Одна из тбилисских школ

"Тайно снять учителя на видео и выложить в интернет" - что происходит в школах Грузии?

6388
(обновлено 15:18 29.09.2020)
В грузинском школьном образовании за последние годы накопилось столько проблем, что учителя готовы говорить о них только анонимно - Sputnik Грузия пообщался с действующим педагогом одной из тбилисских школ о реформах, оценках, новых учебниках и пользе гаджетов

Пока родители в Грузии спорят, стоит ли отпускать детей в школы в разгар второй волны коронавируса или оставлять на "дистанционке", учителя напоминают о проблемах более глобальных. Грузинское образование пережило множество реформ, сменило более 15 министров за почти 30 лет.

Как повлияли на систему образования эти нововведения и трансформации? Каковы главные проблемы современной школы? Чем отличаются современные дети от других поколений? Об этих вопросах Sputnik Грузия поговорил с одним из действующих педагогов Тбилиси, который пожелал не называть свое имя.

- Какие они, сегодняшние дети?

- Разные, как и было во все времена. Проблема отцов и детей стоит перед человечеством вечно. Когда я была молодая, мы вызывали раздражение у старшего поколения. Когда-то я прочитала, что одним из признаков старения является критика молодежи, а поскольку стареть не хочется, то и критиковать молодежь не хочется. Да, пропало уважение к учителю, но это не связано с тем – хорошая молодежь растет или плохая.

Иногда они умнее нас, прагматичнее, но их "шалости" сегодня - это вам уже не кнопку учителю на стул подложить. Современные ученики (слава Богу, что таких пока еще меньшинство) могут тайно снять учителя на телефон и выложить видео в интернет. Меняются времена, меняются нравы.

- Сколько лет вы работаете в школе?

- Уже более четверти века.

- Можно ли сравнить системы школьного образования советских лет и независимой Грузии? Что изменилось в лучшую и в худшую сторону?

Я против того, чтобы образование политизировалось. Основная задача образования – вырастить образованного, компетентного человека.

В современном образовании, на мой вкус, нет четкой системы. Если взять такую науку, как математика, то мы все прекрасно помним, что изучались отдельно алгебра и геометрия. Если взять язык, то изучались отдельно грамматика и литература. На мой взгляд, это было правильно. Мне нравится, что в современные учебники по математике добавлены такие разделы, как статистика, теория относительности, основы экономики - то, чего не было раньше. Современные реалии диктуют нам современные требования. Но у детей, например,  очень слабое представление о геометрии, которая развивает абстрактное мышление и логику.

- Чего, наш ваш взгляд, не хватает в школьной программе?

- Совмещение физики, химии и биологии дает расплывчатое представление об этих науках. Общеобразовательная школа прежде всего должна давать ученику понятия о законах природы, жизни, человеке и т.д. В старших классах ученик уже сам выбирает те предметы, которые ему понадобятся для будущей профессии, но он все равно должен быть всесторонне развитой личностью.

Если в будущем отец или мать не смогут ответить своему ребенку на элементарные вопросы из школьной программы, то о каком родительском авторитете может идти речь?

Современные школьники, включая десятиклассников, изучают искусство и музыку. Это большая трата времени, которое ученик мог бы потратить на такие предметы, как астрономия, черчение, трудовые навыки. Тот, кто любит музыку или искусство, может вполне заниматься в специализированных кружках или секциях.

Нужно быть прагматиком и понимать, что десятый класс – это уже последняя ступень школьного образования и нужно использовать это время для углубления тех предметов, которые понадобятся ребенку в будущем.

Факты о грузинском школьном образовании
1. Система среднего образования делится на три уровня: начальная школа (шесть лет), основная школа (три года) и средняя школа (три года)
2. В школьной системе принята десятибалльная система оценок
3. Учебный год начинается в середине сентября и заканчивается в середине июня.
4. Каждый ученик первого класса получает нетбук для записей и выполнения домашних заданий
5. Учебники в госшколах бесплатные

- Как вы оцениваете 12 лет для школы?

- 12-летнее образование я оцениваю отрицательно. Когда десятилетнее образование переходило на 11-летнее, была проведена гигантская работа: были подготовлены методики, учебники, учителя. Ученики и их родители уже после начальной школы знали, что их ждет 11 лет обучения. То, что произошло с XII классом у нас, не выдерживает, с моей точки зрения, никакой критики. Весь XII класс – это, по сути дела, повторение всей школьной программы. И все мы прекрасно видим, как проходят занятия в XII классах... Я считаю, что это потерянное время.

- Назовите главные проблемы сегодняшней школы.

- В современной школе очень сильно принижена роль учителя. Иногда кажется, что учитель – это наемная обслуга. К сожалению, дети прекрасно чувствуют конъюнктуру современного мира и соответствующим образом ведут себя по отношению к учителю. Можно написать на учителя жалобу, можно оскорбить его, и складывается такое впечатление, что конвенция по правам ребенка – это единственное, что знают современные дети.

Еще одна проблема – это оценивание знаний учеников в XII классе. Сдача экзаменов, которая была несколько назад, не имела никакого значения. А отмена выпускных экзаменов низвела весь смысл учебы к нулю. И у многих детей пропала мотивация. Они готовят вне школы только те предметы, которые нужны для поступления в ВУЗ, а сама школьная жизнь вызывает у них неприязнь и отторжение. Школьные оценки потеряли всякий вес. Спрашивается – зачем стараться получить высокие баллы? Отсюда и отношение к учебе, к учителю и к системе образования.

Учителя загружают огромным количеством "писанины". Отчеты, характеристики, планы, силабусы и т.д. То количество документов, разрешений, инстанций, который должен собрать классный руководитель, чтобы провести внешкольное мероприятие (поход в театр, музей, поездка за город на экскурсию и т.д.), иногда отбивает охоту этим заниматься.

