"Медведи летают": грузин, придумавший "Олимпийского Мишку" - история гения

7161
(обновлено 20:12 19.07.2020)
Тех, кто помнит XXII Олимпийские игры 1980 года в Москве, с каждым годом становится все меньше. Но трогательный символ московской Олимпиады-80 и тот культовый момент "прощания с Мишкой" знают даже те, кто тогда еще не родился

Однако мало кто знает, что идея создать и запустить в небо медведя с воздушными шарами пришла в голову одному легендарному грузину - народному артисту СССР Иосифу Туманишвили (Туманов).

© photo: Sputnik / O. Ivanov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Иосиф Михайлович был известным театральным режиссером, педагогом, опытным постановщиком концертов и представлений. В его крови жило чувство праздника и уникальный талант мастерски передавать его людям. Так произошло и на Олимпиаде в Москве, которую Туманишвили превратил в событие века.

© photo: Sputnik / A. Vorotynsky
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Он родился в Грузии, работал со Станиславским, верил, что зрителю нужно дарить не только драму, но восторг и сильные эмоции. Он был, как сегодняшняя молодежь сказала бы, массовиком-затейником "уровня Бог". Все, к чему он прикасался, приобретало особый смысл и красоту.

Грузия. Начало

А началось все с Грузии и солнечного Тбилиси. Тогда, в далеком 1909 году, этот город назывался Тифлис, и здесь Иосиф робко постучался в мир актерской карьеры. Это случилось в 1923 году.

© photo: Sputnik / Vasily Malishev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Успешно окончив драматические курсы под руководством выдающегося режиссера и педагога Юрия Завадского, Туманишвили сначала стал актером Театра-студии его имени, где сыграл ряд ведущих ролей. А вскоре и главным режиссером Московского рабочего художественного театра, а позже и Нового театра. Актерства грузину стало мало и ему захотелось управлять процессом.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Вскоре в очередь с предложением стать их режиссером к Иосифу Туманишвили выстроилось множество театров. В тридцатых годах он выбрал Оперный театр им. Станиславского, в сороковых - стал худруком Московского театра оперетты, в пятидесятых - главным режиссером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, а в 60-х — Кремлевского дворца съездов и Большого театра одновременно.

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

И каждый раз на сцене из-под его руки рождались настоящие шедевры, прекрасные и удивительно тонкие представления высочайшего класса. На его счету даже постановки опер Мусоргского "Хованщина" и "Борис Годунов" на всемирно известной сцене Миланского театра "Ла Скала". Стоит ли говорить, что Иосиф Туманишвили был награжден за свой талант множеством орденов и медалей. 

К слову, в Грузии на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета Иосиф Михайлович блестяще поставил две грузинские оперы - "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953) и "Невесту севера" Торадзе (1958).

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Солист Большого Владислав Пьявко долго не мог забыть реакцию зрителей аргентинского Театра Колон на "Бориса Годунова" в постановке Туманишвили: "Только открывалась каждая картина, и сразу начинались бешеные аплодисменты. Когда мы выходили на поклоны, то сверху, представляете, лил дождь из розовых лепестков. Это все Туманишвили".

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Иосифу Михайловичу доверяли постановки самых важных и ответственных событий. Он являлся художественным руководителем и постановщиком концертов многих национальных декад в Москве, в том числе Декады грузинского искусства в 1958 году. А с годами грузинский режиссер снискал славу тонкого педагога и обучил в ГИТИСе целую плеяду даровитых артистов. 

© photo: Sputnik / Leon Dubilt
Спектакль режиссера Иосифа Туманова (Туманишвили)

Что касается кино, то Туманишвили снял только один художественный фильм о своем соотечественнике, поэте Давиде Гурамишвили, и больше не брался за кино, потому что отчаянно бредил масштабным театром.

"Всегда все говорили, что он режиссер — массовик-затейник, как великий Мейерхольд, который ставил огромные действа. Это действительно так. Он очень много делал. Под его чутким руководством играла вся сцена", – говорил Пьявко.

С добрейшим утром: замечательный Миша Туманишвили - история Маленького принца >>>

К сожалению, одной из последних, крупных и самых запоминающихся работ режиссера стала постановка торжественных церемоний открытия и закрытия московских Олимпийских игр 1980 года. Через год после масштабного мероприятия Иосифа Туманишвили не стало.

