"В спортивную журналистику меня привела белая зависть" — история одной карьеры

© Sputnik / Vladimir UmikashviliНодар Майсурадзе - спортивный журналист
Нодар Майсурадзе - спортивный журналист - Sputnik Грузия
Подписаться
Когда журналистика - это призвание, страсть и жизнь. В Международный день спортивного журналиста рассказываем историю карьеры спортобозревателя Sputnik Грузия Нодара Майсурадзе

"Спортивная журналистика - это тема, которая тебя интересует, ты ею болеешь и живешь, и еще получаешь за это деньги. Что же может быть прекраснее?" - говорит Нодар и, мне кажется, что на этом интервью можно заканчивать. Но все же интересно выяснить, как и, главное, почему человек с дипломом инженера по спутниковой связи и без профильного журналистского образования попал в мир большого спорта и плавает в нем, как рыба в воде.  

12 лет в спортивной журналистике - опыт немалый. Но этот путь был выбран парадоксальным образом. Мама, проучившаяся на журфаке два года, отговаривала его от профессии журналиста, но привила горячую любовь к спорту. Как тут не стать спортивным журналистом?! 

© photo: Sputnik / Vladimir UmikashviliНодар Майсурадзе - спортивный журналист
В спортивную журналистику меня привела белая зависть — история одной карьеры - Sputnik Грузия
Нодар Майсурадзе - спортивный журналист

"Как ни странно это прозвучит, стать спортивным журналистом я решил из-за "белой зависти", - признается Нодар Майсурадзе. - Футбол и спорт я любил всегда. И у меня была определенная зависть (в хорошем смысле слова, конечно), когда по ТВ я видел журналистов, сидящих в студии и ведущих разные спортивные аналитические передачи. Грубо говоря, мужики рассуждают, как Рональдо сделал пас, а Месси был сегодня не в форме и т.д.  Рассуждают об этом совершенно свободно, как будто они не в студии, а в своей компании, но им за это еще и платят. Тут тема, которая тебя интересует, ты ею болеешь и живешь, и еще получаешь за это деньги. Что же может быть прекраснее?"

Как спутали топор с гитарой, или Почему Басилашвили в центре скандала >>>

Оказалось, что Нодар сам успел побывать "в шкуре" спортсмена. С 7 до 14 лет он занимался теннисом, но в какой-то момент, а он наступает всегда, приходится выбирать между продолжением спортивной карьеры или образованием. Он выбрал второе.

"Сейчас сложно говорить о том – правильный это был выбор или нет. История, как говорится, не признает сослагательного наклонения. Великих спортсменов – единицы, а тех, кто прозябает в середине турнирной таблицы или рейтинга, у которых нет шикарных спонсорских контрактов, – бесчисленное множество. Не все спортсмены могут добраться до пьедестала почета", - говорит Майсурадзе.

Это как прыгун в высоту с шестом Сергей Бубка, на счету которого множество рекордов: "Он был лет 20 на высоте, в прямом и переносном смысле. А ведь в это время тоже были спортсмены, которые также прыгали, но они прыгали на 2-3 сантиметра ниже. Они прыгали-прыгали, но не смогли его перепрыгнуть. В итоге они стали никем, а Бубка остался в истории. Поэтому это очень сложный вопрос. Я не знаю, по какую сторону лучше быть".

"Ты должен развиваться каждый день"

Майсурадзе работал спортивным журналистом на радио, ТВ, в информационных агентствах. Но здесь тот момент, когда не важно, где ты, а важно - кто ты и насколько знаешь и любишь свое дело.

© Sputnik / Vladimir UmikashviliНодар Майсурадзе - спортивный журналист
В спортивную журналистику меня привела белая зависть — история одной карьеры - Sputnik Грузия
Нодар Майсурадзе - спортивный журналист

"Я не думаю, что каждый может овладеть этой профессией. К слову, у меня есть один друг – ходячая спортивная википедия. Мои знания по сравнению с его мне кажутся иногда достаточно минималистическими. Если я помню, кто забил самый быстрый гол в Лиге чемпионов УЕФА, то он помнит, кто еще отдал пас, кто в этот момент был тренером команды. Но сформулировать свою мысль четко и логично он не может. Журналист же должен обладать хорошо подвешенным языком, уметь формулировать свои мысли и донести их на понятном языке до своей аудитории".

Города мира. Токио - Sputnik Грузия
Война, засуха, пандемия: "проклятье" Летних Олимпийских игр в Токио

По словам Нодара, профессионального спортжурналиста определяет владение языком, хорошие обороты и аллегории. Конечно, от ляпов никто не застрахован, говорит Майсурадзе и вспоминает один забавный ляп во время просмотра футбольного матча.

