РОССИЯ : трансгенная продукция - в России разгорается спор

Подписаться
В супермаркетах России появляется все больше продуктов питания, содержащих генетически модифицированные компоненты. В обществе же, научных кругах и средствах массовой информации все громче спорят о том, благо или зло – трансгенные растения и как они влияют на здоровье человека.

В супермаркетах России появляется все больше продуктов питания, содержащих генетически модифицированные компоненты. В обществе же, научных кругах и средствах массовой информации все громче спорят о том, благо или зло – трансгенные растения и как они влияют на здоровье человека.   

 «У нас нет данных о негативном воздействии на здоровье продуктов с ГМ-компонентами. Однако недостаточное знание – еще не решение проблемы», - подчеркивает главный государственный санитарный врач по городу Москве Николай Филатов. По его мнению, контролировать подобную продукцию необходимо. Важно, отмечает он, что с 1 июня в России введены европейские стандарты маркировки продуктов с трансгенными составляющими. На этикетке теперь предписано указывать присутствие более 0,9% ГМ-компонентов -  вместо прежних 5%.

Производство «трансгенников» становится все более масштабным бизнесом. За последние 10 лет площадь, занятая в мире ГМ-растениями, увеличилась в 40 раз и ныне составляет почти 70 миллионов гектаров. ГМ-культуры выращивают 7 миллионов фермеров в США, Канаде, Румынии, Болгарии, Испании, Аргентине, Бразилии, Индии, Японии, Австралии и других странах. В Китае это приоритетное направление обеспечения национальной безопасности.

Выращивать ГМ-культуры выгодно. По сравнению с генетически неизменными растениями «трансгенники» более устойчивы к вирусам и неблагоприятным природным условиям, высокоурожайны, быстрее растут и при этом стоят на 20-30% дешевле.

«Трансгенный картофель или кукуруза, сами защищающие себя от насекомых-вредителей! Какое впечатление такая новость могла произвести на руководителей химической промышленности, производящей миллионами тонн пестициды для защиты растений от насекомых»! - восклицает академик РАН, заведующий кафедрой вирусологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Иосиф Атабеков. 

Эксперты полагают,что это – одна из причин «кампании по дискредитации ГМ-растений»Общество стало все больше сомневаться в их безопасности для здоровья человека. 
«С 1980-х годов в мире проводились тысячи и тысячи исследований. Безопасность продуктов с трансгенными компонентами доказана, - считает заместитель директора НИИ питания Российской академии медицинских наук Минкаил Гапаров. –  Министерством здравоохранения они разрешены. Система контроля за ГМ-продукцией у нас работает, врачи спокойны. В России закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» приняли еще в 1996 году. Эксперты продолжают исследовать влияние «трансгенников» на здоровье человека».

 «Есть шанс, что ГМ-культуры окажутся опасными для здоровья», - говорит директор Института физиологии растений РАН Владимир Кузнецов. Президент Общенациональной Ассоциации генетической безопасности Александр Баранов сообщает, что такие данные есть.

«Их мы направили в парламент, откуда они пошли в Администрацию президента. В США, Европе и России с ростом потребления ГМ-продукции увеличилось число аллергических заболеваний. Не зря в 1998 году Евросоюз ввел мораторий на выращивание «трансгенников». Не случайно Великобритания после проверок трансгенных картофеля, рапса и кукурузы разрешила только кукурузу. А когда лоббисты ГМ-индустрии обещают с помощью трансгенных культур спасти мир от голодной смерти, это не более чем миф».

Кроме того, подчеркивает Александр Баранов, «существует проблема биологического - генетического – оружия.
 Исполняющая обязанности руководителя Управления Московской торговой инспекции Лидия Куракина сообщает: «Мы проверяем розничную торговлю, предприятия. Следы ГМ-компонентов в продуктах встречаются часто, но маркировка есть далеко не всегда.

А если и есть, то нередко без указания процентного содержания трансгенных ингредиентов».  Производителям выгоднее заплатить штраф за нарушение предписаний (от 100 до 20 тысяч рублей, 1 доллар=29 рублей), чем отказаться от ГМ-компонентов.  
 «Соя и картофельный крахмал для колбасы и йогуртов идут к нам из-за границы, и мы изначально не знаем, содержат ли они трансгенные  компоненты, - продолжает Лидия Куракина. - Между тем, потребители должны быть уверены в том, чем они питаются». 

«Мы решили не способствовать продвижению ГМ-продукции, - говорит директор по торговле сети супермаркетов «Перекресток» Игорь Сотников. – Мы продвигаем продукты, улучшающие самочувствие. Вместе с тем, ясно, что ныне трансгенные продукты – это неизбежность».

Российское сельское хозяйство «неконкурентоспособно, и если не исправить ситуацию в ближайшие годы, она может стать необратимой», убежден директор центра «Биоинженерия» РАН Константин Скрябин.  «У страны огромный сельхозпотенциал, не до конца востребованный. Мы можем накормить народ продукцией, выращенной без применения суперинтенсивных технологий, - возражает Виктор Семенов, член Комитета Госдумы – нижней палаты парламента – по бюджету и налогам. – Нельзя не учитывать, что ГМ-растения – это неконтролируемые гибриды с новыми свойствами и непредсказуемыми последствиями для здоровья человека, которые могут проявиться через несколько поколений».

«Все растения, микробы, трансгенные продукты, которые мы создаем, прежде всего должны быть безопасны, - отвечает на это Константин Скрябин. - Они не выйдут из лаборатории, пока не будут тщательно проверены». Иосиф Атабеков добавляет: «Пища, содержащая гены, весьма чужеродные для организма, поступала в пищеварительный тракт человека  тысячелетиями». 

«Зачастую потребителя просто запугивают ГМ-продукцией. И это вопрос экономики, рынка. Это конкурентная борьба», - резюмирует  главный государственный санитарный врач по городу Москве Николай Филатов.

Лента новостей
0