"Медведи не летают"

Церемония открытия XXII Олимпийских игр состоялась 19 июля 1980 года на стадионе имени Ленина в Лужниках. В праздничном открытии Олимпиады-80 приняли участие более 16 тысяч человек, среди них были профессиональные танцоры, атлеты, студенты и артисты самодеятельности.

© photo: Sputnik / Valery Shustrov
Открытие Олимпиады-80

Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые игры, проведенные в социалистической стране. Поэтому все должно было пройти как по маслу, без заминок, одним словом – идеально. Кто же, как не Туманишвили, был способен на это. 

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Торжественная церемония закрытия XXII Олимпийских игр в Москве

"Через очень многие трудности пришлось пройти отцу, преодолеть сопротивление. Например, заявление первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина о том, что медведи не летают, – рассказывал сын режиссера Михаил Туманишвили. – Реакция на трибунах в то время вообще ожидалась очень враждебная, потому что это был 1980 год, а в 1979 году мы вошли в Афганистан, и весь мир тогда ощетинился против нас. Он сделал так, что люди плакали и вдруг полюбили эту страну".

© photo: Sputnik / Vladimir Akimov
Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (третий справа) на церемонии открытия XXII Олимпийских Игр в Москве

Интересно, что первоначально главным режиссером Игр предложили стать Игорю Моисееву, но тот отказался, когда ему сказали, что он должен будет напрямую общаться с Леонидом Брежневым.

Сейчас, спустя 40 лет, очевидно, что придуманный Иосифом Туманишвили Мишка - совершенно гениальное изобретение, которое заставило прослезиться тысячи глаз. А ведь если не упорство, безумное рвение и видение Иосифом Туманишвили прекрасного на расстоянии, Мишка мог вообще не улететь в свой "сказочный лес", а уползти в берлогу, как это свойственно медведям.

Дело в том, что этот чудный полет мог вовсе не состояться, потому что чиновники в один голос твердили: "Медведи летать не умеют!", но постановщик церемоний Олимпиады-80 сказал, что умеют. И доказал это. 

Как?!

Сейчас все возможно, а тогда в 80-е область робототехники не была настолько развита, чтобы можно было позволить легко управлять с земли восьмиметровым медведем. И испытания придуманного грузинским режиссером летающего зверя, к сожалению, имели и трагический характер.

© photo: Sputnik / Sergey Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники)

По воспоминаниям современников, в ответ на заданную Иосифом Туманишвили непростую задачу, инженер-испытатель Трусов выдвинул оригинальную версию. Он предложил запустить в небо человека, наряженного в костюм медведя, с привязанными к нему гелиевыми шарами.

© photo: Sputnik / Boris Babanov
Олимпийский Мишка

Кстати, сам Трусов и вызвался испытать свой аппарат. И сначала все шло хорошо, но неожиданный порыв ветра унес человека-медведя вверх. Ходили разные слухи. Говорили, что Трусов скрылся в небесах, погиб или, приземлившись, бежал за границу. Ясно было одно - его вариант провалился.

Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.
© photo: Sputnik / А. Князев
Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.

Вторым управлять Мишкой вызвался изобретатель Юрий Мальцев. Он предложил манипулировать куклой-талисманом с помощью гелиевых шаров. Придумал он это так: в задней лапе находилась кабинка для пилота, где и происходило все таинство. Но во время испытания вновь помешал ветер, и Мишку сдуло к чаше с олимпийским огнем. Пилот погиб. При разборе трагического полета на ум пришла идея привязать шары только к ушам и лапам - для равновесия.

© photo: Sputnik / Alexander Grashenkov
Медвежонок Миша символ XXII Летних Олимпийских игр

В итоге тренировки прошли успешно. И на церемонии закрытия аэростат "Олимпийский Мишка" вел себя, как хотел его создатель - Туманишвили. В нужный момент он красиво выплыл, взлетел на заданную высоту, вызвал ликование и радость, а потом, поменяв траекторию полета, по прямой стал двигаться в сторону Воробьевых гор. Как и куда он приземлился, тоже загадка.

"Вишенка на торте"

Осталось одно теплое воспоминание о работе с Иосифом Михайловичем и у исполнителя Льва Лещенко, спевшего в дуэте с Татьяной Анциферовой прощальную песню московской Олимпиады "До свидания, Москва".

© photo: Sputnik / Vladimir Vyatkin
Фрагмент танцевальной сюиты "Дружба народов" на торжественной церемонии открытия Игр XXII Олимпиады.