- За четверть века школы, учителя и дети пережили уже несколько реформ. Какая из них, по вашему мнению, была наиболее удачной, какая – провальной?

- С приходом каждого нового министра образования заново начинаются какие-то реформы. Но мне кажется, что в образовании важна стабильность.

- Устраивает ли вас качество учебников?

- Многие учебники для грузинских школ, претерпев изменения, стали лучше, интереснее, информативнее. Однако в русских секторах школ дети получают образование по старым книгам. Очень хотелось бы, чтобы новые грузинские учебники переводились и были доступны учащимся нацменьшинствам.

- Как в сегодняшней школе используются цифровые технологии? Они полезны или вредны?

- Цифровые технологии используются достаточно успешно. Во многих школах есть компьютерные классы. Достаточно часто учителя используют демонстративный материал при помощи видеоносителей – тех же компьютеров, проекторов. Используя современные технологии, ученики готовят проекты, которые защищают на уроках.

Если ученик использует современные технологии и, в частности, компьютер для расширения своего кругозора, выполнения домашнего задания, общего развития, то я не вижу никакого вреда. А если ребенок использует технологии для плагиата, для развлечений (сидят часами за играми), то в таком случае – пользы ноль.

Во всем должна быть золотая середина. Плохо это или хорошо, но современные реалии диктуют нам свои условия и полностью отказаться от цифровых технологий уже просто невозможно.

- А педагоги? Существует ли проблема профессиональных кадров?

- Безусловно, существует. В Тбилиси был замечательный педагогический институт. В нем готовили учителей и математики, и рисования, и истории и т.д. Студенты изучали такие дисциплины, как педагогика, методика, психология. Проходили практику в школах - то есть была профессиональная подготовка учителей. Сейчас она тоже существует, но в виде тренингов, курсов, открытых уроков и собирания кредитов. Я себе с трудом представляю, что я пойду к врачу, который стал "специалистом" на тренингах. Мое твердое убеждение, что учителя, педагога надо готовить долго и тщательно и далеко не каждый может им стать.

- Как вы считаете, насколько эффективно дистанционное обучение, на которое все вынуждено перешли?

- В самом вопросе уже содержится ответ – вынужденно перешли. К сожалению, практически весь мир перешел на дистанционное обучение. Во время первой волны все были растеряны: никто не знал, с какого конца подступиться к процессу. Однако многие учителя очень достойно помогли ученикам закончить учебный год. Если бы этого не случилось, то все бы ушли в академический отпуск и потеряли год учебы. У дистанционного образования много минусов, особенно это касается начальной школы.

Когда ребенка надо учить писать черточки, линии, крючочки, когда каждый ученик хочет быть для учителя единственным, любимым, а вместо этого он сидит около компьютера, то он становится безликим.

Технические неполадки, ответ хором, непонимание учителя, отсутствие живого контакта – все это в целом можно назвать неподготовленностью к онлайн-занятиям в младших классах.

В онлайн-режиме удобно провести индивидуальную консультацию с ребенком, особенно если он болеет; обсудить какую-либо проблему с группой учеников; но давать образование на постоянной основе – считаю неприемлемым.

- Что бы вы изменили, если бы вдруг стали министром образования?

- Одного японца спросили – как Япония достигла таких высот в образовании? На что он ответил: "В Японии учителя уважают, как императора, а платят ему – как министру". Вот это и было бы моей программой, если бы я стала министром.

6388
Темы:
Образование в Грузии (501)

Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад во время интервью информационному агентству РИА Новости

Башар Асад: Война в Сирии еще не закончена

105
(обновлено 12:59 08.10.2020)
Президент Сирии Башар Асад рассказал о ситуации в регионе, обострении конфликта в Нагорном Карабахе и "горячей" теме последнего времени - коронавирусе

Тридцатого сентября исполнилось пять лет с начала операции российских вооруженных сил в Сирии. В интервью РИА Новости, приуроченном к этой дате, сирийский президент Башар Асад рассказал, можно ли считать, что война в его стране закончилась, что из действий российских военных запомнилось ему настолько, что он будет рассказывать об этом внукам, что стало поворотной точкой в затянувшемся конфликте и что ждёт две страны в плане военно-технического сотрудничества. Он также поделился своим видением причин обострения ситуации в Нагорном Карабахе, оценил перспективы выборов президента США и выдвижения Дональда Трампа на Нобелевскую премию мира. Кроме этого, сирийский лидер сообщил, есть ли у него данные о том, что американцы могут готовить на него покушение. Затронув и самую "горячую" тему последнего времени - коронавирус, Асад рассказал, хотел бы он привиться российской вакциной и нужна ли она сирийцам в целом.

- Господин президент, спасибо вам большое за возможность провести это интервью в те дни, когда отмечается пятилетие со дня начала российской операции в Сирии. Спустя пять лет, можете ли вы сказать, что война в Сирии завершилась?

- Нет, определенно нет. Пока террористы занимают некоторые районы нашей страны и совершают различного рода преступления и убийства, война не закончена. И я думаю, что их руководители намерены сделать так, чтобы она продолжалась еще долгое время. Вот, что нам кажется.

- Какие моменты героизма россиян вы помните и храните в сердце? Какие из них, на ваш взгляд, заслуживают того, чтобы рассказывать о них внукам?

