Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik и украинская телеведущая Ева Бажен

"Тебя везде окружает красота" - Monatik о Грузии

1799
(обновлено 11:31 26.11.2018)
Украинская телеведущая Ева Бажен взяла эксклюзивное интервью у Monatik'а специально для проекта Sputnik "Грузия глазами иностранцев"

Монатик (настоящее имя – Дмитрий Монатик) — исполнитель, танцор, хореограф и автор песен из Киева. В 2016 году стал победителем в номинации "Певец года" по версии украинской музыкальной премии "M1 Music Awards".

В 2017 году англоязычной версией песни "Кружит" ("Spinning") открыл первый полуфинал 62-го международного конкурса песни "Евровидение", проходившего в Киеве. Monatik многократно номинировался на престижные музыкальные премии Украины, России, стран СНГ и Балтии.

В ноябре артист впервые выступил с концертом в Тбилиси.

Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik на концерте
photo: courtesy of Nadezhda Zhuravleva
Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik на концерте

- Дмитрий, в этом году впервые состоялся Ваш большой сольный концерт в Тбилиси? Скажите, вы бывали раньше в Тбилиси?

- Это не первое мое путешествие в Грузию. Вместе с друзьями я уже путешествовал по этим прекрасным местам. С радостью вернулся сюда и через несколько лет после первого приезда, но уже с сольным концертом. У вас очень гостеприимные люди, и мы с радостью привезем нашу музыкально-танцевальную терапию вновь.

"Я по-другому посмотрел на эту жизнь" - российский шоумен влюбился в Грузию >>>

- Как прошел концерт в Тбилиси?

- Публика очень тепло встречала нашу команду. Было очень много приятных, теплых слов, за что мы очень благодарны. Знаю, что на наше выступление в Тбилиси приехали поклонники из других городов и даже стран. Это не может не радовать.

- Стала невольным слушателем, как вы разговаривали с членами вашей команды: осветителем и звукорежиссером. Вы восторгались акустикой, поделитесь, что вас так удивило?

- В Тбилиси мы давали концерт во Дворце спорта. Для нас не так важно, какая вместительность площадки - сотня человек или десятки тысяч. Главное, чтобы каждый, кто пришел, получил удовольствие от хорошего звука, эстетическое удовольствие от света и зарядился хорошим настроением. Задача нашей команды - качественно доносить музыку MONATIK до тех людей, которые посетили наш концерт. И мы счастливы, что это удается.

Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik и украинская телеведущая Ева Бажен
photo: courtesy of Nadezhda Zhuravleva
Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik и украинская телеведущая Ева Бажен

- Сразу же после концерта в Тбилиси вы отправились на прямой эфир проекта "Танцы со звездами" в Киеве. Как восстанавливаетесь после перелетов?

- Для артиста перелеты - привычное дело. Мы счастливы, что география наших концертов в этом году выросла. С концертной программой "Vitamin D" мы посетили семь городов Германии, Францию, Испанию, Италию, США и Канаду, Казахстан, Грецию. С пониманием отношусь к тому, что после перелета нужно выделять время для того, чтобы восстановиться. Стараюсь распределить свое время так, чтобы перед прямыми эфирами и концертами аккумулировать силы.

- В день у вас может быть по несколько съемок и интервью. Как планируете свою неделю, день? Сколько времени на работу, семью, спорт?

- Признаюсь честно, за последние несколько лет свободного времени на личную жизнь остается все меньше. Но за этот год я научился самому важному - несмотря на столь плотный гастрольный и рабочий график находить время на родных и близких. Это важно, ведь именно семья является источником вдохновения и сил.

Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik и украинская телеведущая Ева Бажен
photo: courtesy of Nadezhda Zhuravleva
Популярный украинский поп-певец и композитор Monatik и украинская телеведущая Ева Бажен

- Удается сохранять баланс между работой и личной жизнью?

- Не всегда (улыбается). Иногда и домой приходишь, уже когда младшее поколение спит, а так хочется провести с ними больше времени. Но я благодарен, что семья с пониманием относится к моему рабочему графику.

- Какие запретные темы у вас в семье?

- Таких, чтобы прям запретные, и нет. Искренне считаю, что со своими самыми близкими людьми всегда можно поговорить на всевозможные темы. Этому пытаюсь учить и детей.