"Один из футболистов пытался пробросить мяч защитнику между ног (это считается крутым финтом). И комментатор говорит: "Модрич решил попробовать у Фебаса между ног!" Что он решил попробовать у него между ног? То есть он пропустил фразу "пробросить мяч", но получилось очень забавно. Был еще один случай, когда во время трансляции, когда комментатор гениально среагировал на загубленный футболистом момент: "Бля-я-я-стящая передача!" Понятно, что он хотел сказать, но быстрота реакции – это и есть хорошая, я бы даже сказал первоклассная работа, в данном случае футбольного комментатора", - считает Нодар.

Спортивный журналист должен прекрасно разбираться в теме, быть эрудированным, уважать своего собеседника и ни в коем случае не выдергивать фразы из контекста, подчеркивает Нодар Майсурадзе.

"На плечи журналиста ложится непростая задача: мало того, что нужно рассказать о спорте, но сделать это нужно так, чтобы понятно было не только разбирающемуся индивидууму, но и человеку, далекому от футбольно-теннисно-баскетбольных баталий. И сделать это нужно интересно", - рассказывает журналист. Спортивных журналистов много, но ты должен быть лучше условного Васи Пупкина.

© Sputnik / Vladimir UmikashviliНодар Майсурадзе - спортивный журналист
В спортивную журналистику меня привела белая зависть — история одной карьеры - Sputnik Грузия
Нодар Майсурадзе - спортивный журналист

Это непросто и требует колоссального саморазвития, чтобы всегда оставаться в тренде. Читатели должны знать, что конкретно у этого журналиста будет написано круто, что он не будет передергивать факты и предоставит правильную статистику. Для этого нужно развиваться каждый день, придумывать новые обороты, новые подходы, проекты – тогда это будет интересно. Если ты законсервируешься, тебя через неделю никто не будет читать, слушать, смотреть".

Отмечая опытных грузинских журналистов современности, Нодар выделил Сандро Цнобиладзе, Георгия Мелкадзе и Славу Гаспарова. А из прошлого – человека, не имеющего никакого отношения к журналистике, ни секунду не проучившегося на журфаке.

"Это Коте Махарадзе, - поясняет Нодар. - Да, он не был журналистом в том понимании, о котором мы сейчас говорим, он был спортивным комментатором. Но то актерское мастерство он переносил в свои репортажи, и это было круто. Это было настолько круто, что он считается ярчайшим представителем этой профессии до сих пор".

"Чем я горжусь"

"К таким материалам можно отнести интервью 2016 года с Мариной Дараселия, вдовой Виталия Дараселия, автора победного гола в составе "Динамо" Тбилиси в финале Кубка обладателей Кубков УЕФА в 1981 году, - вспоминает Нодар Майсурадзе. - Тогда было 35 лет с этого события, и мы, естественно, делали проект.

Виталий Дараселия в матче чемпионата СССР - Sputnik Грузия
Виталий Дараселия – легенда грузинского футбола

Но фишка заключается в том, что к тому времени Марина Дараселия очень давно никому не давала интервью. Она отказывалась, потому что все сказано. Я не знаю, как мне это удалось, но чудом она согласилась. Это было небольшое интервью, всего на 5-6 вопросов. Я решил не идти по проторенной дорожке и построил интервью в совершенно другом ключе. Я даже помню, какой был мой первый вопрос Марине. Я сказал: "Марина, не устали от всего?". На что она ответила: "Безумно устала от этих интервью".

В итоге, по словам Майсурадзе, у них получилось не интервью, а просто беседа, записанная на диктофон, а материал получил очень хорошие отзывы.

Спортсмены - синоним ранимости?

Нодар Майсурадзе делал множество интервью с грузинскими спортсменами и знает к ним подход: в какой ситуации нужно спросить, в какой - "поднажать", можно ли говорить со спортсменом до начала важного мероприятия, как это может сильно на него подействовать и даже отразиться на результатах игры.

© Sputnik / Vladimir UmikashviliНодар Майсурадзе - спортивный журналист
В спортивную журналистику меня привела белая зависть — история одной карьеры - Sputnik Грузия
Нодар Майсурадзе - спортивный журналист

"Спортсмены - реально очень ранимые и психологически зависимые люди, к ним нужно относиться с уважением, - отмечает журналист. - Их ни в коем случае нельзя "обижать" и "напрягать" перед соревнованиями. Конечно, можно попробовать удовлетворить свое эго и "пристать" к спортсмену до начала соревнований – главное ведь чтобы ты написал, засветился, отметился. А как это повлияет на настрой собеседника – тебе все равно. Если к делу такой подход – тогда ты не спортивный журналист. Ты должен всегда хотеть, чтобы спортсмен выступил удачно, тогда он с тобой и по душам поговорит, и выпьет, и друзьями станете".