- Их так много. Я помню, конечно, многие из них. Спустя пять лет сотрудничества сирийской и российской армий в жестокой войне, я думаю, что героизм становится коллективным актом. Это не что-то индивидуальное, это не только несколько конкретных случаев героизма, о которых вы помните. Например, если вспоминать о военных пилотах, воздушных силах, то российские летчики продолжали совершать вылеты против террористов ежедневно, рискуя своими жизнями, а несколько самолетов были сбиты террористами. Если говорить о других офицерах, то они до сих пор поддерживают сирийскую армию не в тылу, а на передовой, а некоторые из них погибли как мученики. Так что однажды я расскажу своим внукам не только о героизме, но и об общих ценностях наших армий, которые сделали нас братьями в ходе войны. Благородные ценности, верность своему делу, защита мирного населения, защита невинных. Много чего можно рассказать об этой войне.

Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад (слева) и заместитель главного редактора - директор главной дирекции информации МИА Россия сегодня Дмитрий Горностаев во время интервью в Сирии
© photo: Sputnik / РИА Новости
Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад (слева) и заместитель главного редактора - директор главной дирекции информации МИА "Россия сегодня" Дмитрий Горностаев во время интервью в Сирии

- А какой момент стал для вас поворотной точкой в этой войне?

- Сейчас прошло уже почти десять лет с момента начала войны, так что я могу назвать несколько поворотных точек, а не одну. Первая случилась в 2013 году, когда мы начали освобождать от "Ан-Нусры"* много районов, особенно расположенных в центральной части Сирии. Затем в 2014 году на другом направлении боевики ИГИЛ* внезапно появились при американской поддержке и захватили одновременно очень важную часть территорий в Сирии и Ираке. Это был момент, когда террористы начали захват других районов, потому что ИГИЛ удалось отвлечь армию САР от выполнения ее миссии по освобождению западной части страны. После этого другим поворотным моментом стал приход в Сирию россиян в 2015 году, и мы вместе начали освобождать множество районов. На этом этапе после того, как россияне пришли поддержать армию Сирии, я бы назвал еще одной поворотной точкой освобождение восточной части Алеппо. Это тот момент, с которого началось освобождение других районов Сирии. Это было важно из-за значимости Алеппо, потому что этот момент стал началом крупномасштабного освобождения территории, которое продолжилось позднее в Дамаске, затем, совсем недавно, в оставшейся части Алеппо, а также в других районах на востоке и юге Сирии. Это и есть поворотные моменты. Если сложить их вместе, то все они являются стратегически важными, все из них изменили ход этой войны.

- Теперь об актуальных событиях. Мы в России сейчас следим за региональным конфликтом Армении и Азербайджана. И, конечно, Турция играет в нем свою роль. Не буду судить, негативную или позитивную. Но хотел бы задать вопрос о Турции и политике Эрдогана. В последние годы Турция старается максимизировать свое международное влияние. Мы видим ее присутствие в Ливии, вмешательство в ситуацию в Сирии, территориальные споры с Грецией, а теперь – открытую поддержку Азербайджана. Что вы думаете о таком поведении Турции и лично Эрдогана? Должно ли международное сообщество уделять больше внимания этому нео-османизму?

- Позвольте мне высказаться откровенно и четко. Эрдоган поддерживает террористов в Сирии, он поддерживает террористов в Ливии, он был главным подстрекателем и инициатором начавшегося недавно конфликта в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией. Так что в целом его поведение опасно. По разным причинам. Во-первых, потому что оно - отражение линии "Братьев-мусульман"*, а они – экстремистская, террористическая группировка. Во-вторых, он начинает войны в различных регионах, чтобы отвлечь общественное мнение в Турции от его действий внутри страны, особенно после его скандальных связей с ИГИЛ в Сирии. Все знают, что ИГИЛ продавала сирийскую нефть через Турцию под прикрытием американских ВВС, и о том, конечно же, что турки участвовали в торговле этой нефтью. Таковы его цели, и это опасно. К вопросу о том, должно быть международное сообщество в курсе этого или нет. Термин "международное сообщество" в действительности означает лишь небольшую группу стран - великие державы и богатые страны. Назовем их влиятельными на политической арене странами. Большинство этого международного сообщества – соучастники Турции по поддержке терроризма. Так что они знают, что делает Турция, им нравится, что она делает, Турция – инструмент этих стран по внедрению в этом регионе их политики, претворения в жизнь их идей. Поэтому – нет, мы совсем не можем рассчитывать на международное сообщество. Можно было бы рассчитывать на международное право, но его не существует: нет институтов, которые обеспечивали бы применение этого права на практике. Так что нам в Сирии приходится полагаться на себя и помощь друзей.

Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад во время интервью в Сирии
© photo: Sputnik / РИА Новости
Президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад во время интервью в Сирии

- И еще о конфликте в Нагорном Карабахе. Поступают сообщения о том, что террористов из группировок, которые раньше воевали в Сирии, перебрасывают в зону армяно-азербайджанского конфликта. Можете ли вы это подтвердить? Есть ли у вас данные о том, что боевики направляются из Сирии в…?

- Мы определенно можем это подтвердить, но не потому что у нас есть доказательства. Иногда доказательств нет, но есть указания на это. Турция использовала в Сирии террористов из разных стран. Она использовала те же методы в Ливии – использовала там террористов из Сирии, может, из других стран. Так что то, что она использует те же методы в Нагорном Карабахе, не требует доказательств, это очень вероятно, потому что, как я уже сказал, именно Турция привела к этой проблеме, начала этот конфликт: она его поощряла. Турция хотела достичь чего-то, и она собирается использовать те же методы. И мы можем сказать с уверенностью, что она использует террористов из Сирии и других стран в Нагорном Карабахе.

- Давайте перейдем к теме отношений между нашими странами. Планируются ли у вас какие-то контакты или встречи с президентом Путиным?