Туманишвили, любивший все контролировать, всегда особенно трепетно относился к музыкальному оформлению, считал его "вишенкой на торте". Эту песню "ласкового Миши" композитору Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову заказали именно Туманишвили и главный дирижер этих церемоний Одиссей Димитриади (он тоже из Тбилиси, кстати).

© photo: Sputnik / Vol'demar Maask
Церемония открытия парусной регаты, входящей в программу XXII Олимпийских игр

Лещенко вспоминал, что, приехав на студию "Мосфильм" для записи песни, встретил там Иосифа Михайловича, который сказал ему: "Там будет грустная история, расставание. Вы спокойно ее спойте".

Интересно, что на самом деле это был не дуэт: Лев Лещенко и Татьяна Анциферова записывались по отдельности. Это уже потом звукорежиссер свел эти две версии воедино. "И так здорово песня легла на это действие! Все получилось очень трогательно, - признавался артист. - Но, откровенно говоря, в тот момент какого-то большого потрясения я не испытал. Потом уже пришло осознание, что я был участником яркого события".

© photo: Sputnik / Vasily Malyshev
Режиссер Иосиф Туманов (Туманишвили)

Таким же ярким был творческий путь Иосифа Туманишвили. Он стал искусным создателем масштабного театра, грандиозных постановок. Режиссер обладал изумляющей способностью увидеть целое без деталей – в этом заключался его главный талант, поэтому его работы трогали сердца и оставляли сильное впечатление.

7161

Дирижер ГАБТа народный артист России Одиссей Димитриади во время выступления.

Почему музыкальное оформление Олимпиады-80 доверили грузинскому дирижеру

106
(обновлено 19:59 03.08.2020)
Дочь главного дирижера Олимпиады-80 Одиссея Димитриади рассказала Sputnik о сложной судьбе своего отца и его вкладе в музыкальное оформление Игр

3 августа, вечер. Отсчет времени до закрытия Олимпиады пошел уже на минуты. По арене стадиона "Лужники" еще передвигаются танцевальные коллективы, спортсмены. Но музыка звучит уже как-то вяло и приглушенно. На лицах зрителей застыло ожидание чего-то важного. Наконец раздаются начальные ноты песни в исполнении Лещенко и Анциферовой и из-за кулис выплывает гигантский надувной медведь. Символ Олимпиады машет зрителям лапой и ударяет по стадиону почетный круг.

Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр
© photo: Sputnik / Sergei Guneev
Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр

Грусть от окончания праздника достигает кульминационного момента. Сейчас Мишка, все так же улыбаясь, взлетит на воздушных шарах в небо. И прощание с символом Олимпиады войдет в историю как самый эмоциональный эпизод XXII Летних Олимпийских игр.

С того знаменательного дня прошло сорок лет. А кадры с улетающим Мишкой и по сей день вызывают грусть. Потому что для рожденных в СССР это кадры прощания с детством, юностью и страной, которая развалилась через каких-нибудь десять лет.

Хотя, не случись мелодичной песни, может, и закрытие не получилось бы таким лиричным. Союз готовился к Олимпиаде как к мероприятию планетарного масштаба. И закрытие Игр, так же, как и открытие, планировалось сделать грандиозным и запоминающимся. По этой причине к написанию олимпийских хитов было решено привлечь ведущих песенников - Пахмутову и Добронравова, а музыкальное оформление доверить главному дирижеру Тбилисского театра оперы и билета Одиссею Димитриади.

Путевка в жизнь

Одиссей Димитриади родился 7 июля 1908 года в многодетной семье члена батумской городской думы Ахиллеса Димитриади. Способности к музыке у мальчика начали проявляться еще в раннем возрасте. Поэтому, как только Одиссей подрос, его определили в музыкальную школу, где обучали пению и игре на фортепиано. Позже он начал брать частные уроки по скрипке. А к моменту определения будущей профессии уже точно знал, что свяжет свою жизнь с музыкой.

Но не все было так просто. Новая власть конфисковала имущество купца Ахиллеса Димитриади, лишив его и избирательного права. По законам нового времени, дети таких людей не имели права на высшее образование. Поэтому по совету отца, после окончания гимназии, летом 1925 года Одиссей отправился к старшему брату, который служил в Сухуми на государственной службе. Одиссей должен прожить там год, чтобы при поступлении в консерваторию предъявить справку о том, что находится на иждивении брата.

