Археологические артефакты на холме Мачхомери в деревне Первого Мая

Уникальные находки и новые имена: как развивается грузинская археология

777
(обновлено 13:02 15.08.2019)
Свой профессиональный праздник 15 августа отмечают археологи - люди, которые проливают свет на культуру и быт древних народов, помогают заполнить бреши в истории и раскрывают тайны

Директор Исторического музея в Лагодехи Давид Кваквадзе ответил на вопросы Sputnik Грузия и рассказал об особенностях профессии.

- Что привело вас в археологию?

- В археологию меня привела любовь к Грузии и нашему народу. Я окончил ТГУ им. Джавахишвили, факультет истории, выбрал специальность археолога. С 1975 года работал в Центре исследования археологии в качестве научного сотрудника. Я принимал участие, а потом и руководил археологическими раскопками на территории Кахети. Сейчас занимаю пост руководителя Исторического музея в Лагодехи и продолжаю археологическую деятельность.

Директор Исторического музея в Лагодехи Давид Кваквадзе во время археологических раскопок
Директор Исторического музея в Лагодехи Давид Кваквадзе во время археологических раскопок

- Вспомните наиболее интересную археологическую экспедицию, в которой довелось поучаствовать?

- Все археологические раскопки по-своему интересные и запоминающиеся. Но сразу же вспоминается экспедиция в Давид Гареджи, на место, которое называется Мравалцкали. Там мы обнаружили могилу всадника, конь был похоронен вместе с ним, еще собака, множество украшений из золота, рапира. Не могу не вспомнить курган в Ананури, где покойника кремировали. В могиле было много глиняной посуды и золотых украшений.

- Какой была ваша первая экспедиция? Что вы почувствовали?

- Свою первую экспедицию не забуду. Это было в селе Шилдиси. Руины, которые мы обнаружили, относились к позднему периоду бронзового века. Мы нашли небольшие бронзовые статуэтки людей и животных. Около пяти тысяч штук. Конечно же, каждая из этих вещей, все эти находки доставили нам огромную радость.

- Какой регион Грузии, на ваш взгляд, самый богатый на археологические экспонаты?

- Каждый из регионов Грузии богат на археологические находки. Но, наверное, особого внимания заслуживают Мцхета, Вани и Лагодехи, ввиду находок последних лет.

- Какие находки, сделанные на территории Грузии, наиболее важны и значимы?

- Сложно ответить на этот вопрос. Ведь каждая из находок важна и каждая из них заполняет пустоты в истории. Из-за постоянных вражеских нападений многие исторические сведения утеряны и их приходится восстанавливать. Так, полтора месяца назад, во время археологических раскопок в монастыре Кочало был найден камень с надписью асомтаврули, где упоминается не известный ранее царь Абула и топоним Халасикаламанчи.

- Как вы обычно отмечаете профессиональный праздник?

- Мы собираемся вместе с друзьями-археологами и отмечаем в близком профессиональном кругу.

- Существуют ли суеверия, которые характерны для археологов?

- Вы удивитесь, но да, существуют. Например, если вы хотите оставить след в археологии, то перед тем, как отправиться на раскопки, нужно проглотить камень. Да, да. Вот так вот.

Читайте также:

777

Работы Вахо Мдзинаришвили

Совместить несовместимое: как грузинский регбист cтал художником

261
(обновлено 12:01 25.05.2020)
Казалось бы, если человек увлекается искусством, то он должен быть чуткой натурой, смотреть на мир взглядом, непохожим на других. А если юноша увлекается спортом, тем более регби, то он мужественный, сильный и художественные пристрастия его явно не должны интересовать

Это мы перечислили стереотипы. Но аналогично, увы, мыслят многие люди. Но герой нашей статьи - художник-регбист Вахо Мдзинаришвили их успешно разрушает.

"Отрицательные числа" – драму о регби в тюрьме покажут в грузинских кинотеатрах >>>

К слову, еще один сногсшибательный факт: оказывается, в Тбилиси уже четыре раза проходила выставка художников-регбистов, при организации Союза регби Грузии. В последней из них приняли участие до 40 спортсменов.

Регби и искусство?

Вахо Мдзинаришвили родился в семье художников. Его отец и дедушка - живописцы, отсюда и интерес к искусству. Сам Мдзинаришвили рисует с детства. Что же касается регби, то, как рассказывает Вахо, он начал заниматься этим видом спорта с 11 лет. И, как ни странно, это также заслуга любви к изобразительному искусству.

Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Вахо Мдзинаришвили

"В Тбилисской академии художеств всегда был клуб регби, даже сегодня команда художников "Академия" играет в высшей лиге. Президент этого клуба - друг моего отца, ветеран регби и художник господин Гия Глонти. Это именно его заслуга, что я начал играть в регби", - рассказывает художник-спорстмен.

Мдзинаришвили играл в регби почти двадцать лет и добился определенных успехов. Он играл в составе молодежной сборной Грузии на одном чемпионате Европы и трех мировых чемпионатах. Также пять раз становился чемпионом Грузии в Премьер-лиге, а сейчас уже более десяти лет работает профессиональным тренером детей и подростков.

"Вы будете удивлены, но я не помню периода, когда спорт мешал бы моему творчеству. - признается Вахо. - У меня всегда была своя мастерская, где я проводил свободное время. По профессии, кстати, я художник-мультипликатор, но почему-то предпочел живопись работе над мультфильмами".

Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Вахо Мдзинаришвили

По его словам, многие люди удивляются такому "тандему" талантов в одном человеке, но он всем объясняет, что две эти профессии можно совмещать. Главное - захотеть.

Слушать рисунки 

"Мои рисунки говорят о многом, вызывают спектр эмоций. Вы должны смотреть на них и слушать. - интригует художник. - Они появляются из моего мира и подсознания, но вы сможете наладить с ними контакт и понять, о чем они говорят".

Работы Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Работы Вахо Мдзинаришвили

Мдзинаришвили признается, что вдохновение для создания рисунков приходит к нему из глубокого подсознания. Но порой этого "визита" приходится ждать довольно долго. Иногда это может продлиться даже месяцами. Но если художник своей работой не доволен, вы не увидите его творения.

Цифровая выставка шедевров Климта возвращается в Тбилиси >>>

"Если я не доволен рисунком, и я чувствую это, я в ту же секунду все стираю и начинаю заново. Следовательно, если я закончил рисунок, значит, я им доволен", - говорит Мдзинаришвили.

Работы Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Работы Вахо Мдзинаришвили

Часто можно увидеть, что во многих работах Вахо главный герой – это животное. Художник объясняет это так: "Я, действительно, люблю рисовать животных, потому что они очень интересные, красивые и милые. Что самое главное – живые. В них я могу вложить любой цвет, характер или эмоцию".

Извечный вопрос: как совмещать?

Сегодня Мдзинаришвили уже не может сказать точно, сколько времени он уделяет рисованию. Бывают случаи, когда он рисует днями и ночами, не прекращая. Также бывают периоды, когда он может не рисовать месяц.

В такие периоды он уделяет время самому себе, чтобы понаблюдать за собой, уделить время внутреннему поиску. Что касается регби, то на этом этапе у Мдзинаришвили есть своя школа, где он проводит практически каждый день.

"Уже два года как я и мой друг детства Михаил Чхартишвили основали школу регби "Братья". - рассказывает Мдзинаришвили. - В развитие этой школы я вкладываю все свое сердце и душу. Я очень люблю работать с детьми и много времени уделяю им.

А искусство – оно всегда со мной. Оно всегда само находит время для себя, когда это необходимо".

Как говорит художник-спортсмен, в регби он любит то, что в процессе игры человек работает всем телом и умом.

"Вы играете с другими товарищами, но побеждает тот, кто больше готов для этой борьбы – физически, психологически, разумом и душой. - отмечает Вахо Мдзинаришвили. - А в рисовании мне нравится то, что у тебя как будто есть связь со своим внутренним миром и подсознанием. Это чувство невозможно передать словами. Это совсем другое измерение, где больше всего искренности, где ты видишь настоящего себя".

261
Темы:
Культурная жизнь Грузии
Лого ЮНЕСКО перед штаб-квартирой организации в Париже

Постпред РФ при ЮНЕСКО: Киев ведет себя как дикарь с дубиной на концерте

140
(обновлено 13:10 19.05.2020)
Санкции Киева против культурных и образовательных организаций из России противопоставляют Украину мировому сообществу, которое, особенно в условиях пандемии коронавируса, всеми силами стремится сохранить доступ людей к памятникам, музеям и культурным площадкам

Об этом заявил в интервью корреспонденту РИА Новости Виктории Ивановой постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, в конце прошлой недели Украина ввела санкции сроком на три года в отношении учреждений культуры и науки России. В санкционный список попали Русское географическое общество, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Институт археологии РАН, МГУ имени Ломоносова и ряд других учреждений. Как вы можете прокомментировать такое решение Киева?