- Мы находимся в постоянном контакте - главным образом по телефону - всякий раз, когда что-то происходит или есть необходимость в беседе. Конечно, мы продолжим общаться и, конечно, встретимся в будущем, но это зависит от политической ситуации в Сирии. И, как вы знаете, сейчас весь мир парализован пандемией коронавируса, так что в ближайшее время, я думаю, беседы будут проходить по телефону.

- Планируете ли вы поднимать вопрос о новых кредитах для Сирии, новых займах?

- В нашей экономической ситуации мы считаем важным обращаться за кредитами, но в то же время нельзя идти на подобный шаг, не имея возможности затем выплатить эти кредиты. Иначе это станет тяжелым бременем для экономики, так что нужно учитывать эти аспекты. Мы думаем о кредитах, мы обсуждали это с нашими российскими коллегами, но нужно подготовиться к такому шагу, прежде чем говорить об этом серьезно, на практическом уровне.

- Недавно Сирию посетила делегация из России, в том числе, здесь был вице-премьер Борисов. Заинтересована ли Сирия в покупке зенитных систем, таких как С-400? Или, может, нуждается в дополнительных С-300?

- Два года назад мы начали реализовывать план по модернизации нашей армии, и очевидно, что мы собираемся провести эту модернизацию в сотрудничестве с министерством обороны России, потому что вот уже несколько десятилетий наша армия полностью опирается на российские вооружения. Но у нас есть приоритеты, речь не обязательно идет о ракетах. Могут быть в настоящее время и другие приоритеты в том, что касается борьбы "на земле". У нас есть полномасштабный план, но мы должны действовать в соответствии с приоритетами. Обычно мы не говорим о деталях наших военных планов, но в целом, как я уже сказал, это касается модернизации армии во всех аспектах.

- Вы наверняка следите за президентской кампанией в США. Надеетесь ли вы, что новый американский президент, независимо от того, кто им станет, пересмотрит политику санкций в отношении Сирии?

- Мы обычно ждем от американских выборов избрания не президента, а главы корпорации, потому что есть совет директоров, и этот совет директоров состоит из лоббистов, крупных корпораций, таких как банки, оружейные и нефтяные компании и так далее. Так что выбирают главу корпорации, и у него нет ни прав, ни полномочий пересматривать какие-либо решения, он должен их только выполнять. Именно это и произошло с Трампом, когда он стал президентом.

- Раньше он и был много лет генеральным директором…

- Совершенно верно! Он и остался им. Трамп хотел следовать своей собственной политике, проводить ее, и почти поплатился за это: вспомните тему импичмента. Трампу пришлось проглотить каждое сказанное перед выборами слово. Вот почему, как я сказал, не стоит ожидать выборов президента, речь о генеральном директоре. Если вы хотите говорить об изменении политики, имейте в виду - у вас тот же самый совет директоров, который не меняет свою политику. Генеральный директор может меняться, но совет останется прежним, так что не ждите ничего.

- А кто входит в этот "совет директоров"? Кто эти люди?

- Как я уже сказал, этот совет состоит из групп лобби, которые претворяют в жизнь то, что они хотят, они контролируют конгресс и других, в том числе средства массовой информации и так далее. Таким образом, это альянс различных корпораций, которые действуют в США в своих корыстных интересах.

- Трамп пообещал вывести американские силы из Сирии, но это ему не удалось. Теперь его номинировали на Нобелевскую премию мира. Как Вы считаете, если он сможет вернуть американских солдат домой, он получит премию мира?

- Его номинировали?

- Да.

- Не знал. Если вы хотите поговорить об этой номинации на премию мира, то мир заключается не только в выводе войск, хотя это хороший и необходимый шаг. Но мир – это ваша политика, ваше поведение. Прекращение оккупации территорий, прекращение свержений неугодных правительств только потому, что они вас не поддерживают, прекращение создания хаоса в различных регионах. Мир – это следование международным законам и Уставу ООН. Вот что такое мир, вот за что нужно давать Нобелевскую премию мира. Обама ее получил, он только был избран и ничего не сделал. Единственное его достижение на тот момент, возможно, заключалось в том, что переехал в Белый дом. И ему дали Нобелевскую премию. Думаю, что Трампу ее могут дать за что-то похожее. Не знаю, за что это будет. Но точно не за мир.

- Трамп недавно признал, что он хотел отдать приказ о вашей ликвидации, но бывший тогда главой Пентагона Мэттис его отговорил. Вы об этом знали? Были ли приняты какие-то меры?

- Убийства – это американский метод работы, modus operandi, они делают это постоянно на протяжении десятилетий. Повсюду, во всех уголках мира. Здесь нет ничего нового. Поэтому нужно иметь в виду, что подобного рода планы по различным причинам всегда существовали. И нам в условиях конфликта в Сирии следует ожидать от американцев чего-то похожего. Они оккупировали нашу землю, они поддерживают террористов. Это вполне ожидаемо. Даже если у нас нет такой информации, это должно быть очевидно. Как это предотвратить? Речь не о каком-то конкретном случае или плане в отношении того или иного человека или президента, речь о линии поведения. Ничто не удержит США от совершения подобных жестоких действий и атак, если в международных отношениях не будет баланса, при котором США не смогут уйти от ответственности за свои преступления. В противном случае такое поведение будет порождать все новые преступления подобного рода в различных регионах, и ничто их не остановит.

Интервью президента Сирии Б. Асада гендиректору МИА Россия сегодня Д. Киселеву
Пресс-служба президента Сирии Башара Асада / Sputnik

- Были ли на вас другие покушения?

- Мне неизвестно о каких-то конкретных случаях. Но, как я сказал, это само собой разумеющееся, что такие попытки или даже, если быть более точным, планы есть. Вопрос только в том: такие планы по-прежнему актуальны или, скажем, поставлены на паузу? Никто не знает.