Через год он поступил на теоретико-композиторское отделение Тифлисской консерватории. Во время учебы он познакомился с студенткой вокального отделения, будущей артисткой оперы Надеждой Харадзе. Молодые влюбились и сразу же поженились. По нелепому совпадению в это же время в Батуми арестовали и сослали в Сибирь отца Одиссея. И только благодаря усилиям посла Греции, бывавшего в их доме в лучшие времена, отца удалось вызволить. Но все же судьба надломила его, и прожил он после недолго – год.

Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриади с первой супругой Надежой Харадзе, 1929 год.

Одиссей же по окончанию учебы в консерватории едет в Сухуми. Там он начинает работать заведующим учебной частью музыкального техникума. В то же время увлеченно пишет музыку для спектаклей греческого драматического театра, оркестровые и фортепьянные пьесы. И мечтает связать жизнь с дирижерством. И в то же время понимает, что для достижения поставленной цели знаний у него маловато, нужно продолжать учебу.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Максимов
Дирижер Одиссей Димитриади

Кровать за "Евгения Онегина"

Годы учебы в Ленинграде Одиссей Димитриади будет вспоминать как одни из самых ярких. Одиссей поступил в консерваторию и поселился в общежитии.

Но кровати для него не нашлось, и Одиссей спал в комнате у друзей, на рояле. Это было крайне неудобно, потому что во время сна можно было соскользнуть с рояля. Притом нужно было подниматься раньше всех, чтобы подготовить инструмент к занятиям.

И вот однажды, когда Одиссей в учебной студии репетировал оперу "Евгений Онегин", к нему подошел комендант общежития и сказал – хорошо дирижируешь, приходи завтра, дам кровать. Так, сыграв "Евгения Онегина", Одиссей перешел спать с рояля на кровать.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Олег Макаров
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1934 году в Ленинград приезжает один из величайших дирижеров мира, соотечественник Одиссея Димитрий Митропулос. И те десять дней пребывания в Ленинграде выдающегося греческого дирижера, по признанию Одиссея Ахиллесовича, стали незабываемыми в его жизни – он мог видеть, слушать и даже подружиться с ним – великим Митропулосом! Одиссей лелеял мечту ставить спектакли на исторической родине. Но старший коллега посоветовал не уезжать в Грецию и продолжить музыкальную карьеру в Ленинграде. Объяснял это тем, что в Греции музыкальная культура не такая высокая.

По окончанию учебы, Одиссей вернулся домой. Жизненные пути с супругой у Одиссея к этому времени разошлись. Он женится на другой женщине, выходит замуж со временем и Надежда. Но молодые люди остаются друзьями на всю жизнь.

- С папой я впервые увиделась в пять лет, - рассказывает дочь Одиссея Димитриади, профессор тбилисской консерватории Нана Димитриади. - Они же с мамой были в разводе. А моя бабушка, мамина мама, научила меня: "Когда придет папа, ты скажи ему - бродяга". И вот он появился. Взял меня на руки. И я едва слышно, стесняясь, выдавила из себя это слово - бродяга. Папа, конечно, улыбнулся и прижал меня к себе. С этого началась наша с ним дружба. Родных сестер и братьев у меня не было. Но моих сводных братьев я именно так и воспринимала. У нас были такие близкие отношения! И с тетей Лизой (вторая жена Одиссея Ахиллесовича) я дружила, мы с ней часто секретничали. Папа был очень привлекательным и обаятельным мужчиной и всегда пользовался вниманием у женщин. Тетю Лизу это донимало (смеется – прим. ред).

Одиссей Димитриад с дочерью Наной
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Одиссей Димитриад с дочерью Наной

Талантливый, но неблагонадежный

В Абхазии, куда он возвратился из Ленинграда, Одиссея назначили дирижером государственного симфонического оркестра Абхазии и директором Сухумского музыкального училища. Правда, предварительно выставили условие - отказаться от греческого гражданства. С мечтой увидеть родных и выступить на греческой сцене пришлось расстаться. Любовь к музыке взяла верх.

