкой и по сей день вызывают грусть. Потому что для рожденных в СССР это кадры прощания с детством, юностью и страной, которая развалилась через каких-нибудь десять лет.

Хотя, не случись мелодичной песни, может, и закрытие не получилось бы таким лиричным. Союз готовился к Олимпиаде как к мероприятию планетарного масштаба. И закрытие Игр, так же, как и открытие, планировалось сделать грандиозным и запоминающимся. По этой причине к написанию олимпийских хитов было решено привлечь ведущих песенников - Пахмутову и Добронравова, а музыкальное оформление доверить главному дирижеру Тбилисского театра оперы и билета Одиссею Димитриади.

Путевка в жизнь

Одиссей Димитриади родился 7 июля 1908 года в многодетной семье члена батумской городской думы Ахиллеса Димитриади. Способности к музыке у мальчика начали проявляться еще в раннем возрасте. Поэтому, как только Одиссей подрос, его определили в музыкальную школу, где обучали пению и игре на фортепиано. Позже он начал брать частные уроки по скрипке. А к моменту определения будущей профессии уже точно знал, что свяжет свою жизнь с музыкой.

Но не все было так просто. Новая власть конфисковала имущество купца Ахиллеса Димитриади, лишив его и избирательного права. По законам нового времени, дети таких людей не имели права на высшее образование. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии, летом 1925 года Одиссей отправился к старшему брату, который служил в Сухуми на государственной службе. Одиссей должен прожить там год, чтобы при поступлении в консерваторию предъявить справку о том, что находится на иждивении брата.

Через год он поступил на теоретико-композиторское отделение Тифлисской консерватории. Во время учебы он познакомился с студенткой вокального отделения, будущей артисткой оперы Надеждой Харадзе. Молодые влюбились и сразу же поженились. По нелепому совпадению в это же время в Батуми арестовали и сослали в Сибирь отца Одиссея. И только благодаря усилиям посла Греции, бывавшего в их доме в лучшие времена, отца удалось вызволить. Но все же судьба надломила его, и прожил он после недолго – год.

Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.

Одиссей же по окончанию учебы в консерватории едет в Сухуми. Там он начинает работать заведующим учебной частью музыкального техникума. В то же время увлеченно пишет музыку для спектаклей греческого драматического театра, оркестровые и фортепьянные пьесы. И мечтает связать жизнь с дирижерством. И в то же время понимает, что для достижения поставленной цели знаний у него маловато, нужно продолжать учебу.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Maximov
Дирижер Одиссей Димитриади

Кровать за "Евгения Онегина"

Годы учебы в Ленинграде Одиссей Димитриади будет вспоминать как одни из самых ярких. Одиссей поступил в консерваторию и поселился в общежитии.

Но кровати для него не нашлось, и Одиссей спал в комнате у друзей, на рояле. Это было крайне неудобно, потому что во время сна можно было соскользнуть с рояля. Притом нужно было подниматься раньше всех, чтобы подготовить инструмент к занятиям.

И вот однажды, когда Одиссей в учебной студии репетировал оперу "Евгений Онегин", к нему подошел комендант общежития и сказал – хорошо дирижируешь, приходи завтра, дам кровать. Так, сыграв "Евгения Онегина", Одиссей перешел спать с рояля на кровать.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1934 году в Ленинград приезжает один из величайших дирижеров мира, соотечественник Одиссея Димитрий Митропулос. И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! Одиссей лелеял мечту ставить спектакли на исторической родине. Но старший коллега посоветовал не уезжать в Грецию и продолжить музыкальную карьеру в Ленинграде. Объяснял это тем, что в Греции музыкальная культура не такая высокая.

По окончанию учебы, Одиссей вернулся домой. Жизненные пути с супругой у Одиссея к этому времени разошлись. Он женится на другой женщине, выходит замуж со временем и Надежда. Но молодые люди остаются друзьями на всю жизнь.

- С папой я впервые увиделась в пять лет, - рассказывает дочь Одиссея Димитриади, профессор тбилисской консерватории Нана Димитриади. - Они же с мамой были в разводе. А моя бабушка, мамина мама, научила меня: "Когда придет папа, ты скажи ему - бродяга". И вот он появился. Взял меня на руки. И я едва слышно, стесняясь, выдавила из себя это слово - бродяга. Папа, конечно, улыбнулся и прижал меня к себе. С этого началась наша с ним дружба. Родных сестер и братьев у меня не было. Но моих сводных братьев я именно так и воспринимала. У нас были такие близкие отношения! И с тетей Лизой (вторая жена Одиссея Ахиллесовича) я дружила, мы с ней часто секретничали. Папа был очень привлекательным и обаятельным мужчиной и всегда пользовался вниманием у женщин. Тетю Лизу это донимало (смеется – прим. ред).