- Несколько месяцев назад вы дебютировали в полном метре. Какие впечатления от роли в кино? О чем был ваш персонаж? И как съемочное послевкусие?

- Длительное время я отказывался от съемок в кино. Выходя на концертную сцену, мне комфортно оставаться самим собой. А вот играть какую-то роль - задача не для меня. Съемки в данной киноленте предложил мой хороший друг, известный украинский телеведущий Юрий Горбунов. Юра сказал, что роль будет эпизодическая, а помочь комфортно себя чувствовать на площадке поможет команда профессионалов, которые сняли множество известных зрителю кинолент. Мои сомнения просто-таки ушли на второй план, и я согласился принять участие.

Украинский поп-певец и композитор Monatik
Украинский поп-певец и композитор Monatik

- Был ли в вашей жизни момент переоценки ценностей, разочарования в шоу-бизнесе или конкретных людях?

- Искренне считаю, что каждая ситуация дана нам для того, чтобы что-то из нее вынести для своей жизни. А каждый человек является учителем, как делать хорошо или же как делать не стоит. Поэтому ко всем моментам я стараюсь относиться с осознанностью.

- Считаете себя инфлюенсером?

- Мне было бы приятно осознавать, что музыка MONATIK имеет влияние и помогает получить правильный настрой.

Вышли из зоны комфорта и зашли в Тбилиси: история российской пары >>>

- Для очень многих людей вы сам являетесь кумиром для подражания. А кем восхищаетесь и чем вдохновляетесь вы?

- Благодарю за столь приятные слова. Меня вдохновляют очень многие вещи. Раз в месяц я стараюсь посещать музеи современного искусства в Европе, стараюсь следить за тем, где проходят выставки любимых художников. В перелетах между городами смотрю документальные фильмы о людях, которые мне интересны. Новые места, локации, люди - это все является неотъемлемой частью моего вдохновения.

- Без каких вещей невозможен гардероб MONATIK.

- Без кроссовок (улыбается). С уверенностью могу назвать себя истинным сникерхедом. Так как концертная программа насыщена танцами, чувствую себя максимально комфортно на сцене именно в кроссовках. В повседневной жизни тоже остаюсь верен себе.

- В украинской версии проекта "Танці з зірками" в этом сезоне принимает участие Иракли Макацария. Как расцениваете его шансы на победу?

- В финале проекта остались очень интересные участники. За развитием пары Иракли Макацария и Яна Заец мы, судьи, как и вся страна, наблюдали с особым интересом. По моему мнению, их место в финале очень заслуженное. Иракли трудоголик, ответственный, что очень важно для профессионала. Но каким будет результат всего проекта и кто победит - решает зритель.

Украинская телеведущая Ева Бажен
photo: courtesy of Nadezhda Zhuravleva
Украинская телеведущая Ева Бажен

- С какими грузинскими музыкантами, артистами успели познакомиться, есть идеи записать дуэт?

- Абсолютно невероятное знакомство у меня случилось с Нино Катамадзе. Правда, пока что оно произошло в телефонном режиме, но это было столь спонтанно и интересно. Потрясающе талантливый артист!

По поводу идей записать дуэт с кем-либо из артистов - эти решения всегда возникают внезапно и всему свое время. Сейчас мы работаем над созданием третьего альбома MONATIK. Немного поделюсь с Вами набросками идей. В нем будут не только сольные синглы, но и музыкальные коллаборации.

Только эмоции: Нино Катамадзе и грузинские участники "Х-Фактор" Украина >>>

- Ваше любимое место в Грузии?

- Я несказанно впечатлен красотой Тбилиси. Невозможно выделить какое-то одно место. Вся атмосфера пропитана невероятным гостеприимством, настроением. Куда бы ты ни зашел, куда бы ни посмотрел, тебя окружает красота.

1799
По теме
Как россиянин проводит бесплатные виртуальные прогулки по Тбилиси
Российские звезды: Грузия - это фантастика, большое сердце и очарование
Философия мороженого: как россиянка нашла смысл жизни в Тбилиси
Немецкий целитель в Грузии: как увидеть ауру и найти свою любовь

Глава Русского клуба Николай Свентицкий

"Когда театр - жизнь": директор Грибоедовского о юбилее, пандемии и страсти к искусству

532
(обновлено 12:48 20.09.2020)
Успешной деятельностью длиной в 175 лет может похвастаться далеко не каждый театр, но у Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова есть на это полное право. В этом году старейший театр Закавказья празднует свой большой юбилей

Только вслушайтесь в эту дату - 175 лет, как русский театр в Грузии дарит зрителям восторг, любовь и невероятные эмоции. В связи с таким важным юбилеем Sputnik Грузия побеседовал с директором Грибоедовского театра Николаем Свентицким, который в этом театре практически вырос.