- Папа был очень сильным патриотом. Он и моих братьев назвал греческими именами, вот только меня назвать традиционным греческим мама не дала, - говорит Нана. - Она заявила, что мать у ребенка грузинка, поэтому девочку назовут грузинским именем. Мама хотела перевести меня на собственную фамилию. Но ее отец, мой дедушка, сделать этого не дал. "Нет, ни в коем случае, девочка будет носить отцовскую фамилию", – сказал он. Но несмотря на фамилию и корни, ни один из нас троих не владел греческим языком.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / РИА Новости
Дирижер Одиссей Димитриади

В 1937-м состоялось его первое выступление в тбилисском театре оперы и балета, он дирижировал оперой "Евгений Онегин". Успех был таким ошеломляющий, что главный дирижер театра оперы и балета Евгений Микеладзе пригласил Одиссея приехать работать в Тбилиси. И Одиссей соглашается. Он и предположить не мог, что через пару месяцев Микеладзе арестуют и расстреляют. После произошедшего Одиссей стал ждать, что скоро явятся и за ним. Но не пришли.

А потом началась война. Он выступал в качестве пианиста в воинских частях Красной армии. Даже получил медаль за оборону Кавказа. По окончании войны его назначают главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской СССР. А в 1952 году главным дирижером Оперного театра. Но какие бы награды он ни получал и каких бы больших успехов ни добивался, Димитриади все равно оставался для власти неблагонадежным.

Дирижер Одиссей Димитриади
© photo: Sputnik / Олег Макаров
Дирижер Одиссей Димитриади

- Как-то в Тбилиси из Москвы приехал папин друг и большой музыкант Мелик-Пашаев, - продолжает Нана. - Он послушал папу и сказал, что таланту Одиссея нужен другой масштаб, чтобы развернуться. Одиссей последовал совету и поехал в Москву.

Он выступил там с большим успехом. Пришло время писать заявление о приеме на работу в Большой театр. Анкета, которую заполнял дирижер, содержала вопросы и относительно родственников. И Одиссей написал все, как есть, о том, что вся его родня живет в Греции. Так все равно же узнают, рассуждал музыкант. Прошло время, а ответа его так и не удостоили.

Все поменялось после смерти вождя народов. Наступила оттепель. И его позвали в Большой. Потом была работа, гастроли по разным странам в статусе ведущего дирижера Большого театра. Он, наконец-то, после длительной разлуки поехал в Грецию и увиделся со своими родственниками, которые эмигрировали после революции. А во время его пребывания в Мексике случилась трагедия, погиб сын Одиссея.

- Парису лет 25 лет было. Он отдыхал с компанией друзей. Они шли вечером, пели, а у него было плохое зрение, и он не заметил оградительной ленты на дороге. Шагнул туда, и нога провалилась в насыпь и увлекла его. А он в это время поднял вверх руки, потому что испугался, что руки повредятся, он же был очень талантливый пианист. В итоге он сильно повредил почки и через 12 дней скончался. Папа очень тяжело переживал смерть Париса. Перенести горе ему помогала любимая музыка.

"Кармен" и Олимпиада

В начале 70-х министр культуры ГССР композитор Тактакишвили приглашает Димитриади возглавить театр оперы и балета в Грузии.

- Не прижился папа в Москве, несмотря на то, что, уехав туда, он добился большого профессионального роста. Но он был слишком привязан к Грузии, он не мог без нее. И всегда был готов вернуться в Грузию, какой бы заманчивой ни казалась работа в любом другом городе.

Димитриади уже готовился ставить на грузинской сцене оперу Бизе "Кармен", когда в театре случился пожар. Как потом выяснилось, то был поджог. После этого театр уходит на ремонт на долгие шесть лет. Димитриади решает осуществить давнишнюю мечту жизни и едет работать в Грецию. А в 1980 году Димитриади назначают главным дирижером Олимпиады-80.

- Мы с папой никогда не говорили об Олимпиаде, - вспоминает его дочь. - Он ведь был человеком творческим. А Олимпиада была для него событием немного конъюнктурным. Конечно, в главные дирижеры его пригласили неспроста. Только вслушайтесь, главный дирижер открытия и закрытия летних Олимпийских игр – Одиссей Ахилесович Димитриади! Грек дирижирует Олимпиадой!

- Но это все шутки, - улыбается Нана - Его пригласили, конечно же, не только из-за его греческого происхождения, а потому что он был профессионалом с большой буквы, - продолжает увлеченно Нана. - Папа был очень образованным музыкантом. Его уважали и любили. В первую очередь, в силу его высокого профессионализма. Он был очень многогранным музыкантом с феноменальной памятью. Помнил все оперетты, которые слушал в детстве в Батуми. Поэтому часто устраивал вечера вальса и оперетт.

Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном
photo: courtesy of Nana Dimitriadi
Внук Одиссея Димитриади Александр с супругой известной актрисой Ликой Кавжарадзе и сыном

Одиссей Димитриади ушел из жизни в 2005 году. Он служил искусству до конца своей долгой и непростой жизни. И каким бы сложным ни бывал в жизни выбор, делал его всегда в пользу музыки. Просто потому, что любил ее до самозабвения и по-другому не мог.

106
В телетайпном зале олимпийского телерадиокомплекса

Чем пригрозили сотрудники КГБ грузинскому журналисту во время Олимпиады

544
(обновлено 19:56 02.08.2020)
Медийный десант из Грузии, который высадился в Москве летом 1980-го, состоял приблизительно из 25 человек. Одним из них был наш коллега - обозреватель Sputnik Грузия Тамаз Чикваная

Тамаз Чикваная был первым телеведущим, который повел информационную программу "Моамбе" в прямом эфире. Курьезов за его долгую журналистскую карьеру у Тамаза было много, как и ярких и запоминающихся событий. Одним из таких стала Олимпиада-80.

 

Журналист в роли наблюдателя

Медийный десант из Грузии, который высадился в Москве летом 1980-го, состоял приблизительно из 25 человек. Технический персонал прилетел за полтора месяца до начала Олимпиады. Нужно было постигать премудрости работы на новой, заграничной аппаратуре. Запись в этих навороченных видеокамерах велась на кассеты, а сами камеры могли работать как при дневном свете, так и в ночных условиях. В то время в Союзе на телевидении монтировали ленту вручную. В общем, заморская техника для наших специалистов была чем-то вроде послания с другой планеты.

- Мы наблюдали за этой техникой разинув рты, - вспоминает Тамаз. - Для нас все это было в диковинку. Я попросил одного своего друга записать на такой камере эпизоды. И он мне дал потом кассету, которую я смог просмотреть только через четыре года. Не было у нас соответствующей аппаратуры.

Творческий состав прилетел в Москву чуть позже. Тамаза так вообще включили в список аккредитованных журналистов за две недели до начала Олимпиады. Он тогда заведовал спортивным отделом информационной программы "Моамбе" на Первом канале грузинского телевидения.

- Приехал, а мне говорят, что списки уже укомплектованы. И я, получаюсь, не у дел. Спасибо спортивному комментатору, который вступился за меня и сказал, что раз уж парень приехал, то определите ему род занятий. Ну, меня и определили - отправили на гребной канал в Крылатское. Поручили организовывать встречи творческого, технического персонала с администрацией спортивного центра. Аккредитации журналиста у меня, кстати, не было.

Трибуны гребного канала Крылатское
© photo: Sputnik / Andrey Solomonov
Трибуны гребного канала "Крылатское"

 

Так до конца Олимпиады Тамаз и нес возложенную на него миссию наблюдателя. Правда, пару раз он все же отлучился. В первый раз он пошел болеть за Виктора Санеева, которого отлично знал и чей выход просто не мог пропустить.

- Трехкратный чемпион Санеев вышел последним и показал самый лучший результат. Но первое место судьи отдали эстонцу. Вы не представляете, что творилось на трибунах стадиона, когда это произошло. Третье место досталось спортсмену из Бразилии. И вот он подбежал к судьям, о чем-то громко кричал, жестикулировал. Было очевидно, что он возмущен такой оценкой. Стадион ревел, спортсмены возмущались, только сам Виктор не потерял самообладания. А при награждении, бразилец поднял руку Санеева в знак того, что он его признает победителем. Как мне потом сказали, была такая установка, золотую медаль должны были вручить представителю нацменьшинства. Виктор подходил под эту категорию, потому что был из Грузии. Но он был русским. Поэтому медаль отдали эстонцу.

Легкоатлет Виктор Санеев (в центре) беседует с журналистами из ГДР в Олимпийской деревне во время проведения XXII Олимпийских игр в Москве
© photo: Sputnik / Владимир Родионов
Легкоатлет Виктор Санеев (в центре) беседует с журналистами из ГДР в Олимпийской "деревне" во время проведения XXII Олимпийских игр в Москве

 

 

В следующий раз Чикваная попал на финал водного поло. Тогда в сборной команде Советского Союза играл Георгий Мшвениерадзе, сын известного Петре Мшвениерадзе, которого Тамаз знал лично.

- Незадолго до финала я был в гостях у Петре Мшвениерадзе. И он признался, что, при всех его заслугах, золотой медали у него нет, - рассказывает Чикваная.