Одиссей Димитриад с дочерью Наной
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриад с дочерью Наной

Талантливый, но неблагонадежный

В Абхазии, куда он возвратился из Ленинграда, Одиссея назначили дирижером государственного симфонического оркестра Абхазии и директором Сухумского музыкального училища. Правда, предварительно выставили условие - отказаться от греческого гражданства. С мечтой увидеть родных и выступить на греческой сцене пришлось расстаться. Любовь к музыке взяла верх.

- Папа был очень сильным патриотом. Он и моих братьев назвал греческими именами, вот только меня назвать традиционным греческим мама не дала, - говорит Нана. - Она заявила, что мать у ребенка грузинка, поэтому девочку назовут грузинским именем. Мама хотела перевести меня на собственную фамилию. Но ее отец, мой дедушка, сделать этого не дал. "Нет, ни в коем случае, девочка будет носить отцовскую фамилию", – сказал он. Но несмотря на фамилию и корни, ни один из нас троих не владел греческим языком.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik /
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1937-м состоялось его первое выступление в тбилисском театре оперы и балета, он дирижировал оперой "Евгений Онегин". Успех был таким ошеломляющий, что главный дирижер театра оперы и балета Евгений Микеладзе пригласил Одиссея приехать работать в Тбилиси. И Одиссей соглашается. Он и предположить не мог, что через пару месяцев Микеладзе арестуют и расстреляют. После произошедшего Одиссей стал ждать, что скоро явятся и за ним. Но не пришли.

А потом началась война. Он выступал в качестве пианиста в воинских частях Красной армии. Даже получил медаль за оборону Кавказа. По окончании войны его назначают главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской СССР. А в 1952 году главным дирижером Оперного театра. Но какие бы награды он ни получал и каких бы больших успехов ни добивался, Димитриади все равно оставался для власти неблагонадежным.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Oleg Makarov
Дирижер Одиссей Димитриади

- Как-то в Тбилиси из Москвы приехал папин друг и большой музыкант Мелик-Пашаев, - продолжает Нана. - Он послушал папу и сказал, что таланту Одиссея нужен другой масштаб, чтобы развернуться. Одиссей последовал совету и поехал в Москву.

Он выступил там с большим успехом. Пришло время писать заявление о приеме на работу в Большой театр. Анкета, которую заполнял дирижер, содержала вопросы и относительно родственников. И Одиссей написал все, как есть, о том, что вся его родня живет в Греции. Так все равно же узнают, рассуждал музыкант. Прошло время, а ответа его так и не удостоили.

Все поменялось после смерти вождя народов. Наступила оттепель. И его позвали в Большой. Потом была работа, гастроли по разным странам в статусе ведущего дирижера Большого театра. Он, наконец-то, после длительной разлуки поехал в Грецию и увиделся со своими родственниками, которые эмигрировали после революции. А во время его пребывания в Мексике случилась трагедия, погиб сын Одиссея.

- Парису лет 25 лет было. Он отдыхал с компанией друзей. Они шли вечером, пели, а у него было плохое зрение, и он не заметил оградительной ленты на дороге. Шагнул туда, и нога провалилась в насыпь и увлекла его. А он в это время поднял вверх руки, потому что испугался, что руки повредятся, он же был очень талантливый пианист. В итоге он сильно повредил почки и через 12 дней скончался. Папа очень тяжело переживал смерть Париса. Перенести горе ему помогала любимая музыка.

"Кармен" и Олимпиада

В начале 70-х министр культуры ГССР композитор Тактакишвили приглашает Димитриади возглавить театр оперы и балета в Грузии.

- Не прижился папа в Москве, несмотря на то, что, уехав туда, он добился большого профессионального роста. Но он был слишком привязан к Грузии, он не мог без нее. И всегда был готов вернуться в Грузию, какой бы заманчивой ни казалась работа в любом другом городе.

Димитриади уже готовился ставить на грузинской сцене оперу Бизе "Кармен", когда в театре случился пожар. Как потом выяснилось, то был поджог. После этого театр уходит на ремонт на долгие шесть лет. Димитриади решает осуществить давнишнюю мечту жизни и едет работать в Грецию. А в 1980 году Димитриади назначают главным дирижером Олимпиады-80.

- Мы с папой никогда не говорили об Олимпиаде, - вспоминает его дочь. - Он ведь был человеком творческим. А Олимпиада была для него событием немного конъюнктурным. Конечно, в главные дирижеры его пригласили неспроста. Только вслушайтесь, главный дирижер открытия и закрытия летних Олимпийских игр – Одиссей Ахилесович Димитриади! Грек дирижирует Олимпиадой!