- Позвольте вернуться к ситуации в Сирии. Вы будете снова баллотироваться на пост президента в 2021 году?

- Пока рано об этом говорить, впереди еще несколько месяцев. Я могу принять решение по этому вопросу в начале следующего года.

- Интересно. Вы поздравили Александра Лукашенко с инаугурацией в Беларуси. Может быть, вы видите сходство между политическими технологиями, использованными Великобританией и США с целью оказать поддержку белорусской оппозиции, и методами, которые применялись против сирийского государства в информационной войне?

- Я направил поздравление президенту Лукашенко, это естественно. Что касается происходящего в Беларуси: вне зависимости от сходства двух стран, Сирии и Беларуси, или различий, вне зависимости от того, происходит ли в стране реальный или искусственно созданный конфликт, Запад – до тех пор, пока он не изменит свою политику гегемонии по всему миру – будет вмешиваться в дела в любом уголке мира. Если у вас в стране есть конкретная проблема – неважно, какого масштаба – Запад все равно вмешается. И если это внутренний процесс, они будут делать его международным, только чтобы вмешаться и влезть в ваши дела. Если у вас нет проблем, они будут делать все возможное, чтобы их создать и сделать международными - для того, чтобы вмешаться в ваши дела. Это их политика.

Так что дело не в том, что именно происходит в Беларуси. В любой стране - в Сирии, Беларуси, в вашей стране - есть свои проблемы. А есть ли у Запада право вмешиваться или нет? Это то, чему мы должны противостоять. Итак, вернемся к вашему вопросу. Да, это то же самое поведение, та же стратегия, та же тактика. Единственная разница – в том, какими терминами они оперируют, какие заголовки используют. Они используют одни заголовки для России, другие для Венесуэлы, третьи для Сирии и так далее. То есть дело не в Беларуси, дело в поведении Запада и его стратегии на будущее, потому что они думают, что подъем России, Китая и других сил в мире представляет для них экзистенциальную угрозу, и единственный способ противостоять ей - это создавать хаос по всему миру.

- Вы уже упомянули коронавирус, его последствия для всего человечества. Болел ли им кто-то из правительства Сирии? Может, вы сами?

- Слава богу, нет. И я не думаю, что кто-то из нашего правительства был инфицирован.

- Это хорошо. А лично вы хотели бы привиться российской вакциной?

- Конечно, в сложившихся обстоятельствах каждый хотел бы привиться от этого опасного вируса. Как я понимаю, эта вакцина еще недоступна на международном рынке, но мы собираемся обсудить с российскими властями, когда она сможет поступить в Сирию. Это очень важно.

- Да, Россия уже заявляла, что вакцина может стать доступна для наших международных партнеров…

- Говорили, что она может быть доступна в ноябре.

- Будете ли вы запрашивать поставки российской вакцины?

- Определенно да. Сейчас это необходимо.

- А в каком количестве?

- Это зависит от того, какое количество вакцины будет доступно. Также нужно обсудить, сколько нам нужно, с органами здравоохранения Сирии.

- То есть вы собираетесь провести детальные переговоры с российскими властями?

- Конечно. Обязательно. Все в Сирии интересуются российской вакциной и тем, когда она будет доступна.

- Сохраняется ли в обществе на фоне вспышки коронавируса запрос на изменение конституции? Ведь пандемия создала новую парадигму в мире и, конечно, в сфере политики. Эти проблемы и ситуация с переговорами в Женеве вызвали сомнение в необходимости изменений конституции. Что вы думаете об этом?

- Нет, никакой связи между коронавирусом и конституцией нет. Мы изменили конституцию в 2012 году и сейчас мы обсуждаем ее в ходе переговоров в Женеве. Мы провели раунд переговоров примерно месяц назад. Из-за пандемии раунды были отложены, но не остановлены.

В конце концов, женевские переговоры - это политическая игра, это не то, на чем сирийское общество сосредоточено. Сирийцы не думают о конституции, никто об этом не говорит. Их волнуют реформы, которые нам нужно запустить, и политика, которую нам нужно изменить, чтобы удовлетворить их потребности. Это то, что мы сейчас обсуждаем, то, о чем мы беспокоимся и на чем правительство сосредотачивает свои усилия.

- То есть вы хотите сказать, что переговоры в Женеве нужно продолжить, вопрос конституции стоит на повестке и что должно быть больше обсуждений?

- Да, конечно. Мы их начали и продолжим в течение следующих нескольких недель.

- Будет ли Сирия проводить судебный процесс против "Белых касок"? Должно ли, на Ваш взгляд, быть международное расследование их деятельности? Может, под эгидой ООН?

- Когда происходит преступление, судят не нож или другое орудие, а преступника. В этом случае "Белые каски" - это лишь инструмент, средство, оружие, которое было использовано терроризмом. Их создали власти Великобритании, поддержали США и, конечно, Франция и другие западные страны, а использовала напрямую Турция. Все эти режимы - настоящие родители "Белых касок", так что к ответственности должны быть привлечены прежде всего они, до самих "Белых касок". Сейчас вопрос в следующем: есть ли в международном праве инструменты, чтобы сделать это? Нет, их нет. В противном случае США бы не избежали наказания за свои преступления, например, в Ираке, в Йемене и других местах. Не только США. Еще и Франция, Великобритания, другие страны, в том числе Соединенные Штаты в Сирии. Но как я уже сказал, нет таких институтов, которые бы привели в действие соответствующие законы. Так что нет, мы должны сосредоточиться больше на виновных, истинных виновных, истинных руководителях. А это - западные страны и их марионетки в регионе.

- Но, возможно, должны быть конкретные шаги и в отношении "Белых касок"? Ведь они все еще продолжают свою деятельность?