- Николай Николаевич, здравствуйте и сердечно поздравляем вас! Что было самое трудное за время вашего руководства в театре?

- Здравствуйте и огромное спасибо! В театре никогда не бывает легко, в театре просто довольно часто бывает радостно. Радостно от премьер, радостно от успехов членов коллектива, которые создают интересные работы на сцене, в кино или телевидении. Эта радость позволяет надеяться, жить дальше.

Но сейчас, в период пандемии, театр проживает не самый лучший период, как и все театры мира. Проводятся какие-то онлайн-постановки, онлайн-встречи... Я считаю, что это неинтересно, потому что театр - это живой организм. Театр отличается от любых видов искусства именно тем живым общением актера на сцене со зрителем. Это не произведение художника, к которому можно возвращаться, это сиюминутное живое искусство. В театре никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Театр без живого общения… Ну его просто нет.

- А что самое главное в руководстве театром? Что самое сложное?

- Самое главное в театре – это актеры, и задача руководителя создать абсолютно комфортные условия. Необходимо любить артистов, именно любить, потому что без этого никогда ничего не получится, ведь это живые люди. Они – носители театра. Ведь когда зритель приходит, ему абсолютно все равно, кто там директор, режиссер или главный администратор. Они видят на сцене актера, поэтому именно он представляет театр, а все остальные люди в театре призваны создать комфортные условия для того, чтобы потом актер это вынес на сцену.

Спектакль Шинель Тбилисского театра им. А.С. Грибоедова
Спектакль "Шинель" Тбилисского театра им. А.С. Грибоедова

- Какие художественные руководители, по вашему мнению, создали золотую эпоху Грибоедовского театра?

- Их много и мало. Дело в том, что в Грибоедовском театре работали великие режиссеры, великие. Такие как Мейерхольд, Марджанишвили, Варпаховский, Фоменко, Товстоногов, Лорткипанидзе, Стуруа. Сегодня работает очень известный режиссер Автандил Варсимашвили. Это целая эпоха. Вообще надо сказать, что через Грибоедовский театр прошло несколько поколений выдающейся режиссуры - и русской, и грузинской.

Автандил Варсимашвили
© photo: Sputnik / Dmitriy Dubinskiy
Автандил Варсимашвили

- А какими актерами за историю театра вы особенно гордитесь?

- Конечно, в этом театре работали великие актеры: и русские, и грузинские. У нас на русском языке в спектакле "Деревья умирают стоя" играла великая актриса современности Верико Анджапаридзе, наша легендарная Наталья Бурмисторова, Тамара Белоусова, Игорь Злобин, Павел Луспекаев. Их имена можно перечислять несколько дней.

Сегодня замечательные наши артисты старшего поколения - Ариадна Шенгелая, Людмила Артемова-Мгебришвили. Молодые актеры, которые становятся звездами российского и грузинского кино, которые делают погоду на нашей сцене - Ирина Мегвинетухуцеси, Аполлон Кублашвили, Иванэ Курасбедиани. Совсем молодые Михаил Гавашели, Василий Габашвили. Я могу перечислять их бесконечно, ведь это золотой фонд нашего театра, который был и есть.

Сцена из спектакля Шинель
Сцена из спектакля "Шинель"

Я горжусь всеми актерами театра, которые были в истории театра. Многих уже нет с нами, о них я вспоминаю с грустью, ведь на их творчестве я воспитывался. Горжусь и сегодняшними нашими пришедшими студентами, они мне одинаково дороги, потому что они сегодняшний и завтрашний день театра.

- Раньше костяк театра создавали актеры из всего Советского Союза, сегодня – это только местные, большинство из них даже грузиноязычные. Как вы думаете, как это сказывается на выступлениях театра?

- Я бы не называл их грузиноязычными. Наши актеры одинаково хорошо владеют и грузинским, и русским языком. Мы, конечно же, грузинский театр, мы один из составляющих большого грузинского театрального пространства. Просто мы театр, говорящий на русском языке, поэтому тут одно из основополагающих направлений нашей работы вне сцены в подготовке – это русская сценическая речь.