- Конечно, это – русофобская, пещерная акция киевских властей, которая недопустима не только в международном общении, но и вообще в приличном обществе. Ее уже комментировали многие российские представители, поэтому, чтобы не повторять их слова, я скажу о том, как это воспринимается через призму ЮНЕСКО.

Сейчас, как известно, Организация активно работает над тем, чтобы последствия пандемии коронавируса не поставили под угрозу ценности мировой культуры. В частности, нельзя допустить, чтобы миллионы людей лишились к ним доступа. Речь идет не только об исторических памятниках, которые сейчас закрыты из-за пандемии, но и о музеях, театрах, концертных залах. На этот счет есть несколько конкретных инициатив, в том числе – со стороны российских деятелей культуры. И мы сейчас обсуждаем с Секретариатом ЮНЕСКО, как лучше все это реализовать, разумеется, с использованием современных информационных технологий, которые позволяют проводить крупные мероприятия на удалении.

На этом фоне получается, что Украина своими действиями фактически противопоставляет себя всему мировому культурному сообществу. Это выглядит так, словно какой-то дикарь с дубиной пришел и устроил скандал на концерте симфонической музыки. И это печально: в прошлом Украина вносила заметный вклад в деятельность ЮНЕСКО, а сегодня она ассоциируется исключительно с темой конфронтации с Россией. В других областях ее попросту не видно. Но складывается впечатление, что этот арсенал русофобских затей постепенно истощается. Возникает вопрос – а что дальше? Если теперь объектами нападок стали такие крупнейшие центры не только российской, но и, подчеркну, мировой культуры, как Государственный Эрмитаж, то что потом? Дальше они что, на Майдане будут, подобно нацистам, жечь книги русских классиков? Словом, все это вызывает тягостное впечатление.

 - Какие последствия может повлечь это решение для международного сотрудничества?

- Особых последствий для международного сотрудничества я не вижу – в вопросах культуры ЮНЕСКО демонстрирует солидарность. Недавно я беседовал с генеральным директором Организации Одри Азуле, и мы пришли к выводу, что все думают примерно одинаково: как в условиях закрытия крупнейших объектов культуры сохранить к ним доступ, сохранить знания о мировой культуре, о мировом культурном наследии. И именно на этом, я думаю, в ближайшее время будут сосредоточены наши усилия, в том числе, при активном участии России.

- ЮНЕСКО в ответ на запрос РИА Новости отказалась комментировать действия украинских властей, сославшись на требование проявлять беспристрастность по вопросам дел стран-участниц. Как вы считаете, должна ли Организация, которая напрямую занимается культурой и, в том числе, взаимодействует с затронутыми институтами, вмешаться в ситуацию?

- Здесь я с позицией Секретариата ЮНЕСКО не согласен и неоднократно им об этом говорил. Я считаю, что это проявление двойных стандартов. Почему, когда происходят какие-то вещи, которые не нравятся, допустим, западным странам, на них следует реакция Секретариата ЮНЕСКО, а когда мы обращаемся по поводу вопиющих нарушений основополагающих принципов и ценностей ЮНЕСКО – Секретариат молчит и не реагирует?

Речь идет ведь не только о таких акциях, как то, что мы обсуждаем с вами сейчас. Не менее серьезные вещи происходят и в области образования, когда власти в Киеве пытаются вытеснить русский язык из сферы образования страны. Это коренным образом противоречит не только духу ЮНЕСКО, но и совершенно конкретным юридическим документам, принятым в этой Организации, таким, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Мы неоднократно обращали внимание на вопиющие нарушения Киевом этой конвенции, но, к сожалению, внятной реакции так и не дождались.

- Под украинские санкции попали и научные археологические организации и институты Крыма, а также Крымский федеральный университет. Из-за того, что полуостров воссоединился с Россией, ЮНЕСКО ранее отказалась работать с Крымом. Сотрудничество так и не возобновилось? Как сейчас обстоят дела с объектом Всемирного наследия "Херсонес Таврический"?