- Да, конечно, они преступники. Об ином я и не говорю. Прежде чем стать "Белыми касками", они были "Ан-Нусрой". Есть видео и фотографии этих преступников. Их надо судить в Сирии. Но когда вы говорите о "Белых касках" как об организации, то она была создана на Западе. Люди в ней - преступники, но "Белые каски" - это западный институт, экстремистская террористическая организация, на основе "Ан-Нусры".

- Вы говорите, что присутствие американских и турецких военных в Сирии незаконно. Что вы сделаете для того, чтобы прекратить его?

- Это оккупация. И в данной ситуации нам нужно сделать две вещи: первое - избавиться от предлога, который они используют для оккупации, то есть террористов, в данном случае - "Исламского государства". Большая часть мира знает, что ИГ было создано американцами и поддерживается ими, они дают им задания как и любой другой американской силе. Надо избавиться от этого предлога, поэтому уничтожение террористов в Сирии - это главный приоритет для нас. Если американцы и турки не уйдут после этого, вполне закономерно начнется народное сопротивление. Это единственный путь. Их не заставят уйти дискуссии или международное право, так как его нет. Других средств, кроме сопротивления, нет, и это то, что произошло в Ираке. Что заставило американцев уйти в 2007 году? Это стало результатом сопротивления иракского народа.

- Что вы думаете о соглашении между США и сирийскими курдами по добыче нефти? Предпримете ли вы какие-то меры в связи с этим?

- Это грабеж, и единственный способ остановить его - освободить наши территории. Если этого не сделать, никакие меры не смогут остановить их, потому что они грабители. Вы не можете остановить вора, пока не посадите его в тюрьму или каким-то образом не сдержите его, изолировав от той территории, где он может совершить ограбление. Так же надо поступить и с этими ворами. Их надо выгнать из региона, это единственный способ. И сирийское правительство должно контролировать каждую часть Сирии, чтобы ситуация нормализовалась.

- Как вы оцениваете ситуацию в Идлибе? Как Сирия собирается решать проблему изгнания оттуда террористов? Сколько их сейчас там, по вашим оценкам?

- С 2013 года мы приняли определенную, скажем так, методологию работы в отношении регионов, где террористы контролируют большую часть мирного населения или городов. Мы даем им возможность сложить оружие взамен на амнистию от правительства. Это сработало во многих областях Сирии. Но если они не стремятся к примирению, мы вынуждены решать вопрос военным путем, что и происходило во всех районах, которые мы освобождали с 2013 года. Эта методология применима к районам, где произошло национальное примирение и боевики были сирийцами. Однако Идлиб - другой случай: именно там сконцентрировано большинство иностранных террористов в Сирии, поэтому они либо должны уйти в Турцию – они пришли в Сирию оттуда или через ее территорию, - либо вернуться в свои страны, либо умереть в Сирии.

- Возвращаются в Европу?

- В основном в Европу. Некоторые из них приехали из России, из арабских стран, из очень многих стран мира. Все эти джихадисты хотели приехать воевать в Сирию.

- Сейчас этот район находится, скажем, под присмотром и в условиях совместных операций русских, турок, иногда американцев. На ваш взгляд, это сотрудничество эффективно? Как этот опыт можно использовать в будущем?

- Нет, я не считаю его эффективным по одной простой причине: если бы это было эффективно, нам бы не пришлось сосем недавно начать боевые действия во многих районах Алеппо и Идлиба, потому что турецкий режим должен был убедить террористов покинуть этот район и дать возможность сирийской армии, сирийскому правительству и учреждениям взять его под контроль, но они этого не сделали.

Каждый раз они берут на себя одно и то же обязательство, однако не выполнили ни одного из своих обещаний или обязательств. Поэтому я бы не сказал, что это сотрудничество было эффективным. Но давайте посмотрим. У них еще есть шанс оказать давление на террористов, чтобы они ушли с севера от трассы M4 в Идлибе. Это их последнее обязательство по соглашению с российской стороной, но они его так и не выполнили. Давайте подождем и посмотрим.

- Рассматриваете ли вы возможность переговоров с Израилем в плане прекращения враждебных действий? И возможно ли, что в будущем Сирия установит дипломатические отношения с Израилем, как это недавно сделали некоторые арабские страны?

- Наша позиция по этому вопросу была ясна с начала мирных переговоров в девяностых годах, то есть почти три десятилетия назад, когда мы сказали, что мир для Сирии – это о наших правах. Наше право – это наша земля. У нас могут быть нормальные отношения с Израилем только тогда, когда нам вернут нашу землю. Все очень просто. Это будет возможно тогда, когда Израиль будет к этому готов, а он не готов. Он никогда и не был готов: мы никогда не видели в израильском режиме официального лица, готового сделать хоть один шаг к миру. Поэтому теоретически да, но практически пока что нет.

- Мне казалось, что новости о нормализации отношений других арабских стран с Израилем станут стимулом к началу переговоров об этом между Сирией и Израилем. Но, насколько я понимаю, таких переговоров нет?

- Нет, абсолютно никаких переговоров, абсолютно ничего.

- Вы уже упомянули усиление ваших вооруженных сил. Есть ли для этого какие-то препятствия?

- Когда вы говорите о крупных проектах, у вас всегда есть препятствия. Но вы можете преодолеть их. Нет ничего невозможного. Иногда это могут быть финансовые препятствия, иногда это может касаться приоритетов, иногда это касается ситуации на земле. Это единственное препятствие. В остальном - нет, у нас нет никаких препятствий. Мы движемся вперед в этом направлении, но на это нужно время. Это вопрос времени, не более того.