Летняя школа в Шекветили 2020
photo: courtesy of Russian club
Летняя школа в Шекветили 2020

Мы над этим работаем, тому подтверждение наша знаменитая школа в Шекветили, когда мы приглашаем выдающихся педагогов из разных стран Украины, России. Это дает свои плоды. И, конечно, гастроли, потому что во время гастролей мы обмениваемся интересной для нам информацией, впитываем. Особенно гастроли в Российскую Федерацию, поскольку мы русский театр, наш инструмент, рабочий язык – русский.

- А вообще вы часто или редко расширяете труппу? Как можно к вам попасть актерам?

- Есть т.н. штатное расписание, за пределы которого не так уж и просто выйти, так как все зависит от финансирования. Конечно, при какой-то финансовой возможности нам необходимо пополнить штат новыми актерами. Пока у нас есть молодежь, и мы думаем на следующий год вместе с нашей театральной академией открыть очередной русский курс. Мы этого не делали несколько лет не потому, что нам мешал кто-то или правительство не помогало, нет.

Спектакль Записки сумасшедшего Театра Грибоедова
Спектакль "Записки сумасшедшего" Театра Грибоедова

Надо сказать правду – сегодня не из чего выбирать. Мы смотрим тех молодых людей, что приходят в институт, и понимаем, что мы их никогда не возьмем в театр. Тогда зачем тратить государственные деньги, если это не будет иметь прикладного результата?

Сцена из спектакля Ревизор реж. А.Варсимашвили
photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля "Ревизор" реж. А.Варсимашвили

Но мы будем внимательно приглядываться в следующем году на поколение, которое захочет выбрать себе профессию актера. Хотя сейчас, к сожалению, их меньше. Это уже не те годы, когда стояли очереди у театрального института. Сейчас все больше хотят быть коммерсантами, банкирами, то есть специалистами высокооплачиваемых профессий, а ведь профессия актера весьма низкооплачиваема. Сегодня уже нет такого романтизма, романтиков поубавилось. Теперь молодежь практичная стала, не знаю, хорошо это или плохо. Бывают, конечно, люди, которые не могут жить без театра, – это и будет составляющим нашей будущей трупы.

Спектакль Гроза в Грибоедовском театре
Спектакль "Гроза" в Грибоедовском театре

- Можете вспомнить самый смешной курьез из истории театра?

- Я думаю, курьезные ситуации в театре происходят каждый день. Вот, я считаю, если взять спектакль Грибоедовского театра и, соблюдая рекомендации инфекционистов, сыграть на улице – я считаю, что это курьез. Понимаете, театр – это какое-то таинство, где важна сама сцена, этот запах сцены, свет. А вот так просто взять и сыграть спектакль "Алжир", где мы говорим о выдающихся грузинках, которые прошли страшные концлагеря во время войны, и сыграть это все на полянке, где зрители будут сидеть на пуфиках в шортах… Курьез! Теряется атмосфера, таинство, в этом и есть его магнитизм.

Иванэ Курасбедиани. Спектакль Маяковский на сцене театра им. Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Иванэ Курасбедиани. Спектакль "Маяковский" на сцене театра им. Грибоедова

- Есть в театре какие-то традиции, интересные приметы?

- Одна из самых главных традиций этого театра, которую мы культивируем, – уважение друг к другу. За этим мы ревностно следим и пропагандируем. Быть вместе – это главное, вместе мы сила – вот девиз нашего театра. Мы семья, мы не рабочий коллектив завода или фермы, мы театральная семья, которая называется Грибоедовцы.

- Ваш театр активно занимается благотворительностью. Такой чертой отличается далеко не каждый театр. Почему для вас так важно этим заниматься?

- Вообще одна из главных позиций нашего театра – быть полезными нашей стране, народу. Да, наш театр часто занимается благотворительностью. Один из ярких примеров тому, что 17 лет театр Грибоедова фактически содержит Потийский детский приют. Два раза в год мы собираем с зарплаты деньги, это совершенно добровольно, но, конечно, участвуют все. Мы одеваем этих детей, покупаем им все, начиная от носочков, заканчивая шубами. От этого мы становимся счастливее, потому что мы понимаем, что нас там ждут.