Как существуют тотализаторы в период пандемии коронавируса >>>

По мнению Майсурадзе, многим журналистам свойственно "набрасываться" на знаменитых и успешных спортсменов, за которыми буквально выстраивается очередь из представителей СМИ. Но здесь важно посмотреть по сторонам и заметить других спортсменов, подающих надежды. 

Лидер мужской сборной Грузии по теннису - Николоз Басилашвили - Sputnik Грузия
Николоз Басилашвили: мы профессиональные воины тенниса

"Я брал два интервью у теннисиста Николоза Басилашвили, - рассказывает Майсурадзе. - Первое было в 2017 году, когда он был только 92-й ракеткой мира. Он уделил мне много времени, и разговор получился достаточно открытым. Любому нетоповому спортсмену нравится, когда интересуются его личностью, пока он не на обложках и не на пьедестале.

Второе интервью было в марте этого года. За это время Басилашвили успел выиграть три турнира из серии АТР и подняться на 16-ю строчку в мировом рейтинге. Он, безусловно, стал топом. Понятно, что сейчас все хотят пообщаться с ним, но не всем это удается. Когда я пришел к нему на корт, он меня узнал, уделил мне десять минут времени и при мне отказал трем представителям СМИ.

Он запомнил, что я был у него три года назад, когда он был 93-й ракеткой, когда я проявил к нему живой и неподдельный интерес. Поэтому сейчас, когда он в топе, он сделал ответный жест уважения, за что я ему очень благодарен".

Работа в пандемии: "Я стал Остапом Бендером"

В период пандемии коронавируса всем пришлось туго: одни потеряли работу, другие еле сводили концы с концами. В нелегком положении оказались и спортивные журналисты, так как все важные мероприятия в их сфере пришлось отложить.

Самоизоляция. Молодой человек сидит на подоконнике и смотрит в окно - Sputnik Грузия
Почему я не хочу, чтобы заканчивался режим самоизоляции - 5 причин

"Основной сложностью оказалось отсутствие достаточного количества материалов, потому что все закрыто, нет особых инфоповодов, - говорит Нодар. - Приходится изгаляться, хотя сейчас уже в меньшей степени, но в марте-апреле было очень тяжело. Я пошел по стопам Остапа Бендера, который собирался переквалифицироваться в управдомы, – мне пришлось писать не совсем на спортивные темы.

Сейчас уже полегче, потому что и чемпионат Грузии по футболу начался, хоть и без зрителей, и в России начали играть в футбол. И дай Бог, чтобы постепенно начались уже какие-то турниры, в которых принимают участие грузинские спортсмены".

Футбол Vs Семья

Всем знакомы эти стереотипные сцены из кино, когда муж смотрит футбол, не замечая жену, детей, полностью погруженный в игру, и иногда выкрикивая "Гол!". Оказалось, что Нодару Майсурадзе повезло — его семья даже иногда смотрит вместе с ним большие матчи.

Маленький ребенок в коляске с родителями на прогулке - Sputnik Грузия
Отцы и дети, или Мужчины в самоизоляции

"Моя мама абсолютно с пониманием к этому относится, потому что она - виновница моей страсти к футболу. У меня отец умер очень рано, я не успел вкусить момент, когда папа с сыном садятся смотреть футбол. Чтобы как-то не упустить этот момент, эту любовь мне привила мама, за что я ей очень благодарен", - говорит он.

А если надо посмотреть какую-то игру по работе, а дома смотрят кино или интересную передачу, то тут два выхода: а) ты включаешь второй телевизор, б) интернет. В эпоху технологий с этим нет проблем.

"Если не журналистика, то что?"

Неожиданный и логичный ответ – инженерия. В этой сфере Нодар Майсурадзе проработал десять лет. Как говорит Нодар, у многих часто складывается ошибочное впечатление, что инженер - это обязательно мужик с паяльником, какими-то проводками. Но в этой профессии, по словам Майсурадзе, есть масса интересных направлений, где можно себя проявить.

© Sputnik / STRINGERОбозреватель Sputnik Нодар Майсурадзе выступает на Российско-Грузинском общественном форуме в Пятигорске
В спортивную журналистику меня привела белая зависть — история одной карьеры - Sputnik Грузия
Обозреватель Sputnik Нодар Майсурадзе выступает на Российско-Грузинском общественном форуме в Пятигорске

"Но я однозначно рад, что остался в журналистике, потому что это призвание. В инженерии я бы не пропал, но там бы я просто работал, получал зарплату и был бы рядовым сотрудником. Здесь же я чувствую себя на своем месте", - говорит журналист.

Лента новостей
0