С именем известного ватерполиста Петре Мшвениерадзе связана одна примечательная история. Это произошло в 1956 году, во время Олимпиады в Мельбурне. Петре Мшвениерадзе аккурат перед Олимпиадой назначили капитаном сборной СССР. Скандал между сборной Союза и Венгрии развернулся прямо в бассейне. Драка началась из-за событий в Венгрии. Почти одновременно с Олимпиадой в Будапеште происходило восстание против советского режима, в результате которого гибли люди. Нападающий сборной Венгрии Дежё Дьярмати сломал грузинскому ватерполисту нос. По итогам, матч был остановлен. Сборной СССР засчитали техническое поражение. Но, несмотря на такой исход игры, пострадавший во время драки Петре был удостоен звания "Заслуженный мастер спорта СССР".

- Через 20 лет американские журналисты устроили встречу ватерполистов, которые участвовали в той драке. Петре поехал, и, когда вошел в зал, венгры подошли и обняли его, но виновник той потасовки не приехал. А на Олимпиаде 1980 года советская сборная по водному полу победила и взяла золотую медаль. И там же, как только Георгию вручили эту медаль, он поднялся на трибуну, где сидел отец, и передал эту медаль отцу, сказав, что он ее заслужил. И Петре очень этим гордился.

Георгий Мшвениерадзе во время матча по водному поло
© photo: Sputnik / Dmitry Donskoy
Георгий Мшвениерадзе во время матча по водному поло

 

Одним из самых запомнившихся событий тех дней стал уход из жизни актера, музыканта и поэта Владимира Высоцкого. Грузинский журналист не раз встречался с Владимиром Высоцким и хорошо его знал.

- У меня было два друга Ричо и Бежан, которые дружили с сыном актрисы Тамары Макаровой и режиссера Сергея Герасимова, Артуром. А он, в свою очередь, был близким другом Владимира Высоцкого. Так и произошло наше знакомство. Как-то мы сидели на даче в Подмосковье. В компании оказалось три грузина, и Владимир вспомнил Михаила Хергиани, с которым был знаком близко. Хергиани был инструктором в фильме "Вертикаль", в котором снимался Высоцкий. Там они и подружились. И Владимир рассказывал, что сходил с ума от того, что Миша творил в горах. Когда Хергиани погиб, Высоцкий не мог поверить в его гибель и написал известную песню, посвященную грузинскому альпинисту.

Похороны популярного советского актера театра и кино, поэта и певца Владимира Высоцкого
© photo: Sputnik / Anatoly Garanin
Похороны популярного советского актера театра и кино, поэта и певца Владимира Высоцкого

 

На коротком поводке у "интересных" людей

Московская Олимпиада проходила в условиях холодной войны и масштабного бойкота, который объявили Советскому Союзу западные страны на фоне ввода советских войск в Афганистан. Поэтому происходящее в СССР носило в том числе и политический подтекст. И меры безопасности в связи с этим предпринимались беспрецедентные. Журналистов спецслужбы держали на коротком поводке.

- Я за одну неделю перед приездом в Москву раз пять побывал в КГБ. Как себя вести, о чем говорить, как избегать контактов с иностранцами и так далее. Это была обязательная процедура. Приходилось устраивать в ушах сквозняк. Не успел я сесть в маршрутку, по прилету в Москву, как передо мной вырос на вид щупленький парень и начал читать нотации. Привезли нас в оргкомитет Олимпиады и там отвели по два-три человека опять же на обработку. Распределили в рабочие группы и там тоже прочищали мозг. Контролировали нас в день три раза. С кем говорил, о чем говорил, попробуй, что-нибудь скрой от них.

Несмотря на то, что журналисты были в основном из социалистических стран, нам все равно запрещали с ними общаться. Был один журналист из ГДР. Он меня о чем-то попросил, и я ему помог. А на второй день он пригласил меня в бар, он нормально владел русским языком, мы зашли, посидели. Я понимал, что за этим может последовать. Но мне было ровным счетом наплевать на их указания, я не был ни чиновником, ни членом партии.

Вечером того же дня стук в дверь, на пороге "интересные" люди. Мне так и сказали прямым текстом, еще раз с немцем заговоришь - соберешь чемодан и вернешься домой.