- У меня такое впечатление, что в Киеве просто не ведают, что творят. Включение в эти так называемые санкции объектов культуры и образования в Крыму лишь подчеркивает то, с каким презрением и равнодушием украинские власти относятся к этим объектам, которые якобы, по их утверждению, находятся на их территории.

Но думаю, что так называемые санкции никакого практического значения не имеют. Потому, что уже давно под давлением Киева и его западных покровителей всякое сотрудничество с партнерами ЮНЕСКО в Крыму полностью прекращено. В том числе это касается и такого объекта всемирного наследия, как "Херсонес Таврический". Ведь ЮНЕСКО даже не принимает обязательные по Конвенции 1972 года отчеты о сохранности этого объекта! Из этого можно сделать вывод, что ни западные страны, ни Украину его судьба вообще не интересует. Для них главное – постоянно держать на плаву в ЮНЕСКО вопрос о территориальной принадлежности Крыма, отрицать исторический выбор, который был сделан в 2014 году, когда огромное большинство населения Крыма проголосовало за его присоединение к России. Этим вопросом мы занимаемся уже не первый год, и каждый раз видим одно и то же – это чистое политиканство.

Но проблема состоит в том, что вопросы принадлежности тех или иных территорий никакого отношения к мандату ЮНЕСКО не имеют. Это только отравляет атмосферу Организации, навязывая ей политизацию, которая для нее не только несвойственна, но и вообще пагубна, поскольку, как ржавчина, разъедает ее изнутри.

140

В Новосибирске создают грызунов, восприимчивых к коронавирусу

0
(обновлено 15:42 26.05.2020)
Исследователи делают это для последующего испытания на грызунах вакцин и препаратов от COVID-19. Первые трансгенные мыши появятся уже в июне

ТБИЛИСИ, 26 мая — Sputnik. В России ученые из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ ИЦиГ СО РАН, Новосибирск) приступили к созданию мышей, которые восприимчивы к новому типу коронавируса, сообщает РИА Новости.

Исследователи делают это для последующего испытания на грызунах вакцин и препаратов от COVID-19. Первые трансгенные мыши появятся уже в июне.

"Мы участвуем в проекте по созданию животных, лабораторной мыши, которые были бы восприимчивы к новому вирусу. Не секрет, что этот вирус перескочил к нам от летучих мышей, но, к сожалению, он не заражает наших излюбленных лабораторных животных - крыс и мышей. В этом большая проблема, потому что доклинические испытания удобнее, быстрее, надежнее и дешевле было бы проводить на животных", - говорит завлабораторией генетики развития ИЦиГ СО РАН Нариман Баттулин.

По словам специалиста, эксперты института взялись за задачу модификации генома лабораторных мышей. Для финансирования проекта уже подана заявка на грант в Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), который уже отреагировал. Теперь исследователи находятся в ожидании официального одобрения проекта и поступления финансирования.

"Процесс создания таких животных довольно долгий, но мы устроили мозговой штурм и сформулировали несколько путей, как можно решить эту задачу максимально быстро. Сейчас проект стартовал, первые операции на мышах были сделаны в прошлые выходные… Мы ожидаем, что первые рождения таких мышат будут в июне", - отметил Баттулин.

По мнению ученого, с помощью суперсовременных технологий искусственного оплодотворения специалисты надеются увеличить количество мышей до необходимого для проведения испытаний уровня - сотен и тысяч особей - уже к осени этого года.

"Надеемся, что к сентябрю-октябрю мы уже сможем предоставить в наш ведущий вирусологический центр "Вектор" таких животных и мы сможем приступать к полноценным научным доклиническим исследованиям. Очень важно посмотреть на штаммах вируса в пробирке, как вирус взаимодействует с лекарствами, но живой организм – очень высокая планка и в пробирке это не воспроизвести", - считает ученый.

Баттулин подчеркнул, что на поверхности каждой клетки в организме присутствуют белки, с которыми взаимодействует вирус. При этом коронавирус подходит к конкретному белку человека, как ключ к замку, после чего проникает в клетку. У мыши же этот белок другой природы – он не пускает вирус. Поэтому цель ученых заключается том, чтобы заменить этот белок у мыши на человеческий, создав тем самым животных, которые будут заражаться COVID-19.

0
Темы:
Новости из России