Это большое удовольствие знать, что ты кому-то нужен. Благотворительность нельзя рекламировать, это тоже какая-то тайна. Когда ты занимаешься благотворительностью, ты меньше всего делаешь это для кого-то, ты делаешь это для себя, чтобы почувствовать свою миссию на этой земле. Для этого не обязательно кричать, что мы это сделали. Мы просто занимаемся этим, получаем большое удовольствие и, возможно, благословение Господа.

- Грибоедовский много гастролирует. Какие страны увидели творчество вашего театра, и где вы еще не бывали?

- Знаете, есть огромное количество городов и стран, где мы были, и такое же огромное количество стран, где нас еще не видели. Тут 50 на 50. Но мы один из самых гастролирующих театров нашей страны. Нас любят, на гастролях мы даем очень хорошие результаты. В этом году, конечно, не получилось, но нами было запланировано 13 поездок. У нас есть еще несколько приглашений на ноябрь в Россию, посмотрим, как пандемия, эта страшная дама, позволит осуществить эти гастроли.

Сцена из спектакля А.Л.Ж.И.Р., актриса Мариам Кития
Photo: courtesy of Griboedov Theatre
Сцена из спектакля "А.Л.Ж.И.Р.", актриса Мариам Кития

- Коронавирус сильно повлиял на работу вашего театра и общее настроение труппы?

- Ну пандемия коронавируса разорила все театры, разорила. Мы сейчас находимся немного в плачевном финансовом положении. Но огромное спасибо и признательность правительству, которое не бросило нас: нам дают зарплату в том же объеме, к счастью, но театр - это ведь не только зарплата. Надо ставить постановки, новые спектакли, этого не предусмотрено на субсидию, которую мы получаем, потому что на новые постановки мы зарабатываем сами.

Сцена из спектакля театра им. Грибоедова
Сцена из спектакля театра им. Грибоедова

Сейчас мы работаем над четырьмя спектаклями, но не можем их ни одеть, ни обуть, потому что на эти цели у нас ноль копеек. Мы пытаемся привлечь наших друзей в разных странах, и Грузии, и России, и очень надеемся на их помощь. Нам нужны деньги, довольно небольшие, но и их нет, потому что на выпуске у нас Гоголь, Булгаков, Пушкин и детский музыкальный спектакль.

- Как вы отметите 175-летний юбилей русского театра?

- Беседуя с вами, мы уже его отмечаем. Хотя бы за столом собраться… Но сегодня ведь и это нельзя. Мы собираемся пожелать всем членам нашего коллектива, зрителям, всем, кто нас знает и любит, чтобы эта полоса, странная и непонятная, загадочная, миновала, и мы соберемся вместе, поднимем бокалы, отметим юбилей театра вместе с нашими близкими, друзьями, соратниками и выйдем на сцену, сыграем, в очередной раз поклонимся зрителю.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

- Вы практически выросли в этом театре, что он для вас значит?

- Театр - это моя жизнь, это мой дом, моя семья… Я не знаю, где больше провожу времени. Даже если я отсутствую на территории театра, то он всегда во мне. Я всегда о нем думаю, даже во время отдыха пытаюсь что-то сделать для театра, переживающего сегодня не самые лучшие времена.

532
Темы:
Гордость Грузии
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин

Александр Бастрыкин: неонацизм и реваншизм пока, видимо, не пугают Европу

67
(обновлено 14:39 17.09.2020)
Помнить и знать уроки войны — значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии и ошибки в настоящем, отметил председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин

В сентябре в Следственном комитете России был создан отдел по расследованию преступлений, связанных с реабилитацией нацизма и фальсификацией истории. Почему и зачем понадобилось отдельное подразделение, в чем сложность расследования подобных дел, какими знаниями должны обладать следователи и почему Россия обязана реагировать на осквернение символов воинской славы за рубежом, в интервью РИА Новости рассказал председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.

— Александр Иванович, недавно в Следственном комитете было создано новое подразделение по расследованию преступлений, связанных с реабилитацией нацизма и фальсификацией истории отечества. Новость вызвала очень живое обсуждение в СМИ и социальных сетях. Расскажите, чем была продиктована необходимость создания такого подразделения?

