Аутизм

"Два шага вперед, один назад" - в Грузии ищут, как помочь детям с аутизмом

1661
(обновлено 12:54 21.02.2019)
Аутизм – не приговор. Дети с особенностями развития имеют шанс на успешную социализацию, если должное внимание и правильный профессиональный подход будут проявлены к ним своевременно

Президент фонда "Мы –другие!" и директор Центра интегративной медицины Miraculum Андрей Максимов в беседе со Sputnik Грузия рассказал о новых методах терапии аутизма, которые эффективно практикуются в Грузии.

Аутизм не трагедия, трагедия - невежество>>

-Прошло полгода, как Sputnik Грузия рассказывал о т. н. ресурсном классе в школе №98 для детей с аутизмом. Что нового? Как ваши школьники?

- У нас два новых проекта – Детская ресурсная группа, т. е. детсад для аутят от 3 до 6 лет, а также Центр интегративной медицины Miraculum для помощи родителям по медицинскому блоку аутизма. Что же касается наших четверокласников, то они в школе уже четвертый семестр. Дети с удовольствием ходят в школу, занимаются индивидуально и посещают регулярные классы, у них появились друзья, они с удовольствием играют со сверстниками на переменах, теперь уже не обращая внимания на безумный шум и гам, занимаются музыкой, спортом, лепкой.

Но не хочу, чтобы мой ответ звучал победной реляцией. Суть двухлетней работы можно описать слоганом "Через тернии к звездам!". В сентябре 2017 года в ресурсный класс пришли четверо очень сложных детей, не только невербальных, но и низкофункциональных, т. е. с огромным количеством поведенческих и бытовых проблем. От них отказались и официальное образование, и официальная медицина. С этими детьми мы добились впечатляющих успехов, но не стану скрывать, что это отнюдь не кривая строго вверх, а развитие по принципу "два шага вперед, шаг назад". Все оказалось куда сложнее, чем мы ожидали, результат есть, и это вдохновляет преодолевать новые трудности.

Аутизм и общество
© Sputnik / Levan Avlabreli
Создатель благотворительного фонда "Мы - другие" Андрей Максимов

Когда создавался наш класс, мы были уверены, что главное – это радикально увеличить используемые ресурсы, потому и название у класса – "ресурсный". Поведенческие и сенсорные терапии минимум 40 часов в неделю, просторные помещения с различными зонами для занятий и релаксации, 6 специалистов на четверых учеников плюс мощная поддержка международных и грузинских экспертов. И действительно, в первые четыре месяца все были удивлены потрясающим прогрессом: убрали непрерывные в прошлом истерики и самоагрессию, поведение взяли под контроль, удалось освоить основные бытовые навыки. А потом все застопорилось, АВА (метод терапии аутизма, подразумевающий интенсивное обучение на основе поведенческих технологий – ред.) перестала работать. Бесконечный "сбор пирамидок" не помогал в обретении новых социальных и когнитивных навыков, занятия крутились по бесконечному и вполне бессмысленному кругу...

- Но вы же не остановились на этом? Придумали как двигаться дальше?

- Конечно! Мы нашли и пригласили в Грузию международных экспертов, подготовили местных специалистов и внедрили в практику новые терапии – нейрокоррекцию (комплексы двигательных упражнений, нацеленных на формирование или восстановление синоптических связей между определенными зонами мозга и двигательной активностью ребенка), аудиотерапию (коррекция или восстановление правильного восприятия мозгом звуковых сигналов), индивидуальную адаптацию учебных программ. В итоге получили в развитии детей дополнительный, но снова кратковременный импульс. А главное, АВА вместе с новыми терапиями не гарантировали необратимости достижений. Они перечеркивались непрерывными болячками детей. Очередная болезнь и ребенок, как правило, откатывался назад.

Андрей Максимов
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Андрей Максимов

Стало ясно: без медицинского блока любые коррекционные терапии мало эффективны, а для тяжелых аутистов – просто бесполезны. Медицина – это фундамент работы с аутистами, без которого любые достижения в коррекции, как стены дома без опоры, неустойчивы и обратимы. С этим невозможно спорить. Как может ребенок, который годами не спит и не ест, его мучают постоянные аллергии и сыпи, у него все и постоянно болит, как может он заниматься чем-бы то ни было!?

- Объясните, что такое медицинский блок аутизма? Что вы имеете в виду?