"Целуй меня крепче", потому что "Москва слезам не верит"

Впрочем, несмотря на все запреты и контроль, в воздухе все же витал едва различимый, как нотка сандалового дерева в парфюме, запах свободы. И ощущалось это как на уровне экономическом, в плане доступности доселе невиданных продуктов и вещей, так и на уровне общения между людьми и выстраивания отношений. Помимо всего прочего это был праздник. Но все хорошее имеет обыкновение заканчиваться. Настал час возвращения домой. У Тамаза в Москве жила приятельница Майя Герасимова, которая родилась и выросла в Тбилиси. Тамаз, бывая в Москве, часто приходил к ней в гости. Тамаз позвонил ей, чтобы попрощаться.

Тамаз Чикваная
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Тамаз Чикваная

 

- В котором часу у тебя самолет? – спрашивает меня Майя. Я отвечаю, что в семь вечера. На это она мне говорит: "Тогда срочно приезжай ко мне, до семи ты все успеешь". Я, естественно, выхожу из гостиницы и еду к Майе. Приезжаю и застаю у нее в доме мексиканского писателя, сценариста и кинорежиссера, которого я уже знал, - Карлоса Фуэнтоса. Сегодня это легенда, а тогда он был молодой, как я (улыбается – прим. ред.). Я на грузинский язык перевел один его рассказ "Кукла-королева". Майя мне сделала подстрочник с испанского на русский, а я перевел на грузинский язык. Карлос хорошо владел русским, потому что учился во ВГИКе. Он хотел снять по нему фильм, и я ему сказал, что для фильма ему не хватает драматизма. И вот много лет спустя у нас проходил кинофестиваль и показывали его фильм. И посмотрев картину, я был приятно удивлен, потому что он изменил финал картины, как я ему говорил. В квартире у Майи вместе с Карлосом меня встретила композитор и пианистка Консуэло Веласкес, автор известной песни "Бесаме мучо". Ей тогда уже было под 60, но она была все равно ослепительно хороша собой. У нее было много и других произведений, но "Целуй меня крепче" ("Бесаме мучо"), написанное ею в 15 лет, стало самым известным. Таким образом я познакомился с Веласкес, которая приехала в Москву вместе с Фуэнтосом на Олимпиаду. Поэтому, у меня в памяти Олимпиада переплетается еще и с картиной "Москва слезам не верит".

Мексиканская пианистка, автор песни Бесаме мучо, Консуэло Веласкес
© photo: Sputnik / Галина Кмит
Мексиканская пианистка, автор песни "Бесаме мучо", Консуэло Веласкес

 

По случайному совпадению культовый фильм Владимира Меньшова вышел на большой экран в тот же, 1980-й год. Именно этому фильму обязана своей широкой популярностью в Советском Союзе песня Консуэло. А сам фильм стал одной из немногих советских кинокартин, взявших главный приз американской киноакадемии "Оскар".

544
По теме
Дзюдоист Шота Хабарели - чемпион в категории до 78 кг на Олимпиаде-80
Грузинская Виагра и советский ответ Кока-Коле - напитки из Грузии на Олимпиаде-80
"Грузинский след" на Олимпиаде-80 в Москве
Александр Чивадзе: мы могли выиграть Олимпиаду, но ребята перегорели
Стадион имени Георгия Шакарашвили

Стадиону в Тбилиси присвоено имя погибшего футболиста

44
(обновлено 21:02 03.08.2020)
Футболка под 21 номером в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее

ТБИЛИСИ, 3 авг - Sputnik. Футбольный клуб "Сабуртало" открыл стадион имени погибшего игрока команды, 19-летнего Георгия Шакарашвили.

Тело пропавшего футболиста после четырех дней поиска, в которых принимали участие до 70 спасателей, водолазы, эхолоты и вся необходимая техника, обнаружили 22 июня в реке Арагви, в нескольких километрах от того места, где его видели живым в последний раз. По данным МВД Грузии, дело о смерти Георгия Шакарашвили, получившее большой общественный резонанс, расследуется по двум статьям – незаконное лишение свободы и насилие.

Имя погибшего футболиста было присвоено одному из стадионов футбольной академии "Сабуртало", расположенному на улице Иосебидзе. На открытии присутствовали руководители "Сабуртало", члены семьи Георгия Шакарашвили, друзья и партнеры по команде.

Президент клуба Тариэл Хечикашвили отметил, что отныне футболка № 21 в "Сабуртало" будет всегда принадлежать Георгию Шакарашвили и храниться в клубном музее.

Георгий Шакарашвили был игроком дубля в составе второй команды, руководство и тренерский штаб возлагали на него большие надежды.

44
Темы:
Гибель 19-летнего грузинского футболиста