— Как известно, приговор Нюрнбергского военного трибунала стал важнейшим этапом в оценке причин Второй мировой войны. Все должны помнить, что деяния главных нацистских преступников, ответственных за развязывание и ведение Второй мировой войны, были признаны преступными. Тем не менее сегодня в условиях продолжающейся информационной войны увеличивается количество попыток реабилитации нацизма как внутри нашей страны, так и из-за рубежа, также мы видим ложные оценки роли нашей страны в победе над фашизмом. В целях восстановления справедливости необходимо активизировать деятельность по противодействию подобным явлениям. К тому же стремление нашего общества чтить память защитников Отечества и защитить историческую правду нашло законодательное оформление и теперь закреплено в Конституции Российской Федерации.

— Как сейчас наказываются подобные действия?

— Нормы статьи Уголовного кодекса России о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК России) уже применяются к тем, кто пытается распространять нацистскую символику и идеологию фашизма. Последние примеры — это наша реакция на происходящее в ходе акции "Бессмертный полк" онлайн: жители нескольких субъектов России размещали на интернет-сайте фотографии нацистов и предателей Родины. Часть уголовных дел в завершающей стадии, некоторые фигуранты предстали перед судом, один из них, житель Перми Даниил Симанов, уже осужден и приговорен к наказанию в виде 200 часов обязательных работ. Полагаю, что назначаемое судом наказание полностью отвечает общественной опасности преступления, о чем свидетельствует и озвученный Симанову приговор. Поэтому отдельные высказывания о применении этой нормы уголовного закона как некоего карательного инструмента и не совсем вразумительные параллели с концлагерями вызывают лишь недоумение.

— В чем сложность расследования таких преступлений?

— Казалось бы, в этом составе преступления все очевидно и просто. Однако это не совсем так, за этой простотой скрывается своя специфика. При установлении обстоятельств совершения преступления происходит не просто констатация факта несоответствия того или иного высказывания историческим событиям. Смысл как раз таки в том, чтобы установить мотив и целенаправленность противоправных действий лица, а также объективную сторону состава преступления, которая в данном случае может выражаться в распространении заведомо ложных сведений о деятельности СССР.

В связи с этим некоторые особенности предварительного следствия по статье о реабилитации нацизма, его специфика, а также наработанный следственный опыт и привели к необходимости образования обособленного подразделения в структуре Следственного комитета. Опять же, международный характер отдельно расследуемых фактов тоже требует концентрации навыков и знаний. Тем более что актуальность этой проблематики, как это ни печально, имеет прогрессирующую тенденцию.

— Но ведь могут быть и более сложные преступления, требующие глубокого анализа истории? Смогут ли ваши сотрудники расследовать такое?

— В состав нового подразделения войдут следователи Следственного комитета, уже имеющие опыт расследования подобных преступлений. Это сотрудники, которые, в частности, обладают обширными познаниями не только в юриспруденции, международном праве, но и в истории. Они анализировали большое количество архивных документов военного и послевоенного периодов, расследуя другие уголовные дела о преступлениях нацистов, при необходимости прибегая к содействию ученых.

Помимо этого, по таким делам нами обеспечивается проведение необходимых судебных экспертиз, в том числе исторических. Особое внимание уделяется оценке лексических конструкций относительно установленных и признанных на мировом уровне исторических фактов. Весь объем этой работы направлен на установление квалифицирующих признаков преступления, без которых невозможно привлечение к уголовной ответственности.

Следователь руководствуется в том числе существующими нормами международного права, которые основаны на решении Нюрнбергского военного трибунала. И конечно, работа в этом направлении никак не может влиять на проводимую гражданами научно-историческую деятельность. Одно дело — героизировать нацистов, одобрять их преступления против человечности, осквернять память нашего народа, которое является уголовно наказуемым, и совсем другое — ведение обоснованной научной деятельности.

Помимо непосредственно расследования преступлений, новое подразделение будет выполнять роль координационного центра, оказывая методико-аналитическую помощь региональным следственным органам в расследовании уголовных дел. К тому же будет обобщаться имеющийся опыт следователей в этом направлении деятельности и обеспечиваться консолидированный правовой подход в оценке подобных фактов. Подчеркну, что наряду с этим направлением работы наши приоритеты, связанные с расследованием других преступлений, по-прежнему остаются в фокусе внимания.

— Существует ли в других странах уголовное преследование за подобные преступления либо связанные с распространением нацистской идеологии?