- Аутизму страшно не повезло. С одной стороны, его изначально отнесли к психиатрическим болезням, к тому же пока не очень познаваемым. В результате во всем мире "балом правят" разнообразные поведенческие терапии и, прежде всего АВА (прикладной поведенческий анализ). С другой стороны, для медиков во многих странах аутизм стал индульгенцией на "окончательный диагноз". Мама жалуется: "у ребенка постоянные головные боли, он засыпает по пять часов, а спит по три, ничего не ест, кроме конфет и белого хлеба, но вечно мучается либо запором, либо диареей..." и далее по списку. И получает типичный ответ: "Что вы хотите, у него же аутизм!" И тема закрывается. Обязательные в таких случаях исследования по профилю инфекциониста, вирусолога, невролога, гастроэнтеролога, иммунолога, эндокринолога... не проводятся. Ответ же якобы и так очевиден – аутизм. Поэтому примите и терпите.

По ту сторону аутизма: рассказ матери ребенка с особенностями>>

Мы начали заниматься медициной – пригласили международных экспертов, сначала для разработки индивидуальных протоколов исследований, а по их итогам и индивидуального лечения маленьких пациентов. Теперь уже на практике мы усвоили, что аутизм - это не какая-то уникальная и непознаваемая особенность развития, а результат реакции мозга на т. н. коморбидную патологию -  комплекс хронических тяжелых патологий и заболеваний – инфекционных, вирусных, неврологических, иммунологических, генетических, метаболических, гастроэнтерологических и т. д. Набор патологий у разных детей может быть разный, но у 100% обследованных детей обнаружился именно комплекс взаимосвязанных хронических заболеваний. Иными словами, аутизм – это симптом, а причина – постоянная и зачастую многолетняя интоксикация мозга ребенка, который в борьбе за его выживание вынужденно перестраивает свою работу. Это и выражается в конечном счете в многочисленных нарушениях развития и поведения. Это справедливо не только в отношении аутизма, но и всех многочисленных «особенностей» развития.

- Очень интересно. И чего вам удалось добиться с таким новым креативным подходом?

-У нас 4 ученика в школе, 4 малыша в Детской ресурсной группе, еще 23 ребенка (все случаи – тяжелые) самостоятельно проходят медицинский блок, т. е. после системных исследований выполняют лечение своей индивидуальной коморбидной патологии. Все находятся на разной стадии (в разное время начинали), и все на 100% показывают прогресс, в особенности, малыши. Последнее вполне ожидаемо и объяснимо. Чем дольше мозг ребенка находился под интоксикацией, тем больше времени ему потребуется для реабилитации. И наоборот. Мозг нашего сына подвергался интоксикации на протяжении почти десяти лет, да и нейропластичность мозга (способность мозга восстанавливать старые и выстраивать новые синоптические связи) в его неполные 12 значительно слабее трех-четырехлетних аутят. Поэтому темпы восстановления наших маленьких поражают воображение. После медицинского блока ресурсный садик открылся 19 ноября, а уже в канун Нового года дети впервые в жизни давали своим родителям новогоднее представление.

"Мы никоим образом не против поведенческих терапий. После выполнения медицинского блока они реально помогают ребенку быстрее выстроить правильную работу мозга. И наш садик – наглядное тому подтверждение. Говоря словами одного из наших международных экспертов, российского нейроиммунолога Кирилла Шляпникова, "Грузия оказалась впереди планеты всей". Нигде в мире, пишет он у себя в Фейсбуке, нет садика для детей с грубыми нарушениями развития, который соединил бы в одном месте интегративную медицину и интенсивные поведенческие, коррекционные, сенсорные и когнитивные терапии.

Схема комплексной терапии аутизма
Схема комплексной терапии аутизма

- Вас поддерживает грузинское профессиональное сообщество?

- Мы успешно сотрудничаем с узкими специалистами – генетиками, инфекционистами, остеопатами и другими, в случае сомнений направляя к ним детей для дополнительных консультаций. А 13 марта проводим семинар для грузинских докторов по взаимосвязи интегративной медицины и аутизма.

У нас есть и самая главная целевая аудитория. Регулярно встречаемся с родителями, учителями, воспитателями и спецпедагогами. Последний раз такую встречу провели 2 марта в Марнеули при активной поддержке муниципалитета города. И очень успешно, при большом интересе собравшихся. Так что, сообща работа движется в правильном направлении.

1661
Теги:
Аутизм
Загрузка...