- Некоторые международные игроки говорят, что для многих западных правительств и, возможно, бизнеса выход Ирана из Сирии является предварительным условием для экономического восстановления страны и сотрудничества с сирийским правительством. Согласится ли на это Сирия? Попросит ли Дамаск Иран уйти из страны, и если да, то когда?

- Во-первых, у нас нет иранских сил, и это абсолютно очевидно. Они поддерживают Сирию, направляют военных экспертов, которые работают с нашими войсками на земле, находятся с армией Сирии. Но давайте рассмотрим один конкретный пример: около года назад американцы сказали россиянам, чтобы те "убедили иранцев отодвинуться на 80 километров от границы с Голанскими высотами", оккупированными израильтянами. Несмотря на то, что никаких иранских военных там не было, иранцы проявили себя очень гибко, они сказали: "Хорошо, иранского персонала не будет южнее этой линии". Американцы заявили, что если будет договоренность по этому вопросу, то они начнут вывод из оккупированной восточной части Сирии на границе с Ираком, называемой ат-Танф. Но ничего не произошло, они (американцы) не ушли. Так что вопрос Ирана – повод для оккупации сирийской земли и поддержки террористов. Он используется как маска для прикрытия их реальных намерений. Единственный путь, при котором они выполнят то, что говорят, это когда Сирия станет государством-марионеткой Соединенных Штатов. Это то, что они хотят, и ничего более. Все остальное, о чем они говорят, - ложь, сфабрикованные обвинения. Так что, я не думаю, что есть какое-то реальное решение вопроса с американцами до тех пор, пока они не захотят поменять свое поведение.

- И последний вопрос. Есть ли что-то, чем вы гордитесь? И о чем вы жалеете из того, что сделали или не сделали?

- За время войны?

- За время вашего пребывания на посту президента.

- Тут надо видеть разницу между политикой и ее реализацией. Что касается политики, с самого начала мы сказали, что собираемся прислушиваться к народу Сирии, поэтому реформировали конституцию в 2012 году. Мы сказали, что собираемся бороться с террористами и продолжаем заниматься этим спустя десять лет. Мы сказали, что должны сохранить нашу независимость – национальную независимость, и это то, за что мы сражаемся, и нам необходимо создавать союз с нашими друзьями. Что касается этой политики, я думаю, мы были правы. Что касается недоверия к Западу, мы были правы по многим фронтам. Что же касается реализации политики, то речь идет о тактике, о многих вещах, про которые можно сказать, что они были ошибочными. Например, были ли попытки примирения правильными? Я так говорю, потому что в ряде районов те люди, которые были амнистированы, не стали жить по закону. Так что вы можете сказать, что это было неправильным, но на самом деле примирение было очень важным шагом. Я не думаю, что мы были неправы в плане политики. А в сфере реализации везде есть много ошибок, иногда и каждый день.

- Господин президент, наше время заканчивается. Спасибо вам еще раз за откровенное и продолжительное интервью!

- Спасибо! Спасибо, что приехали в Сирию.

- Спасибо вам большое.

 

* Террористическая организация, запрещенная во многих странах мира, в том числе в России и США.

105
Матч по футболу между сборными Грузии и Северной Македонии

Как сыграют сборные Грузии и Беларуси: мнения экспертов о матче Лиги наций

671
(обновлено 14:21 08.10.2020)
Спортивный обозреватель Sputnik Грузия обратился к футбольным экспертам с просьбой поделиться ожиданиями от предстоящей игры

В одном из интервью главный тренер сборной Грузии Владимир Вайсс сказал, что полуфинал Лиги наций УЕФА между сборными Грузии и Беларуси – это "матч века" для всего грузинского народа. С этим сложно не согласиться. Такого шанса квалифицироваться на чемпионат Европы у нашей команды не было и, наверное, еще не скоро появится. Для осуществления мечты нужно сделать "всего" два шага, но они безумно тяжелы.

Сначала в полуфинале нужно обыграть в Тбилиси сборную Беларуси. Если эта миссия окажется по плечу подопечным Вайсса, то в решающем матче нашей команде предстоит встретиться с победителем пары Северная Македония – Косово. Эта игра тоже состоится в столице Грузии, но через месяц.

Вполне естественно, что у каждого болельщика есть свое мнение по поводу предстоящей игры. И оно достойно уважения. Однако, поклонники зачастую, да почти всегда, больше следуют эмоциям. Что, в принципе, понятно. Sputnik Грузия решил пообщаться с футбольными экспертами и узнать их точку зрения на предстоящий матч.

Реваз Дзодзуашвили

ветеран советского и грузинского футбола, бывший главный тренер сборной Грузии

"Для обеих сборных – это очень непростая игра. Победитель сделает еще один шаг по направлению к чемпионату Европы – это огромный стимул. Но, как мне кажется, небольшое преимущество все же на стороне сборной Грузии. Наши футболисты выступают за хорошие клубы и находятся на хорошем счету. Думаю, все свое мастерство они покажут в предстоящей игре. Конечно, такие матчи должны проходить при болельщиках. Но, увы, коронавирус внес свои поправки и в данном случае пустые трибуны будут за сборную Беларуси", - сказал Дзодзуашвили.

Михаил Мархель сравнил сборную Грузии по футболу с командой Албании >>

Также бывший наставник сборной Грузии отметил работу нынешнего главного тренера национальной команды – Владимира Вайсса

"Вайсс работает со сборной Грузии уже почти пять лет. Как мне кажется, он сумел найти правильный подход и привить игрокам атакующий футбол, благодаря которому грузинские футболисты могут показать свои технические навыки. Если и в предстоящей игре он использует данную тактику, у нашей сборной будет больше шансов на успех", – отметил Дзодзуашвили.

