Оператор Константин Эсадзе

Оператор Эсадзе: весь Берлин говорил о грузинском кино

929
(обновлено 10:49 20.03.2017)
Грузинский оператор Константин Эсадзе поделился своими впечатлениями о съемках фильма "Красный" режиссера Николая Саркисова, а также рассказал о популярности грузинского кино за рубежом

Грузинский кинематограф вновь в центре внимания. На этот раз — в России, где оператор Константин Эсадзе из Грузии, сын известного грузинского кинорежиссера Резо Эсадзе, был удостоен Приза имени Павла Лебешева гильдии кинооператоров России "За лучшую операторскую работу".  Труд Эсадзе оценили в фильме "Красный" режиссера Николая Саркисова в рамках ХIV Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня".

О том, как ему работалось с российскими кинематографистами, что главное в профессии оператора и почему грузинское кино до сих пор в моде, Константин Эсадзе рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.

- Константин, в первую очередь, поздравляю вас с получением этой награды.

— Спасибо! Я благодарен всем, кто назвал мою работу лучшей, кто состоял в жюри и отметил мой труд. Это большая честь для меня. Спасибо всей группе и всем тем, кто работал рядом со мной.

- Расскажите, как вам работалось со съемочной группой фильма "Красный".

— Прежде всего хочу сказать, что режиссер картины Николай Саркисов – молодой человек, дебютант. Это и объясняет мой интерес к работе, потому что у всех дебютантов какая-то новая идея, новая задумка. Так что в первую очередь, меня это привлекло. Потом сам сценарий: а именно в сценарии они хотели воссоздать эпоху начала прошлого столетия, т.е. костюмы, обстановка, антураж – все это должно было быть из той эпохи (это где-то начало 20-х годов XX века). Так что это еще сильнее сыграло роль в моем интересе к этому фильму. И, третье: это рабочая команда – хорошие художники, известные российские актеры. И самое интересное еще было то, что вот эту эпоху российскую, российского времени надо было воспроизвести в Тбилиси и в близлежащих местах. Так что это давало дополнительный адреналин.

- Насколько я знаю, над фильмом работал российский художник-постановщик Антон Поликарпов. Как, по-вашему, ему удалось воспроизвести эту эпоху в Грузии?

— Знаете, что было самое интересное и, что меня удивило? Поликарпов знал весь Тбилиси и всю окраину лучше меня.

- То есть он был прекрасно подготовлен?

— Да, конечно, он был очень подготовлен. И мне было очень интересно с ним работать. И они создали такую атмосферу, что, наверное, в те времена все так в действительности и было.

- Где проходили съемки?

— Мы снимали на улицах Тбилиси, в Сололаки и в Ваке. За пределами Тбилиси – снимали в Коджори, Батуми, в Качрети, на старой железнодорожной станции. Художники и декораторы даже как-то построили пирс на месте, где его и представить было нельзя, и все этого выглядело очень реально.

- Одним словом, работа с российскими кинематографистами вам понравилась?

— Да, очень понравилась. Если честно, я бы еще пожелал с ними поработать.

- Это первая ваша работа над российским фильмом?

— Да. Я много работал с британцами (Lost in Karastan), иранцами ("Президент"). А вот с российским – этой мой дебют.

Оператор Константин Эсадзе
© Sputnik / Levan Avlabreli
Оператор Константин Эсадзе

- И, надо отметить, очень удачный дебют. Мне интересно, специфика работы с кинематографистами разных стран – она чем-то различается?

— Нет. Потому что везде одинаково необходима четкость на съемочной площадке. И вот эта четкость есть у всех. Все должно быть четко, все должно быть спланировано, ясно передано. В этом смысле все умеют работать. И хвала им, хвала режиссеры за то, что он точно знал, чего он хотел.

- Константин, а вы можете рассказать о себе? Где вы учились операторскому искусству?

— Первая моя специальность – это учитель грузинского языка. Потом я окончил кинооператорский факультет, это была мастерская Левана Георгиевича Пааташвили, очень известного грузинского кинооператора ("Голубые горы, или Неправдоподобная история" Э.Шенгелая, "Путешествие молодого композитора" Г.Шенгелая, "Чужие дети" Т.Абуладзе, "Романс о влюбленных" А.Кончаловского). И еще я закончил Высшие режиссерские курсы в мастерской моего отца – Резо Эсадзе.

- Можете вспомнить свой первый фильм?

— Первый фильм я снял вместе с азербайджанским режиссером Ильгаром Сафатом. Мы снимали с ним в Баку фильм "Участок". Это было в 2008 году. А до этого я с 2003 года работал оператором на телекомпании "Имеди".

- Расскажите о студии Caucasian Film Service, сооснователем которой вы являетесь.

— Caucasian Film Service – это одна из самых крупных рентальных компаний Грузии и во всем Закавказье. И все важные проекты этого региона проходят через нашу компанию. У нас есть партнеры в Англии. И все фильмы, снятые местными и зарубежными кинематографистами в сотрудничестве с этой компанией, являются участниками и призерами различных международных фестивалей мира. На базе Caucasian Film Service мы снимаем и рекламу, документальные и анимационные картины. Сама эта студия была основана Арчилом Геловани и Леваном Коринтели в 2008 году. А в 2011 году мы с моими друзьями Владимиром Качарава и Мамукой Чихрадзе ее выкупили и начали свое дело. У нас, кстати, есть большая реквизитная и костюмерная. И мы пытаемся создать полноценную систему, для того, чтобы снимающий кино человек обратится бы к нам, и у него все было под рукой.

- Константин, вы также активно снимаете рекламу. Чем она вас привлекает?

— Реклама, конечно, – не фильм. Во-первых, ее нужно снять за день и вложить в нее все свои знания и всю самоорганизованность. Во-вторых, это доход, который не мешает. А, в-третьих, это общение с людьми – разными режиссерами, художниками и т. д.

- Ваша последняя работа – это картина вашего отца "Один месяц, как день". В прошлом году фильм назвали лучшим на Тбилисском международном кинофестивале. Как вам работалось со своим отцом?

— Я могу сказать так: мне скоро исполнится 45 лет, и до сих пор я думал, что хорошо знаю своего отца. Но это оказалось не так. Потому что при работе над этим фильмом он был совсем другим человеком. Он просто долго не снимал до этого, около восемнадцати лет. В его последнем фильме "Крыша или Незаконченный материал фильма", которая снималась около десяти лет, я тогда работал ассистентом оператора и не обращал внимания на какие-то детали. Уже после я и продюсировал, и сам снимал. А эта картина "Месяц как день" — этой был фейерверк. И говорю я это не потому, что ее снял мой отец. Это подтверждала вся группа.

- Говорили, что к этому фильму ваш отец шел всю свою творческую жизнь.

— Он мне лично сказал, что предыдущие его картины ничего не значат по сравнению с этим фильмом. Эта картина, которую он очень долго хотел снять. И это счастье, что я, мои друзья, моя студия и коллеги оказались очевидцами этих тридцати незабываемых съемочных дней. Все плакали, потому что не хотели заканчивать работу. Это реально был очень хороший период, во время которого мы наблюдали за настоящим творцом.

- Работу над каким фильмом вы планируете в ближайшем будущем?

— Сейчас мы ведем подготовку к съемкам в августе-сентября фильма с рабочим названием "Шиндиси" о ребятах, которые пали при боях августовского конфликта 2008 года. Хочу отметить, что это художественный фильм, без всякой пропаганды и политики. Это антивоенная картина о крестьянине, который оказался в эпицентре огня. Режиссер фильма – Дито Цинцадзе. Он сейчас здесь снимает одну свою картину, после чего начнутся подготовительные работы.

- Константин, а что на ваш взгляд главное в работе хорошего оператора?

— Я думаю, тут самое главное понять режиссера и помочь его задумке, помочь ему сделать то, что он хочет. И работать принципом команды, извините за слово, не выпендриваться, знать четко свою задачу и видеть цель.

- Но разве оператор, будучи творческим человеком, не может привнести в фильм что-то свое или необходимо просто четко следовать инструкциям режиссера?

— Конечно, ведь это процесс. К примеру, режиссеру фильма "Красный" Нику Саркисову я много чего предлагал. Мы вместе проходили каждый кадр, каждую сцену и движение. Там уйма деталей, которые предложили я или художник. То есть это нормальный процесс согласования. Это не так, что есть режиссер, и он – диктатор в фильме. Это командная работа, где у всех своя задача и все знают свои цели. Но все происходит согласованно. По-другому никак. И, кстати, это хорошее качество режиссера, когда он тебя услышит и что-то подправит в фильме. Это очень приятно и дает такой хороший толчок — что ты хорошо работаешь и, что к твоему мнению прислушивается режиссер.

- Константин, издавна всех привлекал грузинский кинематограф. И сейчас многие говорят о новой волне современного грузинского кино. Ваше мнение: как сейчас смотрит киномир на то, что снимается в современной Грузии?

— Возьмем последний Берлинале, где грузинское кино было представлено пятью разными картинами в разных конкурсных программах. Это не спроста. Значит, люди интересуются тем, что снимают грузинские режиссеры. Это честь для любой страны, чтобы пять картин попало на такой авторитетный фестиваль. Куда еще больше?! Хотя рост грузинских кинематографистов будет еще более внушительным и заметным, если мы решим финансовые проблемы, которые перед нами стоят. У нас идет отличная молодежь, отличные умы и идеи, у нас на глазах растут профессионалы. И им надо показать себя, для чего они нуждаются во внимании и финансировании. А культура и кинематограф – это лучше всякой рекламы. Как сейчас, например, весь Берлин только и говорил, что о грузинском кино. А это ведь не мало.

929
Теги:
Фильм "Красный", Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня", Николай Саркисов, Резо Эсадзе, Константин Эсадзе

Работы Вахо Мдзинаришвили

Совместить несовместимое: как грузинский регбист cтал художником

338
(обновлено 12:01 25.05.2020)
Казалось бы, если человек увлекается искусством, то он должен быть чуткой натурой, смотреть на мир взглядом, непохожим на других. А если юноша увлекается спортом, тем более регби, то он мужественный, сильный и художественные пристрастия его явно не должны интересовать

Это мы перечислили стереотипы. Но аналогично, увы, мыслят многие люди. Но герой нашей статьи - художник-регбист Вахо Мдзинаришвили их успешно разрушает.

"Отрицательные числа" – драму о регби в тюрьме покажут в грузинских кинотеатрах >>>

К слову, еще один сногсшибательный факт: оказывается, в Тбилиси уже четыре раза проходила выставка художников-регбистов, при организации Союза регби Грузии. В последней из них приняли участие до 40 спортсменов.

Регби и искусство?

Вахо Мдзинаришвили родился в семье художников. Его отец и дедушка - живописцы, отсюда и интерес к искусству. Сам Мдзинаришвили рисует с детства. Что же касается регби, то, как рассказывает Вахо, он начал заниматься этим видом спорта с 11 лет. И, как ни странно, это также заслуга любви к изобразительному искусству.

Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Вахо Мдзинаришвили

"В Тбилисской академии художеств всегда был клуб регби, даже сегодня команда художников "Академия" играет в высшей лиге. Президент этого клуба - друг моего отца, ветеран регби и художник господин Гия Глонти. Это именно его заслуга, что я начал играть в регби", - рассказывает художник-спорстмен.

Мдзинаришвили играл в регби почти двадцать лет и добился определенных успехов. Он играл в составе молодежной сборной Грузии на одном чемпионате Европы и трех мировых чемпионатах. Также пять раз становился чемпионом Грузии в Премьер-лиге, а сейчас уже более десяти лет работает профессиональным тренером детей и подростков.

"Вы будете удивлены, но я не помню периода, когда спорт мешал бы моему творчеству. - признается Вахо. - У меня всегда была своя мастерская, где я проводил свободное время. По профессии, кстати, я художник-мультипликатор, но почему-то предпочел живопись работе над мультфильмами".

Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Вахо Мдзинаришвили

По его словам, многие люди удивляются такому "тандему" талантов в одном человеке, но он всем объясняет, что две эти профессии можно совмещать. Главное - захотеть.

Слушать рисунки 

"Мои рисунки говорят о многом, вызывают спектр эмоций. Вы должны смотреть на них и слушать. - интригует художник. - Они появляются из моего мира и подсознания, но вы сможете наладить с ними контакт и понять, о чем они говорят".

Работы Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Работы Вахо Мдзинаришвили

Мдзинаришвили признается, что вдохновение для создания рисунков приходит к нему из глубокого подсознания. Но порой этого "визита" приходится ждать довольно долго. Иногда это может продлиться даже месяцами. Но если художник своей работой не доволен, вы не увидите его творения.

Цифровая выставка шедевров Климта возвращается в Тбилиси >>>

"Если я не доволен рисунком, и я чувствую это, я в ту же секунду все стираю и начинаю заново. Следовательно, если я закончил рисунок, значит, я им доволен", - говорит Мдзинаришвили.

Работы Вахо Мдзинаришвили
photo: courtesy of Vakho Mdzinarishvili
Работы Вахо Мдзинаришвили

Часто можно увидеть, что во многих работах Вахо главный герой – это животное. Художник объясняет это так: "Я, действительно, люблю рисовать животных, потому что они очень интересные, красивые и милые. Что самое главное – живые. В них я могу вложить любой цвет, характер или эмоцию".

Извечный вопрос: как совмещать?

Сегодня Мдзинаришвили уже не может сказать точно, сколько времени он уделяет рисованию. Бывают случаи, когда он рисует днями и ночами, не прекращая. Также бывают периоды, когда он может не рисовать месяц.

В такие периоды он уделяет время самому себе, чтобы понаблюдать за собой, уделить время внутреннему поиску. Что касается регби, то на этом этапе у Мдзинаришвили есть своя школа, где он проводит практически каждый день.

"Уже два года как я и мой друг детства Михаил Чхартишвили основали школу регби "Братья". - рассказывает Мдзинаришвили. - В развитие этой школы я вкладываю все свое сердце и душу. Я очень люблю работать с детьми и много времени уделяю им.

А искусство – оно всегда со мной. Оно всегда само находит время для себя, когда это необходимо".

Как говорит художник-спортсмен, в регби он любит то, что в процессе игры человек работает всем телом и умом.

"Вы играете с другими товарищами, но побеждает тот, кто больше готов для этой борьбы – физически, психологически, разумом и душой. - отмечает Вахо Мдзинаришвили. - А в рисовании мне нравится то, что у тебя как будто есть связь со своим внутренним миром и подсознанием. Это чувство невозможно передать словами. Это совсем другое измерение, где больше всего искренности, где ты видишь настоящего себя".

338
Темы:
Культурная жизнь Грузии
Лого ЮНЕСКО перед штаб-квартирой организации в Париже

Постпред РФ при ЮНЕСКО: Киев ведет себя как дикарь с дубиной на концерте

147
(обновлено 13:10 19.05.2020)
Санкции Киева против культурных и образовательных организаций из России противопоставляют Украину мировому сообществу, которое, особенно в условиях пандемии коронавируса, всеми силами стремится сохранить доступ людей к памятникам, музеям и культурным площадкам

Об этом заявил в интервью корреспонденту РИА Новости Виктории Ивановой постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, в конце прошлой недели Украина ввела санкции сроком на три года в отношении учреждений культуры и науки России. В санкционный список попали Русское географическое общество, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Институт археологии РАН, МГУ имени Ломоносова и ряд других учреждений. Как вы можете прокомментировать такое решение Киева?

- Конечно, это – русофобская, пещерная акция киевских властей, которая недопустима не только в международном общении, но и вообще в приличном обществе. Ее уже комментировали многие российские представители, поэтому, чтобы не повторять их слова, я скажу о том, как это воспринимается через призму ЮНЕСКО.

Сейчас, как известно, Организация активно работает над тем, чтобы последствия пандемии коронавируса не поставили под угрозу ценности мировой культуры. В частности, нельзя допустить, чтобы миллионы людей лишились к ним доступа. Речь идет не только об исторических памятниках, которые сейчас закрыты из-за пандемии, но и о музеях, театрах, концертных залах. На этот счет есть несколько конкретных инициатив, в том числе – со стороны российских деятелей культуры. И мы сейчас обсуждаем с Секретариатом ЮНЕСКО, как лучше все это реализовать, разумеется, с использованием современных информационных технологий, которые позволяют проводить крупные мероприятия на удалении.

На этом фоне получается, что Украина своими действиями фактически противопоставляет себя всему мировому культурному сообществу. Это выглядит так, словно какой-то дикарь с дубиной пришел и устроил скандал на концерте симфонической музыки. И это печально: в прошлом Украина вносила заметный вклад в деятельность ЮНЕСКО, а сегодня она ассоциируется исключительно с темой конфронтации с Россией. В других областях ее попросту не видно. Но складывается впечатление, что этот арсенал русофобских затей постепенно истощается. Возникает вопрос – а что дальше? Если теперь объектами нападок стали такие крупнейшие центры не только российской, но и, подчеркну, мировой культуры, как Государственный Эрмитаж, то что потом? Дальше они что, на Майдане будут, подобно нацистам, жечь книги русских классиков? Словом, все это вызывает тягостное впечатление.

 - Какие последствия может повлечь это решение для международного сотрудничества?

- Особых последствий для международного сотрудничества я не вижу – в вопросах культуры ЮНЕСКО демонстрирует солидарность. Недавно я беседовал с генеральным директором Организации Одри Азуле, и мы пришли к выводу, что все думают примерно одинаково: как в условиях закрытия крупнейших объектов культуры сохранить к ним доступ, сохранить знания о мировой культуре, о мировом культурном наследии. И именно на этом, я думаю, в ближайшее время будут сосредоточены наши усилия, в том числе, при активном участии России.

- ЮНЕСКО в ответ на запрос РИА Новости отказалась комментировать действия украинских властей, сославшись на требование проявлять беспристрастность по вопросам дел стран-участниц. Как вы считаете, должна ли Организация, которая напрямую занимается культурой и, в том числе, взаимодействует с затронутыми институтами, вмешаться в ситуацию?

- Здесь я с позицией Секретариата ЮНЕСКО не согласен и неоднократно им об этом говорил. Я считаю, что это проявление двойных стандартов. Почему, когда происходят какие-то вещи, которые не нравятся, допустим, западным странам, на них следует реакция Секретариата ЮНЕСКО, а когда мы обращаемся по поводу вопиющих нарушений основополагающих принципов и ценностей ЮНЕСКО – Секретариат молчит и не реагирует?

Речь идет ведь не только о таких акциях, как то, что мы обсуждаем с вами сейчас. Не менее серьезные вещи происходят и в области образования, когда власти в Киеве пытаются вытеснить русский язык из сферы образования страны. Это коренным образом противоречит не только духу ЮНЕСКО, но и совершенно конкретным юридическим документам, принятым в этой Организации, таким, как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Мы неоднократно обращали внимание на вопиющие нарушения Киевом этой конвенции, но, к сожалению, внятной реакции так и не дождались.

- Под украинские санкции попали и научные археологические организации и институты Крыма, а также Крымский федеральный университет. Из-за того, что полуостров воссоединился с Россией, ЮНЕСКО ранее отказалась работать с Крымом. Сотрудничество так и не возобновилось? Как сейчас обстоят дела с объектом Всемирного наследия "Херсонес Таврический"?

- У меня такое впечатление, что в Киеве просто не ведают, что творят. Включение в эти так называемые санкции объектов культуры и образования в Крыму лишь подчеркивает то, с каким презрением и равнодушием украинские власти относятся к этим объектам, которые якобы, по их утверждению, находятся на их территории.

Но думаю, что так называемые санкции никакого практического значения не имеют. Потому, что уже давно под давлением Киева и его западных покровителей всякое сотрудничество с партнерами ЮНЕСКО в Крыму полностью прекращено. В том числе это касается и такого объекта всемирного наследия, как "Херсонес Таврический". Ведь ЮНЕСКО даже не принимает обязательные по Конвенции 1972 года отчеты о сохранности этого объекта! Из этого можно сделать вывод, что ни западные страны, ни Украину его судьба вообще не интересует. Для них главное – постоянно держать на плаву в ЮНЕСКО вопрос о территориальной принадлежности Крыма, отрицать исторический выбор, который был сделан в 2014 году, когда огромное большинство населения Крыма проголосовало за его присоединение к России. Этим вопросом мы занимаемся уже не первый год, и каждый раз видим одно и то же – это чистое политиканство.

Но проблема состоит в том, что вопросы принадлежности тех или иных территорий никакого отношения к мандату ЮНЕСКО не имеют. Это только отравляет атмосферу Организации, навязывая ей политизацию, которая для нее не только несвойственна, но и вообще пагубна, поскольку, как ржавчина, разъедает ее изнутри.

147
Чудо советской архитектуры

Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу

0
(обновлено 16:39 29.05.2020)
Все, хватит, ухожу гулять по городу! Я два месяца примерно просидела на карантине. Настолько примерно, что даже домочадцы начали подтрунивать. Мол, такие вырождающиеся виды сознательного гомо сапиенса нужно заносить в Красную книгу

Если променад, то в ближайший магазин. А это, должна отметить, в буквальном смысле в двух шагах, под домом. Если экстренный выход по делу - на машине, и как и полагается на заднем сиденье, в маске.

Весна в столице Грузии. Выброшенный кем-то в воду фонтана букет цветов
© Sputnik / Viktor Kaminsky.
Весна в столице Грузии. Выброшенный кем-то в воду фонтана букет цветов

Никаких посиделок, приятельских встреч на улице или у кого-нибудь за закрытой дверью дома. И не потому, что я, как в шпаргалку, заглядывала в эти предписания и старалась не отклоняться от них в своих действиях. Просто так складывались обстоятельства. И реагировала я вроде как спокойно на карантинное заточение. Утешала других и удивлялась, почему люди реагируют на изоляцию нытьем и депрессиями.

Интернациональная мафия и стриженные бутылки: есть ли жизнь в салонах красоты? >>>

И вдруг во мне будто что-то взорвалось. Я поняла, что, если я завтра же не пройдусь по тбилисским улочкам, я больше не выдавлю из себя ни строчки.

Озеленитель и жрицы любви

Наутро я повесила на плечо рюкзак, одела на шею фотоаппарат и вышла из мая летящей походкой. Я поставила перед собой довольно сложную задачу – пройти пешком расстояние от Глдани до проспекта Руставели, а это порядка 17-и километров.

Машины едут с площади Свободы в сторону проспекта Руставели в Тбилиси
© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Машины едут с площади Свободы в сторону проспекта Руставели в Тбилиси

С предпоследнего микрорайона до метро Ахметели я спустилась довольно быстро, за каких-нибудь 20 минут. И это с учетом того, что некоторые участки дороги и тротуара в Глдани до сих пор ремонтируются. Работы идут на дорогах, между прочим, уже год.

Еще пара минут, и я у метро Сараджишивли. Дальше дорога ровная, зеленая и чистая. Хотя, с другой стороны, кому загрязнять улицы, если люди два месяца сидели в домах. По пути встречались редкие прохожие, проносились люди на велосипедах, скутерах.

Чтобы не петлять по подъемам и спускам, а идти по прямой, я решила выйти на Набережную. К тому же, идя по Набережной, можно мерять пройденный путь по мостам, это удобно.

Знатный вид открывается с моста
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Знатный вид открывается с моста

День выдался ясный и погожий. Сверху греет улыбчивое солнце. Рядом бежит бурная, бесноватая Кура. Ближе к центру ее строптивый нрав укрощается. Понимает чертовка, что, выходя в "свет", нужно вести себя подобающе. Кура, или по-нашему Мтквари, протекает по территории Азербайджана, Грузии, Турции. Часть бассейна реки находится на территории Армении и Ирана. А начало берет она с Армянского нагорья.

Рыбный промысел на Куре
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Рыбный промысел на Куре

Останавливаюсь, чтобы вглядеться в воду, вслушаться в шум. Грязная вода, до невозможности. В нее ведь регулярно выбрасываются производственные и бытовые отходы. Только человек способен на такие разрушения. Каких-нибудь 200 с лишним лет назад курную воду использовали в качестве питьевой. А сегодня экологи бьют тревогу, говоря о ее загрязненности.

"Дышать стало легче": совсем другая сторона коронавируса >>>

Я его заметила издалека. Низкорослого, упитанного в широкополой панаме защитной расцветки. Шел он, чуть заметно переваливаясь с ноги на ногу. Ярко-зеленая униформа выдавала в нем озеленителя.

Когда он окончательно приблизился, я разглядела и соответствующую надпись в области нагрудного кармана. Не ошиблась, значит. Поравнявшись со мной, он замедлил шаг, сообщая тем самым, что собирается заговорить.

Набережная, фонарь, карантин
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Набережная, фонарь, карантин

- Работать вышли? – с любопытством осведомляется озеленитель.

Не чувствуя в вопросе подвоха, ведь у меня на шее фотоаппарат, я ответила, что нужно выбираться из этой трясины, поэтому пробую. Тут мужчина приблизился и буквально впился в меня глазами. Долго рассматривал и изрек:

- Нее-е, не похожа… Не дай бог тебе начать тут работать.

И тут я смекнула. Ведь по обочине набережной рассыпаны жрицы любви. Так и сидят на бордюрах, высиживают клиента. Выглядят почти все неважно. Лица у женщин стертые, взгляды колючие.

Набережная - это место, где машины несутся на высокой скорости. И не каждый рискнет пересекать трассу. Но они переходят ее запросто. А поскольку по бульвару курсируют сугубо жрицы любви, то нужно морально быть готовой к тому, что любую, попавшую в этот радиус, могут автоматически записать в представительницы древнейшей профессии.

А висящий на шее фотоаппарат квалифицировать как навороченный маневр новоприбывшей. Конкуренцию, между прочим, никто не отменял. На том мы с озеленителем и попрощались. Он пошел своей дорогой, а я продолжила свой путь, и только жрицы остались сидеть на своих местах.

Рыбаки и речной экстрим

Через некоторое время на горизонте замаячил Дидубийский мост. Его не спутаешь ни с одним другим. Облицовка у строения такая, что заметишь и из космоса. Он по цвету желтый, из болнисского туфа. Монументальный и основательный, с множеством отделочных деталей, как и полагается строению сталинской эпохи.

Пользуясь карантином, люди пользуются другими видами транспорта
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Пользуясь карантином, люди пользуются другими видами транспорта

Строительство моста закончилось в 1954-м. В 90-х ему дали другое название в честь инженера Ш. Шаликашвили. Вот только тбилисцы его упорно продолжают называть Дидубийским. Место под мостом облюбовали рыбаки. То есть, до Дидубийского моста – стоят жрицы, после моста рыбаки. А посередине, озеленители. Широкий газон с цветами делит трассу пополам, и "зеленые" люди копаются в земле по всей длине Набережной.

- Клюет? – спрашиваю у мужчины.

Оторвав глаза от удочки, отвечает:

- Норма-а-аль-но.

Аттракцион для любителей - рыбная ловля на Куре
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Аттракцион для любителей - рыбная ловля на Куре

По всему видно, подготовился он основательно. У ног сумка со снастями, на дереве рядом висит куртка.

- Вируса не боитесь?

Мужчина расплывается в улыбке, обнажая редкий забор зубов. Лицо у него загорелое, видимо часто приходится стоять под солнцем.  

Велосипед приобрел популярность
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Велосипед приобрел популярность

- Тут мало людей, разве не заметили. Если за целый день один проедет на велосипеде. Я сюда хожу смелее, чем в магазин.

- Приходите сюда каждый день?

- Как получится. Нужно приходить утром и вечером. Днем клева нет.

Небогатый улов
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Небогатый улов

- И большой улов?

- Когда как, в среднем 4-5 килограммов, - тут мой новый знакомый достает из сумки целлофановый пакет, чтобы продемонстрировать свой улов. Рыба мелкая и симпатичная.

- Ее хорошо на жарку. Принесу сейчас домой и пожарим, - аппетитно смакует рыбак.

Желаю удачи случайному знакомому и иду дальше. А дальше очередной мост имени Вахушти Багратиони.

Мост Вахушти Багратиони, снизу
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Мост Вахушти Багратиони, снизу

Построен в начале 70-х годов прошлого столетия. Особенной архитектурной ценности он не представляет. Он высокий, без изысков и излишеств, об эстетической стороне строения мало кто задумывался, классическое порождение своего времени.

Чарующая немецкая слободка: дома, нанизанные на нить времени >>>

Пройден очередной рубеж. По мере приближения к цели начинает мучать жажда, погода ведь стоит солнечная. Воду я с собой не взяла, потому что у нас на весь город и трех биотуалетов нет.

А тут осталась только арматура
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
А тут осталась только арматура

Дохожу до места, где ограждение заканчивается. По всем законам логики за ним должен следовать спуск к воде, но его нет. А есть резкий обрыв. Нога вовремя повисает в воздухе. Осторожно выглядываю и замечаю остатки арматуры, бывшей некогда лестницей.

Прогулка с остановками, или Нераскрытые тайны немецкой слободки >>>

Но какого же было мое изумление, когда я поняла, что таких "выходов" к реке у нас оказывается несколько. И только у одного из них, за время моего следования по маршруту, была крохотная площадка перед мнимым спуском к воде. Я, конечно, четко понимаю, что таких отчаянных прогульщиков, как я, в нашем городе крайне мало, но ведь они все же есть!

Еще один аттракцион, опасный между прочим
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Еще один аттракцион, опасный между прочим

Взбрело же мне в голову отправиться в пеший тур по Набережной. А вдруг я не одинока в безумных желаниях?! То есть, следуя логике городских властей, Набережная у нас активно не используется. А значит и заботиться о безопасности населения не стоит.

Цель достигнута – а итог?

Показался мост Челюскинцев, который зовется сегодня мостом царицы Тамар. Впрочем, упрямые тбилисцы все же чаще склоняются к старому названию.

В прошлом мост имени Челюскинцев, ныне царицы Тамар
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
В прошлом мост имени Челюскинцев, ныне царицы Тамар

Построили его в 1935-м году по проекту Завриева и Словинского. Мост состоит из четырех пролетов. Два центральных пролета перекрывают русло реки, два боковых — проезды вдоль набережных.

Самые безумные и веселые пасхальные обычаи Тифлиса: во что верили наши предки? >>>

Между тем усталость потихоньку давала о себе знать. Четыре часа в дороге, без остановок привалов и кофе-брейков. Обувь на ногах более чем удобная, но одна нога стерта в кровь. Когда становилось совсем невмоготу, я свешивалась над перилами и глубоко вдыхала речную прохладу.

Такое живописное место и ни одной скамьи
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Такое живописное место и ни одной скамьи

Сесть бы где-нибудь, взять пятиминутный тайм-аут. Но скамеек на набережной нет. Остается гадать, почему в городе, где летом температура в среднем поднимается выше 40 градусов, никому и в голову не приходит благоустроить речную набережную.

Уличные развлечения сумасбродного Тифлиса: вечный праздник наших предков >>>

Шаг, второй, еще один, главная задача состояла в том, чтобы не свалиться замертво на набережной, а добраться до своей конечной цели. Наконец появляется и эта главная цель – заветный мост Галактиона.

Мост Галактиона, он же Сталина, он же Верийский
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Мост Галактиона, он же Сталина, он же Верийский

Нынешний мост Галактиона был построен в 80 годы 19-го века. Правое побережье росло, обустраивалось, появилась необходимость связывать с противоположным берегом. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии.

Испытание эпидемиями: привитый царевич и Католикос-Патриарх, погибший от холеры >>>

Некоторые из специалистов считали, что строительство Мухранского моста (ныне Бараташвили) гораздо важнее Верийского (мост Галактиона). В итоге, благодаря усилиям богатого и влиятельного генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста, выбор был сделан в пользу Верийского.

Деталь из оформления моста Галактиона
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Деталь из оформления моста Галактиона

Компаньоны Карганов и Ротинов построили на свои средства мост. Но чтобы окупить собственные затраты, они решили сделать его платным. Пешеходы для перехода по нему платили 5 копеек, а транспорт 10. Верийский мост оставался единственным платным мостом в Тбилиси до 1922 года.

Разговор по душам и тифлисские герои: виртуальная прогулка в реальное прошлое города >>>

Шло время. Город менялся, а с ним росли потребности в передвижении. Мост, ширина которого не превышала десять метров, с новыми нагрузками уже не справлялся. Поэтому в 1952 году на этом месте появился новый, трехарочный мост. Назвали его мостом имени Сталина.

Чудом уцелевшая российская символика. В Грузии такое не часто встретишь
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Чудом уцелевшая российская символика. В Грузии такое не часто встретишь

Свое новое имя мост получил в 2001-м. Не могу утверждать со всей ответственностью, но по моим личным наблюдениям, это единственное место, где в оформлении еще осталась советская символика.

История одного сололакского двора, или Жизнь, разукрашенная иллюминацией >>>

Рядом с театром оперы и балета есть маленький сквер. Усевшись на скамье и наблюдая за изящной скульптурной композицией балерин, я пытаюсь суммировать итог моей пятичасовой прогулки.

Скульптуры балерин у оперного театра в Тбилиси
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Скульптуры балерин у оперного театра в Тбилиси

Конечно, я узнала немного больше о родном городе. Но разве только ради этого я совершала этот рекордный марш-бросок? Да нет же, мне просто хотелось докричаться, достучаться до любимого города и сказать ему словами песни Мумий Тролля "Караванами, пароходами. Я к тебе прорвусь. Mon amie".

0
Темы:
Прогулки по Тифлису