- Но это все шутки, - улыбается Нана - Его пригласили, конечно же, не только из-за его греческого происхождения, а потому что он был профессионалом с большой буквы, - продолжает увлеченно Нана. - Папа был очень образованным музыкантом. Его уважали и любили. В первую очередь, в силу его высокого профессионализма. Он был очень многогранным музыкантом с феноменальной памятью. Помнил все оперетты, которые слушал в детстве в Батуми. Поэтому часто устраивал вечера вальса и оперетт.

Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном

Одиссей Димитриади ушел из жизни в 2005 году. Он служил искусству до конца своей долгой и непростой жизни. И каким бы сложным ни бывал в жизни выбор, делал его всегда в пользу музыки. Просто потому, что любил ее до самозабвения и по-другому не мог.

513
 Храм Сиони

Какой сегодня церковный праздник: 29 сентября 2020

0
(обновлено 23:16 28.09.2020)
По православному церковному календарю 29 сентября отмечают день памяти Святых Евфимии, Севастианы, Мелитины, Дорофея, Исаака, Иосифа и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Евфимия всехвальная

По церковному календарю 29 сентября поминают Евфимию всехвальную, совершившую мученический подвиг во время преследования христиан Диоклетианом (284-305).

Родилась будущая Святая в знатной семье в Халкидоне (ныне азиатская часть Стамбула). Проконсул провинции в начале IV века решил уничтожить на своей территории всех тайных христиан.

По его приказу организовали праздник в честь бога Ареса (Марса), чтобы жители всей провинции поклонились языческим богам. Но 50 человек, в том числе и Евфимия, отправились на христианское богослужение.

Всех непокорных правитель приказал жестоко пытать, а затем отправил в Рим на суд императора. Евфимии, если она отречется, проконсул пообещал свободу.

Отказ девушки разгневал правителя и он велел жестоко пытать непокорную. Однако Господь даровал ей безболезненную смерть, избавив от мучений. Произошло это в 304 году.

Севастиана Гераклейская

По церковному календарю 29 сентября поминают мученицу Севастиану, пострадавшую за веру во время правления Домициана (81-96).

Севастиана была ученицей первоверховного апостола Павла. Ее, как христианку, осудили в городе Маркианополе и жестоко пытали. Не добившись отречения, деву отправили в город Гераклею, где суд состоялся вторично.

Когда поколебать веру Севастианы не смогли ни уговоры, ни пытки – ей отрубили голову, а тело выбросили в море, которое ангелы отнесли на остров Родос в Мраморном море.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
Монахи в церкви

Мелитина Маркианопольская

По церковному календарю 29 сентября поминают мученицу Мелитину, пострадавшую за веру при императоре Антонине Пие (138-161).

Мелитина, получив от Господа дар чудотворения, молитвой сокрушила идолов Геркулеса и Аполлона.

Многих язычников она обратила своей пламенной проповедью, в том числе и супругу начальника города Маркианополя. Правитель, узнав об этом, приказал Святую обезглавить.

Пустынник Египетский

По церковному календарю 29 сентября поминают преподобного Дорофея, пустынника Египетского, жившего в IV веке.

Родился будущий Святой в Фиваидской области в Египте. Он подвизался в Скитской пустыне, где 60 лет вел аскетический образ жизни.

В полуденный зной после молитвы он собирал камни на берегу моря и строил для других пустынников кельи, а по ночам плел корзины, за которые получал пропитание. Пища преподобного, которую он принимал один раз в сутки, состояла из хлеба и скудных трав пустыни. Воду Святой также пил один раз.

Спать он никогда не ложился. Преподобный иногда дремал за работой или во время еды. Святой Дорофей мирно скончался в преклонном возрасте.

Исаак и Иосиф

По церковному календарю 29 сентября поминают мучеников Исаака и Иосифа Феодосиопольских.

Братья родились в знатной семье в городе Феодосиополе (нынешний Эрзерум). Отец был мусульманином, а мать - христианкой, тайно воспитавшей трех сыновей в христианской вере.

Повзрослев, братья решили удалиться от отца, чтобы исповедовать веру в Господа беспрепятственно. Они обратились с письмом к императору Никифору I (802-811), прося разрешения переселиться в Константинополь и поступить на службу при его дворе.

Ответ был благоприятный и братья стали собираться в дорогу. Старший вскоре отправился в Константинополь, а Иосифа и Исаака задержали по приказу эмира Феодосиополя.

На вопрос о причине переселения братья открыто исповедали себя христианами. По приказу эмира им отрубили головы. Произошло это в 808-м.

Именины

По церковному календарю 29 сентября именины отмечают Людмила, Алексий, Виктор, Дорофей, Григорий, Иосиф и Сергий.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
Религиозный праздник, Церковный праздник
Темы:
Календарь религиозных праздников