Сандро Цнобиладзе

спортивный журналист и футбольный комментатор

"Я считаю сборную Грузии безоговорочным фаворитом предстоящего матча. Было бы хорошо, если бы встреча состоялась в присутствии болельщиков, но, думаю, в данном случае это не играет ключевой роли. Футболисты сборной Грузии индивидуально сильнее, чем белорусы. Они играют в более классных клубах. Да, можно говорить об определенной сыгранности соперника, так как основная часть сборной представлена национальным чемпионатом Беларуси. У нас такого нет. Но это не станет определяющим фактором в матче", – заявил Цнобиладзе.

Как проходит подготовка к матчу и о ходе игры вы можете узнать в онлайн трансляции Sputnik Грузия >>

Он отметил, что сейчас в сборной Грузии собраны такие футболисты, что при необходимости главный тренер Владимир Вайсс может вносить коррективы уже по ходу игры.

"Скажем, Кварацхелия может начать встречу на левом фланге, на котором он играет в "Рубине", но при необходимости Вайсс может перевести его на противоположный край. Именно так и произошло в матче против Эстонии, когда Кварацхелия с правого фланга отдал голевую передачу Качарава. Как будет на этот раз сказать сложно, но вариации возможны".

Слава Гаспаров

спортивный журналист

"Если бы на эту игру были допущены болельщики, я бы не задумываясь сказал, что Грузия фаворит. Потому что как ни крути, но фанаты на трибунах – это 12-й игрок для любой команды. Но сейчас очень непросто спрогнозировать исход встречи. Конечно, мне бы хотелось, чтобы дальше прошла наша команда, но и белорусов такое же желание", – сказал Гаспаров.

Главным плюсом соперников он назвал сыгранность.

"Большинство футболистов представляют национальный чемпионат и игровые связки не нужно нарабатывать. Но преимущество грузинской сборной заключается в том, что игроки нашей команды играют в более сильных клубах и не просто отбывают свой номер на поле", – отметил журналист.

Во всех комментариях прослеживается мысль, что если бы на трибунах присутствовали болельщики, шансы сборной Грузии на победу значительно бы увеличились. Но, к сожалению, пандемия COVID-19 вносит свои коррективы. Да, сборной Грузии предстоит серьезное испытание в непростых условиях, но если они сумеют пройти дальше, победа будет двойной. Потому что наша команда сыграет и за себя и за "того парня" - за своих болельщиков.

671
Теги:
Лига Наций УЕФА, Сборная Грузии по футболу, футбол
Темы:
Грузия – Беларусь — все подробности про матч полуфинала Лиги наций УЕФА

Какой сегодня церковный праздник: 24 октября 2020

0
(обновлено 23:59 23.10.2020)
В мире в субботу, 24 октября, отмечаются дни памяти Святых Филиппа, Феофана, Зинаиды, Филониллы и других

Sputnik Грузия рассказывает, кем были эти Святые и почему они упоминаются в церковном календаре.

Апостол от 70-ти

По церковному календарю 24 октября поминают Святого Филиппа - апостола из числа 70-ти учеников Христа.

Родился будущий Святой в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей. Апостолы после сошествия Святого Духа поставили Филиппа диаконом в Иерусалимской церкви и, как и прочим шести диаконам, поручили заведовать приношениями верующих и заботиться о сиротах, вдовах и убогих.

Архидиакон Стефан был старшим среди семи перводиаконов. Апостол Филипп, когда начались гонения христиан и иудеи побили первомученика Стефана камнями, покинул Иерусалим.

Переселившись в Самарию, он успешно проповедовал там христианство. Совершив в Самарии много чудес, апостол многих обратил в истинную веру, в том числе волхва Симона, который "крестившись, не отходил от Филиппа" и евнуха Ефиопской царицы.

Святой Филипп проповедовал без устали Слово Божье во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. Апостолы, рукоположив его в Иерусалиме в сан епископа, послали святителя в Лидию, где он многих крестил. Скончался Святой в глубокой старости.

Феофан исповедник

По церковному календарю 24 октября поминают преподобного Феофана исповедника, епископа Никейского - творца канонов.

Будущий Святой вместе со старшим братом, в будущем Феодор Начертанный, получили прекрасное образование. Юноши, особенно увлекаясь философией, стремились к Богопознанию, поэтому удалились в лавру Святого Саввы, где Феофан принял постриг и через пару лет стал пресвитером.

Прославившись как защитники иконопочитания, братья по поручению Иерусалимского Патриарха отправились в Константинополь для обвинения императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Они впоследствии обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820-829) и Феофила (829-842).

Святые мужественно вынесли заточение, пытки и голод. Феодор скончался в темнице в 833 году, а Феофана отправили в ссылку. Преподобный вернулся из ссылки и был рукоположен в епископа Никейского, после восстановления иконопочитания.

Скончался святитель примерно в 850-м. Он написал около 150 канонов, в том числе и в защиту Святых икон.

Зинаида и Филонилла

По церковному календарю 24 октября поминают мучениц Зинаиду и Филониллу - родственниц первоверховного апостола Павла.

Родились будущие Святые в Тарсе. Оставив свой дом, они поселились в пещере недалеко от города Димитриады, где жили в постоянных молитвах и трудах. Владея врачебным искусством, проповедницы лечили всех, кто обращался к ним за помощью, исцеляя их души обращением ко Христу.

Исповедницы приняли мученический венец за любовь к Господу - идолопоклонники забили их камнями.

Именины

По церковному календарю 24 октября именины отмечают Зинаида, Александр, Антон, Амвросий, Анатолий, Иларион, Исаакий, Иосиф, Лев, Моисей, Макар, Никон, Филипп и Феофан.

Материал подготовлен на основе открытых источников

0
Теги:
религия
Темы:
Календарь религиозных праздников