— В Уголовном кодексе ФРГ предусмотрена ответственность за распространение пропагандистских материалов антиконституционных организаций, при этом квалифицирующий признак устанавливает повышенную ответственность за распространение материалов, "содержание которых связано с идеологией национал-социализма". В Израиле существует уголовная ответственность за отрицание холокоста. В Республике Беларусь также есть уголовная ответственность за реабилитацию нацизма. Кстати, в настоящее время нами налаживается сотрудничество с Центральным ведомством управлений юстиции земель ФРГ по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге. Безусловно, это сотрудничество придаст дополнительный импульс по расследованию подобных преступлений.

В то же время мы видим, как в Литве, Латвии и Эстонии поощряются организации бывших военнослужащих подразделений СС, деятельность которых была признана преступной Нюрнбергским трибуналом. На Украине школьников водят возлагать цветы на могилы нацистов, причастных к массовым убийствам мирного населения, героизируют тех, кто сотрудничал с гитлеровской Германией. Поднимают головы реваншисты и неонацисты в Европе, в частности, они активизируются в Австрии, Италии, Испании. Пока такие явления, видимо, не пугают руководство этих стран, но в дальнейшем они могут пагубно сказаться на их общественном сознании.

— Зарубежные события как-то затрагивают Россию?

— Попытки реабилитации нацизма и осквернение символов воинской славы России фиксируются и за рубежом. Действующее уголовное законодательство обязывает нас реагировать на такие преступления. Следственным комитетом продолжается расследование уголовного дела в отношении председателя Украинского института национальной памяти (УИНП) Владимира Вятровича. Ему инкриминируется систематическое отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран "оси", путем отрицания осведомленности солдат дивизии СС "Галичина" о совершении войсками СС военных преступлений и преступлений против человечности либо самой принадлежности дивизии к войскам СС.

Ведется предварительное следствие в отношении гражданина Латвийской Республики, ветерана "Латышского легиона СС" Висвалдиса Лациса. Установлено, что в ноябре 2017 года в Риге под его авторством была издана книга "Латышский легион в свете истины", в тексте которой Лацис одобрил совершенные полицейскими батальонами "Латышского легиона СС" военные преступления против мирного населения. В апреле 2020 года Лацис умер, однако прекращение уголовного дела в связи со смертью фигуранта возможно только при наличии согласия близких родственников, то есть по нереабилитирующим основаниям. Поэтому расследование уголовного дела продолжается.

В текущем году было возбуждено и расследуется уголовное дело по факту сноса в Чешской Республике памятника Маршалу Советского Союза Ивану Коневу, который является символом воинской славы России.

Буквально недавно отмечен еще один факт осквернения в городе Жежмаряй Литовской Республики памятника солдатам Красной армии, расположенного на кладбище близ братской могилы красноармейцев, погибших при освобождении города. Безусловно, эти обстоятельства также стали основанием для реакции следователей СК России — в настоящее время по этому факту проводится процессуальная проверка.

— Чего в конечном итоге вы хотите достичь?

— Наша обязанность — защищать доброе имя живых и павших воинов-освободителей, мирных жителей, жертв нацистов. Помнить и знать уроки войны — значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии и ошибки в настоящем. С учетом этого нами недавно создан Штаб по координации поисковой и архивной работы Следственного комитета, в состав которого вошли представители других ведомств и общественных организаций, руководители и сотрудники подразделений центрального аппарата и следственных органов СК России, на территории которых запланировано проведение архивных, историко-разведывательных и поисковых работ по проекту "Без срока давности".

Любые попытки возложить равную ответственность за развязывание войны на нацистских преступников и на страны антигитлеровской коалиции, оправдать нацистских преступников и их пособников являются не просто фальсификацией истории. Они нелегитимны и аморальны по своей природе, кощунственны по отношению к памяти освободителей мира от очевидного и юридически установленного зла. Именно поэтому мы должны препятствовать искажению исторической правды, в том числе и уголовно-правовыми мерами.

67

Российская вакцина от коронавируса: какие страны хотят ее купить

0
Когда закончится пандемия? Пожалуй, этот вопрос волнует всех. Поставить точку в истории с коронавирусом поможет в том числе российская вакцина "Спутник V"

Какие страны собираются купить российский препарат и где в СНГ идут разработки собственной вакцины – смотрите в видеоинфографике. Как уже ясно, российская вакцина станет очень востребованной, особенно на фоне того, что количество зараженных коронавирусом COVID-19 по всему миру продолжает расти.

0
Теги:
наука, Коронавирус COVID-2019, Россия, Россия
Темы:
Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире