Парламентский комитет отраслевой экономики одобрил для вынесения в первом чтении на пленарное заседание парламента законопроект «О свободной торговле и конкуренции», представленный на заседании комитета государственным министром по вопросам координации экономических реформ Кахой Бендукидзе.
В комитете сообщили "Новости-Грузия", что ряд имеющихся у них замечаний к законопроекту будет рассмотрен в рабочем порядке в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Как отметил Каха Бендукидзе в ходе заседания комитета, состоявшегося накануне, 31 марта, главная цель данного законопроекта – недопустимость ограничения конкурентной среды. Законопроект подготовлен в соответствии с соглашением Еврообъединения и Грузии о партнерстве и сотрудничестве от 1996 года.
Согласно законопроекту, основной целью этого закона – снятие административных барьеров в свободной торговле и конкуренции, а также защита жизненных и экономических интересов общества в регулируемых экономических сферах (в условиях ограниченной конкуренции).
Закон распространяется на отношения, которые оказывают влияние на конкуренцию и свободную торговлю на товарных рынках и рынках обслуживания, и в которых участвуют юридические, физические лица, органы государственной власти, а также на те действия и решения госорганов, которые в той или иной форме могут оказать влияние на конкурентную среду и свободную торговлю.
Закон не распространяется на взаимоотношения, связанные с авторскими и смежными правами, торговыми и промышленными знаками.
Контроль за исполнением требований закона осуществляет Агентство свободной торговли и конкуренции, сформированное при министерстве экономического развития Грузии, и которому перейдет часть функций Антимонопольной службы и государственной инспекции цен, которые будут ликвидированы, а также бюджетные ассигнования, которые были предусмотрены для этих двух структур госбюджетом Грузии 2005 года. Главу агентства, согласно закону, назначает или снимает с должности премьер-министр Грузии.
Главные обязанности агентства – выявление и пресечение дискриминационных действий органов государственной власти, необоснованных государственных субсидий (прямых и непрямых) и льгот, устанавливать порядок согласования процедур государственной помощи или госцелевых программ.
В функции Агентства также входит мониторинг установления тарифов административным органом в регулируемых экономических сферах, защита и не распространение государственной и коммерческой тайны, выявление фактов нарушения закона и письменные указания на нарушения госорганам или экономическим агентам, действующим в регулируемых экономических сферах. В случае невыполнения этих требований Агентство полномочно обратиться с иском в суд.
Согласно законопроекту, всем государственным органам запрещается учреждать такие налоговые или другие льготы для экономического агента, которые дают ему преимущество в сравнении с конкурентами, запрещать или каким-либо другим образом ограничивать предпринимательскую деятельность и независимость экономического агента.
Законом запрещена государственная помощь, которая препятствует конкуренции или создает опасность ее создания, за исключением нескольких особых случаев. Государственная помощь допускается в случае форс-мажорных ситуаций, для содействия развития определенной экономической деятельности или развития экономической зоны, либо для сохранения культуры или культурного наследия – и только в случае, если указанная помощь не оказывает отрицательного влияния на конкурентную среду.
Запрещены также государственные целевые программы, которые ограничивают конкуренцию.
Законопроектом оговариваются и обязанности агентов, действующих в регулируемых экономических сферах – это виды экономической деятельности, которые, исходя из необходимости защиты экономических интересов потребителей, подлежат тарифному регулированию, или же предприятия инфраструктурной сферы (сферы, в которой осуществляются производство, поставки, обслуживание несвободно обращающихся средств), находящиеся в собственности государства.
С принятием законопроекта упраздняются 2 закона Грузии – «О монопольной деятельности и конкуренции» и «Об основах цен и ценообразования».
Нужно отметить, что наряду с принятием закона «О свободной торговле и конкуренции», в парламент представлены изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов, вытекающие из вышеуказанного закона, в частности, в закон «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О независимых национальных регулирующих органах».
Согласно пакету этих законопроектов, в компетенцию Агентства свободной торговли и конкуренции не будут входить полномочия осуществления государственного контроля за исполнением закона «О рекламе» (эти полномочия переданы местным органам власти) и «Закона о защите прав потребителей». Параллельно, пакетом законопроектом предусмотрено осуществление мониторинга в регулируемых экономических сферах, который должно осуществлять Агентство совместно с общественными объединениями потребителей.