РОССИЯ : отмена льгот и замена их денежной компенсацией

Подписаться
Отмена льгот и замена их денежной компенсацией – сегодня самая обсуждаемая социально-экономическая проблема России. Наступление на разветвленную систему социальных льгот, сформировавшуюся еще в советские годы и значительно расширенную и дополненную в годы перестройки и в начале 90-х, реформаторское правительство России начало давно, еще несколько лет назад.

Отмена льгот и замена их денежной компенсацией  –  сегодня самая обсуждаемая социально-экономическая проблема России. Наступление на разветвленную систему социальных льгот, сформировавшуюся еще в советские годы и значительно расширенную и дополненную в годы перестройки и в начале 90-х, реформаторское правительство России начало давно, еще несколько лет назад.

Но наступало оно как-то несмело, ограничиваясь заявлениями о том, что льготы следует урезать, а в перспективе – и вообще отменить. Видимо, было решено готовить население к непопулярной реформе загодя и исподволь, в течение многих лет.

Но вот совсем недавно правительство внесло в нижнюю палату парламента пакет законопроектов. Планируется уже с 2005 года отменить значительную часть льгот, переведя их в денежную компенсацию. После 2006 года никаких льгот по идее в бюджете не должно оставаться. Исчезнет даже сам термин – льгота.

Осторожность министров понятна – проблема эта в высшей степени чувствительная. Льготников в РФ – более 30 миллионов человек, то есть треть всего взрослого населения. По другим подсчетам их и того больше – половина взрослого населения.

Миллионы людей пользуются  50-процентной льготой по оплате коммунальных услуг и телефона, миллионы пенсионеров получают бесплатные лекарства и бесплатно пользуются общественным транспортом, масса разнообразных льгот положена военным, сотрудникам правоохранительных органов, госслужащим… Общая сумма обязательств государства перед льготниками составляет фантастическую цифру  -  более 2 триллионов рублей (около 30 миллиардов долларов), что сопоставимо  со всеми доходами федерального бюджета.

Сегодня правительство, объясняясь с общественностью по поводу своих непопулярных планов, говорит о том, что система несправедлива. И в этом есть доля истины – скажем, деревенским пенсионерам из дальних областей не впрок ни льгота по оплате за телефон, ни бесплатный проезд в общественном транспорте, просто потому, что ни общественного транспорта у них в округе, ни телефонов у них в домах иной раз нет. Кроме того, ни один здравомыслящий  человек в стране не сможет объяснить, почему такие отнюдь не бедствующие группы населения, как прокуроры, судьи или госслужащие имеют право бесплатно ездить в автобусе и платить только 50 процентов за телефон.

Но у вопроса есть и другая сторона медали, для правительства весьма существенная. На самом деле система социальных льгот, если взглянуть на нее с точки зрения интересов бюджета и экономики, не просто несправедлива, а в первую очередь непрозрачна, неэффективна и нерыночна. Она искажает реальную экономическую картину. При нынешней системе практически невозможно подсчитать и учесть, сколько льгот и кем было востребовано за тот или иной период, какое ведомство  их должно оплачивать и в каком объеме, воспользовался ли соответствующий льготой тот, кому она положена, или кто-то другой. И так далее.   

Разумеется, намерения правительства сильно испугали льготников – особенно когда министры обнародовали первоначально запланированные цифры денежных компенсаций. Льготники опасаются, что льгот они по закону лишатся, а никаких денег взамен не увидят. Тогда в какой-то момент правительство умерило прыть и заговорило о том, что льготникам предоставят выбор – либо деньги, либо льготы. После обсуждения проблемы в обществе законопроект был доработан, и компенсации в итоге возросли в 3-4 раза, но при этом значительная часть обязательств бюджета по льготам была переведена на уровень регионов. Предусмотрена и индексация денежных выплат соразмерно темпам инфляции.

В итоге же свершилось главное – общество уже привыкло к мысли о неизбежности реформы социальных льгот и сегодня обсуждает лишь то, по какой модели целесообразнее ее провести. Так что можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки и обратного хода уже не будет. И пусть реформа идет хоть два года, как запланировано сегодня, пусть хоть десять лет, как, может быть, будет решено после обсуждения законопроектов в парламенте -  она состоится.

Политические аналитики предсказывали, что начало второго срока президентства Владимир Путин использует для энергичного проведения в жизнь самых непопулярных, но как воздух необходимых  экономике мер. Начатая реформа социальных льгот – пример как раз такой супернепопулярной меры.

Население пока воспринимает эти планы в целом на удивление спокойно. Если же правительству удастся нащупать самый безболезненный способ трансформации льгот в денежные выплаты, а саму сумму компенсации сделать насколько это возможно достойной, то снова можно будет констатировать: лидер, которому доверяет население, в состоянии провести в России самые непопулярные реформы. -0-

Лента новостей
0